В 1776 г. был заложен каменный храм Казанской Божией Матери. Боковые приделы Фрола и Лавра (северный) и Алексия человека Божия (южный) освящены в 1779 г. Главный придел освящен в 1789 году. За основу проекта храма был принят переработанный в стилистике сибирского барокко проект Петропавловского собора в Барнауле, составленный архитектором московской школы русского барокко XVIII в. князем Д.П. Макуловым. В 1863 г. на колокольню храма был поднят «Большой» 300-пудовый колокол.
По материалам сайта: tomsk.gov.ru
Церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери является главным храмом Богородице-Алексеевского монастыря Томска. Первоначально Казанская церковь Богородице-Алексеевского монастыря в Томске была деревянной. Срубили обитель после того, как в 1658 году из стратегических соображений монастырь перенесли ближе к городу, на Юрточную гору. Освящена была во имя Алексея, человека Божьего. В 1754 году обитель сгорела от удара молнии. На её месте в 1776 году был заложен каменный храм. За основу храма приняли переработанный в стилистике сибирского барокко проект Петропавловского собора в Барнауле, составленный архитектором московской школы русского барокко XVIII века князем Д.П. Макуловым. К церковному сооружению пристроили два боковых придела: северный — Фрола и Лавра и южный — Алексия, человека Божия. Приделы были освящены в 1779 году, главный престол — в 1789 году. В 1863 году на колокольню подняли «Большой» 300-пудовый колокол.В 1929 году Казанская церковь Богородице-Алексеевского монастыря в Томске была закрыта. Возвращена верующим только в 1992 году, после чего начались регулярные богослужения.
http://www.novosibirskgid.ru/architecture/
Каменный Казанский храм появился в томской Богородице-Алексиевской обители на излёте второго века её существования. Строили его долго — средств катастрофически не хватало, собирали их всем миром. Томский Богородице-Алексиевский монастырь — одна из старейших русских обителей за Уралом. Считается, что его основали в 1605 году, спустя год после устройства Томского острога. Основали не на нынешнем месте, а в нескольких верстах ниже по течению Томи, у впадения в неё речки Большой Киргизки, отчего и называлась первоначально обитель Усть-Киргизской. Почему монахи поселились вдалеке от военного укрепления — не вполне понятно; вскоре непродуманность этого решения стала очевидна — синодики того времени сохранили сведения о постоянных разорениях монастыря немирным местным населением, сопровождавшихся жестокими убийствами иноков: первый такой набег датируется уже 1614 годом. Да и само место оказалось неудачным — во время первого же весеннего ледохода берег обвалился, погубив только что возведённую деревянную церковь (изначально трёхпрестольную) и прочие постройки. Пострадавший монастырь после этого перенесли повыше, однако обиды от аборигенов и здесь сделали жизнь монахов невыносимой, и, когда в 1656 году очередной деревянный Казанский храм сгорел, было принято решение обосноваться поблизости от острога, на Юрточной горе, что и сделали к 1662 году. Три престола новой деревянной церкви получили прежние посвящения: главный — в честь Казанской иконы Божией Матери, придельные — во имя Алексия, человека Божия, и святых мучеников Флора и Лавра.
