Торопец. Кафедральный собор Корсунской иконы Божией Матери.

Сразу же при въезде в город, у Егорьевских ворот, стояли небольшие деревянные церквушки – Георгиевская и Одигитриевская. В 1676 году по указу Алексея Михайловича вместо деревянной Одигитриевской выстроили каменный Корсунско-Богородицкий собор. На первый взгляд может показаться, что указ был какой-то случайной прихотью богомольного царя, вспомнившего о далеком порубежном Торопце. Но дело все в том, что в Георгиевской церкви хранилась древняя икона, особо чтимая на Руси. Икону эту, по преданию, привезла в Торопец из Полоцка жена Александра Невского и оставила здесь в память о своем венчании. А в Полоцк икона попала якобы из Византии через Корсунь. Алексей Михайлович, вероятно, хорошо знал эту легенду и беспокоился о сохранении иконы, посылая свой указ. Насколько же сами торопчане чтили Корсунскую икону, хорошо видно из другого предания. Опасаясь, что Иван Грозный заберет её в Москву, они срочно изготовили копию и облачили копию в венцы, ризы и цаты со старой иконы, а подлинную без украшений спрятали в алтарь за престол. Иван Грозный в Торопец так и не пожаловал. Подлинник и копия остались в церкви, само же предание, хотя и полулегендарное, служит прекрасной иллюстрацией смелости горожан, не испугавшихся грозного царя. Несколько лет назад Корсунская икона попала в руки реставраторов Русского музея. Многое из казавшегося легендарным подтвердилось. Икона действительно происходила из Византии и была датирована исследователями XII-XIII веками. К сожалению, от этого времени на иконе сохранилось только одеяние Марии и младенца Христа. Лицо же и руки, видимо, полностью утрачены. Много невзгод повидало древнее произведение неизвестного мастера. Не раз его вытаскивали из пожара, пока наконец не поместили в первый каменный собор где казалось, ей ничто не угрожало. Но собор простоял немногим более ста лет, когда в городе случился очередной пожар уничтоживший почти весь Торопец. В пожаре 1792 года обгорели и каменные церкви. Икону спасли вновь, а собор, как ни пытались торопчане восстановить пришлось разобрать. На строительство нового собора деньги «собирали всем миром». Городской богатей, купец Иван Находкин, не пожалел на храм двух тысяч рублей. Тогда же на думском собрании было поставлено условие, чтобы городской голова «через знающего архитектуру сделал приличный соборной церкви план и фасад и представил обществу с причтом на рассмотрение». Таким знающим архитектуру стал смоленский архитектор Осип Спиркин, и в 1795 году приступили к строительству.
Возведение собора шло медленно. Не хватало денег. Да и откуда им взяться, если в пожаре у многих погибло все. В конце концов строительство пришлось приостановить. Но велико было желание горожан увидеть новый собор, и они обратились к Павлу I с просьбой о пожертвовании на окончание работ. Вероятно, опасаясь отказа, торопчане в своей челобитной перечисляют все знаки внимания, оказанные собору предками императора. Всей запрошенной суммы Павел I не дал. Выделил лишь половину, которой с трудом хватило на окончание строительства, и в 1804 году новый собор был торжественно освящен. Осип Спиркин, чей проект послужил основой собора, не был первоклассным архитектором, но столичную архитектуру знал. Владея определенными навыками, он свободно скомпоновал высокий четверик с двумя одинаковыми выступами: один, с востока, служит апсидой, другой, с запада, значительно увеличивает площадь храма. Своды, перекрывающие храм, усложнены световым барабанчиком и световыми люкарнами. Архитектор стремился привнести в собор даже светские мотивы, трактуя боковые главки как стройные обелиски, завершив их не крестами, а сферами и осветив интерьер большими оконными проемами. Но, к сожалению, удачно найденные детали почти не находят своего выражения во внешних объемах. По-видимому, условием договора было оговорено, что собор должен быть с двумя приделами, и Спиркину пришлось добавить с запада крытую галерею, а с севера и юга сами приделы. Из-за этого зрительно потерялась колоссальная высота собора. Он стал каким-то дробным, лишенным четкости силуэта, неуклюже большим, что подчеркнули выстроенная во второй половине XIX века каменная ограда с часовней и сторожкой, за которой зданию стало тесно. Гораздо интереснее интерьер, более разработанный, светлый – черта, характерная для эпохи классицизма. Однако у собора есть одно достоинство, заставляющее забыть о просчетах архитектора. Это его высота, которая много значит для силуэта города. Поставленный почти на самой окраине, он завершает панораму, открывающуюся с противоположного берега и с озера. Когда-то эта панорама была еще интереснее. Возле собора стояла огромная колокольня. Её начали строить за несколько лет до пожара, и она повторяла выстроенную несколько ранее колокольню в Осташкове. Торопецким колокольням не везло. Их предпочитали ломать, а не ремонтировать. Этим исказили панораму города, о которой еще в середине XIX века писали: «она имеет вид какого-то кремля». 
Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М., 1972. hram-tver.narod.ru

Одним из самых величественных храмов города был и остается главны храм города — Корсунско-Богородицкий собор. Именно в нем некогда хранилась святыня Руси — чудотворная икона — Корсунская икона Божьей Матери. По преданию икона была написана самим евангелистом Лукой при жизни Богородицы, когда Пресвятая Дева увидела свое изображение, то сказала: «Благодать родшагося от Меня и Моя да будет с сею иконою». В XII в. По прошению Преподобной Ефросинии Полоцкой эта икона была «уделена» из Эфеса в Полоцк. А уже в 1239 г. Корсунская икона попадает в наш город — полоцкая княжна Параскева дарит ее Торопцу в память о своем венчании с Александром Невским. В 1676 г. царь Алексей Михайлович приказывает построить в Торопце каменный Корсунско-Богородицкий собор, который и простоял до конца XVIII в., но во время одного из страшнейших пожаров собор обгорает так, что богослужения в нем вести невозможно. Но церковную утварь и чудотворную икону удается спасти. И на «общественном собрании» торопчане постановили, чтобы городской глава «чрез знающего архитектуру сделал приличный соборно церкви план и фасад и представил обществу на рассмотрение». Таким «знающим архитектуру» стал смоленский архитектор Осип Спиркин. И в 1795 г. приступили к строительству.
Возведение собора шло медленно, потому что у многих во время пожара погибло все. Но не только поэтому. Была и более веская причина. 1772 г. — первый раздел Польши. В России присоединена восточная часть белорусских земель, и границы отодвигаются далеко на запад. Торопец теряет свою главную привилегию — он перестает быть приграничным городом. И город, как о нем пишут современники, приходит в упадок. И поэтому единственный раз за всю историю города торопчане обращаются с просьбой о пожертвовании к государю. Павел I выделяет 4 тыс. рублей. И на эти средства был «устроен» великолепный ручной работы иконостас, а с правой стороны в позолоченном киоте хранилась чудотворная икона. В октябре 1804 г. собор был торжественно освящен протоиереем Нечаевым с «градским духовенством при громадном стечении народа». Но и потом соборное духовенство и граждане Торопца заботились о главном храме города — «старались придать ему лучший вид и довести до возможного совершенства». Так, в 1840 году — позлащены главы на сумму 968 руб., 1876 г. — церковный староста Абаканов пожертвовал 4500 руб. для «возобновления» Георгиевского придела собора и т.д. А в 1877 г. в заметках о Торопце было написано: «Благолепие собора полное … Весьма красивое здание, вполне соответствующее своему назначению».
В 1879 г. с трех сторон собор был обнесен каменной оградой с двумя железными, решетчатыми воротами и пятью башенками, в одной из которых была устроена часовня в честь св. Александра Невского, а с другой — помещение для сторожей. Напротив собора, по другую сторону дороги, возвышалась кирпичная колокольня в 4 яруса, на которой висел самый тяжелый колокол города весом в 400 пудов со следующей надписью: «В честь Пресвятые Богородицы, перелит сей колокол в 1841 г., 5 декабря, тщанием сего собора протоиерея Иоанна Холмского с братиею и церковным старостою Федором Абакановым и усердием доброхотных дателей г. Торопца». Также на нем были отлиты изображения Корсунской Божьей Матери, великомученика Георгия и Святого Александра Невского. А поверх шла вторая надпись: «Лил колокол осташковский кузнец Михаил Иванов и сын его Василий».
