В 1609 г. монастырь был сожжен поляками, в огне погибла почти вся братия. В конце 17 века по инициативе игумена Германа в Толге разворачивается активное строительство, возводятся каменные стены с башнями, 4 храма, настоятельский корпус, больничная палата. В 1672 были поставлены Святые ворота с надвратным Никольским храмом и двумя фланкирующими башнями. Ворота и церковь украшены висячими гирьками, изразцовым фризом, нарядными деталями в стиле нарышкинского барокко.
Крестовоздвиженская церковь с трапезной были сооружены в 1670-х гг. на фундаментах более старой церкви (1625 г.). В 1735 г. пристроен северный придел, в 19 веке вся церковь перестроена в духе классицизма. В советское время находилась в руинах, но к настоящему времени восстановлена, заново расписана в 2000-2002 гг. Внутри храма покоятся мощи св. Игнатия Брянчанинова.
В центре монастыря — грандиозный пятиглавый Введенский собор, который был воздвигнут в 1681-88 гг. на месте собора, строившегося еще на средства Ивана Грозного. Это классический пример ярославского храма 1680-х гг. за той разницей, что декор его по-монастырски сдержан. Интерьеры были расписаны в 1690 г., однако от той росписи мало что уцелело вследствие многократных подновлений и долгих лет запустения. Одновременно с собором была сооружена огромная многоярусная звонница прямоугольной формы, надстроенная в 1826 году в классическом стиле. Со звонницей и трапезной церковью собор соединен крытыми переходами.
При больничной палате, стены которой щедро украшены резными барочными деталями, в первые годы 18 века была воздвигнута Спасская церковь. Это одна из самых оригинальных построек в духе нарышкинского барокко: ее сложный восьмигранный купол состоит из восьми миниатюрных главок, расположенных вокруг высоко вынесенной шарообразной главы в центре. Внутри храма нашли упокоение первый ярославский губернатор Мельгунов, герой Отечественной войны генерал Тучков, потомки ярославских удельных князей. После революции Толгская обитель, как находившаяся под особым покровительством царствующего дома, подверглась полному разорению. В течение многих лет здесь размещалась детская воспитательно-трудовая колония.
В 1987 г. в канун 1000-летия Крещения Руси монастырь (первым в СССР за время перестройки) был передан церкви. В течение последующих лет древняя архитектура была полностью возрождена, построены две новые часовни. В настоящее время это крупный центр паломничества со всех концов России и из-за рубежа.
Толгский монастырь, 1 класса, в 9 верстах от Ярославля, на левом берегу Волги, при впадении несуществующей ныне речки Толги. Основан в 1314 году на месте явления иконы Божией Матери, именуемой Толгской. В XV веке монастырь сгорел дотла. В начале XVII века был разграблен поляками. Соборный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы, величественной архитектуры, построен в 1681 — 1683 годах. Здесь находится главная святыня монастыря чудотворная Толгская икона Богоматери. С нею совершаются крестные ходы: в Ярославль — в 4-е воскресенье по Пасхе, в Ростов — Великим постом, в город Рыбинск — с 14 августа по 13 сентября, по уездам Борисоглебскому, Даниловскому и Ярославскому — со 2 по 30 июля, в окрестные села Ярославского уезда — с 16 по 20 ноября. В день празднования святой иконы, 8 августа, при громадном стечении.народа, совершается крестный ход из города Ярославля в монастырь. Монастырь обнесен высокою каменной белой стеной с башнями по углам; к ней примыкает роскошный кедровый сад. При монастыре странноприимный дом и больница с приемным покоем и с бесплатной выдачей лекарств.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Свято-Введенский Толгский женский монастырь расположен в десяти километрах от центра Ярославля на левом берегу Волги, при впадении в нее реки Толги (Толгоболки), от которой и получил свое название. О времени и обстоятельствах основания монастыря рассказывает «Сказание о явлении и чудесах от иконы Толгской Богоматери». В «Сказании» говорится, что 8 августа 1314 г. ростовскому владыке Трифону ночью чудесно явилась икона Богоматери, стоящая на воздуха и освещающая округу. На этом месте и был основан Толгский Введенский мужской монастырь.
