Тимирязево. Николо-Тихонов Лухский монастырь.

Николаевский Луховский монастырь, 3 класса, в Юрьевецком уезде, близ заштатного города Луха. Основан в 1498 году пр. Тихоном, мощи которого здесь и почивают (см. 16 июня). В монастыре находятся чудотворные иконы: пр. Тихона и святителя Николая, оставшиеся невредимыми во время пожара в 1668 году, и празднуемая 12 ноября, древнего письма Смоленская икона Божией Матери, пред которой, по преданию, молился пр. Тихон и которою он благословил братию пред своей кончиной; кроме того, в монастыре хранится много ковчежцев с мощами, евангелие и апостол, писанные полууставом рукой пр. Тихона, два деревянные ковша, блюда и семиглавый ковчег, сделанные им же, а также и соха, в которую он сам впрягался, обрабатывая с своими учениками поле. С 1903 года ежегодно 16 июня совершается крестный ход из города Луха в монастырь, а 26 июня вокруг монастыря.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

XVI век
В 1498 году при слиянии рек Лух и Возополь был основан общежительский мужской монастырь, который изначально назывался Николаевским — во имя Святителя и Чудотворца Николая. С основанием монастыря началось интенсивное заселение пустынных доселе земель в Лухском крае. Вскоре возле монастыря образовалась слободка.
В конце XVI века произошли события, сыгравшие поворотную роль в истории монастыря. Это обретение нетленных мощей Тихона и канонизация его Русской Православной церковью. С тех пор монастырь стал называться Тихоновой пустынью. Когда был прославлен основатель монастыря и причислен к лику святых, князь Иван Дмитриевич Бельский, чьей вотчиной являлся город Лух с окрестностями, пожертвовал Тихоновой пустыни 36 деревень и починков. По смерти князя, на помин его души были приложены монастырю еще деревни из княжеских вотчин . Участие знатного рода князей Бельских в становлении монастыря способствовало росту его благосостояния. Пока они были в силе при царях и великих князьях, монастырь не терпел нужды.
Пустынь управлялась старцами, избираемыми братией. В игумены их посвящали суздальские епископы, в епархии которых находилась пустынь. В монастыре было две церкви, а также келия игуменская, пять келий братских, дворовые постройки. В одной из грамот упоминается, что братии тогда было более 50 человек. До конца столетия в обители продолжалось установленное ее основателями общежитие. Вся братия кормилась общими трудами, неся церковное, кухонное, лесное, пахотное, мельничное, рыболовное послушания.
XVII век
В смутное время игумен монастыря Иона Балахонец выступил с воззванием к жителям Луха и других городов, призывая всем сообща потрудиться для избавления православной христианской веры. Монастырские крестьяне, имевшие опыт в ратных делах, присоединились к большому отряду лушан, выступивших на соединение с войском Минина и Пожарского. Монастырь также выделил деньги на ополчение, игумен Иона отслужил молебен. Местное предание гласит, что, возвращаясь после победы в свою родовую вотчину Мыт, монастырь посетил князь Пожарский. Он занесен в синодики монастыря в числе усердных вкладчиков. Монастырь трудно восстанавливался после тяжких лет голода и смуты. Пожертвования поступали и от влиятельных господ, и от посадских людей, и от крестьян. Постепенно подмонастырская слобода разрослась в большое торговое село, известное не только иноческой обителью, но и огромной ярмаркой. В это же время лухскому воеводе и в монастырь была дана особая царская грамота, чтобы пошлинные деньги с ярмарки шли в монастырь. Это стало хорошим подспорьем для существования обители. Не обходили монастырь стороной и различные напасти. От моровой язвы в 1665 году умер 21 схимонах. В 1668 году случился в слободе большой пожар, монастырские постройки также сгорели дотла. В сентябре 1678 года над обителью вновь взвилось пламя и монастырь сгорел до основания.
