Томск. Церковь Воскресения Христова.

Одним из самых интересных храмовых сооружений г. Томска является Воскресенская церковь, расположенная на Воскресенской горе. Свое название гора получила от первой срубленной здесь основателями Томска церкви “во имя Воскресения Христова” в 1622 г. Первый деревянный Воскресенский храм стоял восточнее каменного, на территории бывшего Богородице-Успенского мужского монастыря (упразднен в 1626 г.), основанный первым архиереем Тобольским Киприаном. Здание церкви не один раз горело и к концу века окончательно обветшало.
В 1789 г. состоялась закладка фундамента нового двухэтажного каменного здания храма. Строилась церковь с 1789 по 1807 г. на средства прихожан. Церковь возводили Егор Домоневский и Петр Баранов, иногда ошибочно строителями церкви называются Иван Карпов и Иван Недомолвин. Нижний алтарь храма был освящен 18 октября 1803 г. Верхний придел во имя Успения Пресвятой Богородицы был освящен 16 июня 1807 г. в память о Богородице-Успенском монастыре. В 1892 г. при церкви было открыто попечительство о бедных. В 1894-1895 гг. на средства томского купца Павла Борисовича Шумилова и церковного старосты Алексея Евграфовича Кухтерина верхний этаж церкви был отремонтирован. Храм был холодный и не отапливался. Теперь здесь были установлены печи для обогрева верхнего придела церкви, и службы можно было вести круглый год. В нижнем приделе церковные службы начинались только с Пасхальных праздников. Были вновь переписаны иконы и перестроен иконостас. К колокольне с западной стороны была пристроена закрытая лестница-притвор, ведущая на второй этаж здания.
В 1896 г. при храме открылась церковно-приходская школа для мальчиков и девочек, здание для которой построили также Кухтерины. Содержалась школа на средства совета Томского женского Епархиального училища и пожертвований купца Иннокентия Евграфовича Кухтерина. С 1892 г. при церкви действовало попечительство о бедных.
Западнее храма, на краю обрыва, была сооружена невысокая колокольня на каменных опорах для тысячепудового колокола, отлитого в 1896 г. по инициативе томского купца Андрея Афанасьевича Васильева, ссудившего на выплавку колокола три тысячи рублей серебром. Колокол был отлит в честь состоявшийся 14 (26) мая 1896 г. коронации царя Николая II и царицы Александры Федоровны. Томский “Царь-колокол” был изготовлен на знаменитом колокольном заводе Оловянишникова в Ярославле и доставлен в Томск во второй половине ноября 1896 г. по железной дороге и санным путем. Весил 1005 пудов 35 фунтов, т.е. примерно 17 тонн, стоимостью более чем 18 тысяч рублей и был третьим по величине в Сибири, после иркутского и тобольского. 19 (30) декабря 1897 г. колокол был поднят на звонницу, 21 декабря 1897 г. (1 января 1898 г.) над Томском раздался первый басовитый звон колокола-гиганта.
Большой крест на церковь был куплен на Ирбитской ярмарке купцом Иннокентием Евграфовичем Кухтериным в 1897 г. Трагическим для Воскресенской церкви стали двадцатые и тридцатые годы XX века. Так, согласно акту губернской комиссии по изъятию церковных ценностей от 5 апреля 1922 г., из Воскресенской церкви была изъята часть серебряной церковной утвари – большие и малый кресты, подсвечники, кадило, лампады и т.д. По постановлению Совета народных комиссаров СССР «О набатном звоне», которое было принято в октябре 1923 года, в начале января 1930 года знаменитый Томский “царь-колокол” был сброшен с колокольни и расколот на части, а куски отвезены в Чугунно-литейный и слесарно-механический завод «Республика» на переплавку (бывшие литейные мастерские купца Иванова, сейчас ОАО «Пушкинское»). В этом же году была разобрана и сама колокольня. Постановлением Томского городского совета от 25 мая 1936 г. должны были быть ликвидированы Никольская, Петропавловская и Воскресенская церкви. Так называемые наказы избирателей Городскому совету рекомендовали использовать Воскресенскую церковь под кинотеатр, завод «Республика», мукомольный комбинат, зооветеринарный техникум.