Первые документальные упоминания о Толгском монастыре относятся к XV в. В это время монастырь находился на землях удельных ярославских князей Жировых-Засекиных, родственники которых делали земельные вклады в монастырь. В середине XV в. Толгская обитель перешла под покровительство московского князя Василия II. В начале XVI в. в Толгский монастырь вложили земли известные государственный деятели: боярин и дворецкий Г.В. Годунов, дьяк и печатник И.Т. Грамотин. В это время монастырь владел, кроме земли, речными переправами через Волгу и Соньгобу, рыбными ловами и мельницей. Монахи торговали во многих городах Верхнего и Нижнего Поволжья и на Белом озере.
В начале XVII в. монастырь был разрушен и сожжен поляками, многие из монахов погибли. Новый этап возрождения и процветания Толгской обители в XVII в. связан с деятельностью энергичных игуменов Иоиля и Гордиана. Именно при их активных усилиях в монастыре ведется большое каменное строительство, а образ Богоматери Толгской получает широкую известность как в Ярославском крае, так и в России. В 1642 г. игумен Иоиль основал неподалеку от Толгского монастыря Смоленский (на Бору) мужской монастырь(ныне приходская церковь Смоленской Богоматери). Его святыней была чудотворная икона Смоленской Богоматери.
Земли Толгского монастыря в XVII в. были расположены в Ярославском, Романовском и Ростовском уездах. В 1685 году Толгский монастырь владел 390 га пашни, 444 га сенокосной земли, 272 га леса. На этих землях находилось 3 села (Савинский бор, Толгобол, Гавшинка), 24 деревни, 2 слободы. По количеству крестьянских дворов (254) Толгский монастырь входил в число 96 крупных монастырей (крупными считались монастыри, имевшие от 126 до 1250 дворов). В Ярославле Толгский монастырь имел двор, лавки, амбар, харчевенную избу. В 1744 г. монастырю принадлежало 1447 душ крестьян мужского пола. После проведения правительством в 1764 г. секуляризации церковных земель, Толгский монастырь был отнесен к третьеклассным (в середине XIX в. обитель была переведена в разряд первоклассных). Во владении обители осталось 22 га пахотной и 39 га сенокосной земли, мельницы в деревне Нестерово на реке Ить.
В конце XIX — начале XX в.в. монастырь увеличил свои земельные владения. В 1879 г. в вечное владение обители были высочайше пожалованы 164 дес. 1456 кв. сажень земли, в числе которых лесные дачи «Михайловская пустошь» и «Михайловское болото». В 1882 г. были пожалованы еще 30 десятин земли, на которых располагались дачи «Елманово» и «Пастухово». В 1885 г. мещанка А.П. Озерова пожертвовала монастырю землю и три деревянных флигеля в городе Рыбинске. В 1913 г. в дар от Главного Управления Землеустройства и землевладения обитель получила 5 дес. земли с лесом для устройства на них практической школы огородничества и пчеловодства с трехлетним курсом обучения для крестьянских детей. В 1913 г. в штате монастыря состояло 70 человек.
Архитектурный ансамбль Толгского монастыря складывался в XVII-XIX в.в. На месте и в память чудесного явления иконы была выстроена Соборная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 20-х г.г. XVII в. уже существовало расписанное фресками каменное здание собора с приделами Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского. В 1861 г. оно было разобрано, и на его месте в 1681-1683 г.г. сооружен ныне существующий четырехстолпный пятиглавый храм, построенный в традициях ярославского зодчества того времени — высокий подклет, с трех сторон храм опоясывают галереи, западный вход украшен высоким крыльцом на массивных столбах, расчлененных ширинками, изразцовый декор. В 1690 г. стены и своды собора были расписаны фресковой живописью артелью ярославских мастеров под руководством Дмитрия Семенова и Федора Федорова. Живопись двух нижних ярусов посвящена истории создания обители и чудесам Толгской иконы Богоматери. В 1839-1840 г.г. стенописи поновлялись. Тогда же создали пятиярусный резной позолоченный иконостас. В южной паперти собора был устроен придел во имя Ярославских чудотворцев Феодора, Давида и Константина, увенчанный главкой. В 1691 г. он был украшен стенной живописью. В 1912 г. стенописи реставрировались художником из Палеха М.И. Дикаревым.
