Заложили соборную церковь летом 1681 года, однако строительство началось только в апреле 1683 года после того как приехала артель устюжских строителей да из Москвы прислали опытных каменщиков во главе с подмастерьем Василием Ларионовым. В 1684 году строители уже завершали главный барабан, но тут «падоша у церкви столбы и обломились своды и верх весь паде внутрь». Тем не менее работы были завершены, и в октябре 1686 года первая каменная церковь Сибири была освящена. Как и предшествующий ему деревянный, новый собор стал называться Успенским, но впоследствии был переименован в Софийский. Одновременно была закончена и каменная колокольня.
Источник: С.П. Заварихин «В древнем сердце Сибири». М., 1987
Тобольский Кафедральный Софийский Успенский собор, летний, каменный, построен в 1683 году на казенный счет. Два престола: во имя Успения Божией Матери и Софии, Премудрости Божией, в приделе — во имя Святителя Иоанна Златоустого. Зимний Покровский храм также каменный, построен в 1746 году на казенный счет, в нем два престола: во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в приделе — во имя преподобных Антония и Феодосия, Киевопечерских чудотворцев.
Капитал церкви и причта 20 904 руб. находится в кредитном учреждении. Жалованье причту: настоятелю 588 руб., ключарю 441 руб., священникам по 366 р. 50 к., протодиакону 366 руб. 50 коп., диаконам по 264 руб., иподиаконам по 264 руб., псаломщикам по 205 руб. 80 коп. Для причта имеются три деревянных дома и три флигеля при них, приобретены покупкою на средства церковные и составляют собственность собора.
Штат: протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона и 2 псаломщика; кроме того, открыты две штатные вакансии священников, 2 диаконов и 2 псаломщиков без права пользования жалованием и доходами. Попечительство при соборе есть, открыто 13 ноября 1898 г.
Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г. /Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского / Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г.
Во всей Сибири нет храма более древнего, чем тобольский Софийский собор. Его называют «счастливым сочетанием добротного образца и талантливой самодеятельности каменщиков». На архитектуру собора повлияли и традиции мастеров Великого Устюга, так и принесённое из Москвы нарышкинское барокко. Тобольск — один из старейших городов Сибири. Он был основан в 1587 году, и тогда же городу предрекли судьбу сибирской столицы. В 1621 году в Тобольске была основана архиепископская кафедра, впоследствии преобразованная в митрополию.
В 1621 году в связи с прибытием в Тобольск первого архиепископа Сибири Киприана был построен деревянный пятиглавый кафедральный собор во имя Св. Софии. В ХVII веке бичом Тобольска были частые пожары. В 1643 году огонь погубил первый Софийский собор. В 1646-1648 годах на его месте был возведён новый деревянный пятиглавый кафедральный собор о тринадцати шатрах, достоявший до 1677 года. 29 мая 1677 года Тобольск постигло ужасное бедствие — опустошительный пожар уничтожил практически весь город. Тогда, чтобы избежать подобных разорений в дальнейшем, Сибирский приказ постановил «впредь город Тобольск делать каменный». Подготовка к строительству главного храма Сибири велась почти три года. В окрестностях Тобольска искали известь, глину, камень. Из Москвы прислали железо, церковную утварь и чертежи образца, по которому следовало строить собор — московской церкви Вознесения, построенной в 1519 году итальянским архитектором Алевизом Новым. Так в Сибирь проникли образы и идеи итальянского зодчества.
Закладка собора состоялась летом 1681 года, при митрополите Павле. Но строительство его началось только в апреле 1683 года, после того как в Тобольск приехала артель из Великого Устюга во главе с Герасимом Шарыпиным и Ганкой Тютиным, а также опытные каменщики из Москвы во главе с мастером Василием Ларионовым. К 1684 году строители уже завершили было возведение главного купола, но тут у собора внезапно рухнули своды. Пришлось их перестраивать. В октябре 1686 года собор был освящён во имя Св. Софии — Премудрости Божией, с престольным праздником в день Успения Богоматери. Одновременно была завершена и каменная колокольня в один ярус. Высота Софийского собора составляет 47 метров. Первоначально громадный белый куб собора увенчивали пять луковичных глав, которые сгорели в 1723 году и спустя три года были заменены на шлемовидные, по типу украинских грушевидных. Эта переделка была осуществлена по инициативе митрополита Филофея Лещинского, выходца с Левобережной Украины. Струя украинского барокко в церковной архитектуре Сибири оказалась очень мощной — ведь с 1702 по 1768 год все митрополиты Тобольские и Сибирские были выходцами с Украины. Голубые, выкрашенные ультрамарином купола собора, покрытые золотыми звёздами, увенчиваются фигурными башенками-надстройками с золотыми ажурными крестами над ними. Толщина стен собора — два метра. В толще стен проложена узкая лестница, ведущая на кровлю.