В скором времени игумен Прокл принимал в своей келье знатного горожанина из Луха Максима Федоровича Попова, который пожелал воздвигнуть в монастыре на свои средства каменный храм в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. И вознесся на монастырском дворе дивный по красоте храм. Дата его постройки – 1678 год. Монастырь строился и хорошел. Многие знатные люди становились его вкладчиками. В синодики того времени занесены фамилии князей Белосельских, Вяземских, Шаховских, бояр Милославских, Шеиных, Волынских, Плещеевых и других. Монастырь начал богатеть и тут над ним разразилась гроза. На Тихонову пустынь стал претендовать Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. В 1680 году воскресенские власти обратились к царю Алексею Михайловичу с прошением приписать Тихонову пустынь к Воскресенскому монастырю, на что получили высочайшее царское разрешение. Попытки монастырской братии, дворян, посадских людей отстоять самостоятельность монастыря ни к чему не привели. Так на исходе второго столетия своей истории монастырь лишился независимости.
XVIII век
Утрата самостоятельности негативно сказалась на монастыре. Ухоженная маленькая обитель пришла в совершенное запустение. Доведенные до отчаяния монастырские крестьяне собрались на сход и отправили выбранных доверенных лиц ходатаями к императрице Елизавете Петровне. Ходатайство помогло, святейший синод определил Тихоновой пустыни быть свободной от ведомства Воскресенского монастыря. Об этом 15 сентября 1743 года императрицей был подписан указ. В период царствования Екатерины II шли приготовления к новому и полному преобразованию всех монастырей. В 1764 году состоялось обнародование особых монастырских штатов. Тихонова пустынь была отнесена к третьему классу. Все монастырские владения полностью отошли в казну, а вместо них положено было монастырям содержание. Но обитель не осталась только на государственном «пайке». Посадские люди, дворяне, крестьяне несли в монастырь приношения. Средства накапливались – монастырь благоустраивался. В 1765 году построено 183 сажени монастырской каменной ограды со святыми воротами и башнями. В 1779 году освящен воздвигнутый архимандритом Порфирием Рачинским придельный храм во имя Преподобного Тихона. В 1781 году построена над Святыми воротами церковь Преображения Господня. В 1786 году достроено 110 саженей монастырской ограды. В 1789 году построены каменные настоятельские кельи. В 1792 году построены каменные братские кельи с трапезной и кухней. С восшествием на престол императора Павла были дарованы монастырям земли и возвращены другие угодья. Тихоновой пустыни были возвращены мельница на реке Лух близ деревни Городок и рыбные ловли по Луху и Возополи, а также около 20 десятин земли рядом с монастырем. В 1787 году город Лух со своим уездом был присоединен к Костромской губернии и Тихонова пустынь перешла в ведомство Костромской епархии. Вскоре при монастыре учредили духовное училище для детей церковнослужителей. Духовное училище в Тихоновой пустыни стало первым учебным заведением в древней лухской земле. К концу ХVIII века в пустыни были сосредоточены и духовное правление, и духовное училище, и иноческое общежитие.
XIX век
В 1808-1809 годах монастырь на свои средства построил каменный корпус для духовного училища. В 1814 году оно было разделено на приходское и уездное. В училище действовали 4 класса и они служили подготовительными для семинарии. Число учеников составляло 200 человек. К тому времени придельные храмы обветшали. Управлявший тогда монастырем казначей иеромонах Варнава начал постройку новых зданий. В 1833 году были закончены постройкой приделы в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя Святителя и Чудотворца Николая. На западе от этих приделов тем же Варнавой в 1835 году была сооружена грандиозная каменная колокольня. К 1836 году все здания в Тихоновой пустыни были каменными. В 1839 году чудовский иеромонах Тихон с другими вкладчиками соорудили новую металлическую чеканную раку для мощей Преподобного Тихона. В 1876 году в Копытове на месте часовни архимандрит Сергий с братией соорудили небольшую каменную церковь с колокольней. Освящена эта церковь была в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Преподобного Тихона.
