Толстовский дом находится на улице Рубинштейна, 15-17 прямо на набережной реки Фонтанки Санкт-Петербурга. Построено здание одним из самых известных архитекторов начала XX века Фёдором Лидвалем.
Кому принадлежал Толстовский дом
Заказчиком доходного дома выступил дальний родственник Льва Толстого – отставной генерал-майор, герой войны на Балканах граф Михаил Толстой. Потомок древнего рода, берущего начало чуть ли не со времён Рюрика, он был также родственником ещё одного писателя – «красного графа» Алексея Толстого.
Участок в Петербурге, на котором был построен Толстовский дом, формировался из нескольких владений, которые существовали до 1909 года. До семьи Михаила Толстого участком в центре города владел известный дипломат и член Государственного совета Николай Павлович Игнатьев. Чтобы избежать ареста имущества, он записал участок на жену Екатерину (в девичестве Долгорукую). Екатерина Игнатьева продала несколько участков Толстым, в том числе и тот, на котором потом построили дом для сдачи квартир в наём.
Стройка Толстовского дома велась три года: с 1910 по 1912 годы. Улица, на которой возводили корпуса, называлась Троицкая, но позднее её переименовали в честь Рубинштейна. С 1913 года после того, как дом в Петербурге достроили, он отошёл вдове Толстого — Ольге.
C самого начала семья Толстых в доме вообще не жила — они обитали рядом в доме на улице Моховой. Примерно 120 меблированных квартир подъезда №9 сдавались ими в аренду за разные цены, в том числе и вполне доступные. На один этаж выходили двери примерно двадцати апартаментов.
После революции Толстовский дом забрали советские власти. В доме организовали обычную питерскую коммуналку в 820 квадратных метров, где жили множество семей. Сейчас в здании более 300 квартир и 16 подъездов. Купить квартиру здесь может любой, у кого, конечно, хватит на это денег.
Арки и фонтан
Толстовское здание расположено на длинном земельном участке Санкт-Петербурга и за счёт этого оно получилось неправильной формы. Изначально жилой комплекс планировался ещё длинней, и доходить до Владимирской площади. Но позднее планы переменились.
Дом с первого взгляда поражает воображение своими тремя высокими арками ренессансного типа, напоминающими о картинах Пиранези. Кстати, Лидваль построил дом как раз перед тем, как заняться строительством другого шедевра — гостиницы «Астория».
План Толстовского дома отличался от традиционной конфигурации обычных доходных домов. В нём нет привычного и замкнутого двора-колодца, низких въездных арок. Напротив архитектор задумал сквозные арки и проходной, хорошо проветриваемый двор.
Высота центральной арки достигает 7 метров (она доходит до уровня четвёртого этажа). Малые арки доходят до высоты второго этажа. Во дворах нет технических сооружений (например, котельной для отопления квартир), выгребных ям и прочих атрибутов старого века.
Здание сделано с серым фасадом из тёсаного известняка и немногочисленными балконами на верхних этажах. Парадная лестница делалась до самого верхнего этажа во всех парадных (в доходных домах традиционно максимум до 3-4 этажа).
Благодаря необычному проекту у здания есть внутридомовая улица из трёх соединённых арками дворов (здесь, кстати, снимали советский фильм о Шерлоке Холмсе). На улице был восьмигранный фонтан. У внутридомового пролёта с неровными изгибами есть неофициальное название «улица Лидваля». Помимо известного архитектора проект делали Ричард Китнер и Дмитрий Смирной. Похожие арки, но немного в другом стиле Лидваль использовал в доме Нобеля.
В доме с квартирами много овальных окон над арочным проходом и минимум декоративных элементов. Есть только немногочисленные каменные вазы в нишах и некоторые другие детали. Внутри арок с полуколоннами по бокам можно увидеть десятки фонарей. Построено также четыре небольших дворика, куда выходят окна чёрных и парадных лестниц корпусов. Со стороны Фонтанки были старинные ворота, которые не сохранились. Окна квартир выходят и во двор, и на набережную.
Дом с квартирами сразу строился с центральным отоплением, и в нём нет печей и каминов. Внутри парадных – аккуратные витражи. Метраж самой небольшой квартиры (дворницкой) составлял 77 квадратных метров. В доме находился даже гимнастический зал, где бывал Александр Куприн. На уровне мансард располагались мастерские.
