Тихвин. Введенский монастырь.

Введенский девичий монастырь был основан по велению царя Иоанна IV в 1560 году. Селения, находящиеся на месте будущей обители, перенесли на другую сторону ручья и в новый поселок, названный Заболотьем. Девичий монастырь строился одновременно с Успенским мужским монастырем. Обе обители были возведены под руководством искусного новгородского строителя Федора Дмитриевича Сыркова. Так же, как и Успенский монастырь, Введенский представлял собой деревянную крепость, но по сравнению с ним гораздо меньшую. Вокруг монастыря была возведена деревянная стена и вырыт ров. Первой игуменией обители стала Евпраксия. Если Успенский монастырь привлекал всеобщее внимание находившейся там чудотворной иконой, то о Введенском девичьем монастыре, стоявшем на северо-западной окраине Тихвинского посада, на перекрестке дорог, ведущих на Ладогу и Олонец, нигде не упоминалось до тех пор, пока здесь не оказалась четвертая супруга Иоанна Грозного Анна Алексеевна, постриженная под именем Дария. Бракосочетание с ней Иоанна произошло в 1572 году. Четвертый брак Иоанна Грозного вопреки всем ожиданиям длился целых три года. Надо думать, причиной тому был характер Анны, ее ум, такт и сознание своего достоинства, присущее гражданам вольного города. Не прошло и трех лет, как царица была пострижена в монашество в Воскресенском Горицком монастыре. Как следует из других источников, предлогом отправить жену в монастырь послужило предъявленное царице обвинение в заговоре против государя. Развод сопровождался рядом казней, совершенно истребивших семью царицы. Впрочем, обвинение «в измене» было обычным способом, которым Иоанн Грозный беззастенчиво пользовался для устранения неугодных ему людей.
16 мая 1596 года бывшая царица значится уже игуменией Введенского девичьего монастыря «на Тифине». Вместе с ней прибыли сюда и две ее племянницы — Леонида и Александра Григорьевны Гагарины. Монастырь был отдан Дарий в полное распоряжение, как хозяйке и попечительнице. Она отстроила его, увеличила и привела в цветущее состояние; ее хозяйственные предприятия удивляли современников; так, сооружая мельницу на ручье Березовике (нынешнем Введенском), она пропустила сюда воду через канал, проведенный из безымянного озера, находившегося в 7 верстах от монастыря и получившего потом название Царицына. Появление царицы в Тихвине придало особый тон местным отношениям; игумен, монахи, дворяне, посадские люди обращались к Дарий, как своей покровительнице и советчице, и с ее советами сообразовали свои действия. Несомненно, ее влиянием во времена смуты, следует объяснить известную солидарность Тихвина с московским боярством и дворянством».
В 1604 году по просьбе царицы-игумении Введенская обитель вышла из подчинения Большого Успенского монастыря и получила полную самостоятельность. К тому времени в центре монастыря, огороженного деревянной оградой длиной 187 саженей, был возведен каменный собор Введения во храм Пресвятой Богородицы. Все остальные здания были деревянные: настоятельские и монашеские кельи, амбары, конюшни, скотный двор с принадлежащими постройками, кельи работников. Переселение царицы-игумений совпало с началом Смутного времени, вторжением на русскую землю литовцев и шведов. В 1613 году завоеватели осадили Большой монастырь, но так и не сумели его взять. Введенская обитель, не имевшая таких мощных укреплений, после упорных боев была разорена и сожжена шведами дотла. Однако инокини не пострадали: вместе с игуменией Дарией они скрывались в глухих лесах возле озера, которое с тех пор именуется «Царицыно». Туда же монахини переправили наиболее ценное имущество, зерно, домашний скот.
