Тихвинское. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери.

Тихвинская церковь при усадьбе Николая Ивановича Тишинина Тихвино-Никольское строилась в 1763-1764 гг. К работе помещик привлек известного перербургского художника-гравера Михаила Ивановича Махаева.
Сведения взяты из книги Ю.Герчук, М.Домшлак «Художественные памятники Верхней Волги» М., — Искусство, 1968
К.В. Аминов

Тихвино – Никольское. Церковь построена в 1784 г. усердием коллежского советника Александра Осиповича Кажина, одноэтажная, каменная, с таковою же колокольнею, крепкая, обнесена каменною оградою. Престолов три: во имя Тихвинской Божией Матери, во имя свят. и чудотв. Николая и во имя Препод. Ксении Римлянины.
Земли при церкви: усадебной 2 десятины, пахотной и сенокосной 9 десятин 600 кв. саж., под дровяным лесом по пустоши Бельковой 24 десятины 1877 кв. саж., по пустоши Шабалиной 48 десятин 987 кв. саж. и по пустоши Федосейка – Овечка 30 десятин 2260 кв. саж., а всего земли 115 десятин 834 кв. саж. Для жительства причта два церковных дома; церковного капитала в процентных бумагах 5876 руб. 78 коп. Прихожан в приходе 57 муж. пола и 68 жен. Село в 66 верстах от Ярославля. Причта по штату положено быть: священнику и псаломщику. Причтового капитала в процентных бумагах 12 197 руб. 94 коп.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

В 15 км от Рыбинска, вниз по Волге, расположена пристань Красное. Уже с реки на кромке высокого, заросшего черемухой и ольхой правого берега виден белый двухэтажный дом — стройная церковь с колокольней. Это усадьба Тихвино-Никольское, один из наиболее ценных архитектурных комплексов Ярославской области. Ее первым владельцем был гвардейский офицер в отставке Николай Иванович Тишинин. Портреты Тишинина и его жены Ксении Ивановны, исполненные И.Я. Вишняковым, сейчас находятся в экспозиции историко-художественного музея Рыбинска.
Изданный в 1762 г. Манифест о вольности дворянства освобождал дворян от обязательной военной или гражданской службы. В провинции начинается интенсивное усадебное строительство. Выйдя в отставку, Тишинин занялся устройством усадьбы, для которой было выбрано живописное место на берегу Волги. Прежде здесь находилось принадлежавшее Тишинину сельцо Маншино.
Старейшее сооружение в усадьбе — одноглавая, одноапсидная церковь Тихвинской Богоматери с трапезной и колокольней. История ее постройки не вполне ясна. Здание принято датировать 1763-1764 гг. Автором проекта некоторые исследователи безоговорочно признают известного петербургского гравера Михаила Ивановича Махаева (1716-1770). Полагают также, что образцом для Тихвинской церкви послужила Симеоновская церковь в Петербурге. Однако в переписке Тишинина и Махаева упоминаются только «упадшая церковь» и «старая колокольня». В архивных материалах сохранилось свидетельство зятя Тишинина, А.О. Кожина, который утверждает, что церковь в Тихвинском была построена в 1757 г. На 1750-е гг. указывают и некоторые общие черты Тихвинской церкви и построенной в 1750 г. Троицкой церкви в Подъяблонном погосте, который находится между Рыбинском и Пошехоньем.
В ожидании посещения его усадьбы императрицей Екатериной II, Тишинин в середине 1760-х гг. пригласил к себе зодчих и художников и с их помощью предпринял работы по обновлению уже существовавших зданий и строительство новых. Именно тогда своеобразный, но все же достаточно непритязательный сельский храм был украшен эффектными портиками, пышной гипсовой лепниной, оконными решетками с вензелем хозяина. Третий строительный период — 1780-е гг. — ознаменовался возведением у западного входа в трапезную трехъярусной классической стиля колокольни со шпилем.
Объемно-пространственная композиция Тихвинской церкви в целом весьма характерна для ярославских вотчинных храмов середины XVIII в. Основной объем храма представляет собой высокий четверик, слегка вытянутый по оси север-юг и служащий основанием для восьмерика, увенчанного фигурной главкой на восьмигранном световом барабане. С востока к основному объему примыкает далеко выступающая двухсветная апсида, с запада — использовавшаяся как зимняя церковь, также двухсветная, трапезная и трехъярусная колокольня. Северный и южный входы в храм оформлены порталами со спаренными колоннами на высоких постаментах. Раскреповка венчающего антаблемента носит явно барочный характер и усиливает их торжественный, триумфальный характер. Расположенные над порталами большие полуциркульные окна фланкированы парными пилястрами, углы четверика акцентированы высокими, идущими до самого карниза рустованными лопатками. Завершается четверик сложнопрофилированным карнизом и невысокими тимпанами. Северный и южный фасады украшены лепниной в виде венков и гирлянд. В наружном убранстве восьмерика широко использованы обычные для середины XVIII в. мотивы барокко — крепованные карнизы и тяги, сложные по рисунку наличники с «ушами»; грани восьмерика обработаны пилястрами. Интересной, сугубо местной особенностью декора было использование в отделке этой части здания поливных изразцов.
Настроение праздничности, торжественности, создаваемое стройными пропорциями храма, его богатым декором, сохранялось и в интерьере. Это достигалось во многом благодаря обилию света, свободно льющегося сквозь большие, высокие окна. Иконы для иконостаса Тихвинской церкви выполняли по заказу Тишинина живописцы из Петербурга, Москвы и Ярославля. Над оформлением интерьера работал также крепостной художник Тишинина Д. Михайлов с учениками. Есть сведения, что в росписи храма участвовала и увлекавшаяся живописью дочь Тишинина Екатерина Николаевна Кожина.
Неподалеку от церкви расположен усадебный дом, выстроенный в 1766-1767 гг. по проекту великого русского зодчего В.И. Баженова.
http://www.zapoved.net/index.php/Каталог/Регионы/Центральный_округ/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?