Среди «Доброхотный дателей», которые жертвовали средства на благоукрашение собора, можно назвать имена и царя Михаила Федоровича, и императора Александра I, и Дмитрия Боткина, и многих других. В годы советской власти богослужения в соборе не совершались. Средств на реставрацию этого прекрасного памятника Торопецкого зодчества не было. И только сейчас главный храм Торопца восстанавливается. И как и раньше, это делается на благотворительные пожертвования Торопца, всех, кому дорога торопецкая земля, кого восхищает ее прекрасная природа и уникальные памятники истории и культуры.
Попечительский совет Корсунско-Богородицкого собора. www.toropets.net

Корсунско-Богородицкий собор. Впервые был построен на территории бывшего Кремля в 1676 году на месте прежней церкви. В 1792 году большая часть храма была уничтожена во время пожара. Поэтому в 1795 году началось и в 1804 году закончилось строительство нынешнего здания собора. Храм создан по проекту Осипа Спиркина, благодаря «доброхотным пожертвованиям граждан Торопца и Государя императора Павла Петровича, который в 1798 году выдал на постройку 4000 рублей».
Собор кирпичный на каменном фундаменте, пятиглавый. На построенной в 1788 году отдельно от храма трехъярусной колокольне висело 7 колоколов, самый большой из которых вeсил 400 пудов. На нем были изображены Божья Матерь, Святой Георгий и Святой Александр Невский, имелись две надписи: «В честь Пресвятой Богородицы перелит сей колокол в 1841 году декабря 5 дня тщанием ceгo собора протоиерея Иоанна Холмского с братию и церковным старостою купцом Федором Абаконовым и ycepдием доброхотных дателей г. Торопца». «Лил сей колокол осташковский купец Михаил Иванов и сын eгo Василий Свинкины». На втором колоколе, весом 163 пуда, были те же надписи. Колокольня не сохранилась.
Собор имел три престола: главный — во имя Корсунской иконы Божьей Матери и два придельных — во имя святого великомученика Георгия и во имя святого благоверного Александра Heвскогo.
Причт состоял из настоятеля — протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков. В начале 20 века священниками в храме были родственники Патриарха Mосковского и всея Руси Тихона.
В соборе хранилась знаменитая чудотворная икона Kорсунской Божьей Матери, написанная, согласно преданию, св. евангелистом Лукой и привезенная в 20-x годах 12 века из Византии святой княгиней Евфросиньей. Считалось, что эту икону оставила в Торопце супруга Александра Heвскогo полоцкая княжна Александра Брячаславна, в память о венчании здесь со своим мужем. Ежегодно с Корсунской иконой совершались крестные ходы в городские и некоторые уездные церкви, вокруг собора, на речку Торопу, по валу острова и вокруг города.
В 1879 году собор был обнесен каменной оградой. Именитыми торопчанами в негo было пожертвовано 4442 рубля неприкocнoвeннoгo капитала. С 1886 года при храме действовала цepковно-приходская школа, в которой обучалось 100 человек.
К Корсунскому собору были при писаны Воскресенская кладбищенская церковь г. Торопца (в 1840 году) и Знаменская церковь в с. Знаменском (в 1860 году), а также две часовни: oдна каменная, близ собора, во имя Александра Heвcкoгo, построенная в 1879 году в память 25-летнего царствования императора Александра Bтopoгo, другая деревянная — в честь Николая Чудотворца, в полутора верстах от собора, там, где торопчане в 1611 году одержали победу над литовцами. По описанию 1897 года: Корсунский собор расположен при въезде в город по Великолуцкой дороге. Еще в ХIII веке упоминается о соборе из дуба, где в 1239 было бракосочетание Александра Невского, но место этого обора не известно, может быть он был на старом посаде. По переселении жителей в новый посад в 1362 году был выстроен на настоящем месте новый собор, составленный из двух деревянных церквей — Георгиевской, в которой за престолом находилась Корсунская икона Б. М. и Одигитриевской. В 1676 г. на месте деревянной Одигитриевской построена каменная с приделом, а вместо другой деревянной в 1685 г. разрешено построить к Одигитриевской церкви каменный придел. Эта трехпрестольная соборная церковь существовала до большого пожара, истребившего ее вместе с домами обывателей в 1788 году. На месте её в 1804 г. окончен постройкой ныне существующий соборный храм. В нем по ценности вклада и древности замечательна Корсунская икона Божией Матери — подарок супруги благоверного князя Александра Невского. Из ценных вещей сохраняются: напрестольный крест — дар царя Михаила Феодоровича в 1641 году, другой напрестольный же крест с частицами мощей разных святых, воздухи, шитые золотом.