После освобождения Тихвина обитель начала восстанавливаться. Как утверждает историк И.П. Мордвинов, игумения Дария находилась в это время в Устюжне, вернувшись в Тихвин только в начале 1626 года, хотя это и кажется маловероятным при ее хозяйственности и «радении к обители». Так или иначе, восстановительные работы в монастыре шли полным ходом. По существу, обитель отстраивали заново вокруг уцелевшего в пожаре каменного собора. Первый царь из династии Романовых, Михаил Федорович, с уважением относившийся к царице-игумений, назначил ей царское жалование и оказал монастырю щедрую помощь деньгами и строительными материалами. Быстрому восстановлению монастыря в немалой степени способствовали доходы с рыбной ловли на Волхове и с вотчины под Устюжной с пахотными и прочими угодьями. Все это было пожаловано царем игумении Дарии в личное владение. Через пять лет Введенский монастырь выглядел еще лучше, чем до шведского нашествия. Незадолго до смерти игумения Дария составила так называемую «духовную грамоту», по которой передавала монастырь своей преемнице игумений Агафий. Грамота эта представляет собой своего рода отчет о деятельности бывшей царицы во славу Божию: «Мне шло царское жалование, — пишет игумения, — и что доходишки имела с вотчи-нишки и мы тем питалися и после разорения Литовского в монастыре в храмах устроено, и кельи, и житницы, и мельница, и конюшенной двор. И коровей, поповские и служебниковы дворы и всякое монастырское строение теми деньгами устроено». Из документа явствует, что управляемый игуменией Дарией монастырь составлял единое целое, куда входили и храмы, и хозяйство, и вотчинные владения.
Обитель получала от правительства определенное денежное содержание, так называемую «ругу», кроме того, монастырь имел известные доходы от вотчинного хозяйства, а также от треб. Как и полагалось, игумения Дария оставила деньги на «помин души», завещав после своей смерти распределить немалую по тому времени сумму — 120 рублей — между храмами и монастырями вплоть до Новгорода. 5 апреля 1626 года игумения Дария, приняв схиму, скончалась. Ее похоронили на паперти Введенского храма. Над могилой устроили резную сень, под ней — надгробие. Позднее там была установлена плита со следующей надписью: «Блаженная памяти Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича царица схимонахиня Дария (Анна Алексеевна) по роду Колтовских погребена на сем месте и племянницы ее княжны Леонида и Александра Григорьевны дочери Гагарина здесь погребены в лето от воплощения Сына Божия 1626 г. месяца апреля 5 дня. Вновь устройся гробница сия по благословению Его Высокопреосвященства Амвросия, митрополита Новогородского и Санкт-Петербургского и благочинного — Большого монастыря архимандрита Самуила, при игумений Таисии старанием священника Иоанна, подаянием граждан и прочих подателей 1814 г.». В алтаре собора, на стене вблизи горнего места, висела комнатная икона игумений Дарий, шитая шелком и золотом, возможно, ее собственной работы. Как великую святыню хранили в обители старинный складень, принадлежавший царице, с изображением Тихвинской иконы Божией Матери со сказанием о ней на створах. Могила царицы Дарий во Введенском соборе сразу стала почитаемой. Все государи и великие князья, бывавшие у Тихвинской иконы Божией Матери, непременно приезжали и во Введенский монастырь поклониться царице-игумений. Здесь бывали и все паломники, посещающие Тихвин.
В мартовском номере журнала «Душеполезное чтение» за 1888 год церковный историк граф М. Толстой писал: «Память царицы-инокини Дарий живо сохранилась до нашего времени не только между сестрами Введенской обители, но и между жителями окрестных селений. Приходящие в монастырь богомольцы называют его «Царицыным монастырем». В XVII веке в центре монастыря стояли уже три каменных здания — Введенский собор, трапезная и трехшатровая звонница. Остальные здания обители были деревянными. Все это можно видеть на плане Тихвинского посада, а точнее, подробного рисунка, выполненного в 1678 году Иваном Зелениным и Федором Евстафьевым. На плане, в частности, зафиксирован Введенский девичий монастырь, слободка монастыря и деревня Стретилово. Отдаленный женский монастырь, находящийся в Тихвине, в XVII-XVIII веках часто использовали как место ссылки неугодных лиц женского пола и как тюрьму. В то время было распространено пострижение нелюбимых жен. К этому простому способу избавиться от надоевшей супруги прибегали не только люди, стоящие у власти, но и рядовые обыватели. Все делалось просто, без особых хлопот и формальностей, о чем сохранилось немало документов. В «Родословной Пушкиных и Ганнибалов» А.С. Пушкин указывает, что во Введенском монастыре была пострижена жена арапа Петра Великого — Абрама Петровича Ганнибала, урожденная Диопер: «Первая жена его, красавица, родом гречанка, родила ему белую дочь. Он с ней развелся и принудил ее постричься в Тихвинском монастыре, а дочь ее, Поликсену, оставил при себе, дал ей тщательное воспитание, богатое приданое, но никогда не пускал ее себе на глаза». Однако Евдокия Андреевна Ганнибал только была заключена в монастырь, но не пострижена. Об этом свидетельствует монастырская опись, где перечислено то, что полагается от монастыря на содержание «генерала Ганнибала жене Авдотье Андреевне». То, как именуется эта узница, и форма, по которой сделана запись, свидетельствует, что эта женщина не была монахиней.