Стиль Лидваля
Архитектурный стиль постройки архитектора Фёдора Лидваля описывают как модерн с элементами классики и неоренессанса. Архитектор в своё время построил много доходных и других домов в Санкт-Петербурге и других городах, но здание для графа Толстого оказалось одним из самых красивых в истории города. Для стиля Лидваля характерна строгость и продуманность, лаконичность и любовь к аркам и барельефам.
Например, при строительстве дома в Киеве на Хрещатике 34, он использовал барельефы, отдалённо напоминающие египетские обелиски на доме Толстого. Считается также, что архитектор любил элементы из эпохи Возрождения, в частности античные образы, фигуры полугрифонов, сов, рысей и других сказочных, а иногда и реальных животных и птиц. Например, по его эскизам сделали совы с крыльями на стенах доходного дома на Каменностровном проспекте.
Обязательный атрибут: указание даты окончания строительства дома прямо на фасаде (на Толстовском доме это надпись «1912 год»). Любил художник также сочетать красный или жёлтый кирпич с серой или бежевой штукатуркой. Многие его дома абсолютно несимметричны, но всё равно вошли в историю архитектуры.
Шведский мастер закончил Художественную академию и Высшее художественное училище в Петербурге. Большую часть своего таланта он реализовал именно в северной столице, построив множество доходных домов, Азовско-Донской банк, свой дом и другие шедевры зодчества.
Развитию модерна способствовали тесные связи Российской империи со Швецией и Финляндией, а также активное участие иностранцев в создании архитектурных проектов русских домов. Внешне дом выглядит скорее массивным и почти лишённым декоративных элементов, но здание было многоэтажное, оборудованное лифтами и другими современными техническими устройствами. Это было нечто новое в истории строительства домов Санкт-Петербурга.
Кто жил в Толстовском доме?
Толстовский дом знаменит своими обитателями, историями, квартирами, легендами. Например, поэт Евгений Рейн писал о доме свои стихи, а Иосиф Бродский и Анна Ахматова часто бывали тут в качестве гостей. В Толстовском доме в своё время снимал жильё Аркадий Аверченко в квартире №203 (один из первых жителей – заселился почти сразу после сдачи здания). В квартире дома также жил известный издатель Александра Блока Самуил Алянский (издательство «Алконост»).
В меблированных квартирах Толстовского дома много лет обитал и автор романса «У камина», а также поэт и друг Александра Блока — Дмитрий Цензор. Ходил к своему родственнику Дмитрию Позднееву в Толстовский дом и Михаил Афанасьевич Булгаков. Считается, что с внешности Позднеева писатель списал одного из известных своих персонажей — Воланда.
Жил в квартире Толстовского дома и начальник царской охраны генерал-майор Александр Спиридович, а также князь Михаил Андроников. У них часто бывал легендарный старец и куратор царской семьи Григорий Распутин, который давно вошёл в историю как яркая и одиозная личность. В квартире этого же дома на него было совершено покушение.
В советский период в доме с проходным двором проживал треть века эстрадный певец Эдуард Хиль, профессор Владимир Гаршин, Михаил Шемякин и многие другие знаменитости. Во дворах и квартирах часто снимали кино, в частности «Зимнюю вишню» и «Бандитский Петербург».
Легенды дома
В Толстовском доме есть квартира №60, которая расположена на самом последнем шестом этаже. Это жильё считается нехорошим – жильцы сходили с ума, выбрасывались из окна, умирали или пропадали вовсе, как в квартире №50 из романа «Мастер и Маргарита». Говорят, бывая в доме у родственника, Михаил Булгаков иногда останавливался именно в этой квартире и возможно знал её историю.
Барельефы двух египетских обелисков связывают с масонской символикой (символ очищения души, стремления ввысь). На дореволюционных фотографиях светло-серые обелиски дома выделяются особенно отчётливо. Между ними еще один масонский символ: ликторские связки. Масонами были многие представители рода Толстых. Например, Фёдор Толстой, который был членом ложи «Петра к истине».
В подвале Толстовского дома в наше время открыт музей, в котором собрана утварь бывших жильцов и другие старинные предметы. Дом часто бывает закрытым для посещения, хотя и является проходным. Но всегда можно попасть внутрь комплекса в составе экскурсии. Туристы смогут, к примеру, войти с гидом в закрытые парадные дома и посмотреть планировку. Продолжительность экскурсии примерно 1-1,3 часа.