В 1704 году к собору был пристроен придел во имя Свв. Антония и Феодосия. В 1751 году его расширили и продлили вдоль северной стены собора, освятив во имя Св. Иоанна Златоуста. Шедевром прикладного искусства Сибири являются двери главного входа в Софийский собор. Их украшают накладные полосы чёрного железа, образующие прямоугольную узорную решётку. Промежутки между ними заполнены тонким узорным рисунком — ручной насечкой по лужёному железу, изображающей фантастических зверей и птиц в окружении причудливых растений и трав. В 1710 году собор украсил резной иконостас. Его называли «дивным». Он был многоярусным и закрывал собой всю восточную стену собора. Иконостас был установлен при митрополите Филофее, который, возможно, привлекал для его изготовления украинских резчиков. В 1862 году при очередном ремонте собора этот иконостас был заменён новым. Расписывал собор фресками знаменитый живописец петровской эпохи Роман Никитин, после смерти Петра I сосланный в Тобольск вместе со своим братом — лучшим художником-портретистом того времени Иваном Никитиным. Братья Никитины были возвращены из ссылки только в 1741 году, после восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны. Иван Никитин скончался по дороге в Петербург в 1742 году. Фрески Софийского собора в середине ХIХ века были закрыты масляной живописью. Но от убранства Софийского собора не осталось и следа: ценная церковная утварь, иконы — всё погибло в советское время. Практически погибли и стенные росписи собора. Софийский собор служил местом погребения архиепископов и митрополитов Тобольских и Сибирских. В его крипте находится семь могил тобольских архиреев.
2 августа 1794 года рухнула, простояв немногим более ста лет, старая соборная колокольня. Её состояние внушало опасение уже давно, поэтому ещё в 1784-1786 годах были отпущены средства на строительство новой колокольни, выбрано место для неё и заложен фундамент. Автором проекта новой колокольни стал «поручик архитектурии», губернский архитектор Александр Гучев. Строил колокольню мастер Пётр Савин под наблюдением опытного строителя игумена Маргарита. Но, вероятно, заложенные за шесть лет до того фундаменты оказались ненадёжными, и 10 июля 1792 года колокольня, доведённая уже до высоты в 11 сажен, обвалилась. Был объявлен сбор средств на строительство новой колокольни. Место для неё выбрали несколько южнее рухнувшей. Закладка новой колокольни состоялась в 1794 году. Строил её тот же Пётр Савин, а руководил строительством землемер Фёдор Уткин, временно исполнявший обязанности губернского архитектора. Чтобы избежать катастрофы, случившейся с предыдущей постройкой, были приняты меры для укрепления фундамента колокольни, увеличена толщина стен. В результате получилось очень прочное, монументальное сооружение. Соборная колокольня 75-метровой высоты до сих пор остаётся самым высоким и величественным сооружением Тобольска. Толщина стен основания достигает двух метров. На первый ярус звона ведёт винтовая кирпичная лестница. До Октябрьской революции колокольня отличалась редким подбором колоколов. Звон колоколов был слышен за многие километры от города. Самый большой из пятнадцати колоколов был изготовлен в 1738 году на Тагильском заводе и весил 1011 пудов. Его называли сибирским Царь-колоколом. Остальные колокола были отлиты в ХVII веке московским мастером Фёдором Маториным. Второй весил 500 пудов, третий — 300. Четыре колокола были подарены Тобольску царями Алексеем Михайловичем, Фёдором Алексеевичем и Петром I. Некоторое время на колокольне висел и «сосланный в Сибирь» колокол из Углича, возвестивший о гибели царевича Дмитрия. В 1809 году на колокольне установили куранты, изготовленные верхотурским ямщиком Ильёй Баяновым, которые отбивали каждые четверть часа.
В Софийском соборе проходили важные общественные церемонии при большом стечении народа, вершились «дела» Сибири. В синодик Софийского собора навечно были внесены имена Ермака и его сподвижников, в память о героических событиях, связанных с покорением Сибири, их ежегодно поминали в первую неделю Великого поста. Под покровительством Святой Софии создавались первые сибирские летописи, здесь закладывались основы духовного и светского просвещения. В ризнице Софийского собора хранились подлинные рукописи сибирских летописей и большая библиотека, в которой имелись довольно редкие книги, в том числе и на иностранных языках.
В 1920 году собор был закрыт, а чуть позже, в 1922 году, были конфискованы все соборные драгоценности. В 1930 году в нём разместилась организация «Союз-Хлеб», которая использовала помещение храма как зерновой склад вплоть до начала Великой Отечественной войны. С 1940-х годов здание пустовало. В 1961 году его передали Тобольскому музею-заповеднику. Лишь реставрационные работы 1980-х годов вернули ему первоначальный облик, но увы, не смогли вернуть ему былое великолепие. В 1989 году постановлением Совета по делам религии при Совете Министров СССР здание собора вернули Русской Православной Церкви. Вскоре после передачи собора начались ремонтно-реставрационные работы. К 1994 году основной объём ремонтных работ был закончен, и 26 июня собор был освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Ныне собор является кафедральным Тобольско-Тюменской епархии. В 2004 году началась капитальная реставрация Софийско-Успенского собора, которая закончилась в 2012 году.
Из книги Низовский А.Ю. «Православные храмы и монастыри». — М.: Вече, 2005 г.
Софийско-Успенский собор — первый каменный храм в Тобольске. Но задолго до исполнения в камне он существовал в исполнении деревянном. Первый Софийский собор был построен в 1621—1622 годах, вскоре после учреждения Тобольской епархии. Софийский собор был пятиглавым. В единый ансамбль с ним входили церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, колокольня, а также иные строения архиерейского двора. Просуществовал он около двадцати лет, погибнув в пожаре 1643 года.