По описаниям, сделанным в 1739-1764 годам для Новгородской епархии, мы можем представить, как в то время выглядела обитель: «В том монастыре каменных церквей две, в них престолов пять, из оных церквей под соборною церковью погребов два, у них своды в обоих каменныя, крыты оныя церкви двойным тесом, главы обиты зубцоватым чешуйчатым гонтом, кресты на оных церквях деревянные, обиты жестью. Колокольня каменная одна, на ней колоколов средних два, малых шесть; из оных малых колоколов один расколот, крыта оная колокольня тесом без глав. При церкви Рождества Богородицы хлебопекарняя келия каменная одна, к ней приделаны сени с чуланом деревянныя ветхия, крыты дранью. Настоятельницы игумений деревянных келий пять и при них сени одни, чулан один, подвал один, крыты тесом». До 1764 года за обителью числились до 1338 душ, 380 десятин пахотной земли и некоторые угодья. Двадцать седьмой настоятельницей стала игумения Августа. С ее приходом начался новый строительный этап в жизни монастыря. Будучи настоятельницей монастыря с 1823 по 1858 год, игумения Августа активно обустраивала обитель. Тогда вместо прежней обветшавшей звонницы, возведенной в XVII веке, по проекту петербургского архитектора И.И. Шарлеманя была построена четырехъярусная надвратная колокольня. «В первом ее этаже — главный вход в монастырь через святые ворота, они очень обширны и открываются только для крестных ходов и торжественных случаев, как например: при посещениях Царских особ, и Архипастырей, а в обыкновенное время вход в обитель бывает через другие ворота, устроенные в ограде, близь колокольни, — писал публицист А.П. Башуцкий, посетивший в 1854 году Тихвинские монастыри. — В первом же этаже помещаются две келий для сестер, во втором — тоже несколько келий, а в третьем — устроена церковь святой Великомученицы Екатерины — образец самого нового архитектурного искусства в противоположность старине первых двух храмов. Иконостас очень красив — кругообразный, белого цвета, с колоннами и золотою резьбою, об одном ярусе и оканчивается наверху золотым крестом…
В четвертом этаже колокольни устроены с четырех сторон арки с колоколами, их всех 9. Большой — в 158 пудов. Второй — в 80 пудов, лит, как свидетельствует надпись, при Царе Алексее Михайловиче и при патриархе Никоне в 1652 году. Третий — в 40 пудов. Четвертый — в 25 пудов, по латинской на нем надписи видно, что он лит в 1635 году. Остальные колокола меньшего веса — для трезвона». Кроме колокольни при игумений Августе напротив западного входа Введенского собора был построен двухэтажный обширный корпус. В нижнем его этаже разместились светлая, просторная трапезная, кухня и другие хозяйственные кельи, а в вернем — скромные комнаты для игумений и канцелярия обители. Игуменские кельи соединялись стеклянною на арках галереей с теплой церковью Рождества. С противоположной стороны Введенского храма, параллельно вышеописанному зданию, был построен подобный двухэтажный корпус для келий сестер обители. Игумения Августа увеличила пространство монастыря прибавкой земли на 35 саженей. Причем землю, прежде болотистую, осушила. В довершение ко всему этому обитель обнесли невысокой каменной стеною с красивыми боковыми башенками.
