В 60-х гг. XIX в. старинная крепость Токмак была занята русскими войсками. Везде, где возникали военные укрепления, появлялись и церкви. Возник в это время, в 1869 году, приход и в уездном городе Токмак. Сначала он был военным. Причт его состоял не при самой церкви, а при воинской части, с которой военные священники пришли в Туркестан и с которыми они должны были следовать при передвижении войск. Но где прочно устраивались воинские части, там появлялось и русское частное население — приход постепенно становился вполне штатским. К началу 90-х гг. XIX в. штатское население значительно переросло число военных и теперь только имя св. вмч. Георгия, покровителя православного воинства, напоминало о первоначальном военном характере прихода.
За свою 150-летнюю историю приход сменил несколько зданий. Первое, временное здание строилось и благоустраивалась на средства горожан. Оно было очень скромным, глинобитным и в 1895 г. было перестроено. Приход разрастался очень быстро, и это здание оказалось тесным.
В 1904 г. на церковные и частные средства «с помощью от казны» в г. Токмак из дерева, более сейсмоустойчивого материала, было построено новое здание Георгиевской церкви. Церковь была крестовая в плане, крыта железом и увенчана пятью шлемовидными куполами. Храм украсили окна с резными карнизами и наличниками, трехъярусная колокольня со шпилем перед главным входом, фигурные колонки и три крыльца. Стены и барабан купола были оштукатурены, детали украшений побелены и здание приобрело классицистический облик. Вокруг церкви был разбит парк, обнесенный кирпичной оградой. Это — одна из самых красивых церквей дореволюционной Киргизии, была настоящим украшением Токмака.
Приход Токмакской церкви был одним из самых больших в Чуйской долине — более 5-ти тыс. человек в 1910 г. (для сравнения: столько же прихожан было в это время в двух храмах Пишпека). Прихожане не бедствовали и усердно украшали свой храм. Перед революцией в нем уже было все необходимое для богослужения: полный серебряный евхаристический набор, три больших напрестольных Евангелия в серебряных окладах и одно малое медное, одно большое и три малых паникадила, несколько серебряных кадил, четыре бронзовых и восемь бархатных хоругвей, двеннадцать подсвечников, около пятидесяти лампад, шесть риз, стихари для послушников и все богослужебные книги. Иконами храм был также украшен достаточно: в трехъярусном иконостасе — двадцать шесть икон, шесть киотов с иконами (всего около ста пятидесяти икон).
Богослужение сопровождалось пением двух клиросов и звоном шести медных колоколов (самый большой — 149 пудов 7 фунтов). Хор токмакского храма, организованный регентом В.П. Ровнягиным, славился по всему Семиречью.
После революции церковь действовала около десяти лет, а потом советские власти потребовали ее перерегистрации — это всегда служило поводом к закрытию храма. После нескольких лет нелегальной деятельности в 1932 году токмакский приход был зарегистрирован под названием «Токмакский православный приход», культ православного вероисповедания синодальной ориентации» (т.е. обновленческий). В это время в округе уже почти не осталось действующих храмов и потому к Токмакскому приходу присоединились верующие Соловьевки, Быстровки, Орловки и Белого Пикета. Но и этот, «компромисный» вариант не устраивал коммунистов, и через несколько лет храм был вовсе закрыт. Здание преобразовали в клуб, а потом безжалостно разобрали. Община продолжала существовать, но открытые богослужения, поначалу — в частном доме, возобновилось только в 1944 году.
Очень много сделал в 1940-е годы для возрождения токмакского храма один из старейших туркестанских священников Гавриил Ольховик. Сразу после революции он был настоятелем Свято-Серафимовского храма г. Пишпек и благочинным Пишпекского благочиния. После возвращения из заключения, он был назначен епископом Гурием на токмакский приход и сразу начал строительство нового храма.
В 1949 году новое здание было освящено и в нем начались регулярные богослужения. Несколько лет возле храма продолжались строительные работы, и постепенно приход обзавелся всеми необходимыми постройками: сторожка, просфорня, дом для священника. В 1950-е гг. Свято-Георгиевский приход, к которому относилось и несколько ближайших к Токмау сел, был одним из крупнейших в Киргизии — около семи тысяч человек.
Во время хрущевских гонений на Правосланую церковь токмакский приход опять пострадал, был отобран дом священника, в котором поселили не церковных людей. Но храм не закрыли.
Новая страница в летописи храма — настоятельство иерея Евгения Мастрюкова. С его назначением в 1989 году храм стал заметно преображаться. В течение полугода была построена величественная колокольня, привезен из Воронежа и установлен комплект колоколов. В 1991 году приходу вернули дом священника, а две семьи, проживавшие там, получили квартиры. В октябре — ноябре этого же года дом был разобран. С помощью городской администрации и учреждений за три месяца было построено большое благоустроенное здание с трапезной, подвалом. В 1993 году проведен капитальный ремонт храма с частичной реконструкцией, построена пономарка. В 1999 году было закончено строительство нового здания Воскресной школы.
К 50-летнему юбилею правящий архиерей, Высокопреосвященный Владимир, освятил новый престол и заново храм.
Источник: Киргизия. Город Токмок. Храм святого великомученика Георгия Победоносца
Храм в гор. Токмаке Киргизской ССР. Этот храм сооружен вместо молитвенного дома. Вместимость его — до тысячи человек. В нем сооружен новый иконостас, заново написаны иконы. Строитель этого храма — священник Гавриил Ольховик. Храм строился под его наблюдением и по его эскизам. Горячее участие в этом святом деле принимали и члены приходского совета.
«Журнал Московской Патриархии», 1954