В 1680-х г.г. с северо-западной стороны от соборного храма на месте старой деревянной была сооружена каменная трехъярусная колокольня, имевшая первоначально шатровое завершение. В 1826 г. по проекту архитектора П.Я. Панькова был надстроен четвертый ярус, имеющий завершение в виде ротонды с главой. В конце XX в. на колокольне Толгского монастыря находилось 11 колоколов, крупнейший из которых достигал веса 505 пудов и был отлит в Ярославле мастером А.В. Чарышниковым. В нижних ярусах колокольни располагались кладовые палатки и ризница.
Двухэтажная теплая одноглавая церковь с трапезной в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня с приделом Феодора Стратилата существовала как каменное здание еще в 20-х годах XVII в. В 1838 г. храм был существенно перестроен. В 1867 г. в южной алтарной апсиде был освящен придел в честь Святого Благоверного князя Александра Невского. С 1735 г. в северной части алтаря также существовал придел во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, позднее он освящался во имя Иоакима и Анны, затем во имя Арсения, епископа Тверского, а в 1818 г. — в честь Толгской иконы Богоматери. Первоначальный облик Крестовоздвиженской церкви отличался весьма сдержанными формами внешнего декора.
К северо-востоку от Введенского собора находится церковь во имя Спаса Нерукотворного, построенная в начале XVIII в. Отличительной чертой Спасской церкви является необычное для Ярославля завершение в виде восьмигранного купола с восемью миниатюрными главками, являющегося основанием для ступенчатой композиции из двух уменьшающихся кверху восьмериков, увенчанных шарообразной главкой. На южной стороне трапезы был устроен придел, освященный в 1798 г. в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского.
С запада к зданию церкви примыкал одноэтажный больничный корпус, отчего сама церковь называлась также больничной. Больничный корпус также отличал богатое внешнее убранство — колонны с причудливыми капителями, большие окна с прекрасными белокаменными наличниками, украшенными раковинами. В памятнике впервые в ярославском зодчестве отчетливо проступали черты т.н. московского или нарышкинского барокко. В трапезе Спасской церкви погребены первый ярославский генерал-губернатор Алексей Петрович Мельгунов (ум. 2.07.1788) с супругой Натальей Ивановной (ум. 26.12.1792), участник Отечественной войны, командир корпуса Первой русской армии генерал-лейтенант Николай Алексеевич Тучков, ряд других лиц.
Святые врата, обращенные к Волге, с одноглавой надвратной церковью во имя Святителя и Чудотворца Николая сооружены в 1672 г. на средства ярославских купцов гостиной сотни С.М. и И.М. Сверчковых. Композиция надвратной церкви с двумя фланкирующими башнями цилиндрической формы Святых врат напоминает известные образцы Ростовского кремля, но уступает им по размерам. В начале XVIII в. был сооружен фронтон над проездной аркой Святых врат.
В 1893 г. в монастыре была сооружена каменная часовня в память о 46 толгских иноках, убитых захватчиками 18 мая 1609 г. во время осады Ярославля отрядами Лжедмитрия II. В 1911 г. внутренние стены часовни были расписаны масляной живописью.
Монастырь окружен каменной стеной с 9 башнями, построенной также в конце XVII в. (четыре башни цилиндрической формы, пять других квадратные в плане). Первоначально башни имели высокие шатровые кровли. В процессе многократных позднейших перестроек большинство башен утратило первоначальный суровый крепостной характер архитектуры.
По внутреннему периметру стен располагаются корпуса монастырских келий. Двухэтажный Никольский корпус пристроен в 1680-х г.г. к надвратной Никольской церкви на средства благотворителя монастыря князя Никиты Львова и располагается вдоль западной стены. Второй корпус, также двухэтажный, существовал при Крестовоздвиженской церкви и служил местом пребывания епархиальных архиереев при их приездах в монастырь. Рядом со Спасской церковью имелся двухэтажный корпус, в котором в разное время на протяжении XVIII-XIX в.в. размещались монастырская больница, духовное училище, семинария, кухня, трапезная и другие подсобные помещения. В 1839 г. второй этаж был разобран. Вдоль восточной стены располагается двухэтажный Спасский корпус. В 1886 г. был сооружен еще один одноэтажный келейный корпус рядом с Крестовоздвиженской церковью.
