Тихвинский Большой Богородицкий монастырь, 1 класса, в городе Тихвине. Основан в 1560 году царем Иоанном Грозным, на месте явления иконы Пресвятой Богородицы в 1383 году (см. 26 июня). Соборный Успенский храм древней архитектуры воздвигнут в 1510 — 1515 годах великим князем Василием Иоанновичем на месте деревянной церкви, построенной в 1383 году по случаю явления чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. На этой святой иконе, ныне составляющей главную святыню монастыря, Богоматерь изображена в полурост, с короною на главе; на Ее левой руке сидит Богомладенец, благословляющий правой рукой, а в левой держащий свиток. Святая икона богато украшена; стоимость имеющихся на ней драгоценностей простирается до 70 тысяч рублей. Ежегодно тысячи народа стекаются в город Тихвин для поклонения святой чудотворной иконе, с которою в течение года 24 раза совершается крестный ход по окружным селениям монастыря. Кроме этой святой иконы, в рбители находится замечательная с нее копия, именуемая «Ополченной» иконой. Во время войны 1812 года сия икона дана была в благословение от Тихвинского монастыря Тихвинской дружине ополчения и по окончании похода возвращена в обитель; она же сопровождала Тихвинскую дружину ополчения и во время Крымской войны. В монастыре также весьма чтимы: образ Нерукотворенного Спаса, древнего письма, и древний образ святителя Николая. Ежегодно 26 июня, в память явления святой Тихвинской иконы, совершается в монастыре крестный ход, а также в 3-й день Пасхи и на 15 августа из всех городских церквей в монастыре и вокруг монастыря. При монастыре больница, богадельня и духовное училище.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
ТИХВИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ-КРЕПОСТЬ Лесные болотистые земли по берегам рек Сяси и Тихвинки входили в состав одной из пятин Великого Новгорода. Летописцы называли их «страною тифинскою» и подчеркивали большое значение торгового пути «.. .вдоль Волхова, через ямы Сольковский и Пшогжу, а далее сухим путем. ..» в одну из рек Волжского бассейна. Здесь возникло поселение, превратившееся впоследствии в город Тихвин. Исследователи сходятся на том, что Пречистенский погост на Тихвинке, положивший начало одному из крупнейших ныне городов Ленинградской области, возник в XIV в. Летописи отмечают в 1383 г. «явление иконы Богородицы», на месте которого закладывается погост Успенский. С распространением новгородского влияния на территорию нынешней Карелии через поселение на Тихвинке пролегли пути в Олонецкий и Архангельский края, и в лесах «тифинских» рядом с крестьянскими стали рубиться купеческие «хоромины», а вблизи от них — амбары на русский лад и бани для путников и служилых людей.
Можно предположить, что первые три церкви были деревянными и сгорели одна за другой в 1390, 1395 и 1500 гг. В 1507 г. на их месте московский «нарядчик» Дмитрий Сырков и некий Фрязин на средства великого князя московского Василия III начинают строительство каменной Успенской церкви. Законченная в 1515 г., она стала главным строением деревянного ансамбля предшествующего времени.
Значение Тихвина особенно возросло в XVII в., когда город оказался в центре исторических событий и горожане вместе с малочисленным гарнизоном показывали чудеса храбрости в боях с польско-шведскими захватчиками. Торгово-ремесленный городок вошел в историю как пограничная крепость, принявшая и успешно отразившая натиск иноземных захватчиков, направляющихся к Новгороду и Москве. В благодарность за проявленную доблесть город отстроили, украсили, даровали ему многие права, но вскоре о нем… забыли.
В XIX в., когда многие города России развились благодаря возникновению промышленных предприятий, Тихвин оказался обойденным и постепенно зачах. Но он вновь ожил, когда в 60-х годах нынешнего века в нем были построены цеха филиала ленинградского Кировского завода. В городе появились современные жилые районы, обособленная промышленная зона. Вместе с тем здесь берегут исторический центр с первоначальной планировкой и памятниками архитектуры XVI-XIX вв.
