Тихвин. Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Тихвинский Успенский собор, в котором на протяжении столетий пребывала Тихвинская икона Божией Матери, являлся желанной целью для многих тысяч паломников; среди них, наряду с простым людом, встречались и российские самодержцы. Рождение Тихвинского Успенского Богородичного монастыря связано с именем Ивана Грозного. Впервые он побывал в Тихвине ещё юношей, в 1547 году, за полмесяца до венчания на царство, — возможно, уже тогда Иоанну Васильевичу пришла мысль устроить обитель на месте явления Тихвинской иконы Божией Матери, за благословением которой он, собственно, и приезжал. Другая причина для основания в Тихвине хорошо укреплённого монастыря — в сугубо оборонительных целях. Соответствующий приказ царя последовал в 1560 году.
11 февраля 1560 года архиепископ Новгородский Пимен освятил Успенский монастырь и недавно построенный Успенский собор. Из Москвы прибыл Фёдор Сырков, сын строителя Успенского собора и сразу же взялся за возведение каменной ограды с башнями и некоторых зданий. Качество его работы было испытано спустя полвека, в Смутное время. Стенам монастыря и его мужественным защитникам в эти годы пришлось неоднократно отражать атаки шведских войск во главе с военачальником Якобом Делагарди. В 1617 году неподалёку от Тихвина был заключён со шведами Столбовский мирный договор, причём порукой со стороны русских стал специально выполненный для этого список с чудотворного Тихвинского образа Божией Матери. «Мирное земли устроение» в Тихвинском монастыре продолжалось на протяжении всего ХVII века — он хорошел, облачался в камень. Правда, этому устроению предшествовала ещё одна беда — в 1623 году страшный пожар нанёс тяжёлые раны обители и в частности Успенскому собору. В ходе ремонта в соборном храме пришлось поновлять первоначальные росписи. Между 1669 и 1671 годами в галерее, в её «оконечностях», были устроены два небольших придела — северный Иоанно-Богословский и южный Ильинский. За десять лет до этого в соборе появился чугунный пол из плиты, пожертвованной дворянином Романом Бабарыкиным, состоявшим, к слову, в родстве с Романовыми. Последние Тихвинскую обитель любили и навещали. В Успенском соборе молились перед чудотворным образом Пётр I в 1717 году, Елизавета Петровна в 1747 году, Павел I в 1798 году, Александр I в 1823 году, Александр II в 1858 году. Монаршие посещения, как водится, сопровождались богатыми пожертвованиями; старались не отстать от царей и представители аристократии и купечества.
В ходе секуляризации, проведённой Екатериной II в 1764 году, монастырь потерял все свои земельные владения и почти на сто лет попал в разряд второклассных обителей. Тем не менее, в конце ХVIII века Успенский собор капитально ремонтировался — средства на это нашлись. Чугунный пол тогда заменили лещадной плитой; тесные деревянные приделы в галерее разобрали и вместо них построили более просторные каменные; а главное — в храме появилась новая стенопись. Старую за ветхость счистили, после чего стены, столпы и своды были вновь расписаны. Автор росписей известен — Логгин Шустов, представитель известной ярославкой династии иконописцев, занимавший тогда должность надзирателя за иконописанием при Святейшем Синоде. В собранную им артель входили ярославские же мастера со знаменитыми в среде иконописцев фамилиями — братья Иконниковы, отец и сын Сарафанниковы и др. Ещё более столетия после этого Успенский собор жил богослужебной жизнью, а проистекавшие от Тихвинской иконы Божией Матери чудеса, которые продолжали множиться, привлекали в обитель огромное количество паломников.
1917 год лёг резкой границей в истории Богородичного Успенского монастыря. Уже в 1918 году он был закрыт; в Успенском соборе устроили пересыльную тюрьму. Позже в нём размещался воинский продовольственный склад, а в военные годы — госпиталь, после войны — цех Всесоюзного общества слепых. Реставрировать храм начали в конце 1960-х годов. В ноябре 1941 года немцы захватили город. Хозяйничали они там недолго, но, тем не менее, успели вывезти «предметы искусства». В их числе оказался и чудотворный образ.
