ТКАННЫЕ НА ДОЩЕЧКАХ (ТОПКАХ) ПОЯСА КАК ЭЛЕМЕНТ ТРАДИЦИОННОГО РУССКОГО КОСТЮМА ЖИТЕЛЕЙ УРАЛА И ЗАУРАЛЬЯ.
(автор статьи Фокина Екатерина Александровна — МБУ Центр русской народной культуры «ЛАД»)
«Одним из ярких примеров текстильных изделий Урала и Зауралья является тканый пояс. Он был обязательным элементом мужской, женской и детской одежды. Его надевали на ребенка при рождении или при крещении. Этот пояс из простой льняной нити или тесьмы являлся оберегом от злых сил, а также ставил ребенка под защиту Божью. Полученный при крещении пояс старались никогда не снимать, его носили под одеждой на голое тело. Кроме него поверх одежды надевали еще один пояс, который помимо ритуальной функции носил еще и практическую. Он завершал костюм, разделял его на две части – верх и низ,- замыкал талию, соединял полы верхней одежды, к нему крепились кошельки, лакомники, кисеты, ключи и прочий хозяйственный инвентарь. С развитием способов изготовления пояса из простых однотонных становятся яркими узорными, иногда богато декорированными. Особенно нарядными были пояса, предназначенные для свадебного обряда. Невеста одаривала поясами жениха и его родственников, тем самым она демонстрировала свое мастерство и состоятельность семьи. В ходе экспедиции в село Коврига Шадринского района зафиксирована традиция украшать дугу свадебной конной повозки ткаными поясами, их использовали вместо вожжей.
Преобладающими в Зауралье в конце XIX-начале XX века были пояса, тканые на дощечках. Дощечки — небольшие пластинки размером примерно 50×50 мм., сделанные из дерева, а в современных реалиях — пластмассы или плотного картона.
Существует разное название подобной техники ткачества: «на дощечках», «на кружках», «на топках», «на табках». Такая техника позволяла выполнять как простые орнаменты «по заправке», так и достаточно сложные геометрические рисунки и буквы в технике выкладного ткачества. В орнаментации местных поясов использовались символы, дошедшие с древних времен: ромбы и треугольники, стрелы и звезды, зигзагообразные фигуры и т.п. Значение этих символов вряд ли осознавалось шадринскими ткачихами конца XIX века, их ткали в эстетических целях, а узоры называли исходя из сходства с реальными предметами: «пешечка», «елочка», «клеточка», «зернышко», «полоска».
Простые пояса «на дощечках» ткались из шерсти, окрашенной растительными красителями. Они были естественных натуральных цветов. Праздничные же пояса рубежа XIX-XX веков выполнены из тонкой покупной шерсти высокого качества – гаруса. Такие нити окрашивались яркими анилиновыми красителями, поэтому пояса этого периода были сочных насыщенных цветов. В них преобладали оттенки зеленого, розового, синего, желтого, фиолетового.
В фондах Музея традиционного быта Центра «Лад» собрана богатая коллекция традиционных рукоделий, в том числе тканых различными техниками поясов. Среди них можно выделить отдельную категорию – пояса, тканные «на дощечках». Их, в свою очередь, можно разделить на две группы: пояса, тканые по заправке тенями (с переходом одного цвета в другой), и пояса, тканые в технике выкладного ткачества с геометрическими рисунками и «словесами». В коллекции имеется пять поясов с растяжкой цвета. Существует несколько способов заправки таких поясов. Один из них – заправка с растяжкой цвета симметрично относительно центра. Другой способ заправки — растяжка цвета от одного края к другому.
Вызывают особый интерес пояса с надписями или, как называют их информанты, «словесами», которые, по их сведениям, ткались опытными мастерицами на заказ. Выполнение даже одного буквенного знака требует перестановки отдельных дощечек в несколько позиций. Ткачиха должна обладать логическим мышлением, пространственным воображением, зрительной и тактильной памятью.
