Знаменская церковь берет свое начало от деревянного храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Абалацкая), построенного на этом месте в XVII веке дворянином Иваном Качаловым, который происходил из города Углича. В 1593 году угличане были сосланы в Сибирь по делу о смерти царевича Димитрия, а в XVII веке часть «Углича» была переведена из Пелыма в Томск, где угличанами был основан исторический район «Заозерье». Они привезли с собой икону Божией Матери «Знамение», выполненную на черном (аспидном) камне, которая и дала название храму.
Каменное здание храма было возведено в 1784-1810 годах на средства дворян Качаловых, потомков угличанина. В 1935 году церковь была закрыта. Центральный купол, колокольня и Всехсвятский придел были разрушены. В 1992 году развалины храма были возвращены Русской Православной Церкви и силами общины Свято-Троицкой церкви были восстановлены. Знаменский храм имеет два боковых придела, освященных во имя святителя Николая и преподобного Серафима Саровского. В Знаменской церкви хранится икона преподобного Серафима с частицей его святых мощей.
tomsk.gov.ru
Каменная церковь во имя Знамения иконы Пресвятой Богородицы с двумя приделами: во имя св. апостолов Петра и Павла и во имя Всех Святых, построена в 1810 г.
Причта по штату: священник и псаломщик. Содержание причта при готовом помещении: проценты с причтового капитала 255 руб. и доходы от треб. Прихожан обоего пола 600 чел., в том числе раскольников до 30 душ обоего пола.
Церковно-приходская школа открыта 10 сентября 1892 г., помещается в церковной сторожке и содержится на средства церкви. Законоучитель – местный священник, учительница Шеймина, получает жалования от 120 руб. от церкви и 180 руб. от епархиального училищного совета. Попечительница школы вдова томского купца Елизавета Федоровна Валгусова. Попечительство открыто 21 октября 1895 г.
Справочная книга по Томской епархии за 1902-1903 год, сост. под ред. секретаря Томской духовной консистории Д.Е. Березова. Томск: Типография Епархиального братства, 1903 г.
К концу века церковь была достаточно ветхой, и после пожара решено было выстроить новую каменную. В 1789 году состоялась закладка каменной Знаменской церкви с приделом святой великомученицы Екатерины. Основными застройщиками храма были потомки первостроителя. Строительство шло медленно- 14 лет. Лишь в 1803 году 15 октября был освящён северный придел во имя святой великомученицы Екатерины — небесной покровительницы императрицы Екатерины II, подписавшей прошение о строительстве каменной Знаменской церкви, а 9 ноября 1810 года, был освящён главный престол – в честь Абалакской иконы Божией Матери «Знамение».
Через десять лет, 9 октября 1820 года в церкви произошел пожар от печи, сгорела крыша на Екатерининском приделе. После ремонта 28 января 1821 года придел был вновь освящен. Впоследствии Знаменская церковь стала трехпрестольной: центральный престол освящен в честь Знамения Пресвятой Богородицы, южный престол – во имя святых первоверховных Петра и Павла, северный – во имя Всех Святых. В этом последнем приделе находились две большие украшенные серебряными окладами иконы с изображениями святых, написанные по заказу богатой прихожанки, чье имя осталось неизвестным. Иконы она заказала для закрепления на них частиц мощей. На одной размещались 34 частицы, на другой – 40 (последняя икона, без частиц мощей, хранится в запасниках Томского художественного музея). В этом же приделе стоял серебряный ковчег с частью мощей святой великомученицы Варвары. В центральном храме находилась икона святого Александра Свирского с частицей его мощей. Среди храмовых святынь особенно ценной была часть животворящего Древа Креста Господня, а также иконы с частицей мощей пророка Иоанна Предтечи, апостола Павла, евангелиста Марка, царевича Димитрия и других святых. Особо почитаемой была икона Христа Спасителя, высеченная на чёрном аспидном камне — шунгитном углероде. По преданию, колокольня, куда однажды была вынесена эта икона, в ночное время вся была озарена исходящим от неё сиянием. Верующие восприняли это событие как указание свыше, и святыню вернули в храм. В годы богоборчества все святыни были утрачены.