Реставрационные работы в комплексе Тихвинского Успенского монастыря ведутся по проектам инженера И. П. Любаровой, архитекторов В. В. Экк, А. Н. Милорадовича, К. А. Степанова, О. В. Бакеевой, Е. П. Варакипа.Успенский собор Композиционным центром Тихвина до наших дней остается Успенский собор (1510-1515 гг.) и монастырский ансамбль, сформировавшийся вокруг него по оси Новгородской улицы. Фасады собора лишены декоративного убранства. Их гладкую поверхность расчленяют лопатки, повторяющие трехчастное деление интерьера столбами на нефы. Растесанные в XVIII-XIX вв. окна пропускают в интерьер верхний свет. Галерея на столбах из белого камня утратила арки проемов, а над парадным крыльцом, имевшим до середины XVIII в. бочкообразное покрытие, возведен цилиндрический свод на кирпичных столбах.
Интерьер Успенского собора украшает шестиярусный резной иконостас с золотыми царскими вратами, обвитыми нарядной резьбой в виде виноградных лоз. Установленный после пожара 1624 г., он сохранился до наших дней. Большинство икон XVII в. талантливо написаны тихвинскими живописных дел мастерами.
Закладка монастыря вокруг Успенского собора произведена в феврале 1560 г. Иван Грозный, по приказу которого строительством монастырского ансамбля занялся Федор Дмитриевич Сырков, предусмотрел в этом возможность создания на пути в Швецию еще одного мощного оборонительного сооружения.
Тихвину действительно суждено было стать крепостью, и защитники города в XVII в. достойно возглавили борьбу русского народа с шведскими захватчиками в Обонежье. Сырков перенес дома крестьян, находившиеся рядом с собором, в сторону деревеньки Киселево, устроив там посад с торговой площадью. Использовав природные условия — берег Тихвинки с севера, болото с юга, заливаемые низины перед Вязицким ручьем на западе,- Сырков обезопасил новый монастырь, создав эффективную оборонительную систему непроходимых пространств перед бревенчатой стеной. Прясла по всем правилам фортификационного искусства укреплялись земляной насыпью и представляли собой «тын стоячий» с двумя воротами. Вторая линия обороны монастыря — деревянные келейные корпуса, выстроенные «четверообразно» вокруг собора. Их ряды к югу от собора как бы разрывала деревянная Покровская церковь с трапезной и звонницей. Проект реставрации келейных корпусов — архитектора В. В. Экк. Покровская церковь с трапезной Каменная трапезная, восстанавливаемая в наши дни, возведена в 1581 г. вместо деревянной постройки Ф. Д. Сыркова. Изображение ее на плане И. Зеленина 1678 г. позволяет судить о первоначальном облике этого культового сооружения. Маленькая столпообразная Покровская церковь с одной главкой, окруженной кокошниками, примыкает к массивной двухэтажной трапезной. Просторная трапезная со сводами, возвышающимися над палатой-залом, служила для больших сборов монастырских и посадских людей Тихвина. В центре зала расположен столб, воспринимающий тяжесть сводов. Первый этаж здания, использовавшийся для хозяйственных нужд, повторяет планировку второго этажа. Интерьеры лишены какого-либо убранства, что придает им некоторую суровость.
Открытое двухмаршевое крыльцо трапезной у северного фасада ведет сразу на второй этаж, подчеркивая тем самым его функциональную роль. Нижняя и верхняя площадки, самостоятельная кровля крыльца создают красивую игру светотени на строгом фасаде, расчлененном лишь темными нишами окон.
Фасады Покровской церкви своим декоративным убранством перекликаются с оформлением Успенского собора. Стены на булыжных фундаментах членились лопатками и в XVI в. завершались рядами кокошников, придававших четкую завершенность всему сооружению. После сильного пожара 1629 г. здание церкви восстановили, а в XVIII в. облик его изменили, надстроив восьмериком с полуциркульными окнами и увенчав тяжелым куполом с главкой. Старинное завершение с кокошниками не возрождалось. По проекту реставрации архитектора В. В. Экк Покровской церкви возвращен ее первоначальный облик. Звонница Одним из интереснейших элементов ансамбля Тихвинского Успенского монастыря является звонница. Ее восточный фасад примыкает к бывшим Казенным кельям XVII в., западный — к Покровской церкви. Вместе с нею звонница создает своим завершением выразительный силуэт в центре архитектурного ансамбля, занимающего низкими корпусами и стенами обширную территорию. Город немыслим без звонницы. С нее возвещали колокола о приближении врага к стенам крепости; звонили в честь народных праздников. Здесь хранилась казна, оружие, порох. Тихвинская звонница представляла очень важный элемент в объемно-пространственном облике всего города. Деревянная звонница, стоявшая на месте нынешней, была срублена в XVI в. и, видимо, сгорела, как большинство первых сооружений монастырского ансамбля.