По материалам: Официального сайта Псковского Епархиального Управления, изданий Орлов В. Храмы Псковской земли. — Великие Луки, 2009. Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. — Псков, 1879. Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. — Псков, 1881. Памятная книжка Псковской губернии на 1897 год. — Псков, 1897. Памятная книжка Псковской губернии на 1913 год. — Псков, 1913. http://hram-tver.ru/toropezrn/korsunskgortorop.html

Торопецкий собор в честь Корсунской иконы Божией Матери относительно «молодой» — начала ХIХ века, но стоит он на месте, издревле намоленном. Давным-давно тут располагалась крепость старинного города, а где крепость — там и городской храм. Чтобы поставить его, торопчанам пришлось пройти через многие трудности, среди которых и пожары, и безденежье, и унизительная для гордых жителей Псковской губернии челобитная магистру Мальтийского ордена, коим по совместительству являлся император Павел I. Но слово есть слово: коль уж решили возвести храм, поражающий своим благолепием, — так тому и быть.
Из документов ХVII века узнаём, что в те времена на въезде в Торопец путника встречали две деревянные церкви — Георгиевская и Одигитриевская. Автор художественного путеводителя по Торопцу и его окрестностям (в «жёлтой» серии издательства «Искусство»), профессор А.А. Галашевич отмечает, что первый каменный Корсунско-Богородицкий собор появился как раз там, где раньше находился Одигитриевский храм. Произошло это в 1676 году по указу царя Алексея Михайловича. «На первый взгляд может показаться, — пишет исследователь, что указ был какой-то случайный прихотью богомольного царя, вспомнившего о далёком порубежном Торопце. Но дело всё в том, что в Георгиевской церкви хранилась древняя икона, особо чтимая на Руси. Икону эту, по преданию, привезла из Полоцка жена Александра Невского». По одной из легенд, чудотворный образ создал сам евангелист Лука ещё при жизни Богородицы. И когда Та увидела изображение, то молвила: «Благодать родшагося от Меня и Моя да будет с сею иконою». Очевидно, что Тишайший царь очень трепетно относился к знаменитому образу. Да и торопчане святыню чтили. Сколько раз её спасали из огня и пожаров! И, в конце концов, возвели для неё каменный собор. Правда, ему суждено было недолго простоять — лишь век, а там очередной пожар выжег дотла большую часть города — каменные стены соборного храма устояли, но кладка, видимо, «поехала», да и интерьер оказался уничтожен: прихожане успели вынести лишь драгоценный образ и кое-какую утварь. Нужен был новый собор! На восстановление храма деньги стали собирать, что называется, «всем миром» — но много ли могут дать погорельцы? Конечно, наиболее состоятельные горожане, среди которых был и купец Иван Находкин, не скупясь, жертвовали на храм. На городском собрании народ наказал городскому голове «через знающего архитектору сделать соборной церкви план и фасад». Поиски зодчего кончились тем, что выбор пал на смоленского мастера Осипа Спиркина. История не сохранила о нём никаких других сведений, кроме того, что его пригласили в Торопец строить храм для Корсунской иконы.
