Тискадская старообрядческая община – одна из самых древних в Латвии. Согласно преданию, первая моленная в Тискадах была устроена в деревянном доме еще в 1680 году. Официально община была зарегистрирована в 1908 году, а 1907-й отмечен как год основания нового храма, который и сохранился до наших дней. К 1940 году Тискадская община была второй крупнейшей в Латвии, после Рижской Гребенщиковской общины. Храм с трудом вмещал всех прихожан. На клиросе пели 20 человек. И в настоящее время моленная окормляет староверов двух волостей (22 деревни).
С 1947 года наставником в храме служил Анисим Тимофеевич Данилов (1910-1989) – глубоко духовный человек. О нем в очерке «Старобрядцы : три портрета» писал Г.В.Маркелов (научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский дом) в Санкт-Петербурге) : «… К усадьбе ведут столбы с проводами, но у двора провода обрываются – хозяин не пожелал пользоваться электричеством. Единственный обитатель некогда богатого хутора – Анисим Тимофеевич Данилов, наставник Тискадской старообрядческой общины, небольшого роста, сутулый, печальный старик. Кудрявые темные волосы кольцами, как на портретах Андрея Денисова, и неожиданно – светлый милующий взор ясных глаз. В старом доме Анисим Тимофеевич не живет, а живет в келейке, которую сам срубил много лет назад. В ней низкий потолок – не разогнуться, на полках книги, рукописи, все уставлено иконами на досках и бронзовыми, местного латгальского литья, образками. Мебели в келье никакой – Анисим Тимофеевич спит на полу. Он с детства исключительно постник, и душа его почасту беседует с Богом. За незлобливость, доверчивость и кротость Анисим Тимофеевич почитается у прихожан святым….» В 1988 году режиссером Владимиром Дьяконовым был снят документальный фильм о старообрядчестве, в котором запечатлен образ о. Анисима. Через полгода Анисим Тимофеевич трагически погиб, сгорев в своем домике.
Тискадская моленная представляет собой монументальный прямоугольный сруб с двускатной кровлей, которую над притвором «прорезает» компактная колокольня, украшенная четырьмя треугольными фонтонами и небольшой главой. С восточного конца крыша имеет скошенную плоскость, увенчанную главой, которая установлена над центральной частью здания. Моленная срублена «на четыре окна», причем окно притвора сделано меньше по размерам. Сруб обшит досками, окна имеют закругленную форму. Крыльцо «зашито» в виде тамбура, но вход в него украшен традиционным консольным козырьком. Несмотря на внешнюю простоту отделки, благодаря хорошим пропорциям объемов и деталей, храм производит цельное впечатление.
Источники информации :
1) «Поморский вестник» № 21 июнь 2008 г., стр. 34-36.
2) «Русские в Латвии. Из истории и культуры староверия», выпуск 3, Рига, 2003, стр. 233.