В 1882 г. за северной стеной монастыря была выстроена каменная гостиница для богомольцев, а также одноэтажный странноприимный дом.
Видной достопримечательностью монастыря являлся примыкающий к южной стене знаменитый кедровый сад. По преданию, он был заложен в конце XVI в. при игумене Феодосии. В саду был выкопан пруд для обеспечения оптимального гидрологического режима питания деревьев и устроен питомник, где выращивались саженцы кедра. В 1887 г. в саду была устроена оранжерея с цветочным, огуречным и виноградным отделениями. Сад обнесен каменной оградой и сохранился до нашего времени.
Толгский монастырь имел подворья в Ярославле и в Рыбинске. На ярославском подворье, в Рубленном городе, находилась церковь во имя Толгской иконы Божией Матери, упраздненная и разобранная по ветхости в 1784-1785 г.г. В 1903 г. на рыбинском подворье была выстроена каменная церковь Толгской иконы Богоматери с колокольней.
Основные монастырские праздники были установлены 8 (21) августа — день явления Толгской иконы Богоматери, — и 21 ноября (4 декабря) — храмовый праздник Введенского собора. Особым многолюдством и торжественностью отличался первый из них, называемый также «Толгиным днем». Накануне Толгина дня и в день праздника организовывались специальные пароходные рейсы из Ярославля для богомольцев, а праздничная служба совершалась епархиальным правящим архиереем.
Советская власть с первых же дней своего существования начала ожесточённую борьбу с Православной церковью. В октябре 1918 г. была произведена опись всего имущества монастыря, составлено соглашение, содержание которого заключается в том, что насельники Толгского монастыря приняли все это имущество от Ярославского Совдепа в бессрочное, бесплатное пользование на определенных условиях. В конце 1918 г. в монастырскую гостиницу поселились около 300 монахинь Ярославского Казанского монастыря — их обитель советская власть заняла под концлагерь. Священников объявили врагами Советской власти. Против них начались беспрецедентные репрессии. В 1918 г. были расстреляны послушник Толгского монастыря Павел, находившийся при иконе на вокзале, иеромонахи Никандр (Прусак) и Иосиф (Баранов).
Имущество монастыря и его постройки постепенно отбирались. В 1928 г. было принято решение закрыть монастырь. Против выступили не только монахи, но и местные прихожане: было собрано полторы тысячи подписей против закрытия, а «если решат закрыть, то будем силой отстаивать свой монастырь». Но противостоять власти было тогда невозможно: настоятеля монастыря иеромонаха Григория (Алексеева), пытавшегося отстоять от закрытия последний оставшийся храм — Введенский собор, сослали в Сибирь. С колокольни были сброшены колокола, святыни отправлены в музеи. Монахов прогнали на все четыре стороны.
В начале 30-х г.г. советское правительство решило построить в Ярославле на Волге, у села Воздвиженское гидроэлектростанцию. Плотина должна была перегородить Волгу в окрестностях Толгского монастыря. Монастырь был полностью выселен, остались свободными все его здания и храмы, и обитель была выбрана властями для организации в ней управления строительством. Сюда стали прибывать специалисты гидротехнических работ. Многие из них привозили с собой свои семьи, заселившие кельи.
В Толгском монастыре для испытания действующей модели будущего гидроузла был выбран Введенский собор и рядом стоящая звонница. Внутри храма было устроено перекрытие, делящее его на два этажа. В центре собора, от алтаря до западной стены, соорудили огромную белую плиту. У алтарной стены (на месте иконостаса) построили макет плотины. Для выхода отработанной воды в полу собора пробили отверстие, а в его подклети установили огромную бетонную ёмкость. Рядом с колокольней в маленьком кирпичном сооружении (сейчас иконная лавка) установили два насоса. На колокольне был сооружен огромный металлический резервуар. Насосы нагнетали воду в резервуар, откуда она самотеком поступала в собор и выливалась, проходя плотину, на бетонную плиту. После этого по трубе сливалась в бетонную емкость под полом собора. В южной галерее устроили химическую лабораторию, кладовую и магазин.