Возведение стен началось в 1795 году, но шло медленно и в какой-то момент даже остановилось — денег катастрофически не хватало. Ситуация усугублялась тем, что Торопец к тому времени утратил свою роль приграничного города — в результате раздела Польши и присоединения к России новых земель рубежи государства отодвинулись на запад. Не являясь больше важным оборонительным пунктом, Торопец выпал из поля зрения «центра». Очевидно, от безысходности горожане сочинили челобитную Павлу I с просьбой выделить средства на строительство собора из государственной казны. Император дал лишь половину запрашиваемых торопчанами денег, по некоторым данным — около четырёх тысяч рублей, чего хватило, что называется, «впритык». Так или иначе, храм достроили, поставили в нём великолепный иконостас, а справа поместили чудотворную икону в позолоченном киоте. Осенью 1804 года протоирей Василий Нечаев «с градским духовенством при громадном стечении народа» освятил собор. Яркий, очень необычный (Спиркин использовал при строительстве церковного здания светские мотивы) храм украсил Торопец. И в наши дни он прекрасно оживляет панораму городка, в котором несколько поубавилось церквей с приходом новой власти после 1917 года.
А в начале ХIХ века Корсунский собор дополнил стройный ряд торопецких храмов сочным, оригинальным акцентом, эффектно «заключив» его панораму с севера на юг. Да и добавил городскому «рисунку» вертикалей. Мало того, что сам он очень высок (чего, увы, вблизи не оценишь — столь тесно втиснут храм в окружающую застройку), так ещё в прошлом у него имелась очень красивая колокольня. Четырёхъярусная, кирпичная, на неё подняли самый тяжёлый в городе колокол — весом 400 пудов! На этом колоколе были выгравированы изображения Божией Матери, великомученика Георгия и святого князя Александра Невского. Кроме того, на колоколе сделали две надписи. Одна сообщала, что «в честь Пресвятые Богородицы, перелит сей колокол в 1841 г., 5 декабря, тщанием сего собора протоирея Иоанна Холмского с братиею и церковным старостой Фёдором Абакановым и усердием доброхотных дателей города Торопца». А вторая — что «лил сей колокол осташковский кузнец Михаил Иванов и сын его Василий». Колокольня стояла отдельно, по другую сторону дороги, разрезающий Торопец надвое. Известно, что сооружение очень походило внешне на колокольню Спасо-Преображенского храма в Осташкове — до такой степени, что многие исследователи предполагают: их строила одна и та же артель мастеров.
По злой иронии судьбы, время пощадило оба архитектурных комплекса лишь частично — в Осташкове сегодня можно любоваться одной лишь колокольней — Преображенский храм разрушили перед Великой Отечественной войной, а в Торопце остался собор без колокольни… Едва ли в ближайшее время стоит рассчитывать на полное восстановление и того, и другого комплекса; остаётся мысленно «приставить» к торопецкому храму осташковскую колокольню и попытаться в воображении своём оценить красоту всего ансамбля. Вложившись «по максимуму» в строительство своего собора, торопчане, казалось, совершили непосильный рывок, на который ушли все их силы. После того как новый каменный Корсунский собор освятили, горожане и духовенство не переставали заботиться о нём. К середине ХIХ века главы храма покрыли позолотой, а в 1876 году церковный староста Абаканов пожертвовал церкви четыре с половиной тысячи рублей! Эти деньги пошли на возобновление Георгиевского придела и поновление собора — дабы, как говорилось, придать ему «лучший вид и довести до возможного совершенства». Примерно тогда же с трёх сторон выстроили каменную ограду с пятью башенками. В одной из них оборудовали часовню во имя святого благоверного князя Александра Невского, ещё одна служила сторожкой… В общем, благодаря усилиям прихожан, к концу столетия о соборе не писали иначе, как: «благолепие собора полное… весьма красивое здание, вполне соответствующее своему назначению». Забегая вперёд, отметим, что ограда с башенками не столько украсила собор, сколько стеснила его, несколько скомкав замысел Осипа Спиркина.
В ХIХ веке город стал приходить в упадок, не помогали уже и традиционные торговые связи. Впрочем, о храме горожане заботились всегда. Конечно, в безбожные советские годы ситуация поменялась кардинальным образом, благолепие сменилось запустением… После революции богослужения в Корсунском соборе, как и в тысячах других церквей по всей стране, прекратилась, а сам храм решено было закрыть. Он лишился колокольни и нарядного верха. Опустев внутри, собор тем не менее продолжал оставаться молчаливым свидетелем истории. Он видел и Великую Отечественную войну (почти полгода — с конца лета 1941 года до середины зимы 1942 года — город находился под властью фашистов) и послевоенные годы восстановления древнего города.