К началу ХVIII века церковь совершенно обветшала, и в 1711 году настоятель обители архимандрит Василид освятил новый Казанский храм, опять же деревянный. Жизни этому храму было отпущено чуть больше сорока лет — в 1754 году он сгорел от удара молнии, после чего митрополит Сибирский и Тобольский Сильвестр (Гловацкий) повелел построить новый деревянный храм «на временную нужду», озаботившись меж тем подготовкой к устройству каменной церкви. Последнее оказалось делом нелёгким и небыстрым. Лишь в 1776 году игумен Филофей отрапортовал, что на строительство приобретено сборами 1500 рублей, да кроме того, впредь вызвался помогать деньгами тобольский купец Степан Шевырин. В основу нового храма лёг проект освящённой двумя годами раньше барнаульской Петропавловской церкви, подготовленный московским архитектором Д. П. Макуловым. Проект, правда, значительно переработали — общим остался только план. За работы принялись скоро, и в 1779 году по благословенной грамоте епископа Тобольского и Сибирского Варлаама (Петрова) уже освятили оба придела. Торопились ещё и потому, что в январе 1779 года «от худой печки» сгорела выстроенная «на временную нужду» деревянная церковь и монахи остались вовсе без храма: братии пришлось ходить на богослужения в соседнюю Христорождественскую церковь, что, разумеется, было не очень удобно. Увы, по освящении приделов дело практически встало: средства истощились, а прижимистый Шевырин от обещаний своих отказался… Понадобилось десять лет для завершения строительных и отделочных работ в главном храме: он был освящён игуменом Палладием (Фроловским) лишь в ноябре 1789 года. Освящён с временным иконостасом — капитальный иконостас сооружали ещё долго: тобольские мастера были заняты, томские запрашивали слишком дорого, в конце концов нашли исполнителей в далёком Красноярске. Но трудности на этом не кончились, ведь ещё предстояло возвести колокольню.
Игумен Даниил (Черкасов), управлявший Богородице-Алексиевским монастырём с 1798 года, предпринимал невероятные усилия дабы построить колокольню при храме, однако задача не была решена. Испробовав все средства, настоятель в 1802 году обратился в консисторию с просьбой дозволить ему напрямую просить необходимые три тысячи рублей у императора Александра I, на что последовал решительный отказ — дескать утруждать царя столь мелкими просьбами неудобно, да и Синод запрещает. Вместо этого определили в обитель сборную книгу на три года, отправив сборщиков по Томскому и Енисейскому краям; кроме того, в 1805 году «пустили» в Томске два подписных листа, но сборы шли чрезвычайно туго, а начатая колокольня так и оставалась недостроенной, и монастырю, увы, приходилось стоять без звона ещё долгое время. Дело осложнялось тем, что игумен Даниил задумал устроить в колокольне храм во имя праведного Лазаря, — на это тут же последовал окрик тобольского архипастыря: «Церкви без всякой нужды по прихотям одним дозволить не можно, помещение лучше употребить под кладовую и ризницу», — что, к слову, позже и исполнили. Достраивали колокольню уже при отце Иоанникии (Агишеве), занимавшем место настоятеля обители в первой половине 1830-х годов, однако в большинстве современных источников приводится гораздо более поздняя дата — 1860 год. Возможно, имели место быть ещё какие-то достройки и перестройки. Любопытно, что изготовление в 1863 году колокола весом в 303 пуда для звонницы не обошлось без помощи святого праведного Феодора Томского, чьи мощи ныне почивают в Казанском храме. Последние годы своей жизни Фёдор Кузьмич провёл в Томске, обосновавшись в усадьбе купца С. Хромова, неподалёку от Богородице-Алексиевской обители, и часто посещая Казанский храм. Тогдашний настоятель монастыря архимандрит Виктор (Лебедев) весьма уважал святого старца и не стеснялся обращаться к нему за советом и благословением. Обитель изредка навещали весьма высокие гости — например, в 1891 году здесь побывал наследник престола великий князь Николай Александрович (в недалёком будущем император Николай II), поклонившийся могиле старца Фёдора Кузьмича. В 1904 году над могилой похороненного в монастырской ограде святого праведного Фёдора Кузьмича Томского соорудили каменную часовню (разрушена в советские годы, восстановлена в 1997 году).
