Типы традиционного крестьянского костюма юго-западных районов Калужской области
Одежда — один из наиболее интересных для исследования разделов материальной народной культуры. Наряду с утилитарной функцией — защита человека от воздействия природной среды — одежда выполняет еще одну функцию, которая позволяет различать пол и возраст, климатические особенности, национальность, социальную принадлежность. Традиционный народный костюм складывался и развивался во времени на всем пути существования этноса, появлялись новые элементы или новая форма, материалы, крой, орнаментация и т. п. Тем не менее, традиционная крестьянская одежда наиболее точно сохранила основные черты, присущие национальному костюму.
На формирование особых комплексов крестьянской одежды оказывали влияние географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад, местные культурные традиции. Обширность территории расселения, различная окружающая среда и т. д. были причиной возникновения многообразных вариантов одежды.
В женской одежде выделяются два основных четко выраженных комплекса: рубаха с поневой и головным убором кичкой с сорокой и рубаха с сарафаном и кокошником — южновеликорусский и северовеликорусский.
Традиционный крестьянский костюм Калужской губернии относится к южновеликорусскому типу. Комплекс состоял из длинной холщевой рубахи, поверх которой женщины надевали набедренную одежду — понёву. Непременной деталью костюма был передник — « занавеска»; для женщин был обязателен глухой головной убор, полностью скрывавший волосы.
В народном костюме соблюдалось деление на будничный, праздничный и обрядовый. Праздничная одежда всегда была более дорогой, обильно украшалась. К праздничной одежде примыкают обрядовые костюмы: свадебные, погребальные и т. п., причем обрядовая одежда дольше всего сохраняла старинные формы. Будничная одежда изготовлялась из более прочных тканей и орнаментировалась намного скромнее.
Южновеликорусский женский костюм подчеркивает стремление к созданию малорасчлененной массивной формы, начиная с обуви — плетеных лаптей с толстыми онучами. Талия в костюме не подчеркнута, формы тела не выявляются, при помощи головного убора и шейных украшений акцентируется только лицо, Орнаментика костюма по технике разнообразная. Это узорное ткачество, вышивка, аппликация; шитье и низание бисером, бусами.
В данной работе представлены описания традиционной одежды и ее элементов д.д. Лужницы, Синявка, с. Бутчино Куйбышевского, п. Жилино, Бережки Кировского, д. Пеневичи, Стайки, Подбужье, с. Красное Хвастовичского, д. Крутое, Труфаново, с. Барятино Барятинского, Волосово-Дудино, Сорокино Ульяновского, с. Вербежичи, д. Войлово, д.Савино Калужской области. Время бытования одежды — конец XIX — начало XX века. Время изготовления — от конца XIX до середины XX века.
Деревня Лужницы Куйбышевского района Костюм женский, приобретен в 1994 году у Сенотовой Рины Акимовны, 1920 г.р., состоит из рубахи, понёвы , занавески и повойника, по воспоминаниям владелицы, свои костюмы женщины одевали по большим праздникам до середины 50-х годов XX века.
Рубаха длинная, прямая из 4-х полотен холста с прямыми поликами, горловина собрана в сборку, окантована бейкой из цветного ситца и отделана покупной узорчатой тесьмой, рукава и полики из покупного красного сатина, на запястье собраны в сборку, заканчиваются «брызжами» (оборкой), низ рукавов отделан узким белым кружевом, запястья узорчатой тесьмой. Низ рубахи — закладное ткачество с двумя полосами перевити, спереди по центральному шву есть специальное украшение «рошва, срошва», в данной рубахе — это просто накладное украшение из покупной блестящей тесьмы.
Понёва из домотканой шерсти темно-синего, почти черного, цвета, состоит из трех полотен, ширина полотна 37-38 см, клетка крупная, по центру заложена встречная складка, с боков — односторонние. Каждая плоскость от центра до складки отделана полосой из сатина бордового цвета, на края полос и низ понёвы нашита ажурная тесьма белого цвета, боковые срезы и низ понёвы отделаны шерстяной тесьмой шириной 5 см, верх вздернут на шнур «гашник».
Занавеска без рукавов из сатина красного цвета, прямая, сзади с перемычкой. Горловина и все открытые срезы окантованы бейкой синего цвета. Отделка нижней плоскости передника — вставки из ситца; верхняя — полоса из ситца розового цвета, нижняя — полоса из ситца синего цвета в мелкий белый горошек; низ отделан ручным кружевом (крючок), шириной 8—10 см., по плечевым швам проложена шелковая лента оранжевого цвета. Судя по обработке и материалам, занавеска была изготовлена в середине XX века с нарушением традиционного кроя.
Повойник, мелкий по размеру, одевается практически на затылок, сзади вздергивается на плетеный шнур с кисточками. Верхняя плоскость повойника заложена в одностороннюю складку шириной 1- 1,5 см, боковые и передняя части продублированы сатином, основная ткань повойника — сатин красного цвета, срезы обработаны кантом из ситца синего цвета. Затылочная часть разделена шелковой лентой оранжевого цвета, в каждой части имитация солярного знака из елочных бус и стекляруса, боковые и передняя часть расшиты «лапочками» стеклярусом, на передние швы нашиты кусочки оранжевой ленты — «рожки», дополнительно закреплены пуговичками. Повойник тоже изготовлен в середине 50-х годов прошлого века с попыткой повторить крой и внешний вид более ранних головных уборов этой местности.
#Калуга@russkij_kostjum