В рукописи Иверского монастыря (на Валдае) XVII в. имеется запись о постройке кирпичной звонницы в 1593-1600 гг., о том, что она была разделена на пять «гнезд» (мест для колоколов) и имела многочисленные помещения для монастырских нужд. Одной из наиболее важных функций каменной звонницы было хранение военных припасов, что во время пожара 1623 г. сыграло, однако, печальную роль в судьбе ряда сооружений. Документы XVII в. сообщают: «…тою колокольню пороховою казной разорвало…», но часть ее все же сохранилась и использовалась тихвинцами для строительства новой звонницы. Были сохранены основные размеры и пропорции звонницы. Восстановление пятипролетной шатровой звонницы длилось до 1631 г. В 1777 г. звонница подверглась значительным перестройкам. Вместо традиционного русского шатрового завершения над аркой звона выложили карниз сложного профиля и увенчали звонницу классицистическим фонариком с двумя шпилями по сторонам. В таком оформлении звонница существовала до Великой Отечественной войны, в ходе которой ей, как и всему историческому ансамблю, был нанесен большой урон.
Основные элементы убранства фасадов звонницы па протяжении нескольких веков сохранялись, так же как и ее планировка. Парадный (северный) фасад, выходящий в сторону собора, расчленен лопатками на пять частей. Деление на ярусы подчеркивают изящные тяги. Главный фасад выделяли большие часы, циферблат которых размещался под самой аркадой звона на третьем ярусе. Установлены они были в 1716 г. новгородским мастером Андреем Григорьевым. Многочисленные помещения и палатки звонницы соединялись двумя лестницами в толще стен и отличались нависающими кирпичными сводами, напоминающими переходы оборонительных сооружений.
Еще недавно на месте исторического памятника возвышалась бесформенная груда обломков, оставшихся со времен Великой Отечественной войны. Начавшиеся в 60-х годах XX века реставрационные работы по проекту архитектора К. А. Степанова вернули звоннице облик XVII столетия. Стены и башни Первоначальная оборонительная тыновая стена Тихвинской крепости на земляной подсыпке датируется 1560 г., а к 40-м годам XVII столетия она была перестроена в ограду с «тарасами» (деревянными срубами в земляной засыпке основания) с девятью башнями. Строительство оборонительных сооружений монастыря было завершено к 1608г. Через несколько лет они выдержали наступление войск шведского маршала Якоба Делагарди. Мощные крепостные стены позволили тихвинцам отразить атаки отряда наемников под водительством француза Ла Кумба. Благодаря правильно организованной обороне Тихвинская крепость устояла в 1613 г., а с подходом подкреплений из Москвы и Новгорода она стала центром борьбы с иноземными захватчиками. Шведские войска еще дважды пытались овладеть тихвинскими укреплениями (1614 и 1615 гг.), но эффективная оборонительная система монастыря-крепости выдержала и эти осады.
Об истории монастырских строений рассказывают «Книги городничего старца», должность которого была учреждена в 1658 г. Выбиравшийся из числа монахов, он следил прежде всего за состоянием оружия, нуждами гарнизона. Одни из первых городничих старцев — Варенцовский — в книге 1666 г. назвал и описал девять башен фортификационного ансамбля: Омутную, Тайничную, Раскатную, Озерную, Столбовую, стоявшие в центре оборонительных прясел, угловые: Мельницкую и Федоровскую, воротные: Введенскую и Никольскую. Башни соединялись ходом поверх рубленых стен, имели сквозные проходы по ярусам, что позволяло защитникам крепости под прикрытием переходить с одной стены на другую. Это описание относится ко времени максимального развития военной мощи монастыря-крепости, возросшей в ходе длительной и успешной борьбы тихвинцев со шведами.
В 1669 г. начались работы по замене деревянных укреплений каменными. Никольская и Введенская воротные башни и примыкающие к ним участки стен оделись в камень к 1700 г. А северная и южная стены перестраивались лишь в 1788-1795 гг. Кирпичная стена XVIII в. сохранилась почти полностью; она разрушена только на участке вдоль Тихвинки и с востока.