3 ноября 1936 г. Воскресенская церковь была закрыта. В 1937 г. была предпринята попытка разрушения церкви. Но снесена была лишь церковная ограда. В конце 1930-гг. в помещении церкви находился гараж для машин, затем зерносклад. В 1940-е годы в здании Воскресенской церкви разместился Центральный государственный архив РСФСР Дальнего Востока. Советское правительство приняло решение о переводе архивов Хабаровского и Приморского краев, частично Читинской области в Томск. Документы из Владивостока поступали в 1935, 1941 и 1942 гг. Так, в августе 1943 года, в Томске был создан Центральный государственный архив РСФСР Дальнего Востока. Первоначально архив располагался в здании бывшего ломбарда (ул. К. Маркса, 26), а позднее в помещении Воскресенской церкви, где и разместилась основная часть его фондов. Архив Дальнего Востока занимал оба этажа.
http://pravoslavie.tomsk.ru/
Воскресенская церковь — почти ровесница Томска. Первоначальный деревянный храм был построен в 1622 году и находился восточнее нынешнего каменного, на территории Свято-Успенского мужского монастыря. В 1626 году монастырь был закрыт и Воскресенская церковь стала приходской. Двухэтажное каменное здание нынешнего храма было заложено 14 февраля 1789 года. Нижний придел в честь Успения Божией Матери был освящен 18 октября 1803 года. Через несколько дней деревянный Воскресенский храм был разобран и вывезен на берег р. Томи со всей утварью, где его полностью сожгли, а прах развеяли по ветру над рекой — таков был обычай. 16 июня 1807 года был освящен верхний престол храма — в честь обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме. С 1892 года при церкви действовало попечительство о бедных. В 1896 году была открыта церковно-приходская школа. 19 декабря 1897 года на отдельно стоящую к западу от храма каменную звонницу был поднят большой Воскресенский колокол, отлитый в Ярославле на заводе Оловянишникова. Колокол, украшенный горельефами евангелистов, имел диаметр более 4-х метров, а его общий вес составлял 16640 кг. Горожане нарекли его «Томским Царь-колоколом». В 1930 году колокол был снят, разбит на куски и вместе с колоколами других Томских церквей пошел на переплавку.
В 19З6 году храм был закрыт. 16 августа 1995 года Воскресенская церковь была вновь освящена и начала свою новую жизнь.
http://oskolkov.city.tomsk.net/Hramy/resurect.html

Воскресенская церковь каменная, двухэтажная, во имя Воскресения Христова и Успения Божией Матери, построена в 1803 г.
Причта по штату: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Содержание причта при готовом помещении: проценты с причтового капитала и доходы от треб. Прихожан муж. пола 963 и жен. пола 975 душ. В том числе раскольников 32 чел. обоего пола.
Одноклассная школа открыта в 1896 г., помещается в собственном доме и содержится на средства частью попечителя школы купца 1-й гильдии Иннокентия Евграфовича Кухтерина, частью епархиального училищного совета. Попечитель платит учительнице жалование 300 руб., на свои средства построил и школьное здание, стоящее 6 000 руб. Попечительство открыто в 1892 г.
Протоиерей Павел Иванович Добротворский, младший священник К.Е. Кондаков, диакон И.Г. Рождественский, псаломщики С.М. Конусов и Троицкий.
Справочная книга по Томской епархии за 1902-1903 год, сост. под ред. секретаря Томской духовной консистории Д.Е. Березова. Томск: Типография Епархиального братства, 1903 г.