В 1646 году, согласно указу царя Михаила Федоровича, тоболяки заложили новый, снова деревянный Софийский собор — размерами и устройством сходный с первым. Но теперь он имел, подобно древнему Софийскому собору в Великом Новгороде, тринадцать «верхов» («в ознаменование Христа Спасителя с 12 апостолами»). В 1648 году Софийский собор Тобольска освятили. Второй Софийский собор простоял три десятилетия и, как и первый, пал жертвой пожара — одного из самых сильных в истории Тобольска. Тогда, 29 мая 1677 года, огонь уничтожил практически весь город. Жар был столь нестерпимым, что расплавился 110-пудовый колокол на соборной звоннице.
В 1683 году заложили уже каменный Софийский собор Тобольска — первый каменный храм Сибири. Строительство сопровождалось неудачами. 26 июля 1684 года практически оконченное здание обрушилось: столбы не выдержали тяжести сводов. Потребовалось еще два года, чтобы достроить собор. 27 октября 1686 года он был освящен — с установлением престольного праздника в честь Успения Божией Матери. В историю он войдет как Софийско-Успенский собор. Собор был неотапливаемый и службы в нём проходили только в тёплое время года.
На протяжении XVIII века Софийский собор несколько раз менял свой облик. В 1710 году в соборе был сооружен великолепный резной иконостас. В 1735 году собор покрыли железом, причем главы обрели характерные для украинского барокко формы.
К 1780-м годам состояние Софийско-Успенского собора вновь потребовало серьезного ремонта. Фундамент давал осадку, и это грозило со временем совершенно разрушить церковь. В 1786—1787 годах деревянные стропила в соборе заменили железными, купола покрыли белым листовым железом, вызолотили кресты и маковку на центральной главе. Крышу окрасили в зеленый цвет, а на барабане большого купола появились живописные изображения Христа и двенадцати апостолов. 20 июля 1787 года епископ Варлаам заново освятил отремонтированный храм.
В 1796 году к юго-восточному углу собора пристроили двухэтажное здание ризницы, соединенное с алтарной частью переходом. Одновременно со зданием ризницы, в 1794—1797 годах, возводилась новая соборная колокольня высотой в 65 метров.
В советское время Тобольский Софийский собор пережил все то же, что и другие церкви России. В 1922 году из него изъяли все ценности, а вскоре закрыли совсем. В начале 1930-х годов здание собора принадлежало организации «Союз-хлеб» и вплоть до Великой Отечественной войны использовалось под зернохранилище. Затем долгое время пустовало и постепенно пришло в аварийное состояние. В 1961 году здание Софийского собора передали Тобольскому музею-заповеднику. Началась реставрация здания, тянувшаяся до 1980-х годов и лишившая храм наиболее отчетливых признаков его «культовой принадлежности» — крестов на куполах. Тем не менее саму кровлю отремонтировали, залили бетоном полы и оштукатурили стены, что спасло Софийский собор от разрушения.
С архитектурной точки зрения, Софийско-Успенский собор, бесспорно, является доминантой Тобольского кремля. Это внушительное здание строилось — как многие в те годы — «по образцу», причем образец был взят московский Вознесенский собор одноименного монастыря. Строилось здание в 1519 году, а после пожара 1626 года и перестраивалось.
Благодаря избранному образцу Софийско-Успенский собор встал в один ряд с типичными памятниками московского — в широком смысле — храмового зодчества XVI— XVII веков. По типу своему он близок, например, Успенскому собору Троице-Сергиевой Лавры (1559— 1585) или Благовещенской церкви в Каргополе, своей почти ровеснице (она строилась в 1682—1692 годах).
Возводя происхождение Софийского собора к московскому Вознесенскому, мы должны признать присутствие в нем ренессансных архитектурных традиций, но они, по большому счету, сказались лишь в общей объемно-пространственной планировке здания. Его декор абсолютно русский — в своей некоторой «безалаберности» и непринужденной асимметрии. Здесь проявили себя московские и устюжские мастера, привнесшие в оформление собора черты московского узорочья и нарышкинского (а также отчасти и строгановского) барокко. Например, южный фасад удивляет нас тем, что на нем мы встречаем наличники с навершиями четырех разных типов. Впоследствии свое влияние оказало и украинское барокко, а поскольку ему «поддалась» наиболее важная в визуальном отношении часть — пятиглавие, то в итоге собор воспринимается издалека как памятник очередного «южнорусского влияния» и заставляет вспомнить о почти столетнем главенстве малороссийских архиереев в Русской Церкви.
О ризнице Софийского собора в дореволюционном описании Тобольской епархии говорится: «При соборе имеется архиерейская ризница, в которой находятся достопримечательности, как то: древние иконы, золотые и серебряные кресты, панагии, посохи, митры, облачения, из коих многие составляют вклады царей… Всем этим достопримечательностям составлено особое описание, которое посетители ризницы приобретают на память о своем посещении ее».