Большая часть текста на «словесных» поясах, хранящихся в фондах Музея Центра «Лад» выткана с использованием букв старославянской азбуки и устаревшей орфографии. Интересно содержание текстов. По содержанию их можно разделить на три группы:
К первой группе относятся пояса с фольклорными текстами. Это тексты лирических песен и стихов, поэтические формулы, пословицы, поговорки и благопожелания. Они достаточно устойчивы и встречаются во множестве вариантов. Можно выделить несколько наиболее распространённых формул: «Взвейся голубок отнеси сей поясок», «Не пой соловей под моим окном…», «Кого люблю того дарю», «Носи не теряй меня вспоминай», «Всякая работа мастера хвалит», «Сей пояс ткала…» и т.д.
Во вторую группу входят пояса с текстами молитв. На местных поясах вытканы тексты Иисусовой молитвы («Господи Иисусе…»), «Отче наш», Воскресной молитвы («Да воскреснет Бог…»), 90-й псалом. Большинство таких поясов характерно для старообрядческого населения Зауралья.
Третья группа — это пояса с буквенным орнаментом, не составляющим смысловую надпись. Случайные сочетания букв несут в себе лишь эстетическую функцию. Это объясняется неграмотностью мастериц и желанием повторить именно текстовой орнамент.
В большинстве случаев в поясах со «словесами» текст располагается в две строки, дублирующих друг друга, однако встречаются образцы, в которых вторая строка продолжает текст, начатый в первой. Фактически на всех поясах текст располагается в рамках фонового раппорта, заканчивающегося углами с обеих сторон. При ткачестве каждого нового слова образуется новый раппорт, в котором цвет фона меняется на противоположный.
В ходе экспедиционной работы сотрудниками Центра «Лад» изучаются образцы тканых поясов, хранящиеся в школьных и сельских музеях Курганской области. Так, в музее села Коврига Шадринского района хранятся два пояса «со словесами».
На одном из них в двух дублирующих друг друга полосах желто-красного и бело-фиолетового цветов вытканы повторяющиеся буквенные знаки «Н О Х Т П». Края пояса однотонного зеленого цвета. Концы оформлены «в раскол» шестью богатыми, украшенными помпонами кистями разных цветов.
На втором поясе выткан полный текст Воскресной молитвы («Да воскреснет Бог…»). 506 буквенных символов расположены в двух строках, вторая из которых не дублирует, а продолжает текст первой. На розово-красном фоне текст выполнен черными и синими буквами. Концы пояса украшены короткими розовыми кистями. Особенность этого пояса в том, что выполнен он не из шерстяной, а из тонкой шелковой нити. Благодаря этому, при заправке в 31 дощечку, его ширина составляет менее 1,5 см.
В частной коллекции Антроповой Л.А. (г. Шадринск) хранится топковый шерстяной пояс с геометрическими узорами и текстом. Кромочные полоски выполнены нитью коричневого, горчичного и бежевого цветов. По центру выткан текст «Сей пояс ткач», «Кого люблю тому подарю» и повторяющиеся геометрические фигуры, состоящие из треугольников и ромбов. Цвет фона — красный, цвет букв и фигур – синий. Оригинальным образом оформлены концы пояса, они украшены составными кистями. Первый ярус – красная «оборка» с привязанными к ней синими нитями, второй ярус – кисточка из связанных между собой коричневых, красных и бежевых нитей.
Фонды Музея народного быта Центра «Лад» пополняются экспонатами, привезенными из экспедиций по Шадринскому краю. Полевая работа в старообрядческих – двоеданских селах (Ковриге, Мальцево, Вознесенском), где сохранились поистине самобытные экземпляры текстильных изделий, в том числе гарусных поясов, позволила обогатить музейные фонды ценными экспонатами. В Центр «Лад» приносят образцы этнографии дарители, у которых они сохранились от их предков. Благодаря сотрудничеству со старообрядческой семьей, проживающей в городе Шадринске, фонды Музея пополнились несколькими, представляющими ценность, экспонатами, в том числе и топковыми поясами.»