Проведенные исследования грунта дали отрицательные результаты, и через четыре года строительство гидроэлектростанции было перенесено в Рыбинск. Волгострой перебрался на новое место, но монастырь уже на долгие годы превратился в жилье для обычных горожан, не имевших по той или иной причине жилья. Занятыми под жилье оказались не только кельи, но и все крепостные башни. В части Никольского храма построили второй этаж. Жители приспосабливали неудобные для жилья помещения, прорубая новые окна и закладывая старые, а то и просто увеличивая их. Прорубали новые двери, срубали своды и карнизы.
Сразу после отъезда Волгостроя в 1936-37 г.г. в монастырь приехали новые хозяева — воспитатели и воспитанники школы ФЗУ Наркомюста, в последствии детской колонии НКВД. Ее разместили в здании монастырской гостиницы. Во Введенском соборе устроили псарню и конюшню, позднее — склад; в Спасском храме — мастерские и комнату отдыха для охраны; в Крестовоздвиженском храме и трапезной — клуб; в Святых воротах — гараж.
В 1947 г. Толгский монастырь был включён в список архитектурных памятников, охраняемых государством. В 50-60-е г.г. предпринимались попытки что-то сделать для их сохранения, но реальных результатов достигнуто не было. Единственное, что удалось сделать в 1970-е г.г. — укрепить грунты и фундаменты аварийных зданий и отремонтировать кровли.
На рубеже 60-х г.г. рядом с монастырем развернулось строительство. Бывший его хозяйственный двор с постройками и гостиницей и большая луговина на левом берегу речки Толги были обнесены бетонной оградой и рядами колючей проволоки. Так началось создание исправительной колонии малолетних преступников. Для персонала построили рядом каменный двухэтажный дом. Есть сведения, что на его фундамент брали каменные памятники с уничтоженного монастырского кладбища. Впоследствии там вырос поселок, куда переселялись из монастырских зданий работники колонии.
Летом 1986 г. в Ярославской области побывал член Политбюро ЦК КПСС, уроженец Ярославля Александр Николаевич Яковлев. Во время этой поездки он посетил и Толгский монастырь. Как он вспоминал впоследствии, уже тогда он решил предпринять шаги для возвращения монастыря Церкви. Последние квартиранты, жившие здесь десятки лет, были выселены в 1986 г. В 1987 г. расформировали колонию. Решением Совета Министров СССР находившиеся в аварийном состоянии храмы и постройки были переданы Русской Православной церкви. 7 декабря 1987 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом и Святейшим Синодом на территории древнего монастыря была учреждена первая в современной России женская обитель.
Обитель в момент передачи Церкви находилась в состоянии крайней заброшенности. Большая часть построек пребывали в аварийном состоянии. Почти полностью были утрачены настенные росписи, декоративная керамика, разрушены иконостасы. Частично сохранившиеся стены давали лишь смутное представление о когда-то величественном монастырском ансамбле. Предстояло приступить к работе, грандиозной по своим масштабам.
26 мая 1988 г. возрождающаяся Толгская обитель праздновала особое радостное событие — обретение и перенесение честных мощей великого подвижника, религиозного мыслителя и духовного писателя XIX в. — святителя Игнатия (Брянчанинова). 29 июля во вновь освященной Спасской церкви была впервые отслужена праздничная Божественная литургия архиерейским чином. 25 сентября за Божественной Литургией в Спасском храме благочинная монастыря монахиня Варвара (Третьяк) Высокопреосвященнейшим Платоном Архиепископом Ярославским и Ростовским была возведена в сан Игумении.
По назначении на Толгу игумения Варвара с первых же дней начала поднимать монастырь из руин. За короткий срок были оборудовано отопление, подведены водопровод, канализация, организованы столярная и слесарная мастерские, газовая котельная, гараж, отреставрированы или заново возведены каменные хозяйственные строения и кирпичные келейные здания, устроены овощехранилища, налажена работа трапезной, оборудован медицинский кабинет.