«С северной стороны холодного собора в 1751 году при митрополите Сильвестре вместо прежнего ветхого, устроенного в 1704 году митрополитом Филофеем, вновь устроен придельный храм в честь св. Иоанна Златоустого, соименного святого погребенному в нем митрополиту Иоанну (Максимовичу). Здесь же погребены архиепископы Варлаам I в 1802 году и Павел III в 1831 году». Барабаны глав орнаментированы вполне традиционно — аркатурно-колончатыми поясами (с дыньками, в «рифму» с наличниками окон). Особую нарядность им придают пояса кокошников, расположенные в основании каждого барабана. Самыми нарядными деталями Софийского собора глядятся его окна. Непринужденно «разбросанные» по плоскостям фасадов, они оформлены узорчатыми наличниками с колонками, дыньками и многолопастными навершиями, напоминающими кокошники русских красавиц. Внутреннее убранство Софийско-Успенского собора Тобольска некогда блистало великолепием. Прекрасный резной иконостас, старинные, в богатых окладах иконы.
Вообще, ни тоболяки, ни представители высшей власти не скупились жертвовать на благоукрашение собора. Первые — из усердия к своему храму, вторые — справедливо полагая, что главный собор Сибири должен и выглядеть соответственно, олицетворяя богатство и мощь России. Известно, что в 1730-е годы собор был расписан фресками. Работами могли руководить знаменитые живописцы петровского времени — Иван и Роман Никитины, сосланные в Тобольск по навету (тогда, при императрице Анне Иоанновне, это делалось чрезвычайно просто).
В XIX веке фрески скрыла масляная живопись, а впоследствии — побелка. В процессе реставрации, которая проводилась в 1990—2010-е годы, фрагменты фресок XVIII века (в нижней части южной стены и в алтаре) удалось обнаружить — скрытые от людских глаз за позднейшими слоями краски, они благополучно пережили советский период. Но вот остальные элементы убранства собор, увы, утратил безвозвратно. Лишался он их постепенно. Сначала, в 1922 году, большевики вывезли из него наиболее ценные предметы, а затем, в течение нескольких лет, когда храм использовался под зернохранилище и пустовал, расхитилось и разрушилось остальное. И к моменту передачи Церкви его «внутренность» совсем не напоминала о прежнем великолепии. Потребовалась длительная реставрация, чтобы хоть отчасти вернуть убранству собора былую красоту, прежде составлявшую предмет гордости тоболяков и восхищения гостей города.
1980-е годы Софийский собор Тобольска встретил музейной единицей, вяло реставрируемым памятником архитектуры. Несмотря на то, что реставрационные работы начались более двадцати лет назад, в середине 1980-х годов они и не думали близиться к окончанию. Подобное состояние святыни (лишившейся, к тому же, крестов) безмерно огорчало верующих.
Наступала тем временем новая эпоха, и 26 апреля 1988 года в Москве на заседании Совета по делам религии постановили: «Разрешить передачу здания бывшего Софийско-Успенского собора в г. Тобольске Тюменской области зарегистрированному в г. Тобольске религиозному обществу Русской Православной Церкви для использования в молитвенных целях». Собор вернулся к верующим, а с разделением Омско-Тюменской епархии и образованием Тобольско-Тюменской вновь стал центром епархиальной жизни. Была проведена реставрация; в 1990-е годы в храме устроили систему отопления, что позволило совершать в нем службы с ранней весны до поздней осени. 26 июня 1994 года Софийский собор освятил Патриарх Алексий II.
Важнейшее событие в новейшей истории собора — обретение мощей священномученика Гермогена (Долганева; 1858—1918), в течение недолгого времени в 1917—1918 годах возглавлявшего Тобольскую епархию.
http://posmotrim.by/article/sofijskij-sobor-tobolsk.html
Софийско-Успенский собор является древнейшим храмом в Сибири. Это первое кирпичное здание за Уральским хребтом. В 2011 году исполнилось 325 лет со дня окончания строительства храма в каменном исполнении и его освящения.
Деревянный кафедральный Софийский собор впервые был построен в Тобольске между 1621-1624 годами, но при пожаре 1643 года он сгорел. По реконструкции современных ученых, тобольский Софийский собор был очень похож на сохранившиеся деревянные храмы новгородчины и Кижей того же времени. Вместо сгоревшего Преосвященный Герасим (Кремлев) 24 мая 1646 года заложил, а 13 августа 1648 года освятил второй, новый Софийский собор, так же, как и первый, о тринадцати главах и с приделами. Но и этот собор 29 мая 1677 года сгорел при большом пожаре в нагорной и подгорной частях города.
Обстоятельства принуждали к постройке каменного собора. Митрополит Павел I обратился к царю за помощью в строительстве кирпичной церкви во имя Софии, Премудрости Божией. Государь Феодор Алексеевич – один из самых благочестивых российских самодержцев – с радостью откликнулся на просьбу Пресвященного Павла и «от 28 апреля 1680 года было повелено (на имя тобольского воеводы Шеина со товарищи): соборную церковь Св. Софии Премудрости Слова Божия в Тобольске строить каменную, по образцу церкви Московского Вознесенского девичьего монастыря». В исполнение царского указа в следующем 1681 году выкопали под фундамент рвы, а 22 апреля 1683 года Митрополит Павел, возвратившись с чреды священнослужения при Патриархе, заложил нынешний каменный собор – первое каменное здание по всей Сибири.
Храм этот, как показывают источники, простоял недолго, а именно год с небольшим – с 22 апреля 1683 по 26 июля 1684 года. От несоразмерности внутренних столбов с тяжестью главы и сводов 26 июля 1684 года верх собора упал внутрь. Вновь начатые работы окончились только через два года. Построенный каменный собор был освящен 27 октября 1686 года Митрополитом Павлом, но теперь уже в память Успения Божией Матери. Храмовая икона Божественной Софии была перенесена со второго места правой стороны иконостаса на левую, а там поставлена икона Успения Божией Матери. С правой стороны собора был пристроен придел во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в одну линию с главным алтарем, который через сто лет при проведении капитального ремонта был разобран.