Богородице-Алексиевский монастырь томские власти упразднили в 1923 году, однако Казанский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви до 1929 года. Насельников обители с её территории изгнали — те переселились в загородный дом архимандритов, стоявший у места впадения в Томь Большой Киргизки, то есть как раз на том месте, где когда-то был основан Богородицкий монастырь. Здесь иноки жили, по сути, под арестом — в 1926 году почти всех их расстреляли на горе Каштак. Казанский храм, лишённый надлежащего ухода, быстро ветшал: по стенам поползли трещины, к 1929 году одна из стен алтарной части рухнула. Совершать богослужения в нём теперь было невозможно. Впрочем, и власти больше не желали видеть действующую церковь в самом центре города — в конце 1929 года Казанский храм был закрыт. Бывшую обитель передали педагогическому училищу и принялись изгонять из неё память о прошлом. Казанская церковь планомерно уничтожалась — на стройматериалы разобрали колокольню, позже последовали новые утраты: к 1980-м годам храм представлял собой, по словам одного из местных журналистов, «обрубок старинного здания с остатками купола». В 1980-х годах обсуждалась идея устроить на территории бывшего монастыря музей. Реализовать её не удалось, однако Казанскую церковь отреставрировали. Частично. Но близились иные времена. Коммунизм пал, отношение к религии изменилось.
В 1992 году храм и часть монастырских построек вернули епархии. В истории древнейшей сибирской обители открылась новая страница. В 1992 году епископ Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) совершил открытие древнего монастыря — началось его возрождение. Шло оно очень трудно. Не было постоянного наместника, некому было совершать богослужения — за неимением братии, ибо инокам просто негде было жить: келейный корпус вернули обители, лишённой даже разрушенной в советскую эпоху ограды, лишь в 1996 году. По-настоящему о восстановлении Казанского храма и активном благоустройстве монастыря можно говорить лишь с 1999 года, когда обитель возглавил игумен Силуан (Вьюров). Тогда, помимо всего прочего, начались работы и по обустройству приделов Казанской церкви. «Зазвучала» восстановленная храмовая колокольня. 5 июля 1995 года были обретены мощи святого старца Фёдора Томского. Братия сразу же почувствовала помощь святого. И вскоре над монастырём поплыл колокольный звон. Проведены реставрационно-восстановительные работы, постепенно выросла монастырская ограда, заработала монастырская библиотека (её фонд исчисляется десятками тысяч томов), освятили Трёхсвятительский храм, в Казанской церкви появились свои святыни… В сентябре 2013 года полностью благоустренную обитель посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №142, 2015 г.
Известно, что каменный Казанский храм Богородице-Алексиевского монастыря, дабы не усложнять «предварительной » работы, строили, используя проектное решение возведённого незадолго до этого барнаульского Петропавловского собора. Однако при взгляде на тот и другой храмы на фотографиях становится понятно, что никакого копирования здесь и в помине не было: постройки смотрятся абсолютно разными. И если некоторую эклектичную грузноватость барнаульского собора можно объяснить позднейшей перестройкой, то общее стилистическое «непопадание» друг в друга двух храмов объяснить не получается.
Томский Казанский храм вполне укладывается в схему так называемого «сибирского барокко», в котором строили тогда храмы в Сибирском регионе. Казанскую церковь конечно же не назовёшь вершиной этого стилистического направления, но построена она вполне «с умом и вкусом». Хотя, скорее всего, это всё-таки уже не «сибирское барокко» в чистом виде, а его «излёт». В Казанском храме мы не увидим никакого декоративного изобилия, вообще ничего чрезмерного — он прост и правилен, почти как классицистические церкви, которые в то время уже вовсю строили в столицах. Между тем основные принципы сибирских барочных храмов в нём ещё сохраняются неизменными. Перед нами хорошо знакомый «корабль» с вытянутыми вдоль оси «восток-запад» основным четвериком, трапезной с двумя приделами и колокольней. Основной четверик — типичен и, благодаря своей высоте и небольшой площади, имеет вертикальную динамику, тем самым несколько смягчая общую распластанность сооружения, задаваемую «растёкшимися» по сторонам приделами. Характерен скуповатый декор — особенно это касается наличников окон с лучковыми карнизами. Характерно и пятиглавие с небольшими главками на вытянутых барабанах. Характерны даже люкарны над окнами второго света основного четверика. Всё — достаточно добротно и выразительно. Окон и прямо в храме много. Основной тип — арочный проём с массивным барочным наличником, завершённым лучковым профилированным карнизом.
