Тимирязевский. Церковь Петра и Павла в Петровско-Разумовском.

В 1676 г. село Семчино купил боярин Кирилл Полуектович Нарышкин, дед Петра I. В честь своего внука он переименовал село в Петровское. Во время стрелецкого бунта 1682 г. у Нарышкиных погибли сыновья, сам он по требованию стрельцов был пострижен в монахи под именем Киприана, сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где и умер в апрелае 1691 г. В 1682 г. по царскому указу Петровское было отдано его жене Анне Леонтьевне, которая в 1683 г. начала строительство каменной Петропавловский церкви, законченной в 1692 г., и тем исполнив долг перед памятью покойного мужа и детей. Для нужд священнослужителей владелица пожертвовала 10 четвертин земли.
Сам храм своей изящной и в то же время своеобразной архитектурой — «нарышкинский стиль» — очень близко напоминал другие церкви, построенные Нарышкиными в Троице-Лыкове и Филях. Долгие годы в усадебной церкви, до самого её закрытия в 1920-е годы, сохранялась книга богослужебный «Апостол» московского издания 1684 г., заключающий в себе «Деяния Апостолов» и их Послания, подаренная храму Петром I с его собственноручной надписью на титульном листе (1696 г.). В 1760 г. — владельцем села был Кирилл Григорьевич Разумовский, с 1766 г. Петровское носит двойное название — Петровско-Разумовское.
В 1927 г. церковь Петра и Павла была закрыта, в 1934 г. её снесли по причине необходимости «спрямления трамвайной линии». Сейчас на месте снесённого храма Петра и Павла стоит монумент первому советскому ректору Петровской академии академику В.Р. Вильямсу.
Из книг: Северный округ Москвы. «Энциклопедия российских деревень», 1995 г. Москва. 850 лет. Северный административный округ /Под общ. ред. В.А. Виноградова/, 1995 г.

Петра и Павла, апостолов, в Петровско-Разумовском церковь (уничтожена).
Этот храм, один из выдающихся памятников русского зодчества, был сооружен в 1691 г. в Семчине – подмосковной родовой вотчине боярина Кирилла Полуектовича Нарышкина, усердием его вдовы Анны Леонтьевны. Село после этого получило новое имя – Петровское, а в XVIII веке, когда оно перешло во владение Разумовских, – Петровско-Разумовское. В 1770-е гг. Кирилл Григорьевич Разумовский развернул в своем имении грандиозные строительные работы. Был сооружен огромный господский дом, соединенный каменной галереей с церковью; устроены теплицы, оранжереи, гроты, в саду установили каменные статуи. В 1812 г. село было разорено французами, храм осквернен, а ризница разграблена. В 1818 г. умер Лев Кириллович Разумовский, и его вдова продала усадьбу князю Ю.В. Долгорукову, который, в свою очередь, в 1828 г. уступил ее московскому аптекарю П.А. Шульцу. При Шульце значительная часть усадебных построек сдавалась под дачи.
Новая эпоха Петровско-Разумовского началась в 1860 г., когда усадьба была выкуплена казной для создания в ней высшего сельскохозяйственного учебного заведения. В 1865 г. в селе была основана Петровская земледельческая и лесная академия. Храм преобразовали в домовый, и частично его перевели на содержание академии. Фактически же Петропавловская церковь продолжала оставаться приходской, обслуживая не только преподавателей, студентов и служащих академии, но и жителей окрестных деревень Выселки, Федоровка, Лихоборы, рабочих фабрики Иокиш.
Храм в Петровско-Разумовском являлся выдающимся архитектурным памятником нарышкинского барокко. В основе здания лежал четверик, разделенный декоративно на два яруса. Над четвериком располагался восьмерик. Окна украшали затейливые белокаменные и кирпичные декоративные наличники. Отдельно стоящей колокольни не было, семь колоколов находилось в звоннице на третьем ярусе под барабаном. По отзывам искусствоведов, храм «представляет из себя редкий памятник архитектурного искусства XVII века, вошедший во все книги по истории русской архитектуры, как типовой образчик барочного (нарышкинского) стиля наравне с храмом в селе Филях».