XX век
16 июня 1903 года состоялось торжественное заседание Костромской ученой губернской комисии в ознаменование 400-летия со дня блаженной кончины Преподобного Тихона Луховского. С обстоятельным докладом на заседании выступил член ученой архивной комисии П.А.Илинский. Результатом его многолетних кропотливых исследований стала книга «Луховская Тихонова пустынь Костромской губернии», впервые изданная в 1896 году в Петербурге. Докладчик на торжественном заседании убедительно показал, какую огромную роль сыграли Преподобный Тихон и основанная им обитель в духовном просвещении, развитии образования, наук и ремесел на древней Лухской земле. После захвата власти в Росии безбожниками-коммунистами монастырь разделил участь многих тысяч обителей. В 193? году монастырь был закрыт и подвергся варварскому надругательству и разграблению. Уничтожены иконы, рака Преподобного Тихона. Колокольню обезглавили, свалив с нее 17-метровй шпиль с крестом. Позднее на территории монастыря разместили МТС. Начало восстановления монастыря было ознаменовано чудом. Оно произошло в 1991 году. На стене мастерской МТС, что находилась в Крестовоздвиженском храме, вдруг облетела со стены многослойная краска и проявился удивительный лик Преподобного Сергия Радонежского. Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий послал представителя епархии убедиться в проявлении лика и осмотреть монастырь. Священник, приехавший в обитель, отметил необычность и явное знамение того, что монастырь надо восстанавливать. 16 июля 1995 года Свято-Николо-Тихонов монастырь указом Святейшего Синода был возрожден.
Новейшая история
16 июля 1995 г. Священный Синод под председательством патриарха Алексия II удовлетворил ходатайство Высоко-преосвященнейшего Архиепископа Амвросия о благословении открытия Свято-Николо-Тихонова мужского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни. Монастырь возводился из руин трудно. Ни над одним зданием монастыря не было крыши.
Одним из важнейших событий восстановления обители для братии явилось воздвижение креста на колокольне. В прежние времена колокольня, сама по себе мощная и высокая (43 м), была увенчана семнадцатиметровым шпилем с крестом. Этот шпиль вновь изготовили с помощью сварки из железа, а крест сделали из очень дорогого (по нашей бедности) желтого металла. Изделие получилось весьма тяжелым (более тонны). Пробили свод колокольни и подняли крест при помощи талей. Восемь человек, подвергаясь страшной опасности, помогали поднимать, стоя на маленьком пятачке, на самом верху. Оставшаяся братия внизу со страхом за «верхолазов» и с великой надеждой на помощь Божию служила молебен. Через двадцать минут после начала работ шпиль был поднят и крест воссиял над обителью. Жители слободы, проснувшись, с удивлением смотрели на колокольню, которая обрела благолепный вид. Это случилось 4 апреля 1997 года.
По материалам сайта монастыря

В пяти километрах к северу от Луха, в селе Тимирязево располагается Николо-Тихонова Лухская пустынь. Основана она была в 1498 году преподобным Тихоном Лухским, чья канонизация в конце ХVI века послужила толчком к развитию обители. Мощи Преподобного Тихона были обретены в монастырском некрополе нетленными, и пошёл сюда поток паломников и жертвователей. В Смутное время насельники и монастырские крестьяне поддержали ополчение Минина и Пожарского деньгами, добровольцами и пастырским напутствием. Согласно местному преданию, Пожарский после победы над поляками заезжал в Тихонов монастырь и отплатил добром за добро. Мало-помалу подмонастырская слобода выросла в большое торговое село с ярмаркой, которая приносила обители доход — по личному царскому указу пустыни полагались все поступления с ярмарочных пошлин. Вот какое значение монастырю придавали в Первопрестольной! Однако все добрые помыслы людей порой бессильны перед стихией. Осенью 1678 года Николо-Тихонов монастырь сгорел дотла. И тогда лишившиеся храма и крова монахи задумались о каменном строительстве… Так появился Воздвиженский храм — один из ценнейших памятников архитектуры Ивановской области. Датированная 1680 годом церковь стоит в одном ряду с другими храмами ХVII века «соборного типа», надолго ставшими «законодателями стиля»для региональных зодчих. Колокольня позднейшая; её возвели в 1836 году по канонам классицизма. Однако зодчий проявил незаурядный вкус, и в монастырский комплекс колокольня вписалась не просто необходимой, но и очень красивой доминантой. 1680 год, год завершения строительства каменного храма, не принёс, однако же, в пустынь радости: в тот же год она лишилась независимости, будучи приписанной к Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю под Москвой. Подмосковные, увы, хватили лишку, подмяв под себя то, что содержать не имели ни сил, ни средств. Некогда богатая, хоть и маленькая, Лухская обитель пришла в совершеннейшее запустение. Лишь в 1743 году челобитная императрице Елизавете устранила несправедливость, и монастырь снова стал самостоятельным. Гроза, разразившаяся при Екатерине II и разорившая многие русские обители,дошла и до берегов Луха сравнительно тихими отголосками.