Главный храм — двусветный, по вертикали над двумя окнами первого света, между ними, помещено более узкое и вытянутое окно второго света, выше которого имеется ещё люкарна, прорезающая карниз. Окна — один из самых барочных элементов Казанского собора. Завершение основного четверика представляет собой пятиглавие, причём центральная глава опирается на двухуровневый восьмигранный световой барабан, в свою очередь поставленный на восьмигранный купол с выпуклыми гранями. По углам четверика размещены чуть уменьшенные копии этой конструкции. Похожие главы венчают покрытия алтарей: главного и придельных. Отметим, что это — самая «украинская» деталь Казанского храма («сибирское барокко» немало позаимствовано у «барокко украинского»). Апсида, перекрытая конхой, имеет пятигранную форму. Её стену (как, впрочем, и стену четверика и трапезной) завершает лента поребрика между двух валиков, выше — профилированный карниз. В стене прорезаны два окна стандартной для Казанского храма формы, между ними помещена мозаичная икона Божией Матери «Знамение». С запада к основному четверику примыкает трапезная с двумя симметричными относительно продольной оси приделами. Их алтарные части конструктивно повторяют алтарную часть основного четверика. Площадь приделов весьма велика: с одной стороны, это позволяет более рационально и «комфортно» организовать внутреннее пространство храма, но с другой, заметно «заземляет» всё здание, что, впрочем, несколько искупается вертикальной устремлённостью четверика и колокольни.
Колокольня имеет три яруса. На квадратное в плане основание поставлен двухъярусный восьмерик, верхний ярус которого является ярусом звона и оформлен арочными проёмами. Углы яруса звона обозначены пилястрами. Венчает колокольню подобие шатра с водружённым на него восьмигранным шпилем на низком восьмигранном же основании. Звонница храма оснащена девятью колоколами. Из них три зазвонных — весом 8, 12 и 18 кг; три «тяжеловеса» — весом 330 («Трёхсвятительский»), 660 («Святой Феодор») и 1200 («Праздничный») килограммов.
Минуя крыльцо в три ступени с козырьком над ним, поддерживаемым четырьмя колоннами, попадаем в квадратный в плане притвор. В северной его стене в новейшее время возобновлена лестница на колокольню (семь пролётов, 73 ступени); в северной пристройке к притвору размещается крестильня, южная отдана под хозяйственные помещения. Далее входим в обширную трапезную с низкими потолками. Прямо перед нами — арочный проём, ведущий в основной храм, слева и справа — приделы, где сосредоточены основные святыни Казанского храма. Через арочный проём попадаем в основной храм, где освящён престол в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм, в соответствии с традициями «сибирского барокко», представляет собой бесстолпный двухсветный четверик, перекрытый высоким сомкнутым гранёным сводом. В его центре — световой барабан. Как и прошлые века назад, основной храм благоустраивали последним, после трапезной с приделами. Совсем недавно, в 2014 году, были окончены работы над главным иконостасом, начатые ещё в 2005 году томскими иконописцами Георгием Родионовым и Николаем Трофимовым. Четырёхъярусный иконостас выполнен с явной оглядкой на «рублёвскую» традицию — смотрится он вполне торжественно.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №142, 2015 г.
Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери является главным храмом Богородице-Алексеевского монастыря Томска. Первоначально Казанская церковь Богородице-Алексеевского монастыря в Томске была деревянной. Срубили обитель после того, как в 1658 году из стратегических соображений монастырь перенесли ближе к городу.
В 1754 г. обитель сгорела от удара молнии. На её месте в 1776 г. был заложен каменный храм. За основу храма приняли переработанный в стилистике сибирского барокко проект Петропавловского собора в Барнауле, составленный архитектором московской школы русского барокко XVIII в. князем Макуловым.