В 1858 году настоятельницей Введенского монастыря стала игумения Серафима, которая завершила его благоустройство. По ее приказанию была увеличена высота монастырской ограды, внутри обители разбит превосходный сад. Кроме этого, игумения Серафима сделала больше ризницу, увеличила число келий. В то время послушание во Введенском монастыре проходила Мария Солопова, впоследствии игумения Таисия Леушинская. Она стала ближайшей духовной дочерью святого Иоанна Кронштадтского, основательницей более 10 монастырей и скитов, в том числе Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря (отсюда добавление к имени: Леушинская). Прожив во Введенском монастыре 14 лет, она впоследствии именовала его «своей монастырской колыбелью». В «Записках» матушки Таисии подробно описывается жизнь инокинь Введенского монастыря. «Один из существеннейших вопросов для всякого живущего в обители — вопрос о келье, то есть о комнате, в которой кто живет. В некоторых монастырях почти все кельи «собственные». То есть откупленные на всю жизнь владелицей. В Тихвинском монастыре, хотя и не исключительно, но существовал такой порядок, с той только разницей, что кельи продавались в «собственность» только уже пожившим в монастыре и испытанным известным искусом, или же, если и вновь вступающим, то лицам более зрелого возраста. Те же, которые не имеют средств купить келью, живут в общих помещениях». «Хотя монастырь наш был в городе, но мы не имели о нем понятия; по тогдашним правилам и порядкам монастырским была одна выбранная старица, которая ходила в город по всем монастырским делам. Она же была и привратница монастыря. Келья ее была у самых ворот, и на ее обязанности лежало следить, чтобы не было самовольных отлучек в город». «Мы имели готовые только кельи, дрова и скудную трапезу, конечно, это существенные нужды, зато все остальное у нас должно было быть свое: чай, сахар, если бы понадобился, — и кусок белого хлеба к чаю (что при скудной трапезе было почти необходимо), одежда, обувь, белье, верхнее платье, посуда, самовар и все жизненное от малой до большой вещички, даже уголья в лучину для самовара, все надо было купить. Понятно, что при таких условиях мне приходилось нести лишения во всем и во всем себе отказывать».
«Записки», написанные игуменией Таисией о жизни в обители, были опубликованы в 1916 году, спустя год после ее смерти. Сохранилось описание Введенского девичьего монастыря начала XX века, читая которое можно представить, как он выглядел: «Главный вход в обитель ведет через святые ворота под колокольнею, построенною в ограде монастыря. Аллея вековых лип указывает путь к величественному соборному храму Введения пресвятой Богородицы. Собор Введения занимает средину святой обители. Наружный вид собора очень изящной архитектуры с лепными украшениями и священными изображениями. Три массивные главы венчают его блестящими своими куполами. Два входа — западный и южный с прекрасными крыльцами ведут внутрь собора. Войдя западными дверями, открывается обширный притвор во всю ширину храма; он отделен от внутренности его тремя обширными арками. Своды собора поддерживаются двумя большими столпами, украшенными каждый с трех сторон иконостасами, а с четвертой — примыкают клироса, правый и левый. Место игумений прислонено к стене с правой стороны к средней арке. Иконостас собора сохраняет тип иконостасов древних соборных храмов Москвы, Новгорода, Ростова и друг. Весь иконостас по местам вызолочен и украшен колоннами и резьбою. Царские двери тоже резные и вызолочены, и довольно обширны. Иконы в нем расположены в четыре яруса и все древнего письма, а на храмовой иконе Введения и на двух местных — богатые сребро-позлащенные ризы. Животворящий крест с резным изображением Христа Спасителя, как символ нашей веры, водружен на самой верхней части иконостаса. За иконостасом находится: с правой стороны небольшой придел во имя святого Николая чудотворца, а с левой — подобный же придел во имя преподобного Кирилла Белозерского. В первом особенно замечательна риза на иконе святителя Николая: она сребропозлащенная и искусно украшена мелким жемчугом. Соборный алтарь просторен, и над престолом его устроена резная сень. В западной стороне собора над папертью расположены обширные хоры для монашествующих сестер. Собор освещен большими окнами, что придает много красоты, величия и света. Для большей легкости молящихся пол устроен деревянный и настлан не на земле, но для осушения самого храма под полом устроен еще нижний этаж…». Вероятно, именно так и было в этом монастыре, когда в его храме крестили сына местного общественного деятеля Андрея Петровича Римского-Корсакова и нарекли его Николаем. Как же много событий в жизни Тихвина было связано с этой обителью, с именем постриженной в монахини царицы! Неспешно текла в монастыре жизнь. В 1917 году в обители было до 200 монахинь и послушниц.