Согласно печально известному указу о секуляризации, монастырь не закрыли и даже не отправили за штат, оставив третьеклассным. И хотя монарший указ отбирал у монастыря все земельные владения, у него оставались богатые покровители из местных посадских и дворян, так что ХVIII век он пережил вполне успешно и даже продолжил каменное строительство. Были построены Святые ворота с оградой, придельный храм, настоятельские и позже братские кельи. Павел I, принципиально отменивший многие екатерининские указы, вернул обители рыболовецкие участки по рекам Луху и Возополи, мельницу и 20 десятин подмонастырской земли. В начале ХIХ столетия пустынь на собственные средства выстроила духовное училище на 200 человек. Строительство колокольни поставило эффектную точку в формировании монастырского ансамбля. Закрыли Николо-Тихонову пустынь в 1930-е годы. На территории обители разместилась машинно-тракторная станция. Храмы были обезглавлены, но не разрушены. Монашеская жизнь возродилась по указу Святейшего Синода от 16 июля 1995 года.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №233, 2017г.

Находится в 5 км к северо-востоку от г. Лух; расположен на возвышенности, у дороги Лух–Вичуга–Кинешма, на правом берегу р. Лух, при впадении в нее р. Возополь. К западу от монастыря, по другую сторону от дороги лежит пос. Тимирязево – бывш. Подмонастырская слобода – с большой площадью напротив западного участка монастырской ограды, где ежегодно устраивались ярмарки. Основан в самом конце 15 в. (1498) иноком-отшельником Тихоном Луховским, пользовавшимся поддержкой князя Федора Ивановича Бельского – владельца Луха и прилежащих территорий. Основатель пустыни, в 16 в. был причислен к лику святых и считается покровителем окрестных земель. К 1571 г. в монастыре было две деревянные церкви – Николая Чудотворца и Дмитрия Великомученика (последняя – выстроенная в нач. 16 в. сыном Федора Ивановича, Дмитрием), а также братские и настоятельские кельи. В 1678 г. монастырь полностью сгорел. Первая послепожарная каменная постройка – собор Воздвижения Креста 1679 г. – была осуществлена на деньги посадского жителя Луха, «попова сына» Максима Федорова.
С посл. четв. 17 до сер. 18 в. на территории Николаевской Тихоновой пустыни не появилось ни одного нового здания. Во 2-й пол. 18 в., после получения самостоятельности, в пустыни вновь начинается строительство. В 1765 г. возводятся каменная ограда с западной стороны с двуарочными Святыми воротами (над ними в 1781–84 гг. сооружается храм Преображения), а также части южного и северного участков ограды с четырьмя башнями (две на ее западных углах и две в центре боковых сторон). Остальные стены, а также угловые восточные башни и Водяные ворота строятся в 1786–87 гг. В 1787–89 гг. к северу от церкви Преображения с использованием монастырской ограды ставится каменное здание настоятельских келий, а с юга – каменная сторожка. В 1792 г. на некотором расстоянии от Воздвиженского собора, вдоль его северного фасада сооружаются братские кельи, в 1797 г. их достраивают. В 1791 г. в пустыни учреждается духовное училище (в 1816 г. – 200 учеников, 5 учителей; в 1833–35 гг. – 300 учеников; в 1847 г. переведено в Кинешму), для которого в 1808–09 гг. у южной монастырской стены возводится каменный корпус. В 1832–35 гг. на месте шатровой колокольни и старых приделов собора строятся многоярусная колокольня и трапезная. Напротив монастыря, на другом берегу р. Лух, на месте первой кельи Тихона в 1876 г. взамен прежней часовни была поставлена церковь Покрова и Преподобного Тихона с колокольней (не сохр.); там же существовал «изрытый преподобным колодезь».К настоящему времени в плохом состоянии сохранились все перечисленные постройки монастыря, кроме двух башен в середине южной и северной ограды. Все сооружения кирпичные, побеленные.Прямоугольная в плане территория обнесена каменной оградой с угловыми башнями. В продольных сторонах ограды расположены ворота. В середине западной, обращенной к дороге и слободе, – главные, Святые, с надвратной церковью Преображения под высокой, «дутой», четырехскатной кровлей. Церковь композиционно перекликается с угловой северо-западной башней-часовней. К надвратной церкви с севера примыкает длинный настоятельский корпус, поставленный в одну линию с оградой, что подчеркивает главенствующую роль западного фасада монастыря. В восточной стене, обращенной к реке, находятся меньшие Водяные ворота с башней-часовней. В общей пространственной композиции монастыря доминирует кубический объем стоящего посреди территории пятиглавого Воздвиженского собора с высокой колокольней. К северу от собора, параллельно ему, стоит протяженный корпус братских келий, а к северо-западу от последнего – дом священника. На южной границе участка – одноэтажное здание духовного училища.Значительный архитектурный комплекс включает оригинальные сооружения разных периодов развития русской архитектуры, в том числе одно из наиболее древних произведений культового зодчества костромской школы в области (собор Воздвижения), а также редкие сохранившиеся примеры монастырского строительства 2-й пол. 18 – 1-й трети 19 в.