Перемены в жизни заброшенного Корсунского собора начались лишь в самом конце 1970-х годов, когда он наконец-то дождался реставрации. Но лишь спустя четверть века, в 2005 году, храм вернули Церкви. Восстановить его удалось достаточно быстро — благодаря усилиям меценатов нашего времени, в том числе бизнесмена, отстроившего элитный коттеджный посёлок «Княжье Озеро» под Истрой, где в храме во имя св Александра Невского до сего дня пребывает Торопецкая «Корсунская» икона Божией Матери из Торопецкого Корсунского собора. Корсунский собор — весьма своеобразный памятник эпохи барокко, для Торопца, в общем-то экзотический. Памятников этого стиля здесь больше не сыщется, зато в городе сохранились в достаточном количестве храмы, выстроенные в т.н. «торопецком барокко». Осип Спиркин строил «как в столицах» (возможно, это даже было оговорено в выданном зодчему задании); получился вполне столичный размах, которому, кажется, даже несколько тесно на небольшом «пятачке», где стоит собор. Тело храма — высокий четверик с широкими окнами, прекрасно вписанный в панораму города со стороны озера Соломенного. Никаких восьмериков, никакой усложняющей силуэт ярусности — Корсунский собор как бы разом вырастает всей своей массой из прибрежной зелени, создавая ощущение значительности, монументальности. Усложнения касаются верха: Спиркин смело установил на четверик сферический купол и разнообразил его эффектными световыми люкарнами с круглыми окошками, не только оживляющими свод, но и создающими внутри дополнительную игру светотени. А венчает всё цилиндрический барабан с изящной «рюмочкой» главы на шейке. Очень своеобразно автор храма исполнил боковые главки. Фактически, это не главки вовсе, а обелиски, по выражению А. Галашевича; они вынесены за основной объём храма и опираются не на свод, а на высокие, от земли идущие столпы, украшенные с каждой стороны парными декоративными лопатками. Решение, должно быть, небесспорное, так как с фронтальных ракурсов эти столпы словно «притормаживают» стремление собора вверх. Однако на угловом ракурсе понимаешь, что такая трактовка позволила Спиркину придать фактуру по сути плоской, не украшенным ничем, кроме карнизов и довольно простых окон по стенам (эпоха резного декора стремительно уходила в прошлое).
Строго говоря, с декоративной точки зрения Корсунский собор — это уже не барокко. И только рудиментарные боковые главки звучат отголосками барочной эпохи. Они оживляют облик храма в силу своих скромных возможностей — без них памятник смотрелся бы очень невыразительно. Люкарны собора формируют плавный переход от массивного четверика к лёгкой главке. Хотя, возможно, они чуть великоваты для невысокого купола. Как можно заметить, световые люкарны зрительно усложняют даже самый простой по форме свод, создавая эффект «криволинейной кровли». Боковые же пристройки не украсили собор. Приделы слишком тяжеловесны, тесно обступившая храм ограда и позднейшие сторожки с их глухими стенами вроде бы и выдержаны в одном стиле с храмом, но на самом деле не выдерживают никакой критики и скорее разрушают, чем дополняют облик сооружения. Замечательные интерьеры в советское время оказались утрачены… Восстанавливать внутреннее убранство уже в ХХI веке в который раз пришлось с нуля. Заново писались иконы для скромных двухъярусных иконостасов в тёплых приделах. Вход в основной храм, отмеченный высокой стрельчатой аркой, — наглухо запечатан. Украшающая портал большая живописная икона Воскресения Христова — как символ надежды на возрождение былого великолепия.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №64, 2013 г.

Несмотря на то, что в советское время Корсунский собор лишился колокольни, он всё равно является главной архитектурной доминантой Торопца. Пятиглавый храм длиной более 30 и шириной около 20 метров. Собор был построен в 1795-1804 годах в стиле позднего барокко. До 1917 года здесь находилась чудотворная Торопецкая икона Божией Матери. В советское время собор был закрыт, великолепный барочный интерьер уничтожен, здание разрушалось. В 2000-е годы восстановлен, в настоящее время действует и открыт ежедневно.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?