Монастырь содержал приют для девочек-сирот, организованный игуменией Серафимой в память о чудесном спасении царской семьи во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года. Внутри этого красивого, ухоженного второклассного монастыря был сад, возле собора — обширный некрополь. После революции в обитель пришли другие люди. Здесь была размещена областная детская колония. Некоторое время монахини и послушницы оставались жить в монастыре, в труднейших условиях продолжая свое служение Богу. Официально датой закрытия Тихвинского Введенского монастыря считается 1926 год, но фактически — с того самого времени, как в обители появились представители власти рабочих и крестьян. Некоторое время сестры, продолжая свое служение Богу, ютились в монастырских зданиях рядом с новыми поселенцами. Но тех соседство с инокинями вовсе не устраивало. Монахини, вытесненные из сестринского корпуса, разбрелись по городу, служа санитарками и сиделками, подрабатывая рукоделием. Игумения Иоанникия вынуждена была переселиться из настоятельских покоев в тесную келейку на колокольне. Осенью 1937 года по Тихвину прокатилась волна арестов. К ноябрю почти все духовенство города находилось в местной тюрьме. Очередь дошла и до бывшей игумений Иоанникии, которая была арестована как участница контрреволюционной группы. 3 декабря 1937 года, в самый канун престольного праздника — Введения во храм Пресвятой Богородицы, бывшая игумения Введенской обители была расстреляна вместе с другими тихвинскими новомучениками: игуменом Арсением (Дмитриевым), протоиереем Иоанном (Сарвом), священниками Емилианом Панасевичем, Николаем Покровским и Василием Канделябровым. Мраморное изваяние святого ангела с золотым крестом с памятника на могиле игумений Августы, надгробные плиты настоятельниц монастыря Марии, Павлы, Серафимы, Рафаилы, как и многие другие, были употреблены на фундаменты цехов лесохимического завода. Не остановили святотатцев трогательные слова, выбитые золотом на мраморной плите игумений Серафимы: «Остановись, не попирай гробницу! Над нею слезы льют и сиры, и вдовицы. Здесь инокинь наставница лежит…».
Есть сведения, что некоторые из ценностей Введенского монастыря были сохранены, но, к сожалению, находятся они не в Тихвине. Так, в связи с подготовкой к XV археологическому съезду, состоявшемуся в 1911 году, в Новгород из Введенского монастыря была привезена икона «Сошествие во ад». Она и сейчас находится там, в историко-архитектурном музее-заповеднике. Специалисты относят ее к XIV веку, называя «уникальным явлением в ряду сохранившихся новгородских произведений». Рукодельницы Введенского монастыря представлены в том же музее шитой золотом хоругвью XVI века. Икона «Воскресение» XIV века из тихвинского Введенского монастыря находится в Государственном Русском музее. В 1988 году там же, на выставке «Русские древности», можно было увидеть прекрасные образцы прикладного искусства древних тих-винцев: крест напрестольный 1644 года и потир 1645 года из Введенского монастыря. В Кирилле-Белозерском монастыре находится колокол из Тихвинской девичьей обители. Вывезенный отсюда, до Великой Отечественной войны он висел на звоннице в Новгороде. На нем надпись: «Лета 7145 (1637) февраля в 25 день дала сей колокол Ивана Афанасьева сына Юдина жена Ксения Федорова дочь о сыне своем Григорие во обитель Пречистые Богородицы Введению девичь монастырь на Тифину в вечный поминок и по родителях». И крупно выделено: «А тот колокол не продать, не заложить». В 1941 году колокола святой Софии были сняты и погружены на две баржи для их эвакуации по реке Волхов. Во время вражеского обстрела баржа с большими колоколами затонула. Другая же, с малыми колоколами весом от одного до восемнадцати пудов, уйдя из-под обстрела, успешно прошла по Мариинской водной системе в вологодский город Кириллов. Так колокол из Тихвинского Введенского монастыря там и остался. В Ленинградском областном архиве, в Выборге, имеются сведения о посещении в 1927 году Введенского монастыря искусствоведом И.