Башня-часовня в северо-западном углу ограды – редкий в области пример сооружений данного типа посл. четв. 18 в. Играет важную роль в пространственной композиции монастыря, закрепляя северный угол главной (с запада) панорамы комплекса. Выдержана в классицистических формах с кровлей барочного типа. В 20 в. при приспособлении здания под жилье высокий второй этаж был разделен на два, в стенах пробито два яруса небольших окон. Квадратный в плане компактный двухэтажный объем завершен высокой, круто изогнутой четырехгранной кровлей со шпилем. К восточной стене примыкает, вероятно, более поздняя пониженная пристройка лестничной клетки. Фасады украшены крупными пластичными элементами. Оба яруса основного объема завершены ступенчатыми карнизами (первый – более широким). Стены второго этажа, поставленные с небольшим отступом от фасадной плоскости нижних стен, отмечены по краям тосканскими пилястрами, оставляющими свободными углы. Главный западный фасад выразительно оформлен внизу в виде портика с четырьмя тосканскими полуколоннами и крупным треугольным фронтоном, а в верхнем прорезан тройным итальянским окном (возможно, 19 в.). Входной проем с лучковой перемычкой находится между средними колоннами портика, по сторонам – прямоугольные окна, над которыми помещены полочки и лежачие нишки. В проемах сохранились кованые решетки ромбовидного рисунка. Первый этаж основного объема разделен поперечной стеной на два изолированных помещения, перекрытых коробовыми сводами. Верхнее пространство завершено сомкнутым четырехлотковым сводом.
Братские кельи, 1792, 1797 гг. Редкий сохранившийся в области пример жилого здания кон. 18 в. с барочным убранством фасадов. Утрачен второй деревянный этаж; окна в 20 в. растесаны, вследствие чего исчезла большая часть наличников. Одноэтажный, прямоугольный, сильно вытянутый объем покрыт вальмовой кровлей. Почти в середине северной протяженной стороны находится крупный выступ. Фасады расчленены рустованными лопатками, расположенными вне какой-либо системы, фиксируя места примыкания поперечных стен. Между ними в пряслах помещаются окна (в западной половине здания они расставлены более редко, чем в восточной). Стены завершены крепованным над лопатками ступенчатым карнизом. Главным декоративным элементом фасадов были пластичные барочные наличники с сандриками в три уступа, дугообразно изогнутые в средней части (близкие по рисунку оконным обрамлениям надвратной церкви). К настоящему времени их сохранили лишь несколько окон северного фасада. Внутренняя планировка изменена. Во многих помещениях уцелели штукатурные тянутые карнизы; в средней квадратной комнате имеется большая печь нач. 19 в., украшенная изразцами с синими ромбами.
Настоятельский корпус, 1787-1789 гг. Скромный пример провинциальной архитектуры кон. 18 – 1-й пол. 19 в.; прямоугольный, вытянутый по оси север–юг двухэтажный объем под двускатной кровлей почти лишен декора – за исключением лопаток на углах, рустованных в верхней части. На главном фасаде (западном, обращенном к дороге) 9 прямоугольных окон второго этажа сгруппированы по три; четыре редко расставленных окна первого этажа, отличающихся необычной формой в виде широкого лежачего прямоугольника, расположены асимметрично относительно верхних. Внутри корпус разделен поперечными капитальными стенами на четыре части. В первом пониженном этаже находятся подсобные помещения с отдельными входами со двора, в крайнем южном отсеке – лестница, ведущая на второй этаж и в примыкающую церковь Преображения. Во втором жилом этаже вдоль уличного фасада расположены анфиладой три отапливаемых печами помещения, соединенных двустворчатыми дверями. Со стороны двора проходит коридор, заканчивающийся дверью в крайнюю южную комнату – большую приемную, перекрытую коробовым сводом. Остальные перекрытия плоские с открытыми в интерьер бревенчатыми балками.