Летом 2004 года Тихвинская икона Божией Матери вернулась из США на родину и заняла своё привычное место в Успенском соборе — в киоте у юго-западного столпа. Исследователи Успенского собора, находили в нём элементы, сближающие собор с церковью Жён-Мироносиц (1510) на Ярославом дворище Великого Новгорода. Любопытно, что Мироносицкий храм был построен отцом Дмитрия Сыркова, строителя тихвинского Успенского собора, при участии последнего. А это факт немаловажный.
Вход в галерею Успенского собора снабжён симпатичным крыльцом с тремя арочными проёмами. Над западным проёмом помещена фреска с изображением Новозаветной Троицы; этот иконографический тип появился на Руси в ХV веке и, хотя и был признан неканоническим, явочным порядком получил широкое распространение. В килевидных закомарах некогда были фрески, сейчас можно говорить лишь об едва различимых остатках. Линии закомар южного и северного фасадов являются продолжением прстейших лопаток, которые строго соответствуют внутренней структуре храма. В старые времена его покрытие было позакомарным — возникавшее при этом ощущение непомерной, негармонически увеличенной высоты барабанов сглаживалось тем, что основания барабанов были украшены поясом килевидных кокошников. Одноэтажная «сплошная» галерея опоясывает собор стрёх сторон — южной, западной и северной. Ныне она имеет простейшее односкатное покрытие; первоначально покрытие было многоскатным пощипцовым, а сама паперть — открытой, её прорезали широкие арочные проёмы, ширину которых мы можем оценить по сохранившимся надоконным аркам.
Алтарная часть собора обозначена тремя апсидами, перекрытыми конхами; их высота практически равна высоте основного четверика — а это, кстати, характерная черта древних новгородских храмов, таких как Георгиевский собор Юрьева монастыря, Богородице-Рождественский собор Антониева монастыря и упомянутой церкви Жён-Мироносиц на Ярославом дворище. Все апсиды имеют окна, а центральная — ещё и две ниши для фресок. Успенский собор представляет собой шестистолпный крестово-купольный храм, снабжённый ассиметричным пятиглавием. Некоторые его размеры таковы: длина с алтарной частью и папертью — около 34 метров; ширина без галереи — около 15 метров, с галереей — около 24 метров; высота — около 40 метров. Высота внутреннего пространства — всего 12 метров, то есть кажущаяся верикальная необъятность церкви представляет собой оптический обман, который следует отнести на счёт великой искусности автора этой постройки.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №225, 2017 г.

Исследователи называют Успенский собор Тихвинского монастыря одним из самых значительных памятников русского зодчества начала ХVI века. Впрочем, в последующие века он претерпел существенные переустройства. Например, позакомарное покрытие было заменено четырёхскатной кровлей, а шлемовидные главы — луковичными. Успенский собор сооружался «под икону» — и это определило особенности его устроения. Перед западными столпами оставили довольно много свободного пространства — чтобы люди, пришедшие помолиться перед чудотворным образом Богородицы, могли не толпясь осуществить своё благочестивое намерение. Интересно был решён вопрос и с освящением — западные барабаны сделали «световыми», таким образом, в пространстве храма выделилось то место, где находилась Тихвинская икона Богородицы.
В советскую эпоху Успенский собор оставался действующим до 1931 года. В 1936-38 годах в нём находился продовольственный склад, в январе-феврале 1941 года — военный госпиталь, а в 1946-47 годах — цеха Всесоюзного общества слепых. После возвращения Тихвинского монастыря Православной Церкви (в 1995 году) в соборе была проведена масштабная реставрация. В частности, отреставрировали уникальный иконостас начала ХVII века — один из старейших на территории России.
Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №10, ООО «Де Агостини», 2009

Находящаяся в Успенском соборе Успенского Богородичного Тихвинского мужского монастыря Тихвинская икона Божией Матери прославилась многими чудесами, о чём свидетельствовали записи в монастырской книге. Поток паломников к ней был нескончаемым. На поклонение святыне шли люди всех сословий, в том числе и царственные особы. Во второй половине ХVIII века во время капитальной перестройки Успенского собора почитаемая чудотворная икона находилась в монастырском соборе Рождества Пресвятой Богородицы (переименованном в 1876 году в собор во имя Покрова Богоматери после того, как он был кардинально перестроен в 1871-1876 годах).
Император Павел I повелел торжественно и с почётом перенести святыню во вновь отстроенный храм. 9 июня 1798 года состоялось перенесение Тихвинской иконы Божией Матери государем императором Павлом Петровичем с наследником цесаревичем Александром Павловичем в сопровождении государыни императрицы Марии Фёдоровны и великого князя Константина Павловича, а также свиты и духовенства, из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор. И снова икона заняла своё место на правом столпе храма. Это событие было запечатлено в 1801 году художником Василием Истоминым. Его картина впоследствии помещалась в золоченой раме на паперти Успенского собора в левом углу от входных дверей.
Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, где хранилось христианское сокровище — чудотворная икона Божией Матери, ставшая покровом Русского государства, всегда пользовалась особым вниманием и почитанием. Обитель посещали многие царствующие особы и представители императорского дома. Каждое посещение высоких особ было отмечено их дарами обители. Записи монастырской книги свидетельствуют, что к чудотворной иконе Божией Матери помолиться, испросить благословение у Заступницы земли Русской приходили в следующие годы: 1526 — великий князь Василий Иоаннович; 1547 — царь Иоанн Грозный; 1717 — царь Пётр I; 1747 (3 февраля) — императрица Елизавета Петровна с наследником Петром Фёдоровичем и его супругой Екатериной Алексеевной; 1798 (8 июня) — император Павел I с супругой Марией Фёдоровной, наследником цесаревичем Александром Павловичем и великим князем Константином Павловичем; 1809 (август) — великая княгиня Екатерина Павловна, государь цесаревич Константин Павлович и принц Гольштейн-Ольденбургский; 1817 (13 августа) — великий князь Михаил Павлович; 1823 (17 августа) — император Александр Павлович (Александр I); 1858 (3 августа) — император Александр Николаевич (Александр II); 1887 (26 июня) — великий князь Владимир Александрович. Из этого перечня наглядно видно, как великая Россия в лице своих царственных правителей припадала к Тихвинской иконе Царицы Небесной.
Тихвинская чудотворная явленная икона Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на левой руке, размером в длину 1 аршин (71,12 см) 2 вершка (вершок — 4,45 см) и в ширину 14 вершков, помещалась на правом столпе холодного монастырского собора в честь Успения Божией Матери. Образ был укреплён в серебряной вызолоченной раме весом 14 фунтов (фунт — 409,5 г), украшенной разными изображениями из событий священной истории; рама составляет принадлежность большого серебряного киота весом 1 пуд (пуд — 16,38 кг) 16 фунтов 85 золотников (золотник — 4,266 г), сооружённого тихвинским гражданином Максимом Калашниковым. Киот имел вид складня, по обоим сторонам которого сделаны рельефные изображения Архангелов Михаила и Гавриила. Виднеющиеся на иконе надписи свидетельствуют о посещении обители в 1747 году императрицей Елизаветой Петровной, а в 1797 году императором Павлом I.