Э. Грабарем. В бывшем девичьем монастыре академик отбирал древности для отправки на реставрацию. Сами же здания монастыря после перевода отсюда колонии использовались самым разнообразным образом. В его неприспособленных помещениях размещались детская музыкальная школа, зал борьбы Детско-юношеской спортивной школы, художественная мастерская, гаражи отдела горисполкома, мастерская надгробий, пожарное депо, жили люди. Рядом с чудом сохранившимся Введенским собором, трапезною, зданиями архимандричьих и сестринских келий — убогие сараи, заборы, огороды, кучи металлолома. Разруха и бесхозяйственность в полной мере сказались и на Царицином озере. До середины 20-х годов XX века оно было полноводным. В 1926 руководство Лесной школы, находящейся в поселке Березовик, решило вокруг Царицина озера болота осушить. Для этого с озера спустили воду. Ее уровень понизился настолько, что некогда полноводное озеро превратилось в большую лужу с сухими песчаными берегами, по которым свободно можно было обойти вокруг. Рыба в озере пропала: не стало питательной среды, которая была под болотистыми берегами. В последующие десятилетия воды в озере поднакопилось, но его вид, конечно же, совсем не тот, который был до 20-х годов XX века.
В 1987 году ансамбль Введенского монастыря начали изучать архитекторы Ленинградского филиала института «Спецпроектреставрация». Ими была определена большая историко-культурная ценность комплекса памятников, достойных археологического сбережения и тактичного восстановления. Тогда Введенский монастырь был взят под государственную охрану как памятник архитектуры. К осени от арендаторов освобождаются три каменных корпуса и двухэтажные деревянные монашеские кельи, редко где сохранившиеся в бурных событиях XX века. Впрочем, пустующие и лишенные охраны, они тут же пошли на слом. Архитекторы того же Ленинградского филиала института «Спецпроектреставрация», не имея средств на реставрацию уникального памятника, чтобы хоть как-то его сохранить, предлагали дать архитектурному ансамблю бывшей обители новую жизнь, которая будет заключаться в ее современном использовании, частичной реставрации и благоустройстве. В частности, предлагались следующие варианты: создать городской детский культурно-спортивный центр (музыкальная, художественная и спортивные школы Тихвина); турбазу восточного региона Ленинградской области на экскурсионной трассе «Северного серебряного кольца»: Санкт-Петербург-Ладога-Тихвин-Вологда; профилакторий крупного завода или творческого союза. Во Введенском соборе, где прочно обосновалась детская спортивная школа «Богатырь», архитекторы предлагали расположить универсальный концертный зал. Игуменские и сестринские каменные корпуса использовать под клубные кружковые помещения. Этим планам не суждено было воплотиться. И слава Богу! Старинные постройки, хотя и были подвергнуты разрушению временем, но все же сохранились. Гораздо труднее будет восстанавливать под нужды монастыря те, которые были приспособлены «под современное использование», как, к примеру, Введенский собор, где находится спортивный зал, а на месте алтаря — бассейн. Святые врата колокольни долгое время служили гаражом для автомобилей пожарной команды лесохимического завода, в одном из каменных зданий и сейчас находится запасник Государственного Дома-музея Н.А. Римского-Корсакова, в игуменском корпусе — спортивный клуб восточных единоборств. В монастыре разруха, запустение. О том, что это место свято, напоминает только деревянный поклонный Крест, установленный у прежнего, ныне замурованного входа в Введенский собор. На укрепленной на кресте табличке надпись: «Сей поклонный крест освящен 04.12.98 г. в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы». В тот день иноки Богородичного Успенского мужского монастыря обошли разоренную обитель крестным ходом, а на месте установки креста отслужили панихиду памяти царицы-игумении Дарии и всех покоящихся здесь инокинь.
