Тимирязево. Николо-Тихонов Лухский монастырь. Церковь Воздвижения Креста Господня с трапезной церковью Смоленской иконы Божией Матери.

Крестовоздвиженская церковь, расположенная в центре монастыря, построена в 1680 г. Она представляет собой трехчастный пятикупольный кирпичный храм. Разные размеры кирпича свидетельствуют о различных периодах постройки отдельных частей памятника. Здание симметрично относительно продольной оси. Входом в него служит многоярусная колокольня, нижний ярус которой перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом. Сама колокольня была построена только в 1836 г. При ее возведении «соблюдены были все правила архитектурного искусства», а сам строитель Варнава, видимо, отличался тонким чувством изящного. Трапезная имеет вытянутый в ширину объем с закругленными углами, в центре которого расположены четыре крестообразных в плане столба, разделяющие все помещение на девять отсеков. Они перекрыты крестовыми сводами. Угловые нефы имеют цилиндрические распалубки.
Холодный храм, соединенный с трапезной арочным проемом, представляет собой двусветный четверик, перекрытый сложной системой свода; в центре два столба. Холодный храм соединен с алтарем тремя арочными проемами. Алтарная часть состоит из трех полукруглых абсид, перекрытых конхами.
Архитектурное решение фасадов памятника соответствует времени постройки различных его частей. Так, алтарная часть и четверик холодного храма имеют черты, характерные для культовой архитектуры конца XVII в.: аркатурный пояс под кровлей, усложненной формы оконные наличники с чертами архитектуры «нарышкинского барокко». Решение фасадов трапезной несет в себе черты архитектуры классицизма.
По материалам Ополовниковой Е.А., 1973 г. Источник информации — http://www.ivanovo.ru/mon?m=111

Храм преподобного Тихона Луховицкого, соединённый с Крестовоздвиженским храмом, и, по сути, составляющий с ним одно целое, вытянут в ширину, углы его скруглены. В центре расположены четыре крестообразных в плане столба, разделяющие всё помещение на девять отсеков, которые перекрыты крестовыми сводами. Угловые нефы имеют цилиндрические распалубки. Решение фасадов храма несёт на себе черты архитектуры классицизма. В храме — три престола. Приделы освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя святителя Николая Чудотворца. Иконостас представляет собой точную копию работы знаменитого зодчего Ф.О. Шехтеля (1859-1926), которая была выполнена для одного из храмов Иваново-Вознесенска. Иконостас воспроизводили хранители старых традиций из Палехских художественных мастерских.
Четырёхъяруясная колокольня служит входом в храм преподобного Тихона Луховского. Её высота 43 метра. При возведении колокольни «соблюдены были все правила архитектурного искусства». Само здание свидетельствует о том, что его строитель Варнава отличался тонким чувством изящного. Коколокльню в прежние времена венчал 17-метровый шпиль с крестом. В советские годы он был утрачен. В пору возрождения в Тихоновой пустыни монашеской жизни шпиль восстановили. Его сварили из железа, а крест выполнили из дорогого цветного металла. Оставалось поднять и установить конструкцию на высоте 9-этажного дома, не имея подъёмных механизмов. Выручила смекалка: в своде колокольни проделали отверстие, через которое при помощи талей подняли шпиль, увенчанный крестом. Остроконечную конструкцию весом почти в тонну водружали вручную. Восемь человек, подвергаясь страшной опасности, помогали поднимать её, стоя на маленьком пятачке, на самом верху. Братия в это время служили молебен. Жители слободы, проснувшись утром, с удивлением смотрели на преобразившуюся колокольню. Это случилось 4 апреля 1997 года.
Журнал «Православные Монастыри» № 70. Свято-Николо-Тихонов монастырь, стр.14-15
На территории монастыря: 1. Крестовоздвиженский храм. 2. Храм преподобного Тихона Луховского примыкает к Крестовоздвиженскому. В храме — три престола. Приделы освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя святителя Николая Чудотворца. 3. Колокольня. 4. Надвратная Преображенская церковь. 5. Игуменские покои с церковью во имя Царственных страстотерпцев. 6. Паломнический дом. 7. Братский корпус. 8. Трапезная.       
Журнал Православные Монастыри № 70, январь 2020г., стр.31

Собор Воздвижения складывался на протяжении полутора столетий. Самая ранняя и ценная в архитектурном отношении часть его – двустолпный храм 1679 г., выдержанный в несколько архаизированных формах, что проявилось в преобладании глухого и гладкого массива стены, в трактовке фасадов, простоте их членений и сдержанности декора. Трапезная и колокольня выполнены в стиле классицизма. Утрачены луковичные главы храма и завершение колокольни, по сторонам последней в 20 в. сделаны пристройки, искажающие облик здания.
Высокий кубообразный двусветный четверик под четырехскатной кровлей несет пять крупных цилиндрических барабанов, прорезанных узкими щелевидными проемами по сторонам света. Три сильно пониженные, вытянутые в плане апсиды, одновременные основному объему, равны ему по ширине. Чуть более широкая низкая трапезная со скругленными углами увенчана в центре большим полусферическим куполом. К ней через притвор примыкает пятиярусная колокольня, доминирующая в композиции храма.Наиболее выразительны фасады основного четверика. Его стены разделены лопатками (на углах огибающими) на три прясла, завершенных полукружьями ложных закомар. Последние отделены от поля стены широким декоративным ступенчатым карнизом с рядами консолек, поребрика и вертикальных ширинок. Северный, южный и западный фасады украшены наличниками асимметрично расставленных окнон второго света (узких, со скругленными верхними углами), которые выделяются своей богатой пластикой на фоне стен. Проемы боковых прясел обрамлены колонками с дыньками и увенчаны двухлопастными кокошниками со щипцовым подвышением. В средних пряслах окна выделены более нарядными наличниками с наборными колонками и кокошниками, напоминающими корону. В нижнем ярусе старые проемы заложены и пробиты новые. Убранство апсид со световым проемом по оси каждой аналогично декору четверика: стены вверху опоясаны широким многоярусным карнизом, в который врезаются кокошники наличников того же рисунка (только боковые колонки всех трех – наборные). Барабаны пятиглавия украшены аркатурным поясом на тонких высоких колонках и также заканчиваются полосой карниза.Скромные боковые фасады трапезной в пять осей подчеркнуты четырех-пилястровыми портиками с низкими треугольными фронтонами. Еще по одному проему расположено на скруглениях западных углов. Фасады колокольни, выдержанные в стиле зрелого классицизма, украшены сдержанным, но пластичным декором. Нижние три яруса-четверика завершены карнизами большого выноса с крупными сухариками. Средний из них подчеркнут тосканскими портиками с трехчетвертными колоннами по сторонам арок звона и треугольными фронтонами наверху. Два верхних яруса образуют своеобразную венчающую часть: восьмигранный в плане полуярус с круглыми окнами по сторонам света служит основанием для удлиненной цилиндрической ротонды, прорезанной восемью узкими арочными проемами. В простенках между ними поставлены тосканские полуколонки.Пространство основного четверика с двумя крещатыми столбами перекрыто сложной системой подпружных арок и сводов, с куполами в центральной и угловых частях. В апсидах коробовые своды переходят в конхи, над окнами – распалубки. Трапезная разделена на 9 ячеек арками, соединяющими четыре крещатых столба между собой и со стенами. Угловые компартименты перекрыты коробовыми сводами, остальные крестовыми. Первый ярус колокольни имеет сомкнутый восьмилотковый свод. В соборе сохранились фрагменты росписи (не обследованы).
http://svodokn.ru/object/111103406?open=true

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?