Водяные ворота с башней-часовней, 1786-1787 гг. Интересный пример редкого в области типа сооружений посл. четв. 18 в. Прямоугольный двухъярусный башнеобразный объем с крупным арочным проездом в нижнем уровне и часовней в верхнем завершен четырехскатной выпуклой барочной кровлей со шпилем. Стены башни отмечены огибающими угловыми лопатками и узким междуэтажным пояском. Почти всю плоскость восточного (внешнего) фасада занимает широкий, слабо выступающий ризалит, украшенный междуэтажным поясом из двух полочек с рядом мелких нишек между ними. Верхний ярус западного фасада расчленен лопатками на три части, в которых помещены дверной (в центре) и оконные арочные проемы. К двери ведет крыльцо с лестницей 20 в. Проезд ворот перекрыт коробовым сводом, часовня – сомкнутым.
Ограда с угловыми башнями, 1786-1787 гг. Стены и малые угловые башни образуют прямоугольное в плане ограждение монастыря. Толщина стен – 2,5 кирпича, высота до 3 м. Первоначальные завершения утрачены. Юго-восточная башня искажена пристройкой к ее западной стене. Редкое сохранившееся в области сооружение данного типа посл. трети 18 в. Малые угловые башни однотипны по архитектуре, но различны по размерам. Юго-западная и юго-восточная выстроены в линию со стенами, выдаются лишь их угловые лопатки. Северо-восточная более крупная и значительно выступает за ограду. Все элементы ограды объединены одинаковым цоколем; его уровень отмечает ряд поребрика между горизонталями выступающих полуваликов. В верхней части стен с большими интервалами расположены вертикальные ступенчатые амбразуры. Подобные проемы-щели размещены по одному в каждом прясле башен.
Дом священника, 1-я треть 19 в. Интересный пример крупного каменного жилого дома для духовенства 1-й трети 19 в., дошедший до нашего времени с большими искажениями фасадного убранства. В 20 в. проемы растесаны, оконные наличники утрачены. Прямоугольный двухэтажный объем завершен высокой крутой вальмовой кровлей с мезонином, обращенным на главный южный фасад к центру территории монастыря. С западного торца к дому примыкает перестроенный объем лестничной клетки с кирпичным первым и деревянным вторым этажом. Углы здания отмечены огибающими лопатками. Стены расчленены междуэтажным ступенчатым поясом и завершаются декоративным карнизом с широкой полосой поребрика. На главном фасаде во втором жилом этаже – три окна; под крайними из них расположены два окна нижнего хозяйственного этажа. Торцовая стена мезонина почти целиком заполнена широким тройным проемом, средняя часть которого служит дверью на балкон. Сильно вынесенный портик мезонина с двускатной кровлей поддерживают на углах парные колонки; тимпан фронтона прорезан глубокой аркой. Северная стена здания расчленена надвое лопаткой, чуть смещенной с центра; в каждом прясле в первом и втором этажах – по одному окну (их оси не совпадают). На восточном фасаде также по одному окну в каждом этаже. Внутри поперечная капитальная стена делит дом на две неравные половины. Первоначальная планировка не сохранилась.
Училище духовное, 1808-1809 гг. Скромный пример архитектуры учебных зданий в формах классицизма. В 20 в. к восточной стене были сделаны пристройки, часть старых проемов заложена или растесана, пробиты новые. Одноэтажный прямоугольный в плане корпус завершен двускатной кровлей. Фасады расчленены прямоугольными окнами и завершаются карнизом. Вход расположен в центре северной стороны.
Библиография: Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1892, т.2, № 895; Ильинский П.А. Луховская Тихонова пустынь Костромской губернии: История. Кострома, 1898; Краткий исторический очерк.., 1903, с. 235–245; Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908, с. 329, № 347; ИАК, 1909. Вып. 31, с. 282–283; Церкви Костромской епархии.., 1909, с. 218–220, № 772; Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 2. М., 2000. С. 663-671.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?