Томская церковь Воскресения Христова — почти ровесница города. Если Томск был основан в 1604 г., то первый деревянный храм на этом месте появился в 1622-м. Срубленная церковь прослужила томичам до конца следующего столетия, но из-за частых пожаров здание ее находилось в разрушенном состоянии. Она была разобрана черезне сколько дней после освящения нового каменного храма, в 1807 г.
Каменная церковь Воскресения Христова выполнена в стиле сибирского барокко XVIII в. В деталях её внешнего и внутреннего убранства читаются и элементы готики. Отношение ширины здания к высоте, удивительные детали оформления — все это устремляет здание ввысь, и кажется, будто она своими сводами касается небес. Однако храм прославила не только красота, но люди, посещавшие его. Именно здесь в октябре 1858 г. венчался известный анархист Михаил Александрович Бакунин. Он был сослан в Томск, где и познакомился со своей будущей женой — дворянкой Антониной Ксаверьевной Квятковской. Посаженым отцом на их свадьбе был сам генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский.
Важнейшим событием в жизни храма стало установление 1000-пудового колокола-гиганта. Это был третий по величине колокол на всю Сибирь. Его пожертвовал купец А.А. Васильев. Побывав на церемонии венчания на царство Николая II, Васильев дал обет в честь этого события отлить такой колокол, какого Томск еще не знал. Свое слово он сдержал, и в 1896 г. большой Вознесенский колокол подняли на специально возведенную звонницу. Чтобы этот гигант мог звонить, требовалось усилие нескольких звонарей. Им приходилось несколько минут раскачивать «язык» колокола, прежде чем по окрестности начинали разливаться первые густые звуки его голоса. По воспоминаниям старожилов, слышно было тот томский Царь-колокол на 40 километров вокруг. За заслуги перед церковью Васильев, скончавшийся в 1898 г., был похоронен внутри церковной ограды. Его могила и надгробная плита сохранились до сих пор.
В советский период Воскресенская церковь разделила судьбу тысяч других церквей в стране: ее закрыли, а помещение передали под нужды города. Царь-колокол в 1930 г. сняли, разбили на куски и вместе с другими колоколами города отправили на переплавку, в этом же году разобрали и колокольню. Сама церковь просуществовала ещё несколько лет, пока указом Томского городского совета, осенью 1936 г., не была закрыта. Опустевшее здание было рекомендовано использовать под кинотеатр, мукомольный комбинат или зооветеринарный техникум. В конце 30-х годов в помещении церкви обустроили гараж, а потом зернохранилище. С 1945-го здесь располагался центральный государственный архив РСФСР Дальнего Востока, что и спасло здание от серьезных повреждений. Архив просуществовал здесь до 1995 г.
А 16 августа 1996 г. церковь была вновь освящена и открылась для верующих. Реставрационные работы начались гораздо раньше. В 1980-1990 г.г. восстановили фасады и каменную ограду церкви. Отремонтировали алтари, восстановили каркас иконостаса храма, купола и крышу, позолоченные кресты. Работы по восстановлению первоначального облика храма в 90-х осуществляла фирма «Реставрация», созданная братьями Владимиром и Анатолием Кирсановыми.
5 апреля 1996 г. были освящены и установлены на звоннице Воскресенской церкви семь колоколов. Их отливали в Воронеже на частные средства. Самый большой колокол весил 150 килограммов, гораздо меньше, чем его знаменитый предшественник. Работа по восстановлению томского Царя-колокола началась в 2001 г. Средства на его отлив собирались всем миром. Нашлись люди, которые были готовы жертвовать крупные суммы, чтобы над городом вновь прозвучал знаменитый благовест. 31 августа 2004-го в честь 400-летия Томска состоялось торжественное открытие копии знаменитого колокола, и в тот же день он впервые огласил своим басом всю округу.