За все время существования собор несколько раз менял внешний и внутренний вид. Митрополит Филофей, приехав на кафедру, нашел, что первоначально устроенный иконостас не соответствует величественности здания, повелел снять его и просил императора Петра I о помощи в устроении нового благолепного иконостаса. Сей государь повелел выдать из казны 1000 рублей, и в 1710 году был сооружен новый резной иконостас.
В сентябре 1733 года на соборе и принадлежащих к нему зданиях сгорели деревянные крыши и главы. Поэтому в 1735 году главы и кровля были покрыты вместо теса железом.
При Преосвященном Варлааме (Петрове) был произведен капитальный ремонт храма по причине осадки фундамента. Архиепископ призвал к пожертвованиям тобольских граждан и в то же время известил о нуждах церковных высшее начальство. «По именному повелению Екатерины II в 1783 и 1784 гг. ассигновано из казны 15521 р. 30 коп. Из них на сумму, собранную от доброхотных дателей с 1777 по 1788 гг. (включительно), маковица на большой главе покрыта железом и по железу вызолочена; на шее под ней написаны, в соответственном высоте размере, Иисус Христос с двенадцатью апостолами…».
В советское время главный храм Сибири разделил судьбу большинства российских церквей. В 1922 году были конфискованы все соборные драгоценности. Закрыта соборная церковь Успения Божией Матери была на основании протокола президиума Горсовета в ноябре 1930 года. В начале 1930-х годов собор принадлежал организации «Союз-хлеб» и использовался как зерновой склад. Такое использование величайшего памятника архитектуры, первого каменного храма Сибири, жемчужины русского зодчества продолжалось до начала Великой Отечественной войны. Затем собор долгое время пустовал и постепенно стал разрушаться.
В 1961 году здание собора было передано образовавшемуся в Тобольске музею-заповеднику с последующей реставрацией. В процессе «реставрации» собор утратил кресты, однако купола и маковки были отремонтированы, полы были залиты бетоном, оштукатурены стены. К 1980 году в соборе был проведен капитальный ремонт, но полная реставрация не была закончена. Такое недолжное отношение властей к величайшей сибирской святыне возмущало верующих тоболяков. 28 марта 1987 года в Тюменский обком обратился Архиепископ Омский и Тюменский Феодосий (Процюк) с просьбой вернуть собор законному владельцу, то есть Русской Православной Церкви. Основанием к своей просьбе Архиепископ указал устройство миротворческого центра. Это основание по тем временам было гораздо весомее, чем любое другое. Председатель Тобольского горисполкома А. Г. Елфимов на эту просьбу ответил отказом, впрочем, с предложением выделить епархии разрушенную подгорную Крестовоздвиженскую церковь.
Некоторое время спустя, после «доверительной» беседы с уполномоченным, Архиепископ Феодосий снова подает прошение в исполком о передаче Софийского собора. Исполком, видя совершенную неспособность светских структур восстановить собор, ответил: «Исполком считает возможным передачу Софийско-Успенского собора Русской Православной Церкви для совместной эксплуатации с музеем». Этот документ был принят 27 января 1988 года, а через три месяца 26 апреля в Москве на заседании Совета по делам религии при Совете Министров СССР «постановили: Разрешить передачу здания бывшего Софийско-Успенского собора в г. Тобольске Тюменской области зарегистрированному в г. Тобольске религиозному обществу Русской Православной Церкви для использования в молитвенных целях».
Вскоре после передачи собора начались ремонтно-реставрационные работы, которые особенно усилились после разделения Омско-Тюменской епархии и образования Тобольско-Тюменской. С этих пор собор Святой Софии становится главным храмом и символом возрожденной епархии. Реставрационные работы преобразили древнейший храм Сибири и изменили его внешний вид: прямая покатая кровля собора обрела новые декоративные полукружья-закомары, по три с каждой стороны, что весьма украсило собор.
В начале 1990-х годов в соборе была устроена система отопления, что позволило впоследствии совершать Богослужение весной и осенью, до сильных холодов. К 1994 году основной объем работ по ремонту собора был закончен, и 26 июня главный храм Сибири был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении архипастырей и священников. Годом позже стараниями Епископа Тобольского и Тюменского Димитрия был устроен в соборе теплый пол, с особой системой отопления, крытый мрамором. С 1995 по 2004 годы в Софийско-Успенском соборе постоянно проходили Богослужения, обычно архиерейским чином, за которыми пели хоры Тобольской духовной семинарии.
В 2003 году город Тобольск посетил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Он обратил особое внимание на уникальность местных памятников архитектуры и их ненадлежащее современное состояние. Было решено восстановить святыни Тобольского кремля и сделать Тобольск одним из туристических городов России. Из федерального бюджета были выделены значительные финансовые средства.
С 2004 года началась капитальная реставрация Софийско-Успенского собора, которая продолжается и по сей день. Строительные работы предполагают усиление фундамента собора, полную реставрацию стен и фресок, изготовление нового иконостаса – большая часть всего этого уже сделана. Внешний вид собора сильно изменился: купола стали шире, центральный купол был полностью покрыт нитритом титана. Собор принял более величественный вид. В настоящее время роспись собора подходит к завершению, иконостас формируется заново.