Высокий восьмиярусный главный иконостас конца XVII – первой половины XVIII века имел 49 икон. Местный ряд и Царские врата начала XVIII века были украшены резными колоннами, декоративными листьями и кистями винограда. Другие ярусы иконостаса были изукрашены в елизаветинское время. Значительную историко-художественную ценность представлял цельный ампирный иконостас придела Казанской иконы Божией Матери начала XIX века, в котором справа от Царских врат помещалась храмовая Казанская икона Божией Матери XVIII века. В алтаре главного храма сохранялись многие замечательные по древности и красоте священные предметы: потиры XVII века, 1815 и 1816 годов, крест 1817 г., дарохранительницы 1778 и 1806 годов, Евангелие 1688 г., Апостол 1684 г. с вкладной записью царя Петра I. На престоле лежал антиминс, освященный епископом Августином в 1812 г. В храме имелось паникадило XVII века, на звоннице находились три колокола того же времени, один из которых (1697 г.) – вклад Анны Леонтьевны Нарышкиной на поминовение души почившего супруга.
В 1890-е гг. церковь капитально отремонтировали усердием церковного старосты московского купца Н.Г. Григорова. Одновременно отреставрировали и вызолотили оба исторических иконостаса, стены и алтарь вновь покрыли священной живописью и орнаментами. Старые ветхие клиросы заменили новыми, у боковых стен соорудили два киота, в которые поместили икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и иконы святых, имена которых носила царственная семья Нарышкиных. Снаружи стены украсили написанными на цинке иконами. Торжество освящения возобновленной церкви состоялось в январе 1896 г., сопровождаемое пением хора Петровского сельскохозяйственного института (впоследствии – академия), для которого храм был приходским. В апреле того же года освятили Казанский придел.
С 1911 г. настоятелем храма был протоиерей Иоанн Алексеевич Артоболевский (1872–1938), который вместе с тем заведовал кафедрой богословия в Петровской сельскохозяйственной академии. Отец Иоанн Артоболевский был активным участником церковной жизни 1910– 1920-х гг., в 1917–1918 гг. он являлся делегатом Московского Поместного Собора. После закрытия храма отец Иоанн был переведен во Введенскую церковь в селе Черкизово. В 1920-е гг. его дважды арестовывали, вновь арестовали в 1937 г. и расстреляли. В 2000 г. отец Иоанн Артоболевский причислен к лику священномучеников. Его сын – известный ученый, математик и механик И.И. Артоболевский.
После Октябрьской революции 1917 г., когда приступили к ликвидации домовых церквей, при Петропавловском храме образовалась большая община из студентов и служащих Петровской академии, жителей близлежащих деревень, рабочих железнодорожной станции. Несмотря на это, древний храм закрыли и опечатали 5 мая 1925 г. Богатое церковное имущество – два престола, серебряные сосуды, Евангелия, три серебряных креста, около двухсот икон, множество облачений и покровов, семнадцать серебряных лампад, около четырехсот богослужебных книг – передали в Благовещенскую церковь в Петровском парке. П.Д. Барановский, обследовавший Петропавловский храм в январе 1927 г., увидел в не отапливаемом помещении иконостас, наполовину зашитый тесом. В 1931 г. уникальный памятник церковного зодчества уничтожили. В 1947 г. на его месте установили памятник почвоведу В.Р. Вильямсу.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».
http://rutlib.com/book/21735/p/16

Существовавшая ранее церковь Петра и Павла в селе Петровском.