К церковному сооружению пристроили два боковых придела. Приделы были освящены в 1779 г., главный престол — в 1789 г. В 1863 г. на колокольню подняли «Большой» 300-пудовый колокол.
В 1929 г. Казанская церковь Богородице-Алексеевского монастыря в Томске была закрыта. Возвращена верующим только в 1992 г., после чего начались регулярные богослужения.
В 2011-2015 г.г. проведена реставрация, в ходе которой выполнена замена оконных и дверных блоков с изготовлением по старому образцу, реставрация и воссоздание штукатурного слоя фасадов, окраска фасадов, устройство бетонных полов взамен дощатых, устройство покрытия пола из природного камня, устройство бетонного перекрытия колокольни с гидроизоляцией, усиление фундаментов, горизонтальная гидроизоляция кирпичной кладки, устройство отмостки, устройство канала под коммуникации в устройстве пола, реставрация штукатурки цоколя и покраска, реставрация лицевой поверхности кирпичной кладки.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru
Мужской монастырь, первоначально устроенный на Киргизке, имел трёхпрестольный храм. Приделы были освящены в честь Казанской иконы Божией Матери, святых мучеников Флора и Лавра и преподобного Алексия человека Божия. После решения о перенесении монастыря на новое место, в 1658 г. старец Ефрем (Березовский) заложил в Томске деревянную монастырскую церковь в честь Пресвятой Богородицы на Юрточной горе. Этот храм горел и перестраивался несколько раз, после чего было решено строить каменную церковь.
Строительство каменной церкви затянулось из-за недостатка материальных средств. 31 марта 1776 г. игумен Филофей докладывал епископу Варлааму о размере собранной на постройку храма суммы в 1 500 рублей, а также просил благословения на закладку и строительство монастырского храма по плану уже выстроенной в Барнауле Петропавловской церкви. После того, как благословенная грамота Тобольского архипастыря была доставлена в Томск, в 1776 г. был заложен каменный одноэтажный монастырский храм, существующий до сегодняшнего дня. В строящемся храме было устроено 3 придела. Главный придел был посвящен «…во имя Пресвятой Богородицы, явления образа Ее в Казани», другой «…во имя преподобного Алексия Божия человека», третий во имя святых мучеников Флора и Лавра. В марте 1779 г. были построены боковые приделы, в августе они были освящены монастырским управляющим протоиереем Михайловским по благословенной грамоте Преосвященного Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского. Таким образом, монастырский храм стал первым действующим каменным храмом города. К осени 1789 г. строительные и отделочные работы в главном приделе Казанской церкви были завершены, о чем настоятель монастыря игумен Палладий докладывал в Тобольск Преосвященному Варлааму. Освящение центрального придела Казанского храма совершилось 20 ноября 1789 г. А колокольня и примыкающие к нему с двух сторон служебные помещения были построены уже в XIX в. В 1863 г. на нее был поднят большой 303-пудовый колокол.
Размеренный ход монашеской жизни круто изменился после прихода к власти большевиков. В 1923 г. Богородице-Алексиевский монастырь был закрыт, но Казанский храм продолжал действовать как приходская церковь. Его состояние быстро ухудшалось. В 1924 г. снаружи храмового здания по местам обвалилась штукатурка, один из пролетов колокольни был сильно поврежден (из него выпали кирпичи). В результате того, что центральный придел храма не отапливался в зимнее время, к 1929 г. одна из стен алтарной части храма разрушилась, на всем протяжении стен были глубокие сквозные щели.
17 декабря 1929 г. решением Сибирского крайисполкома в г. Томске Казанская церковь Алексеевского монастыря была закрыта. Со временем она была частично разобрана. В начале 80-х годов храм, по отзывам корреспондентов местных газет, представлял собой «…обрубок старинного здания с остатками купола». Ко времени начала воссоздания монастыря в конце XX в. не сохранились колокольня, апсида, завершения и покрытия самого храма.