Постепенно возрождались монастырские храмы. В 1999 г. завершилась реставрация Спасского храма. Мастера-реставраторы ООО «Возрождение» восстановили фрески Введенского собора, алтарную часть украсил живописью народный художник России Н.А. Мухин. Восстановленный из руин Крестовоздвиженский храм расписали художники школы «Ярославская икона» под руководством Н.А. Мухина. В 2006 г. в восточной части подклети Крестовоздвиженской церкви был устроен небольшой храм святой великомученицы Варвары — он был расписан бригадой ярославских художников под руководством А.Н. Серикова. Торжественное освящение храма 16 декабря совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл.
Поддержку в восстановлении обители оказывал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Он четырежды побывал в Толгском монастыре. 13 мая 1993 г. в день памяти свт. Игнатия Брянчанинова он совершил во Введенском соборе Божественную литургию и отслужил молебен перед ракой со святыми мощами, 17 декабря того же года почтил своим вниманием матушку Варвару в день её тезоименитства, в день 680-летия обители 21 августа 1994 г. Патриарх отслужил во Введенском соборе торжественную литургию, 21 августа 1997 г. прибыл на празднование 10-летия возрождения монастыря и освятил крест для Крестовоздвиженского храма.
Посещали обитель и руководители государства. 21 августа 1994 г. здесь вместе с Патриархом побывал глава правительства РФ В. С. Черномырдин, 3 мая 1996 г. — Президент России Б.Н. Ельцин, 5 августа 2008 г. — Президент России Д. А. Медведев.
Историческое событие в жизни Толгского монастыря и всей Православной церкви произошло 20 августа 2003 г., когда в торжественной обстановке монастырю была возвращена более 70 лет хранившаяся в Ярославском художественном музее Толгская икона Богоматери . 11 сентября 2010 г. в обитель прибыл по Волге Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Он совершил утреню во Введенском соборе. 12 сентября Патриарх совершил литургию и освятил вновь построенный Успенский собор Ярославля.
Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901.; Сказание о явлении Толгской иконы Божией Матери, что в Ярославском Толгском первоклассном мужском монастыре. – Ярославль: Типография и литография Ф.П. Дуряева, 1904.; Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М.: Стройиздат, 1960.; Воейкова И.Н., Митрофанов В.П. Ярославль. – Л.: Аврора, 1973; Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. – М.: Искусство, 1981.; Ярославль. Памятники архитектуры и искусства / Сост. В.П. Выголов. – М., 1985; Анкудинова Е.А., Рутман Т.А. Утраченные святыни Ярославля: Справочник-путеводитель. – Ярославль: Нюанс, 1999.; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000.; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005.; Толгская обитель: 700 лет со дня основания / сб. докладов и материалов научно-практической конференции, 10 апреля 2014 г. – Ярославль: Филигрань, 2014.; Свято-Введенский Толгский женский монастырь /ред. игуменья Варвара, текст монахинь Иринархи Ворожцовой и Игнатии Булатовой. – Ярославль; Святая Толга: в 2 т. /автор текста Марина Шиманская; сайт Толгского монастыря; сайт Ярославский край; Святая Толга. Т. 1. – Ярославль, 2014.