Каменная ограда Тихвинского монастыря легка и нарядна. Верхняя ее часть украшена круглыми декоративными амбразурами, а по внутренней стороне проходила деревянная открытая галерея на кирпичных аркадах нижнего яруса. Каменные башни ограды большей частью пустовали, так как после шведского нашествия Тихвин больше не подвергался разрушениям. Годы перестройки деревянных стен монастыря-крепости в каменные (1669-1699) стали временем формирования каменного монастырского ансамбля. Работы по его строительству продолжались в XVIII в. Келейные корпуса Почти одновременно с каменными стенами (1668 г.) строятся Казенные кельи. Кирпичные одноэтажные корпуса под двускатной кровлей возводились артелью во главе с каменщиками Иваном Аникеевым и Яковом Агапитовым. В 1676 г. под руководством того же Агапитова произведена надстройка Казенных келий вторым этажом, а еще позднее, в 1812 г., они перестраиваются под архиерейские кельи. В конце XVIII — начале XIX в. фасады келейных корпусов Успенского монастыря были переделаны «под один вид»: были сбиты нарядные наличники окон, уничтожены порталы дверей; на смену криволинейному пластическому декору пришло строгое и подчас сухое оформление в манере классицизма. В ходе реставрации отдельных корпусов ансамбля в наши дни им возвращается первоначальное убранство.По материалам книги Ю.М. Гоголицына и Т.М. Гоголицыной «Памятники архитектуры Ленинградской области», Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987 г.
Интересный факт: Перед Октябрьской революцией 1917 года в городе Тихвине проживало около 8 000 человек, количество же паломников к Тихвинской иконе Божией Матери превышало 75 000 человек. В первые годы советской власти Тихвинский Большой Богородицкий монастырь разделил печальную участь многих обителей. В 1919 году на территории монастыря размещается пересыльная тюрьма, в 1936-1938 годах в Успенском соборе располагается воинский продовольственный склад, в январе-феврале 1941 года — палата военного госпиталя, в 1946-1947 годах — цеха Всесоюзного общества слепых. Сам монастырь был закрыт ещё в 1924 году. Тихвинская Святыня по совершенно непонятным соображениям была оставлена верующим, правда, с неё содрали драгоценную ризу при экспроприации церковных ценностей ещё в 1922 году. Эта риза, на которой были многочисленные, редкие по своей красоте драгоценные камни — дары царской семьи, исчезла таинственным образом, где-то — под Ейском, когда большевики в первый раз струхнув, решили вывезти всё ценное подальше от столицы.
Из книги-путеводителя: Райков Г. П., Черемская Ю. Ю. «Санкт-Петербург-Тихвин». Издательство «Любавич». Тихвин, 2006 г.
Шёл третий год с тех пор, как отгремела славная для русского оружия Куликовская битва, когда рать великого князя Дмитрия Донского наголову разгромила Мамаевы полчища. Русь вставала с колен, осознавала себя как национальное целое, собиралась с силами, всерьёз задумывалась о своём будущем. Именно в этот момент в тогдашних новгородских землях произошло событие, эхо которого звучит в нашей стране по сей день. Основание спустя без малого двести лет Тихвинского Богородичного Успенского монастыря стало прямым его следствием.
Летом 1383 года рыбаки, занимавшиеся своим промыслом на Ладожском озере, были поражены неожиданным явлением иконы Божьей Матери. Некоторое время икона, окружённая ослепительным сиянием, парила над озёрными водами, а потом исчезла из виду. Вскоре после этого она ещё четыре раза показывалась людям в этих краях, пока 26 июня не обнаружилась на правом (высоком) берегу реки Тихвинки — там, где сейчас находится церковь Всех Святых (Полковая). Собрался народ во главе со священниками, все рыдали и истово молились. И случилось чудо — явленная икона спустилась на руки присутствующим. Тут же решено было рубить на этом месте храм; к вечеру сложили три венца и заготовили материал для работы, которую намеревались продолжить на следующий день, а пока у иконы оставили несколько человек для ночного бдения. Но те к утру задремали — утром же рядом с ними не было ни иконы, ни венцов, ни заготовленного леса. Народ горевал. Правда, горевал недолго — на противоположном (низком) берегу Тихвинки увидели ослепительный свет. Бросившись туда, нашли и начатый сруб, и материал, и — самое радостное! — икону Богородицы. Менее чем через два месяца, первый храм во имя Успения Богоматери был готов, и новый «дом» для чудотворного образа сразу же освятили. Так Русь обрела одну из главнейших своих святынь — Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы, писанную, по преданию, самим евангелистом Лукой и исчезнувшую незадолго до этого из Константинополя, которому через семьдесят лет суждено было пасть под ударами турок и навсегда потерять статус хранителя Православия.