В начале 1990-х г.г. были проведены масштабные реставрационные работы, в результате которых храм был полностью восстановлен.
Несмотря на некоторую распластанность объемов, храм крепко и свободно посажен, и подчиняет себе всю разнохарактерную застройку этого района, его внушительных размеров колокольня, хорошо просматривается с разных точек центральной части города. Построенный из кирпича в стиле «сибирское барокко» по проекту московского архитектора князя Д. Макулова, одноэтажный храм представляет собой традиционный для архитектуры русских храмов тип, когда основные объемы располагаются последовательно по продольной оси (восток-запад): храм с апсидой, трапезная с двумя приделами по бокам, притвор с колокольней, паперть. Храмовая часть представляет бесстолпный двухcветный четверик, перекрытый высоким сомкнутым сводом, увенчанным пятью изящными главками. К четверику храма с востока примыкает пятигранная фигурная апсида, перекрытая конхой, а с запада — обширная трапезная с двумя приделами по бокам, и апсидами, той же формы, что и апсида храма. Трапезная в три оси с невысоким цоколем перекрыта системой цилиндрических сводов с распалубками. Апсиды приделов перекрыты коробовыми сводами, переходящими в конхи с распалубками. Над трапезной двускатная крыша. С запада к трапезной примыкает четверик притвора, над которым сооружена трехъярусная, внушительных размеров, колокольня, возвышающаяся над всем объемом храма. В северной толстой стене притвора восстановлена вход-лестница на колокольню. С двух сторон к притвору примыкают два помещения. В северной пристройке ныне устроен баптистерий (крестильня).
В архитектурном убранстве храма использованы формы барокко. Углы храма и трапезной обработаны лопатками. Стены фасадов прорезают арочные оконные проемы, с массивными фигурными наличниками барочного рисунка, верх которых завершен лучковым карнизом с тонкой профилировкой. На северном и южном фасадах храма между окнами первого яруса помещено окно второго света. Вверху, прорезая карниз, помещено круглое окно с декоративным обрамлением. Стены храма и трапезной завершаются лентой поребрика между двумя валиками и профилированным карнизом. Колокольня венчается восьмигранным шатром, над котором величественно возносится к небу пирамидальный шпиль с крестом. Ярусы колокольни композиционно разделены с помощью профилированных карнизов. Верхний ярус звона колокольни на всех гранях прорезан крупномасштабными проемами, украшенными строгими выступающими из поля стены поясами в виде арок, углы верхнего яруса колокольни обработаны пилястрами. Два нижних яруса колокольни имеют строгое решение, грани обработаны простыми филенками. Паперть состоит из обширного крыльца в три ступени и простого классической формы козырька поддерживаемого четырьмя колоннами. Колористическое решение окраски храма сочетает торжественность золотого (купола), строгость белого (стены) и черного (медная кровля центрального четверика и колокольни), а также нарядность зеленого (двухскатная кровля трапезной части) цвета.
Монастырская звонница состоит из 9 колоколов от 8 до 1140 кг, приобретенных на средства благотворителей в период с 1999 по 2008 гг.
Первоначальное решение интерьера храма не сохранилось. В настоящее время во всех трех приделах – тябловые иконостасы современного письма в стиле древнерусской иконописи XV – XVI в.в. Иконы написаны в иконописной мастерской обители в период с 2000 по 2011 гг. иконописцами Юрием Родионовым и Николаем Трофимовым.
В храме находятся многие святыни, главными из которых являются мощи святого праведного старца Феодора Томского, почивающие в резной деревянной раке, старинный чтимый список Казанской иконы Пресвятой Богородицы, икона преподобного Алексия Человека Божия с частицей его мощей и другие.
Информация с официального сайта монастыря, http://tbam.ru/O_monastire/Monastirskiy_kompleks/Zdanie_7/