Каменная Петропавловская церковь построена в селе Петровском в 1692 г. О ней встречается первое сведение в приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа: «в нынешнем 1693 г., ноября в 1 день, по указу св. патриарха и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина, велено: новопостроенной церкви св. апостолов Петра и Павла в вотчине боярина Льва Кирилловича Нарышкина, в селе Петровском, на попа с причетники дани положить: с дворов попова, с дьячкова, с пономарева, с просвирницына, с вотчинникова, с 15 крестьянских, с церковной земли с пашни с 10 четвертей в поле, с сенных покосов с 10 копен, по указной статье, 18 алтын, заезда гривна, и по тому окладу данные деньги в нынешнем 1693 г. взять и о взятье тех денег послать указ старосте поповскому. Марта в 19 день те деньги на нынешний 1693 год платил той церкви поп Федор Корнилиев».
За последующие 1694-1740 гг. в приходных книгах казенного приказа Петропавловская церковь писалась под Селецкою десятиною «в вотчине боярина Льва Кирилловича Нарышкина, в селе Петровском». Церковной дани платилось с 1712 г. 31 алтын 2 деньги.
Село Петровское в 1585 г. было пустошью Семчино, принадлежавшею князю Александру Ивановичу Шуйскому. В писцовых книгах 1623 – 24 гг. Московского уезда, Манатьина, Быкова и Коровина стана, написано: «за князем Иваном Ивановичем Шуйским в вотчине, что преж сего было за братом его родным за князем Александром Ивановичем Шуйским, деревня Семчина, а в ней двор вотчинников, живут деловые люди, двор крестьянский и двор бобыльский, людей в них 3 чел.».
После князя И. И. Шуйского вотчина его отдана в 1639 г. его племяннику князю Семену Васильевичу Прозоровскому. Он близ деревни Сечиной построил для себя двор боярский и это место потом называлось сельцо Семчино. В переписных книгах 1646 г. значится: «за князем С. В. Прозоровским сельца Семчина деревня старое Семчино, а в ней крестьян и бобылей 10 дворов; полдеревни Слободки, а в ней крестьян и бобылей 8 дворов, да на боярском дворе живут по бедности 3 бобыля в деловых людях, и всего 13 дворов крестьянских, людей в них 24 чел., и 5 дворов бобыльских, в них 5 чел.».
В 1660 г. князь С. В. Прозоровский свою вотчину отказал по духовному завещанию детям Александру – сельцо Семчино и деревню старое Семчино, и Михаилу – деревню Остроганову. После их это имение в 1676 г. досталось их родному брату Петру Семеновичу с его племянниками Петром и Борисом Ивановичами, Василием и Алексеем Петровичами Прозоровскими. Из них князья П. С., В. П. и А. П. Прозоровские в 1676 г. продали свои части имения в сельце Семчине и деревне старой Семчине боярину Кириллу Полуэктовичу Нарышкину, а князья П. И. и Б. И. Прозоровские отдали в приданое своей сестре Марфе Ивановне при выходе ее замуж за князя А. И. Лобанова-Ростовского, и того же 1676 г. от нее продано ему же боярину Кириллу Нарышкину; за последним утверждено отказною книгою…
По смерти К. П. Нарышкина село Семчино-Петровское по именному указу 1682 г. отдано во владение его жене вдове Анне Леонтьевне, которая из своей вотчины 20 августа 1683 г. пожертвовала 10 четвертей земли под строение в селе Петровском церкви св. апостолов Петра и Павла. В 1698 г. это село досталось боярину Льву Кирилловичу Нарышкину. Под 1704 г. значится: «в селе Петровском церковь каменная во имя св. апостолов Петра и Павла, двор вотчинников, в нем 5 человек, и дворы конюшенный и скотный, в них 18 человек, да к селу деревня Семчина, в ней 12 дворов крестьянских, людей в них 37 человек».
После Льва Кирилловича Петровское досталось в 1732 г. его сыну Ивану, а от него перешло к его дочери Екатерине Ивановне, жене графа Кирилла Григорьевича Разумовского и в 1784 г. оно принадлежало их сыну графу Льву Кирилловичу.
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.». Выпуск 4, Селецкая десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1885 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?