Среди значимых событий, происходивших в Софийско-Успенском соборе, можно отметить следующие: посещение его двумя Государями-наследниками Российского престола, будущими императорами Всероссийскими Александром II и Николаем II; прославление в лике святых Митрополита Тобольского Иоанна (Максимовича) в 1916 году; погребение священномученика Епископа Гермогена (Долганева) в 1918 году, а также обретение мощей этого святого в 2005 году.
Ризница Софийско-Успенского собора
Непосредственно к юго-восточному углу Софийского собора примыкает каменное двухэтажное строение ризницы, оформившейся в таком виде лишь к концу XVIII века, хотя в основе ее лежит более ранняя постройка середины XVIII века. Первоначально на этом участке крепостной ограды находились Святые ворота с часовней во имя Сергия Радонежского. Надстройка ризницы вторым этажом и переделка фасадов производилась в 1796 году. Все помещения имеют сводчатые покрытия с распалубками и воздушные металлические связи. Сохранились первоначальные железные двери ризницы и кованые решетки на окнах. Ризница слыла когда-то богатейшей дарохранительницей архиерейского дома. Она была знаменита и своей уникальной библиотекой.
С 2004 года ведутся реставрационные работы. Стены ризницы внутри расписаны преподавателями и учащимися иконописной школы при Тобольской духовной семинарии.
http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/blag/php/place.php?id=tob&id1=1&id2=1
С архитектурной точки зрения, Софийско-Успенский собор, бесспорно, является доминантой Тобольского кремля. Это внушительное здание строилось — как многие в те годы — «по образцу», причём образец был взят московский — Вознесенский собор одноимённого монастыря. Случайность ли это? Едва ли. Во-первых, необходимо отметить, что сей «образец» был неплохо знаком митрополиту Павлу, ибо до своего назначения в Тобольск он являлся архиманритом соседнего Чудова монастыря. Во-вторых, строилось здание сравнительно недавно — в 1519 году, а после пожара 1626 года — перестраивалось. Следовательно, должны были сохраниться чертежи и сметы. Благодаря избранному образцу Софийско-Успенский собор встал в один ряд с типичными памятниками московского — в широком смысле — храмового зодчества ХVI-ХVII веков. По типу своему он близок, например, Успенскому собору Троице-Сергиевой Лавры (1559-1585) или Благовещенской церкви в Каргополе, своей почти ровеснице (она строилась в 1682-1692 годах).
Возводя происхождение Софийского собора к московскому Вознесенскому, мы должны признать присутствие в нём ренессансных архитектурных традиций, но они, по большому счёту, сказались лишь в общей объёмно-пространственной планировке здания. Его декор абсолютно русский — в своей некоторой «безалаберности» и непринуждённой асимметрии. Здесь проявили себя московские и устюжские мастера, привнесшие в оформление собора черты московского узорочья и нарышкинского (а также отчасти и строгановского) барокко. Например, южный фасад удивляет нас тем, что на нём мы встречаем наличники с навершиями четырёх разных типов. Не много ли для одного фасада? Кажется, у мастера на сей счёт никаких эстетических сомнений не возникало. Отбросим их и мы. Ведь в конечном счёте важна выразительность — а её здесь с избытком. Самыми нарядными деталями Софийского собора глядятся его окна. Непринуждённо «разбросанные» по плоскостям фасадов, они оформлены узорчатыми наличниками с колонками, дыньками и многолопастными навершиями, напоминающими кокошники русских красавиц. Стоит обратить внимание и на барабаны собора. Барабаны глав орнаментированы вполне традиционно — аркатурно-колончатыми поясами (с дыньками, в «рифму» с наличниками окон). Особую нарядность им придают пояса кокошников, расположенные в основании каждого барабана. Впоследствии своё влияние оказало и украинское барокко, а поскольку ему «поддалась» наиболее важная в визуальном отношении часть — пятиглавие, то в итоге собор воспринимается издалека как памятник очередного «южнорусского влияния» и заставляет вспомнить о почти столетнем главенстве малороссийских архиреев в Русской Церкви. Дело в том, что ностальгия по родной Малороссии проявлялась у владыки Филофея (Лещинского), пожалуй, лишь с пристрастием к определённому типу архитектуры, что сказалось на облике Софийско-Успенского собора. Соответствующая перестройка была предпринята вследствие пожара 1733 года, уничтожившего деревянную кровлю и главы.