Деревянный Успенский храм регулярно горел. Первый пожар уничтожил церковь уже в 1390 году, второй — в 1395 году, третий — в 1500 году. Но чудотворная икона при этом оставалась невредимой: дважды её находили неподалёку в можжевельнике, в последний раз образ вовремя вынес священник. В 1510 году великий князь Василий III велел строить на том месте каменный собор, изначально задуманный как место хранения Тихвинской иконы Божией Матери. Руководить строительством он прислал «нарядчика» (то есть, как сказали бы сейчас — прораба) Дмитрия Сыркова и мастера Фрязина — последний, судя по прозвищу, был итальянцем; его настоящего имени летопись не сохранила. В 1515 году работы были закончены, а спустя восемь лет сюда пожаловал сам великий князь, заложив тем самым многовековую традицию государственных богомолий к чудотворной Тихвинской иконе. Князю было о чём просить Богородицу. Незадолго до этого он развёлся со своей первой женой Соломонией Сабуровой, которая оказалась бездетной, и женился на Елене Глинской. Теперь он молился о даровании наследника. Горячая молитва князя была услышана — в 1530 году у него родился сын Иван (в будущем царь Иоанн Грозный). С именем Ивана Грозного связано рождение Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. Царь в 1558 году начал Ливонскую войну, надеясь завладеть удобными гаванями на Балтике. Новгородские земли после этого превратились в «прифронтовую» полосу. Их следовало укрепить. Таким образом, решение основать хорошо защищённую обитель на северо-западе Руси было, помимо всего прочего, вызвано и задачами оборонительного характера. Соответствующее повеление царя появилось в 1560 году.
На левом берегу реки, где стоял Успенский собор был основан Богородичный Успенский Тихвинский монастырь, а на её правом берегу — меньший по размерам Введенский женский. Уже 11 февраля 1560 года архиепископ Новгородский Пимен освятил Успенский монастырь и сделал соответствующие назначения. Прибывший из Москвы Фёдор Сырков, сын строителя Успенского собора, довольно быстро возвёл необходимые здания и ограду с башнями. Качество его работы было испытано спустя полвека, в Смутное время. Стенам обители и её мужественным защитникам в эти годы пришлось неоднократно отражать атаки шведских «гостей». Дело в том, что когда в 1608 году Лжедмитрий II, поддержанный поляками, двинул свои войска на Москву, царь Василий Шуйский был вынужден позвать на помощь шведов (в обмен на некоторые северные территории). Но шведы повели себя на Руси как оккупанты. Отряд шведского военачальника (француза по происхождению) Якоба Делагарди в 1610 году захватил Тихвинский монастырь, а также прилегающий к нему Тихвинский посад, и разграбили их. В мае 1613 года терпению русских пришёл конец — они подняли восстание и уничтожили шведский гарнизон. Разъярённый Делагарди в ответ взял обитель в осаду. Она продолжалась более трёх месяцев. Потеряв голову, Делагарди грозился сровнять монастырь с землёй, а саму чудотворную икону рассечь мечом.
Тем временем в Москве венчался на царство Михаил Фёдорович Романов. Надежды на помощь из Москвы возрастали, но помощь медлила, а натиск шведов становился всё ожесточённее. В самый критический момент, 15 сентября, случилось чудо — Тихвинская икона Божией Матери защитила свой «дом». Немногие шведы, оставшиеся в живых, потом рассказывали, что им привидилось, будто со стороны Москвы идёт огоромное русское войско. Началась паника, шведы бежали, давя друг друга, их гнали, «секущие аки стеблие» брали в плен, сидевших во рвах засыпали землёй. В 1617 году неподалёку от Тихвина был заключён со шведами Столбовский мирный договор, причём порукой со стороны русских стал специально выполненный для этого список с чудотворного образа Тихвинской Богородицы. «Милостию Ея мирное земли устроение и христианству от тяготы облегчение даровася…» — говорил глава русского посольства Даниил Мезецкий. Этот список (тоже чудотворный) впоследствии перенесли в Софийский собор Новгорода, где он находится по сей день. «Мирное земли устроение» в Тихвинском монастыре продолжалось на протяжении всего ХVII века.
