Торопец. Церковь Спаса Преображения.

Церковь дважды (в 1738 и 1758 годах) значительно пострадала от пожаров, что привело к изменению изначального внешнего вида, в частности появились многочисленные пристройки.
Церковь имеет две характерные особенности: угловые декоративные кокошники, распределяющиеся на две плоскости постройки и зеленые изразцы с изображением двуглавого орла, состоящие из нескольких составных частей. Высокая колокольня, стоящая вытянутым восьмериком на четверике, богата поясом фигурного кирпича под арками звона и имеет скромный арочный портал, украшенный кирпичной нарезкой.
Церковь отреставрирована относительно состояния 70-х годов прошлого века, не действует.

Церковь Cпаса Преображения расположена на ул.Никитина (бывший Спасский пер.). Построена в конце XVII-начале XVIII веков. Эта церковь по структуре плана отлична от Казанской и принадлежит к типу одноапсидных бесстолпных храмов. Бесстолпные храмы были широко распространены в Московском зодчестве XVI-XVII веков. К ним принадлежит старая соборная церковь в Боннском монастыре (1593), церковь Покрова в Рубцове (1626) и другие. Бесстолпный тип церковных построек широко применялся и в Торопецком строительстве XVII-XVIII столетий. Спасская церковь не сохранила своего первоначального вида, который изменился из-за повреждения пожарами 1758 и 1738 годов, когда в городе выгорело 5 каменных церквей. Церковь Спаса Преображения имеет некоторые особенности. Угловые декоративные кокошники, распределяющиеся на две плоскости постройки, зеленые изразцы с изображением двуглавого орла, состоящие из нескольких составных частей, и сплошные лопатки по углам отличают обработку стен Спасской церкви. Высокая колокольня, стоящая вытянутым восьмериком на четверике , богата поясом фигурного кирпича под арками звона и имеет скромный трехцентровый арочный портал, украшенный кирпичной нарезкой.
Торопец. Прошлое и настоящее. Сборник очерков. Составитель Л.Г. Нефедова. Верхневолжская ассоциация периодической печати. Нелидово, 1996 г., стр. 28 
Есть на посаде две церкви, до сих пор остающиеся загадкой. Это Казанская на улице того же названия (ныне улица Соловьева) и Спасо-Преображенская, также давшая имя улице (теперь улица Никитина). Обе церкви, хотя и различны по своим архитектурным формам и декору, по-видимому, возникли одновременно, в конце XVII века. Загадка начинается с того, что мы не знаем точной даты их построения. Все выводы о времени возникновения приделов и обстроек основаны лишь на внешних наблюдениях архитектурных форм. И если их отдельные части не вызывают сомнения в своем позднем происхождении, то завершение храма и декор, которые могли бы подсказать время построения, остаются неразгаданными. Казанская и Спасо-Преображенская церкви – любопытный пример зданий, не раз претерпевавших изменения и имеющих множество напластований, затрудняющих датировку. Они позволяют сделать далеко идущие выводы. Если скрупулезно просмотреть все документальные источники и подсчитать, сколько раз в Торопце случались пожары, из-за которых ремонтировались храмы, то цифра получится внушительной. В отличие от Казанской церкви Спасо-Преображенская более традиционного типа – четверик, перекрытый сомкнутым сводом. Она значительно меньших размеров и менее интересна внутри. Но зато снаружи — это один из лучших примеров «дивного узорочья» конца XVII века. Если бы не сломанные верхние яруса колокольни и венчающие главки храма, она была бы еще наряднее и полнила бы панораму города своим стройным силуэтом. Своеобразны венчающие верх четверика храма кокошники. Обегая по карнизу фасады, они ломаются на углах пополам, украшая одновременно два фасада. Под кокошниками помещены вставки из многоцветных поливных изразцов. Но на них изображены не херувимы, а двуглавые орлы. Мастера, украшавшие здание, рассматривали керамическую плитку как яркое цветовое пятно на фасаде. Поэтому со стороны, выходящей на реку и не видимой с улицы, некоторые плитки перепутаны, сохраняя лишь красочный ритм декоративного пояса. Обрамление окон и порталов близко к Казанской церкви. Отдельные детали повторяют убранство последней. Все пристройки Спасо-Преображенской церкви – результат поновлений после пожаров. Верхний ярус колокольни представлял особый интерес и напоминал уже знакомую колокольню Иоанно-Предтеченской церкви, но был более высоким и стройным. Формы этой колокольни, повидимому, и легли в основу последующего Торопецкого зодчества. 
По материалам: сайта Информационный портал города Торопец и издания Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М., 1972. hram-tver.narod.ru

Храм Спаса Преображения, выстроенный на посаде в конце ХVII столетия и поновлённый в середине ХVIII века, не так прост, как кажется на первый взгляд. Он весьма эклектичен (что объясняется, наверное, как минимум двумя позднейшими перестройками после пожаров 1738 и 1758 годов): верхи — от торопецкого барокко; объёмы — с незатейливой, но всё же резьбой наличников и изразцовым фризом с изображениями двуглавого орла — от узорочья; а вот сама композиция — это явная архаика. Одноапсидные бесстолпные храмы — это явные традиции московского зодчества предыдущего ХVI века. Вот он, классический пример провинциального «запаздывания стиля»: до Торопца эти традиции добрались спустя сто лет…
Во второй половине ХIХ столетия в Спасо-Преображенской церкви священником был Иоанн Беллавин, отец Василия Беллавина — будущего Патриарха Московского и всея Руси, впоследствии святого. В скромном доме рядом с храмом (из украшений — только мемориальная доска) прошли детские годы будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви. Свой духовный путь святитель Тихон начинал в Торопце, тут он закончил духовное училище, а потом покинул родительский дом и уехал учиться в Псковскую семинарию (стоит сказать, что в то время Торопецкий уезд относился к Псковской губернии). Родители Святейшего остались в Торопце и были похоронены на Вознесенском кладбище города. Над их могилами поставлена часовня. В доме Беллавиных ныне Музей Патриарха Тихона.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №64, 2013 г.

Преображенский храм находится в центре города на улице Никитина. Известен тем, что здесь служил отец патриарха Тихона, а сам будущий патриарх в детстве жил в доме напротив.
Построен в 1706 году на средства прихожан в стиле торопецкого барокко. Основной объем — четверик, восьмигранная колокольня отличается интересным декором. В советское время храм был закрыт и разграблен, в 2000-е годы восстановлен снаружи. В настоящее время приписан к Вознесенскому храму, служба здесь проходит несколько раз в год.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?