В 1735 году собор покрыли железом, причём главы обрели характерные для украинского барокко формы, которые мы видим по сей день. С северной стороны холодного собора в 1751 году при митрополите Сильвестре вместо прежнего ветхого, устроенного в 1704 году митрополитом Филофеем, вновь устроен придельный храм в честь св. Иоанна Златоуста, соимённого святого погребённому в нём митрополиту Иоанну (Максимовичу). Здесь же погребены архиепископы Варлаам I в 1802 году и Павел III в 1831 году. Стоит обратить внимание на закомары основного четверика. Они были восстановлены лишь в самое недавнее время. Всю свою «сознательную жизнь» собор простоял с четырёхскатной кровлей (видимо, так его достроили после обрушения сводов в 1684 году). В 1794-1797 годах возводилась новая соборная колокольня высотой в 65 метров. В 1796 году к юго-восточному углу собора пристроили двухэтажное здание ризницы, соединённое с алтарной частью переходом. Старая одноэтажная ризница, ещё в первой половине ХVIII века примкнувшая к северо-восточному углу соборного храма, к концу столетия несколько обветшала и сделалась тесна, ибо служила не только хранилищем собственно богослужебных предметов, облачений и т.п., но и библиотекой — в ней находились старопечатные и рукописные книги, как церковного, так и светского содержания. Закупки книг производились большими партиями в Москве. Известно, например, что в 1695 году Тобольский архирейский дом купил 417 книг, а в 1696 году — 407. О ризнице Софийского собора в дореволюционном описании Тобольской епархии говорится: «При соборе имеется архирейская ризница, в которой находятся достопримечательности, как то: древние иконы, золотые и серебряные кресты, панагии, посохи, митры, облачения, из коих многие составляют вклады царей… Всем этим достопримечательностям составлено особое описание, которое посетители ризницы приобретают на память о своём посещении ее». Где теперь сии сокровища — Бог весть.
Некогда внутреннее убранство Софийско-Успенского собора блистало великолепием, восхищал всех, побывавших в храме, великолепный резной иконостас, прекрасно выглядели и старинные, в богатых окладах иконы. Например, об «одеянии» иконы Спаса Вседедержителя современник рассказывал: «В 1777 году, при преосвященном Варлааме, устроена серебряная под золотом риза весом 2 пуд. 13 ф. 73 зол., золота употреблено 1 фунт 31 золотн.». Вообще, ни тоболяки, ни представители высшей власти не скупились жертвовать на благоукрашение собора. Первые — из усердия к своему храму, вторые — справедливо полагая, что главный собор Сибири должен и выглядеть соответствующе, олицетворяя богатство и мощь России. Известно, что в 1730-е годы собор был расписан фресками. Работами могли руководить знаменитые живописцы петровского времени — Иван и Роман Никитины, сосланные в Тобольск по навету (тогда, при Анне Иоановне, это делалось чрезвычайно просто). В ХIХ веке фрески скрыла масляная живопись, а впоследствии — побелка. В процессе реставрации, которая проводилась в 1990-2010-е годы, фрагменты фресок ХVIII столетия — в нижней части южной стены и в алтаре — удалось раскрыть. Диакон Виталий Ведерников, иконописец и реставратор, на чьих глазах, собственно, происходило это обретение, так комментировал его: «Находка сия уникальна, и потому требовала особого бережного отношения. Подобных храмовых настенных фресок в Сибири больше не обнаружено. Это ещё не живопись, но уже не иконопись, своего рода промежуточный этап формирования церковного искусства в России. Иконографические изображения начали нагружать живописными элементами. Появились объём, перспектива, парадная позиция у святителей, элементы пейзажа, а в ликах просматриваются характеры. Трудно переоценить значение этой находки для учёных, ведь фрески могут о многом рассказать». Да, часть фресок удалось обнаружить — скрытые от людских глаз за позднейшими слоями краски, они благополучно пережили советский период. Но вот остальные элементы убранства собор, увы, утратил безвозвратно. Лишался он их постепенно.
Начиная с 1922 года, большевики вывезли из него наиболее ценные предметы, включая особо почитаемые мощи свт. Иоанна, а затем, в течение нескольких лет (с начала 1930-х годов здание собора принадлежало организации «Союз-хлеб», а вплоть до Великой Отечественной войны использовалось под зернохранилище) всё остальное. Затем долгое время здание бывшего храма пустовало и постепенно пришло в аварийное состояние. И к моменту передачи Церкви его «внутренность» совсем не напоминала о прежнем великолепии. Потребовалась длительная реставрация, чтобы хоть отчасти вернуть убранству храма былую красоту, прежде составлявшую предмет гордости тоболяков и восхищение гостей города. Сейчас в здании собора находится современный иконостас. А ведь до 30-х годов ХХ века Софийско-Успенский собор гордился своим барочным иконостасом.
Митрополит Филофей (Лещинский), когда приехал первый раз в Тобольск в 1702 году, нашёл имевшийся в соборном храме иконостас слишком скромным и тем самым не соответствующим величественному внешнему облику здания. Он обратился к Петру I с просьбой о помощи в устроении нового иконостаса, и император, придавая большое значение «сибирскому направлению», повелел выдать на сие 1000 рублей из казны. И в 1710 году в соборе был сооружён великолепный резной иконостас, который, к сожалению, до наших дней несохранился. Софийско-Успенский собор представляет собой пятикупольный трёхапидный храм (апсиды ниже основного четверика). Внутри длина собора от западной стены до восточной составляет 30,7 м, ширина от северной до южной — 18,7 м. Внутренняя высота (от пола до сводов центрального купола) — 28,6 м. Общая высота с крестом — 47 м. Центральный купол собора покоится на массивных подпружных арках, поддерживаемых крестчатыми столпами. Барабан главного купола имеет 8 световых окон, малые барабаны — по 2 каждый. Одной из главных святынь Тобольского кремля, являются мощи святителя Иоанна Тобольского, рака с мощами которого стоит теперь в тёплом Покровском соборе.
