Тихвинская церковь или церковь иконы Божией Матери Тихвинская, что в Новой слободе (или, что в Сущеве) была построена в 1694 – 1694 гг. на самом краю Москвы в Сущевской слободе в пяти верстах от Кремля.
Вот, что пишет известный историк и москвовед Петр Георгиевич Паламарчук об этой местности: «Местность получила название от бывшего села Сущево, известного с начала XV в. В XVII в. Сущевская слобода (Старое Сущево). В конце XVII в. В районе современной Тихвинской улицы возникла Новая Сущевская слобода (Новое Сущево)». И далее: «Тихвинская улица, переулок и два тупика названы в XIX-XX вв. по стоявшей на улице церкви Тихвинской «что в Новом Сущево».
Основанная в 1694 г. церковь строилась на средства московского купца Ивана Федорова Викторова. Храмовая икона Тихвинской Божией Матери писалась одновременно с построением храма, о чем свидетельствует надпись на иконе: «7203 года 11 марта сей образ писал Великих государей уставщик Федот Феофанович сын Ухтомский…». 7203 г. соответствует 1695 г., так как до Петра 1 летоисчисление велось от сотворения мира. Ф.Ф.Ухтомский разрабатывал интерьеры храма, включая иконостас, внешний декор. Сам храм был построен в стиле барокко, характерном для архитектуры Москвы того времени. В 1710 г. с северной стороны храма был пристроен придел в честь Святого Апостола Андрея Первозванного. Интересно, что по соседству с храмом находилось имение Надежды Васильевны Шепелевой, благотворителя храма. В имении находился пруд, который именовался Васильевским, в память о юродивом Святом Василии Блаженном, который любил уединяться в окружавшем пруд парке.
Во время войны 1812 г. церковь была сильно повреждена. Однако стараниями Н.В.Шепелевой и других прихожан в 1825 г. возводится новая трехъярусная колокольня в стиле позднего классицизма, украшенная ордером, возводится ограда с новыми воротами, с южной стороны пристраивают придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Композиция храма приобретает завершенность и трехчастную форму, именуемую «корабль», возникшую в храмовом строительстве еще в XVII веке.
Храм обновлялся в 1902-1903 гг. Капитальная перестройка храма была выполнена по проекту архитектора С.Я.Яковлева. Были устроены два придела во имя Святителя Феодосия Черниговского и Преподобного Серафима Саровского. После проведенной перестройки — в церкви пять престолов.
После революции 1917 г. в Москве начинаются гонения на церкви. В 1935 г. церковь в Тихвинском переулке закрывают и передают «Станкину» (Станкоинструментальному институту). С 1984 г. церковь числится под №557 как памятник архитектуры, но ничего не делается для сохранения и реставрации.
Церковь была возвращена верующим в 1992 г. и в декабре была совершена первая литургия. Началась работа по восстановлению и реконструкции храма, которая длилась 20 лет.
В настоящее время храм обрел былую красоту и величие. Восстановлены приделы, ворота и церковная ограда. По архитектуре храма можно проследить его историю. Сам храм представляет из себя «восьмерик», характерный для барокко конца XVII века. Трехъярусная колокольня несет черты ампира — позднего классицизма. Два первых яруса — «четверики», то есть кубические объемы. Третий ярус – ярус колокольного звона – это ротонда с четырьмя аркообразными проемами, обрамленными двойными колоннами ионического ордера. Первый и второй ярусы и входные ворота украшены пилястрами. Над карнизом антаблемента располагается ампирный аттик. Изящные главки на тонких ножках, характерные для ампира, венчают колокольню и храм. Территория прямоугольной формы обрамлена по углам церковными корпусами и вымощена плиткой. Храм и постройки окрашены в сочетание белого и нежно- желтоватого цвета. Прием окраса – характерный для московских храмов эпохи классицизма. И что интересно – пройти к храму можно по Тихвинской улице или Тихвинскому переулку, что исторично.
Автор статьи: Алексей Гизюк
Материал с портала «Узнай Москву»