Томск. Богородице-Алексиевский монастырь. Часовня над местом погребения Феодора Томского (воссозданная).

Расположена на территории Богородице-Алексиевского мужского монастыря к северо-западу от храма Казанской Божией Матери. Феодор Кузьмич умер в домике-келье во дворе усадьбы С.Ф. Хромова на углу улиц Монастырская и Нечаевская (теперь улицы Крылова и Фрунзе). Келья сразу стала городской достопримечательностью. Посещали ее многие гости Томска, в том числе наследник престола Российского, будущий царь Николай II в сопровождении князей Кочубея и Ухтомского. Дом Хромова хоть и в измененном виде, но сохранился, а келья снесена в советское время. Сейчас на этом месте растут четыре липы и две ели. 23 января 1864 г. в храме состоялось отпевание старца Феодора Кузьмича, погребенного к северо-востоку от алтарей храма. Могила старца сразу стала местом настоящего паломничества. В 1904 г. на средства его почитателей над могилой была построена часовня по проекту архитектора В.Ф. Оржешко. Часовня была разобрана в 1936 г., после закрытия монастыря (1923 г.) и приходской общины (1929 г.). Под слоем обломков и земли было скрыто и само ее местоположение. К 1959 году все, что было связано с именем Федора Кузьмича, было предано забвению.
В 1984 г. состоялась канонизация старца в составе «Собора Сибирских Святых и подвижников благочестия, в земле Сибирской просиявших». В 1991 году во время «Томского хода», организации и частные лица собрали достаточно приличные деньги, на которые был заказан проект восстановления часовни. В 1995 г. по благословению владыки Тихона, епископа Новосибирского (в то время Томск не имел своего епископа) силами Томской Духовной семинарии были произведены раскопки по поиску захоронений Федора Кузьмича. 6 июля 1995 года торжественным молебном мощи были обретены. Они помещены в специальную раку и залиты восковой мастикой с елеем, привезенным из Иерусалима, которые находятся сейчас в Казанском храме. В 1997-1998 гг. часовня-памятник святого Феодора была восстановлена по первоначальному проекту на прежних фундаментах. Согласно легенде, старец Федор Кузьмич — не кто иной, как император Александр I, отрекшийся от престола и ушедший в Сибирь отмаливать грех отцеубийства. В пользу этого говорят как во многом загадочные обстоятельства смерти самого Александра, так и неоднократные «опознания» старца современниками. Зафиксирован факт долгой беседы с Федором Кузьмичем цесаревича Александра Николаевича во время его путешествия в Сибирь.
Использованы материалы сайта tomsk.gov.ru и путеводителя «Сибирь» изд. «Вокруг Света»

Произошло это за месяц до обретения мощей Св. Праведного Феодора Томского. В то время (в июле месяца 1995 г.) ходили по г.Томску книги, в киосках, В.В. Барятинского: » Царственный мистик (Император — Феодор Кузьмич). Мне тогда посчастливилось удачно окончить иконописные курсы при Петропавловском соборе при благочинном О. Леониде (у преподавателя Емановой Людмиле Николаевной). Прочитав книгу о Феодоре Кузьмиче, вдруг охватило желание написать его икону. Как потом оказалось, что икона была закончена за две недели до обретения мощей. Тогда, в 1995 г., настоятелем Казанской церкви при только восстанавливающимся монастыре, был иеромонах Сергий. Когда произошло обретение мощей св. старца Феодора, икона была передана отцу Сергию и получилось так, что день обретения мощей совпал с днем написания и передачи иконы (образа св. прав. Феодора). Что подтолкнуло отдать икону? Подтолкнуло отдать икону, наверное, уже тогда его почитание и сон. Дело в том, что в ночь с 4 на 5 июля, когда семинаристы откапывали склеп Феодора Кузьмича, мне приснился сон, как будто из склепа отодвигают плиту и все находящиеся вдруг произнесли: «Александр-I!» Рассказав тогда о сне Отцу Сергию, на что он ответил: «Это от Бога».
Из воспоминаний иконописца Юрия Николаевича Водзинского

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?