В советское время в Архирейском доме Тобольского кремля размещалась антирелигиозная экспозиция краеведческого музея. Именно здесь пребывали мощи свт. Иоанна после изъятия из Софийского собора. Пребывая в городе вот уже несколько столетий, мощи подают тоболякам помощь и укрепление в вере.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №24, 2013 г.
Софийско-Успенский собор — первый каменный храм Сибири, самая ранняя каменная постройка Софийского двора города Тобольска. Первый деревянный храм, посвященный Софии — Премудрости Божией, был построен в 1621 г. в связи с открытием по указу царя Михаила Федоровича Сибирской епархии. Первый храм уничтожил пожар 1643 г. Через пять лет на том же месте был построен новый Софийский собор, окруженный двенадцатью приделами.
Разрешение на его строительство добился тобольский митрополит Павел первый. Собор строили Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин (при участии Василия Ларионова) по образцу Вознесенской церкви в Москве. Для строительства были приглашены кирпичники и каменщики из Устюга Великого и Москвы, прислано 682 пуда железа, богатая церковная утварь и три больших колокола. Котлован для фундамента вырыт в сентябре 1681 г., а к строительству приступили лишь в апреле 1683 г.
Строили собор очень быстро, но в июне 1684 с. практически отстроенного здания рухнули: «… падоша у церкви столбы и обломились своды и верх весь паде внутрь». Через два года здание достроили. 27 октября 1686 г. митрополит Павел осветил собор в память Успения Божией Матери. Поэтому собор именуется Софийско-Успенским. Название Софийский перешло от названия деревянной церкви, построенной первым сибирским архиереем Киприаном в 1621 г., когда в Тобольске была создана епархия. Поскольку Киприан прибыл из Новгорода, он и назвал церковь в память Св. Великомученицы Софии Новгородской.
Софийско-Успенский собор представляет собой кубической формы пятиглавый храм высотой 47 метров, одноэтажный с двумя ярусами окон, украшенными наличниками в виде кокошников. В месте алтарных выступов сооружены три апсиды. Собор построен по типу крестово-купольных храмов, распространенных на Руси еще в X–XII в.в. В это время такие храмы уже не строились и поэтому Софийско-Успенский собор является уникальным сооружением конца XVII в. Крестово-купольный храм — это храм, который в плане представляет собой квадрат с четырьмя точками в центре. Если через точки провести линии, то получится крест. 4 точки соответствуют 4 столбам, которые поддерживают основной купол и делят внутреннее пространство на 3 части. На фасаде здания это выделено лопатками, а верх каждой части заканчивается полукруглой закомарой. Купола на соборе первоначально были сооружены шлемовидные (луковичные), но в середине XVIII в. их заменили куполами более сложной формы с перехватами и с подкрестными фонариками. Такая форма куполов была избрана под несомненным влиянием стиля барокко, получившего распространение на Руси с 40-х г.г. XVIII столетия. В 1970-е г.г. купола были вновь отреставрированы, их покрасили ультрамарином, а детали покрыли сусальным золотом.
Первое время внутри собора не было росписи, его интерьер украшал только резной иконостас, установленный в 1710 г. Вскоре стены собора были покрыты фресковой живописью. По некоторым данным автором фресок был знаменитый живописец петровского времени Роман Никитин, сосланный после смерти Петра в Тобольск вместе со своим братом – лучшим портретистом. Фрески собора до середины XIX в. были закрыты масляной живописью.
В 50-е г.г. XVIII в. с северной стороны собора был сооружен теплый придел, который освятили во имя Иоанна Златоуста. С юга собор соединили с ризницей. Первоначально – это было одноэтажное здание, построенное в середине XVIII в. В 1796 г. ризницу перестроили и надстроили второй этаж. Новое здание должно было соединить собор с колокольней. Но через два года строительные работы были прекращены, а здание стало использоваться для хранения оружия и знамен, а с 1840 г. – для хранения церковной утвари. Ризница сооружена в стиле барокко. Ее можно назвать самым нарядным зданием кремля. Стиль барокко, давно угасший в столице, проявился здесь с неожиданной силой и свежестью. Особенно декоративен западный фасад с «дощатой» рустовкой, занявшей чуть не полстены, большим плоским картушем с овальным окном и окнами со сдвоенными наличниками. Восточный фасад выполнен более сдержано, это объясняется стремлением архитектурно объединить восточные фасады ризницы, собора и первого яруса колокольни.
Собор долгое время служил усыпальницей тобольских архипастырей, двое из которых причислены к лику святых: святитель Антоний, митрополит Тобольский, святитель Варлаам, архиепископ Тобольский. Захоронения располагались под полом храма и северного придела.
После установления советской власти собор разорили. Там был и зерносклад, даже ссыльных содержали в храме какое-то время. Внутреннее убранство было утрачено. С 1925 г. в помещениях собора находились фонды музея-заповедника. В 1988 г. Софийско-Успенский собор передан Тобольско-Тюменской епархии и началась его реставрация. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетивший Тобольско-Тюменскую епархию в 1994 г., освятил отреставрированный собор. С этого времени в храме совершаются богослужения.
Реставрационные работы в храме полностью закончились только в 2011 г., когда московскими мастерами была создана роспись стен собора.
В настоящее время Софийско-Успенский кафедральный собор является главным храмом епархии (здесь находится кафедра митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия).
«Тобольск православный»