Николаевский Беседный или Тихвинский меньшой Беседный мужской заштатный монастырь, находящийся в трех верстах от города Тихвина числился в Тихвинском уезде Новгородской губернии. В первой половине XIX века Николо-Беседный монастырь подвергся капитальной перестройке. Первой была перестроена с соблюдением прежней архитектуры и сохранением небольшой части каменного здания в 1826-1829 гг. церковь Усекновения Чесныя Главы Иоанна Предтечи. При освящении храм был переименован в честь Владимирской иконы Божией Матери. Придел, устроенный в трапезном притворе был сооружен во имя Иоанна Предтечи. На первом этаже двухэтажного деревянного храма размещались различные монастырские хозяйственные службы. На крыше храма возвышался восьмигранный с фальшивыми окнами купол, глава которого была покрыта листовым железом, а над ней устроен продолговатый фонарь с луковкой, увенчанной крестом.
Внутри храма располагался трехъярусный иконостас, окрашенный под красный мрамор с позолоченными резьбовыми карнизами, колонками и капителями. С правой стороны за клиросом в резном киоте, одинакового стиля с иконостасом, находилась древняя икона св. Николая Чудотворца, с правой стороны в таком же киоте – икона Беседной Божией Матери.
Соборная Никольская церковь — главный храм монастыря, пришедшая в совершенную ветхость, была разобрана в 1842 году. На освободившемся месте в последующие три года была построена новая каменная церковь во имя св. Николая Чудотворца на средства от доброхотных жертвователей. Храм был однокупольным, построенным под надзором строителя иеромонаха Сосфена, по типу храмов К.Н. Тона, представляющих русско-византийский стиль в церковном строительстве, узаконенный правительственными постановлениями и ставший «национально-патриотическим».
Храм хорошо вписался в более ранние постройки монастыря. Он был соединен с трехъярусной каменной колокольней, завершенной строительством в 1818 году под руководством иеромонаха Аркадия. Внутри храма были устроены иконостасы. Главный иконостас был выполнен в три яруса, украшен карнизами, витыми колонками и резными пилястрами и покрыт позолотою. Новые иконы для главного иконостаса был исполнены в византийском стиле осташковским мастером Н. Т. Глазуновым. Из старинных икон, особо почитаемым был образ Господа Саваофа, по преданию сделанный из соснового обрубка на котором восседала Богоматерь при чудесном явлении клирику Георгию. Он находился в резном киоте на правой стороне церкви. С левой стороны располагались иконы апостолов Петра и Павла, а также Тихвинская икона Божией Матери.
В 1848-1849 гг. капитальное строительство Николо-Беседного монастыря было завершено сооружением трех одноэтажных каменных корпусов для размещения монашествующих и хозяйственных служб. На северо-восточной стороне монастыря возвели святые ворота со сводом в виде арки и башенкою вверху, увенчанною восьмиконечным крестом. Вокруг всего монастыря построили каменную ограду с четырьмя угловыми башнями.
Несколько ранее (в 1843 г.) к северу от святых ворот по замыслу строителя иеромонаха Сосфена была построена новая каменная часовня у самого Ярославского тракта. Рядом с часовней возвели каменную караулку для помещения служащего при часовне монаха и сторожа. Часовня была кубической в основании с овальным усечением углов и куполообразной в завершении, покрытой на восемь скатов листовым железом. На куполе находилась деревянная восьмигранная башенка-фонарь и круглая главка, увенчанная восьмиконечным крестом.
Вход в часовню располагался с западной стороны. Внутреннее благоустройство часовни было проведено старанием игумена Никанора и монаха Алексея в 1857 году. Главной святыней часовни являлся Животворящий Крест Христов с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом, размещенный в вызолоченном и украшенном резьбою киоте. Живопись часовни выполнена неизвестными мастерами. В куполе часовни написано изображение Триупостасного Божества, окруженного херувимами, а на углах изображение четырех евангелистов. Под куполом стены были расписаны изображениями чудес, явленных Божией Матерью.
Число монашествующих лиц в Николо-Беседном монастыре было невелико. В конце XIX века их число приближалось к 10. Примерно столько же пользовались монастырским гостеприимством из числа прибывших на богомолье по обету. Новгородская консистория систематически направляла в обитель различных лиц духовного звания для проживания на различные сроки за неодобрительное поведение и промахи по службе. Для ведения хозяйства монастырь располагал 263 десятинами земли, часть которой сдавалась в аренду. Государственных средств на своё содержание монастырь не получал.
Управляли монастырем игумены, редко находящиеся в сане архимандрита. Игумен Никанор, управлявший монастырем в 50- 60-х гг. XIX века, имел наперсный крест от Св. Синода. Его сменил игумен Исайя, которого в свою очередь в 1870 году сменил иеромонах Николай. С 1879 г. по 1893 г. монастырем управлял игумен Митрофан, которого сменил на непродолжительное время архимандрит Иоанн. Управление монастырем в конце XIX века осуществлял игумен Амвросий, а на стыке веков – игумен Сергий. Последний составил «Сказание о явлении Пресвятыя Богородицы и святителя Николая клирику Георгию в пустыне, с приложением стихотворения на явление и проч., и краткой летописи Тихвинского заштатного Николо-Беседного монастыря с 1383 г. по 1898 год». Книга была издана в Новгороде в 1898 году и имела объём в 36 страниц.
В конце XIX века, в соответствии с законом от 2 июня 1897 года об усовершенствовании системы и методов исправления несовершеннолетних преступников, Новгородская консистория утвердила список монастырей, предназначенных для содержания в них малолетних правонарушителей. В данный список вошли все тихвинские монастыри.
Прибытие в Николо-Беседный монастырь подсудимого из Ревеля, сына капитана Штофа, вызвало в нем полное недоумение. Игумен Сергий обратился в консисторию с вопросом о том, какое послушание должен нести подсудимый и какое нужно иметь за ним смотрение. Спустя короткое время игумен Сергий посылает жалобу самому архиепископу Новгородскому и Старорусскому на несовершеннолетнего Штофа, который «оказывается для обители в великую тягость, на послушание никуда не способен, качеств самых буйных и упрямых, поведение его весьма опасное для монастыря, произносит всякие кощунные и нецензурные слова и производит страх с угрозою ножа. В настоящее время Штоф помещен в кухонной келии с поварами, но и те его боятся, книг духовных не читает, в церковь на богослужение не ходит». Далее в своем письме игумен просит Его Высокопреосвященство удалить, куда следует, Штофа из вверенного ему монастыря.
Из-за различного рода бюрократических проволочек новгородская консистория только спустя несколько лет обратилась в Синод с просьбой ходатайствовать перед правительством об освобождении монастырей от помещения в них несовершеннолетних преступников. Действительно, принятый по инициативе правительства закон пагубно отразился на моральном состоянии насельников обителей и посещающих их богомольцев.
http://pikalevo.47lib.ru/kraev/tihvinvodsist/vglubvekov/ocherk1/ocherk27