При церкви существовала открытая в сентябре 1892 года церковно-приходская школа для девочек, построенная на средства томича Родюкова А.Д., где учились 63 воспитанницы. После революции на здании выстроили 2-ой этаж и сделали его жилым. В 1912 году при храме насчитывалось прихожан обоего пола до 869 человек, кроме того раскольников 8 человек. В церковной библиотеке имелось 156 книг. При храме активно действовало церковно-приходское попечительство.
После Октябрьского переворота 1917 года, отступления армии Колчака из Томска и прихода к власти большевиков, здание Знаменской церкви в 1920 году было национализировано, но богослужения в храме продолжались. Религиозная община при Знаменской церкви 2 августа 1920 года заключила с Томским Горуездным исполкомом договор на бессрочное и бесплатное пользование храмом и церковным имуществом. По его условиям на проведение крупных мероприятий приход теперь обязан был получить разрешение новой власти. В 1926 и 1927 годах Томский Окружной административный отдел выдал верующим «разрешение на право перенесения икон «Божией Матери», «Николая Чудотворца» и «Спасителя» из Сретенской церкви в Знаменскую». А в 1930 году власти запретили общине проведения 19 января Крестного хода на реку Томь.
На заседании от 14 февраля 1930 года Знаменский церковный совет «имел суждение о передаче колокольной меди и несгораемого шкафа на дело индустриализации страны». В храме осталось 5 колоколов (самый большой весил 99 пудов, самый маленький 1 пуд). Однако 18 марта 1930 года и 99-пудовый колокол сняли с колокольни.
Постановление Западно-Сибирского Краевого исполкома от 26 марта 1935 года Знаменская церковь была закрыта. Причиной этого, как отмечалось в документе, стали многочисленные требования рабочих расположенных вокруг нее предприятий и учреждений, необходимость ремонта здания, на который у прихожан не было средств, а также потребность строителей новой жизни в культурно-просветительских учреждениях – им передавались национализированные здания церквей.
После закрытия Знаменскую церковь отдали базе Сплавфлота. 9 мая был составлен акт о передаче церковного имущества (икон, сосудов, облачений и других ценностей — всего 156 наименований) в государственный фонд. Церковное здание претерпело серьёзные изменения. Центральный купол, колокольня и Всехсвятский придел были разрушены. В 1936 году здание занял под склад зерна Поросинский спиртзавод. С 1940 года здание принадлежало речному хозяйству. В 1960-е годы здесь размещались кузница и кочегарка. В 1970-е годы – гараж, бойлерная, лодочная станция.
К концу 1980-х годов вместо южного придела Петра и Павла возвышался деревянный жилой дом. К другому, северному приделу, примыкала сливная яма, стоки которой струились под церковь. На месте центрального Знаменского придела размещался киоск по приему бутылок. В помещении, где сегодня действует церковная лавка, находился тепловой узел, отапливавший часть ближних домов.
Впервые разрушенное здание церкви было поставлено на госохрану как памятник культуры в 1984 году, когда специалистам института «Сибспецпроектрестоврация» был выполнен проект «Реконструкции и регенерации центральной части города Томска с полным обследованием всей застройки». Решением Томского Горсовета № 25 от 26.02.1992 года полуразрушенное здание церкви поставлено на госохрану как памятник местного значения.
В 1992 году развалины храма были возвращены Русской Православной Церкви, и силами общины Свято-Троицкой церкви под деятельным руководством настоятеля протоиерея Николая Яськова начались восстановительные работы. В 1994 году был заказан проект комплексной реставрации и воссоздания Знаменской церкви.
Первым был восстановлен и 20 апреля 1996 года освящен северный придел во имя святителя Николая Чудотворца. Освящение совершил ныне в Боге почивший Преосвященный Сергий, Епископ Новосибирский и Бердский. Южный придел в июле 2000 года был освящен Преосвященным Ростиславом, епископом Томским и Асиновским. В декабре 2005 года завершилось восстановление центрального Знаменского придела. Чин его освящения совершил также владыка Ростислав.