Обитель отстраивалась в камне. Рос и богател Тихвинский посад, оказавшийся на скрещении торговых путей. Сохранившийся городской план 1678 года показывает монастырь окружённый садами, несколькими десятками жилых домов, гостинным двором, торговыми рядами, таможней и другими строениями. Русские цари и императоры, а вслед за ними и представители аристократии и купечества щедро жертвовали на нужды обители, присылали украшения для иконы, сами нередко приезжали в монастырь на богомолье. После реформирования церковного землевладения (а в сущности — «экспроприации» монастырских владений), устроенного Екатериной Великой в 1764 году, Тихвинский монастырь почти на сто лет попал в разряд второклассных обителей. Вышедший из зависимости от него Тихвинский посад спустя девять лет получил городские права и стал собственно уездным городом Тихвином. Выгоревший дотла в 1770 году, он был заново отстроен по регулярному плану, созданному «прапорщиком от архитектуры» Василием Поливановым. В 1798 году состоялось перенесение Тихвинской иконы из Покровской (ранее Богородице-Рождественской) церкви в Успенский храм при участии императора Павла I и его родных.
С открытием в 1811 году Тихвинской водной системы, соединившей Балтику и Каспий, значение города ещё больше возросло. Но ненадолго. Уже во второй половине века он стал приходить в упадок. Главные железные дороги город обошли, а Тихвинской водной системе предпочли Мариинскую. И лишь к Богородичному Успенскому монастырю никогда не иссякал поток богомольцев. Множились чудеса, связанные с Тихвинской иконой Богородицы. И не только с самой иконой, но и с её списками. Некоторые из них становились знамениты на всю Россию. Так, в грозную пору 1812 года монастырь благословил тихвинское ополчение списком, получившим название «Ополченной иконы». В 1854-55 годах, когда шла Крымская война, «Ополченная икона» находилась в осаждённом Севастополе. В 1823 году обитель посетил император Александр I, в 1858 году — Александр II. В 1852 году обитель переводится в разряд монастырей I класса. В 1910 году проводилась кропотливая реставрация чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.
1917 год лёг резкой границей в истории Богородичного Успенского монастыря (как впрочем, и всех православных обителей в России). На Церковь открылись гонения богоборцев, монастыри разорялись, монахи изгонялись из них. В 1924 году был закрыт и Тихвинский монастырь. Его помещения поочерёдно передавались тюрьме, продовольственному складу, госпиталю, производству Всесоюзного общества слепых и, наконец, музею. По поразительному недосмотру властей чудотворную икону не тронули (хотя золотую ризу весом более десяти килограммов с неё сняли ещё в 20-е годы и отправили в Петроград), она по-прежнему находилась в Успенском соборе, до 1931 года исполнявшем роль приходского храма, а потом тоже закрытом. Ещё в 1924 году обсуждался вопрос о передаче образа музею, но общественность воспротивилась, и якобы поэтому его не тронули. А в 1941 году икона, впервые за без малого шесть веков, покинула Тихвин. Немцы захватили город в ноябре 1941 года. Хозяйничали они в Тихвине всего месяц, но тем не менее, успели вывезти «предметы искусства». В их числе оказалась и икона Тихвинской Богородицы. Образ побывал в Пскове, потом в Риге, где чудесным образом попал в руки епископа Рижского Иоанна (Гарклавса), который и спас его в сумятице 1945 года. Вместе с архиереем икона в 1949 году перебралась в США. Владыка Иоанн, возведённый в сан архиепископа Чикагского и Миннеаполисского, завещал своему приёмному сыну протоиерею Сергею Гарклавсу вернуть чудотворную икону в Тихвинскую обитель, когда в России падёт богоборческая власть.
В 1995 году иноческая жизнь в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре возобновилась, а летом 2004 года произошло знаменательное событие — Тихвинская икона Богородицы вернулась на родину, и заняла своё привычное место в Успенском соборе — в киоте у первого столпа по правую руку от входа.
Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №10, ООО «Де Агостини», 2009