В XVIII-XIX вв. здание относилось к территории усадьбы «Строгановская дача», которая с 1751 по 1828 г. принадлежала известным промышленникам, баронам Строгановым. Главный дом усадьбы стоит на северной границе участка, интересующий нас фабричный корпус – на южной, он отделен от главного дома парком. Еще при Строгановых, во второй половине XVIII в., вдоль южной границы участка возвели два одноэтажных кирпичных корпуса, жилого и хозяйственного назначения.
В 1828 г. Строгановская усадьба переходит к купцам Алексеевым, которые переделывают эти постройки под золотоканительную фабрику. К 1830-м гг. два одноэтажных корпуса были надстроены вторыми этажами, рядом с ними появляется еще здание, позже соединенное деревянной встройкой с одним из корпусов XVIII в. В 1850-е гг. деревянную встройку заменили каменной, в итоге из двух изначальных корпусов XVIII в. получилось одно протяженное здание длиной 120 м. В те годы, помимо прядильного цеха золотоканительной фабрики, здесь располагались кухня и прочие вспомогательные помещения. Первая известная фотография, запечатлевшая корпуса фабрики, сделана в 1882 г. Это вид Андроникова монастыря из альбома Найденова, снятый с церкви С. Радонежского в Рогожской слободе. По фотографии видно, что корпуса фабрики фактически не имеют декора, маленькие окна на фасадах расположены редко, через каждые 5-7 м.
В конце XIX в. участок с усадьбой Строгановых-Алексеевых перешел московской таможне. В бывших фабричных корпусах расположились таможенные склады, которые просуществовали здесь вплоть до 1920-х гг. В 1930-е гг. началась реконструкция зданий под административные нужды, которая закончилась уже после войны, в конце 1940-х гг. Длинный корпус надстроен третьим этажом, появился декор в стиле классицизм. Чуть левее центра фасада с южной стороны (что соответствует встройке между двумя изначальными корпусами) появился ризалит, имеющий портик со спаренными колоннами коринфского ордера и треугольным фронтоном. На северном фасаде в этой же части здания тоже портик с фронтоном, но уже без выступающего ризалита. Торцы здания получили по четыре полуколонны, треугольные сандрики в качестве наличников над окнами второго этажа, рустовку и арочные ниши на первом этаже. Длинные южный и северный фасады украшены ритмом вертикальных лопаток в простенках между окнами и замковыми камнями над окнами второго этажа. На фоторазвертке, сделанной в 1947-1950 гг., южный ризалит с портиком находятся в строительных лесах, видимо, еще проводятся отделочные работы.
Основное золотоканительное производство купцов Алексеевых во второй половине XIX в. перебазировалось на Малую Алексеевскую улицу (ныне – улица Станиславского). Если в XVIII-XIX вв. Алексеевы производили золотую канитель – нить, которой вышивали одеяния для состоятельных лиц, то по мере технического прогресса их производство изменилось. В начале ХХ в. фабрика перепрофилировалась на производство кабелей, необходимых для телефона и электрификации. В то время директором ‒ распорядителем фабрики являлся К. С. Алексеев, известный под псевдонимом Станиславский и прославившийся прежде всего как театральный деятель и режиссер. Другой знаменитый Алексеев – его двоюродный брат, городской голова Николай Александрович, сделавший очень многое для Москвы в 1880-1890-е гг.
В 2017-2018 гг. проведена реставрация основного корпуса, который, как и прежде, используется в качестве офисов.
Автор статьи: Александр Иванов
Материал с портала «Узнай Москву»