«Образы России», http://www.culture.ru/

В 2016 г. по благословению Митрополита Томского и Асиновского Ростислава была начата роспись верхнего придела Воскресенской церкви. Цель — воссоздать Воскресенскую церковь в том благолепном виде, в котором она радовала томичей в XIX в. Расписывают храм мастера из г. Владимира. По промыслу Божию, это тот же город, из которого приезжали расписывать мастера храм в середине XIX в. Следуя документам Томского архива, датированным октябрем 1849 г., живописные фрески Воскресенской церкви были созданы летом того же, 1849 г., одним из иконников Владимирской земли «Аркадием Васильевым Рудаковым, вольноотпущенным живописцем». На втором этаже храма сохранились остатки этих росписей.
За 2016 г. был расписан алтарь. В средней части расписана центральная арка для того, чтобы все прихожане и гости храма могли увидеть необыкновенную красоту, которую придает храму роспись. Воскресенская церковь приобретает постепенно благолепный вид, возвышающий к Небу. В центре росписи алтаря, на горнем месте — образ Христа, Спаса Нерукотворного. Вокруг Него, в благоговейном преклонении, запечатлены Пресвятая Дева Мария, святой Иоанн Предтеча, святые Архангелы Михаил и Гавриил, ангельские силы, творцы Литургии — святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. Все они изображены на фоне сияющего чистого неба, причем свет струится от образа Спасителя, освещая все вокруг. Напротив иконы Христа на арке — Евангельские слова Господа: «Аз есмь Свет миру. Ходяй по Мне не имать ходити во тьме».
Слева над жертвенником разместилось изображение Рождества Христова, что очень символично. Во время проскомидии, совершающейся на жертвеннике, воспоминается, в том числе, рождение Христа, Его воплощение, и роспись, следовательно, соответствует литургической жизни Церкви.
На самой арке — фигуры святителей Христовых, которые связаны с Томской землей. Справа — образ святителя Макария (Невского), чьими трудами были построены и заложены множество томских храмов. В знак этих трудов, возле величественной фигуры святителя Макария изображены известный Троицкий собор, располагавшийся когда-то на площади Новособорной, и Петропавловский собор, в закладке которого принимал участие святитель Макарий. А слева — образ священноисповедника Агафангела (Преображенского), который был некоторое время инспектором Томской духовной семинарии, а в годы репрессий находился в ссылке в Томской области в Колпашево. В память об этом рядом со святителем изображены здание Томской семинарии, доныне сохранившееся в аварийном состоянии на улице Никитина и здание разрушенной Петропавловской церкви в г. Колпашево.
В центральной арке изображены первоверховные апостолы Петр и Павел – столпы Православной Церкви. Их изображения в приделе, посвященном Воскресению Христову, неслучайно. Апостол Петр был одним из первых, кто вошел в пустой гроб Воскресшего Спасителя. Апостол Павел много писал в своих посланиях о том, что Воскресение Христа – краеугольный камень нашей веры. Одна из его самых известных цитат написана на свитке, который он держит в руке: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 кор. 15,17).
30 мая 2018 г. проект росписи четверика верхнего придела Воскресенской церкви получил согласование и работы по росписи были продолжены. В куполе, сохранившиеся дореволюционные изображения евангелистов было принято решение оставить как есть, так как процесс их реставрации — долгое и кропотливое дело. Ниже евангелистов между шестикрылыми серафимами изображены события, связанные с Воскресением Христа: жены-мироносицы у гроба воскресшего Спасителя, явление Христа Марии Магдалине и встреча Господа с апостолами Лукой и Клеопой по дороге в Еммаус.
В 2019 г. продолжились работы по завершению росписи четверика. Между орнаментом будут в медальонах написаны изображения томских святых: праведных Феодора Томского и Петра Томского, блаженной Домны и мученицы Татианы. Также началась роспись сводов центральной части храма. Здесь будут изображены события, раскрывающие смысл Воскресения Христова: Воскрешение праведного Лазаря из мертвых, Сошествие Христа в ад, Уверение апостола Фомы и Покаяние апостола Петра.
Информация с официального сайта храма, http://www.voskresenie-tomsk.ru/rospis-khrama-2

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?