Весной 2005 года решением депутатов районного совета два полуразрушенных давно пустующих здания — колокольня и сестринский корпус — были отданы Тихвинскому Богородичному Успенскому мужскому монастырю для реконструкции и возобновления в бывшей девичьей обители монастырской жизни. Тогда там появилась послушница Богородичного Успенского монастыря Любовь Борисовна Большакова — руководитель Автономной некоммерческой организации «Возрождение Введенского девичьего монастыря», которая с подлинно христианским смирением и мужеством приняла возложенное на нее испытание всецело посвятить себя труду на ниве Божией — возрождению святой обители. Силами добровольных помощников восстанавливается храм святой великомученицы Екатерины с нарядным белым иконостасом, стоявший когда-то здесь. Действует мастерская художественной вышивки — монахини Введенского девичьего монастыря славились как искусные рукодельницы. Есть уже в бывшей колокольне и маленький музей старинных и современных рукоделий и предметов быта. Все, кто бывает в бывшей обители, с удовольствием покупают в церковной лавке маленькие мешочки, украшенные вышивкой, в них душистые травы для чая и освященные в Яблочный спас сушеные яблоки. В храме святой великомученицы Екатерины каждый четверг в 18 часов молебен. Служат ли его отец Сергий (Ремизов) из Тихвинского Богородичного Успенского монастыря, отец Геннадий (Беловолов) — настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге, отец Александр из Александро-Невской Лавры — все они говорят о том, что во Введенском девичьем монастыре, как во всех начинающих возрождаться обителях, особая благодать, особое возвышенное молитвенное состояние. Историю, православную культуру, подвиги иноческой жизни во имя Пресвятой Богородицы — все хранят здания и полуразрушенные стены этой святой обители. Надо только захотеть это узнать, увидеть и услышать…
Ист. Л. Виноградова. Тихвинский Введенский девичий монастырь. СПб, 2005 г.

Введенский, 2 класса, в городе Тихвине. Основан в 1560 году, в 1616 году возобновлен жившею здесь в заточении супругою царя Иоанна Васильевича Дарьею Алексеевной, которая в монастыре скончалась схимонахинею и погребена в паперти соборного Введенского храма. В алтаре этого храма близ горняго места находится шитая золотом и жемчугом древняя Тихвинская икона Божией Матери, принадлежавшая царице Дарье Алексеевне; она помещена в древнем створчатом киоте.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Введенский монастырь На берегу Введенского ручья, у въезда в Тихвин со стороны Ленинграда, находится еще один монастырский ансамбль — Введенский. Основанный в 1560 г., он сохранился лишь частично, так как стены его не выдержали яростных атак шведских войск в XVII в. Захваченный в 1613 г. монастырь был разграблен и разрушен шведами при отступлении. Восстановленный в 1626 г. на средства и под наблюдением Анны Колтовской — сосланной в Тихвин четвертой жены Ивана Грозного, Введенский монастырь состоял из двух каменных церквей, образовавших центральную повышенную часть архитектурного ансамбля, и расположенных покоем каменных и деревянных корпусов и ограды. На юго-востоке ансамбля находилась стена со звонницей и главными воротами. Звонница и трапезная при Введенской церкви были возведены под надзором тихвинца Сергия в 1645 г. В середине XIX столетия в перестройке Введенского ансамбля принимал участие известный петербургский архитектор И.И. Шарлемань, привнесший в оформление зданий много эклектических черт.
Здания бывшего монастырского ансамбля ныне используются Тихвинским музыкальным училищем.По материалам книги Ю.М. Гоголицына и Т.М. Гоголицыной «Памятники архитектуры Ленинградской области», Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?