Старинный Толгский монастырь. Тут есть всё: и захватывающая история (как легенды, так и факты), и первоклассная архитектура, и чудотворная святыня — да какая святыня!. Толгской Введенской обители более семисот лет. «Сказание о явление и чудесах иконы Богоматери Толгской» датирует её 1314 годом. Согласно преданию, через эти края в тот год проезжал епископ Ростовский Прохор из Белоозера. Остановился на ночлег на правом берегу Волги, там, где в неё впадает речка Толга. И вот, проснувшись глубокой ночью, вдруг увидел за рекой столп света. А вместе с ним — чудесно появившийся мост на другой берег. Взяв в руку посох, Прохор отправился по мосту смотреть, что это за свет. На другом берегу Волги в воздухе висела икона Богородицы. Епископ помолился перед ней и пошёл обратно. Всё явленное ему он счёл великим таинством, поэтому решил спутникам до поры ничего не рассказывать. Пора настала слишком быстро: уже наутро Прохор хватился посоха. Оказалось, там, за рекой, он его и оставил. В той самой роще, где висел в воздухе чудесный образ Богоматери. Икона оказалась на том самом месте. Там же и была срублена часовня, а позже основан монастырь. Это предание. Первые документальные сведения относятся к ХV веку. Известно, что в то время обители покровительствовал великий князь Московский Василий II. Процветание продолжилось и в следующем столетии. А 18 мая 1609 года Толгский монастырь сожгли поляки. Обитель подверглась тода жестокому испытанию — отряд поляков захватил монастырь, осквернил и разграбил его. 46 иноков, скрывавшихся в храме, были перебиты. На пепелище, оставшееся после Смутного времени, вновь вернулись монахи. Самыми энергичными из них были игумены Иоиль и Гордиан, не только восстановившие обитель (при них были выстроены каменный собор с колокольней, святые ворота и стены с башнями — главные архитектурные сокровища монастырского ансамбля), но и всемерно способствовавшие прославлению Толгской иконы и её чудес по всей России. А икона действительно — особо чудотворная. Она непостижимым образом не горела в пожарах, как минимум дважды спасала ярославцев от эпидемии и один раз от засухи, исцелила царя Ивана Грозного, когда тот занедужил ногами. Иван IV был, кстати, далеко не единственным русским монархом, приезжавшим поклониться Толгской иконе Божией Матери в 1553-м году. В 1862-м году сюда приезжал епископ Игнатий (Брянчанинов), а в 1883-м монастырь посетил цесаревич Николай Александрович.
В 1928 году Введенский монастырь был закрыт, а ценные вещи, в том числе икону Толгской Богоматери забрали в музей, территорию монастыря передали Волгострою для тестовых испытаний ГЭС. В обители «смоделировали Волгу в миниатюре»: насосы поднимали воду в резервуар, установленный на колокольне, оттуда она самотёком шла через собор на действующую модель гидростанции. Храмовый продвал забетонировали, в нём собиралась отработанная вода. Надо ли говорить, что всё это «живое техническое творчество масс» самым негативным образом сказывалось на состоянии архитектурного ансамбля? Через 10 лет пребывания Волгостроя в бывшей обители разместили новых хозяев — воспитанников школы ФЗУ Наркомюста, а позже в зданиях монастырской гостинницы и монашеских кельях поселились воспитанники детской колонии НКВД. В 1947 году строения Толгского монастыря были включены в список архитектурных памятников, охраняемых государством. Архитектура зданий, кстати, очень великолепна. Ядро монастырского комплекса — собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы и его колокольня — были выстроены в 1680-е годы и в то же время расписаны. Главный храм — прекрасный образец ярославского зодчества ХVII века; есть обоснованные предположения, что к созданию проекта приложил руку небезизвестный митрополит Иона III Сысоевич, автор таких уникальных ансамблей, как Ростовский «кремль» — архирейский дом и Воскресенский монастырь в Угличе. Колокольня современна собору тремя нижними ярусами, четвёртый — ротонда с главкой-луковкой на тонкой шейке — был выстроен в 1826 году по проекту ярославского губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова. Надвратный Никольский храм — ещё одно наследие деятельного игумена Гордиана. Крестовоздвиженская трапезная церковь — самая ранняя каменная постройка монастыря, относящаяся к первой четверти ХVII века, но перестроенная в 1830 — 1860-е годы. А самый поздний храм — церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, нетипичное для Ярославля ярусное барокко с восемью маленькими главками на куполе нижнего восьмерика, что свечки на именинном пироге. Отдельного упоминания заслуживает не архитектурная, а, скажем так, «садово-парковая», но не менее важная достопримечательность монастыря: его знаменитый кедровый сад, заложенный ещё в ХVI веке при игумене Феодосии на том месте, куда чудотворный Толгский образ чудесным образом перенёсся из горящего храма во время страшного пожара, случившемся в ХIV веке. Икона в наши дни вернулась в свою обитель. Монастырь был возрождён в 1987 году как женский. Кстати, это был первый открытый в РСФСР женский монастырь.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №396, ООО «Де Агостини», 2020