Чудотворный образ был облачён в роскошную золотую ризу весом 21 фунт 38 золотников, украшенную унизанными драгоценностями, в числе коих находится: бриллиантов 4809, бриллиантовых роз 598, алмазов 141, восточного жемчуга 412 золотников, изумрудов — четыре, яхонтов — пять, рубинов — один, бриллиантовых роз с розами — две, и крест из 11 алмазов. Кроме этого, на ней находился редкий изумруд со сделанной на нём резьбой, изображающей Распятие с Богоматерью и Иоанном Богословом — приношение императрицы Анны Иоановны в 1734 году. Изумруд это был вставлен в правом верхнем углу ризы, а также голубой сапфир, весом 80 карат (карат — 0,2 г), присланный в 1809 году императрицей Марией Фёдоровной. Кроме этого, на ризе был укреплён превосходный бразильский топаз весом 68,5 карат — пожертвование великой княгини Екатерины Павловны.
Стоит отметить, что позолоченная риза на икону была сооружена в 1836 году по благословению высокопреосвященного Серафима, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, тщанием архимандрита Илариона с братией. За одну только работу на изготовление ризы было уплачено 3600 рублей. Вся стоимость ризы со всеми украшениями по тогдашней оценке простиралась до 62 тысяч рублей, что примеряясь к настоящему времени составит более 100 тысяч рублей.
Над святой иконой устроена большая резная вызолоченная сень в готическом стиле с парчовыми занавесами, украшенными золотыми кистями и аграмонтами, занавесы имеют несколько перемен, точно также, как и пелены, подвешиваемые над иконой. Последних в монастырской ризнице имеется весьма большой комплект, состоящий из пелены серебряной парчи с нашитым на ней золотым кокошником. Это было подарок полицмейстера города Калуги Н. А. Редингера, приславшего оную в обитель в 1859 году. Что интересно, этот кокошник был куплен в Калуге у хозяйки дома, где жила Марина Мнишек, жена Лжедмитрия, в 1610 году (по преданию, этот кокошник лично принадлежал царице Марине Мнишек), а также три древние пелены с вышитыми на них образами Тихвинской Богоматери и святителя Николая, собственноручные труды родственников князей Шуйского и Прозоровского, принесённые ими в обитель в память трудов иноков-подвижников из их рода.
Пред иконой Богоматери на четырёх золотых цепях висела превосходной работы массивная золотая лампада кубической формы с усечёнными углами весом 15 фунтов 12 золотников, украшенная по всем линиям драгоценными камнями, в числе коих 1550 бриллиантов, 120 карат восточных рубинов и 221 роза. Лампаду сию делал золотых дел мастер Франц Дюваль, а подарил её в дар обители в 1807 году обер-гофмаршал граф Николай Петрович Шереметьев. По правую и левую сторону от лампады Шереметьева симметрично расположены шесть других серебряных вызолоченных лампад меньшего размера, работы санкт-петербургской мастерской Овчинникова, пожертвованные весной 1887 года известным жертвователем.
Привлекал внимание также установленный перед чудотворной иконой большой серебряный подсвечник весом 3 пуда 1 фунт 20 золотников изящной художественной работы. Это был дар сына Николая Петровича Шереметева графа Дмитрия Николаевича Шереметьева 26 июня 1843 года. В Успенском соборе, где находилась святыня, беспрерывно служились молебны. 26 июня 1883 года в обители праздновалось 500-летний юбилей со дня явления чудотворной иконы. В этот день она с разрешения митрополита Исидора была впервые вынесена за пределы монастыря, на городскую площадь, где всё население Тихвина могло приложиться к чудотворной иконе. Всем собравшимся тогда была подарена фотография с видом чудотворного образа, с молитвой Божией Матери на обратной стороне. После крестного хода в храме началось всенощное бдение, совершённое преосвященным Анастасием, епископом Старорусским, в сослужении со многими архимандритами, игуменами и другими священнослужителями, которое было долгим и закончилось к ночи.
Как известно, что с 1949 по 2004 год чудотворная икона Божией Матери Тихвинская находилась в Троицком соборе города Чикаго, штат Иллинойс. В 2004 году икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь (9 июля).
Из книги: Березина Л.Д. «Возвращение Святыни». — Санкт-Петербург:»Царское Дело», 2004

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?