Три деревянных иконостаса были изготовлены из кедра мастерами Томского политехнического профессионального лицея №20. Роспись центрального и Никольского иконостасов выполнили московские иконописцы супруги Дмитрий и Галина Ларионовы, а роспись иконостаса Серафимовского придела принадлежит москвичке Татьяне Тякиной. В 2004 году на колокольне Знаменской церкви установили колокола. По старинному способу — в земле, их отливали мастера города Тутаева Ярославской области. На них запечатлены имена владыки Ростислава, протоиерея Николая Яськова, а также имена прихожан, вложивших средства в восстановление церкви. Среди них — и имя диакона Знаменского храма Георгия Таразанова.
В настоящее время жители Томска стали свидетелями того, как буквально из руин вырос величественный храм, который обогатил силуэт города и своей архитектурной гармоней, своими святынями подарил большому городскому району возможность полноценного духовного окормления.
http://znamenietomsk.prihod.ru/istoriya-prixoda/
Заложен в 1789 году, главный придел освящен в 1810 году. Изначально имел два престола, три престола — с 1851 г. Главный престол — в честь Абалацкой иконы Божией Матери «Знамение» (освящен в 1809), придел во имя святой великомученицы Екатерины (1803). После перестроек храм стал трехпрестольным: главный престол — в честь иконы Божией Матери «Знамение», южный придел — во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, северный — во имя Всех Святых. Материал постройки — камень (кирпич).
Церковь сооружалась и перестраивалась, когда в архитектуре стиль барокко сменялся классицизмом, потому храм имеет черты обоих стилей. Объемная композиция церкви представляет собой традиционный для Русской Православной Церкви тип, когда основные объемы располагаются последовательно по продольной оси (запад-восток). Храм был воздвигнут на месте деревянной церкви, по преданию, возведенной в 1703 году дворянином Иваном Качаловым в честь особо чтимой в Сибири Абалакской чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение». Качаловы были в числе осужденных на ссылку в Сибирь после гибели царевича Димитрия жителей Углича. В Томске потомки ссыльных поселились в городском районе Заозерье, где и была построена церковь.
В храме находилось много святынь: иконы с мощами святого Иоанна Предтечи, святого апостола Павла, святого евангелиста Марка, святого царевича Димитрия и других святых, а также почитаемая икона Христа Спасителя, высеченная на аспидном камне (так называли минерал шунгит).
В 1892 году при церкви создано церковно-приходское попечительство и в собственном здании под попечительством купеческой вдовы Елизаветы Фкедоровны Валгусовой была открыта церковно-приходская женская школа. В школе обучалось более полусотни девочек. В церковной библиотеке в начале XX века имелось более 150 книг. Прихожан обоего пола насчитывалось до 890 человек (в 1914 году).
В 1920 году Знаменская церковь была национализирована и по договору передана в пользование верующим. С 1922 по 1924 год Знаменская община находилась в подчинении у обновленцев, а затем присоединилась к Архиепископу Димитрию Беликову, представлявшему в Томске Патриаршую церковь. В 1928 году вслед за ним община ушла в юрисдикцию ВВЦС.
В конце декабря 1932 года по добровольному соглашению между «григорианскими» общинами Знаменской и Благовещенской церквей и общиной Никольской церкви ориентации Московской Патриархии произошел обмен храмами. Община Знаменской церкви заняла Благовещенский собор. В Знаменскую церковь перешла община из Никольской церкви, отчего община стала называться Никольско-Знаменской. Сюда же была перенесена кафедра Епископа Фостирия (Максимовского).
В 1935 году (26 марта) постановлением Западно-Сибирского Крайисполкома Знаменская церковь была закрыта под предлогом ветхости храма и малочисленности общины. В 1996 году руины храма вернули верующим. Тогда же был восстановлен северный придел во имя святителя Николая Чудотворца. В 2000 году был освящен южный придел во имя преподобного Серафима Саровского. В декабре 2005 года завершилось восстановление центрального Знаменского престола.
Безруких Олег, протоиерей. Храмы города Томска. Опыт церковного историко-археологического исследования: дис. на соискание ученой степени кандидата богословия по кафедре церковной археологии Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра. 2003. С. 90-92.