Еще дальше на север лежит село Топоровцы, где в 1619 г. на средства молдавского хозяина Мирона Барнавского, сторонника Львовского братства, была построена Ильинская церковь – яркий и своеобразный памятник Буковинской каменной архитектуры. В ней решаются те же архитектурно-художественные задачи, которые позже стояли перед строителями Троицкой церкви на Клокучцi в Черновцах.
Для своего сооружения топоровецкий мастер выбирает молдавский тип трехдневного храма с небольшими конхами, обнаруженными на фасадах малозаметными прямоугольными выступами. Бабинец, как и в лужанской церкви, одной ширины с нефом. Поэтому массив сооружения монолитный, он только немного оживлен выступами конх и горизонтальным пояском поребрика из красного кирпича на уровне пяток подпружиненных арок бабинца. Храм — с высокой крышей, который похож силуэтом на крышу Троицкой церкви на Клокучцi. На строгом монолите стен выделяются наличники окон и белокаменная резьба портала в формах варваризованной готики, встречающаяся и в других сооружениях.
Сходство топоровецкой церкви с деревянными буковинскими храмами довершается наличием трех бань, спрятанных под одной крышей. Войдя через единый северный портал в бабинец, мы сможем осмотреть интерьер и архитектурно-конструктивные особенности здания. Прежде всего бросается в глаза то, что бани не имеют подбанников; они опираются на подпружиненные неглубокие арки, врезанные в стены, и с помощью сферических парусов, над которыми проходит небольшой выступающий кольцевой карниз, несут сферический свод. Средняя баня только немного выше боковых. Неф высокими и широкими полуциркульными арками соединяется с алтарем и бабинцем. Он отличается от Бабинца небольшими полукруглыми конхами, контрастирующими своими размерами с нефом, зрительно увеличивая его масштаб. Пол — из очень больших каменных плит самой разнообразной формы. На первый взгляд, они не играют никакой архитектурно-художественной роли, однако на самом деле они положены именно так, чтобы создать непринужденный рисунок и придать интерьеру величественный вид. Благодаря им интерьер сразу получает гораздо увеличенные масштабы; кажется, что он построен не для обычных людей, а для былинных богатырей. Ювелирная резьба иконостаса, остатки которой хранятся в сооружении, возможно, еще больше усиливала могучие формы интерьера.
Логвин Г.Н. «По Украине». — К.: Искусство, 1968 год, стр. 335, 342.
Источник: «Прадедовская слава» https://www.pslava.info/ToporivciS_CerkvaSvIlli_1968PoUkrajini,259839.html
Сочетает в себе буковинские и молдавские архитектурные традиции. Одна из самых старых построек Буковины. Каменная, оштукатуренная. В основу положен тип трехчастного, трехкупольного, трехконхового храма с полуциркульной апсидой и небольшими боковыми конхами в толще стены, слабо выявленными на фасадах выступами. Монолитность объема, высокая скатная, крытая гонтом крыша, скрывающая купольные перекрытия, роднят памятник с деревянными культовыми сооружениями Буковины.
Высокие толстые стены, прорезанные редкими окнами-амбразурами, свидетельствуют об оборонном характере здания. Суровый монолит стен, расчлененный лишь слабо выступающими креповками и горизонтальным пояском поребрика, оживляет белокаменная резьба дверного портала входа, необычно расположенного в северной стене, и оконных обрамлений, напоминающая резьбу портала хотинской церкви. Аналогии этого рисунка можно найти в западной средневековой архитектуре и старомолдавском зодчестве. Перекрыта тремя куполами без барабанов, опирающимися на врезанные в стены неглубокие подпружные арки, при помощи сферических парусов переходящие в сферический свод. Центральный купол более высокий, внутреннее пространство объединяется высокими широкими арками. Небольшие конхи в нефе зрительно увеличивают его объем. На чердаке по всему периметру стен сохранился парапет с бойницами.
Колокольня поставлена к северу от церкви, каменная, оштукатуренная, квадратная в плане, двухъярусная. Ее фасады прорезаны сквозными полуциркульными арками, ярусы отмечены рельефным пояском. Накрыта невысокой шатровой, крытой гонтом крышей.
Стены ограды вокруг подворья церкви возведены из сложенных всухую речных валунов, они усиливали оборонный характер здания. Памятник является образцом буковинского зодчества XVI-XVII вв.
Источник: Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1986 г., т. 4, с. 362-363
https://www.pslava.info/ToporivciS_CerkvaSvIlli_1986PamjatnykyGradostroytelstva,259840.html