В миру Шарапов Константин Иванович, родился 7 апреля 1886 года в городе Туле в семье тульских старожилов. Общее образование получил в тульской гимназии.
24 октября 1902) года поступил в Белевскую Введенскую Макарьевскую пустынь.
Его глубокий ум, начитанность и благочестивое духовное настроение обратили на себя внимание архиепископа Тульского Парфения (Левицкого), который поручил молодому послушнику вести внебогослужебные чтения и беседы с народом. Константин самостоятельно прошел курс богословских наук по программе духовных академий.
13 августа 1904 года был пострижен в рясофор с наречением имени Тихон. С этого времени инок Тихон начал писать небольшие духовные поучения.
В 1911 году был перемещен в Трудовое типографское братство при Почаевской лавре в Волынской губернии. Там стал помощником редактора журнала «Русский инок».
31 июня 1911 года пострижен в монашество в Почаевской лавре.
1 января 1912 года рукоположен во иеродиакона епископом Кременецким Никоном (Бессоновым), 10 января 1912 года — во иеромонаха архиепископом Волынским Антонием (Храповицким).
В августе 1914 года был командирован епископом Кременецким Дионисием в Галицию для воссоединения униатов. Но начавшаяся Первая мировая война помешала этому.
С 1914 года служил госпитальным священником, потом полковым в действующей армии — в 177-й пехотной дивизии Изборского полка. В своем полку отец Тихон организовал «Братство Христа Спасителя».
В 1918-1919 годах, по окончании войны, был назначен в город Здолбуново Волынской губернии (ныне территория Польши), где организовал православное братство и начинал издавать журнал «Православие», редактором которого сам и являлся. Направление журнала вызвало недовольство петлюровцев, которые закрыли его, конфисковали типографию, а издателя арестовали и вместе с архимандритом Виталием (Максименко) вывезли в базилианский униатский монастырь в городе Бучач Тернопольского округа в Галиции.
Там, пребывая с 1 марта по 1 июня 1919 года, они присоединились к находившимся в заключении митрополиту Антонию (Храповицкому), архиепископу Евлогию (Георгиевскому), епископу Никодиму (Кроткову). Владыка Евлогий вспоминал, что когда им объявили об освобождении, то «горячие головы» — отцы Тихон и Виталий, решили пробираться на Волынь, что им и удалось, хотя им и пришлось пострадать от «самоуправства банд». Отец Тихон остался на территории Польши в городе Здолбунове.
В 1919-1922 годах служил в Здолбунове в храме Почаевского подворья. Основал здолбуновское Богородичное братство с целью защиты Православия от польско-католических притеснителей и оказания помощи раненым солдатам и беженцам из России.
В январе 1922 года советом православных епископов, не приемлющих пропольского курса на автокефалию, был командирован в Москву для доклада патриарху Тихону о положении Православной Церкви в Польше.
Приехал в Москву в качестве дипломатического курьера одной из стран по согласованию с наркоматом иностранных дел.
8 февраля 1922 года здолбуновскому Братству указом патриарха Тихона были присвоены права патриаршей ставропигии, в тот же день о. Тихон был возведен в сан архимандрита патриархом Тихоном.
16 февраля 1922 архимандрит Тихон выехал из России.
С 8 февраля 1922 года по 30 июня 1926 года — настоятель Жировицкого Успенского монастыря в Польше. Назначен патриархом Тихоном уполномоченным по делам Православной Церкви в Польше, одновременно был назначен благочинным монастырей Гродненской епархии и благочинным Бытинского округа. Состоял также членом Варшавского церковного совета.
Тогда же, в 1922 году, отец Тихон вернул в монастырь чудотворную Жировицкую икону Божией Матери. Эта икона во время войны была эвакуирована в Москву и хранилась в соборе Василия Блаженного, а после его закрытия – в Екатерининской пустыни под Москвой. По благословению патриарха Тихона отец Тихон взял там икону и тайно вывез ее через границу.
По воспоминаниям людей, знавших отца Тихона, это был аскет, молитвенник, интеллектуал, прекрасный проповедник, знал много наизусть из святоотеческой литературы. Человек редкой внутренней красоты, мягкосердечный, но при необходимости умевший проявить строгость. Несмотря на слабость организма, подтачиваемого чахоткой, обладал кипучей энергией. Он снискал себе неподдельную любовь местных жителей, так что когда он послал прошение на имя варшавского митрополита перевести его в Здолбуново, те отправили письмо с просьбой оставить его в Жировицах, что и было исполнено.
В 1923 году, по желанию окрестного населения, при монастыре было организовано православное братство защиты веры и благочестия и на помощь обители.
12 апреля 1924 года на совещании епископов объявили о введении в Православной Церкви в Польше нового стиля. Священники, не желавшие переходить на него, подверглись репрессиям. В Жировицкой обители не поддержали переход на новый стиль и были противниками польской автокефалии.
В июне 1924 года отец Тихон возглавил депутацию православных сенаторов и членов Польского Сейма при вручении митрополиту Дионисию протеста против автокефалии. Деятельность архимандрита Тихона как ярого защитника Православия вызвала возмущение со стороны польских властей. Он был запрещен в священнослужении «за нецерковное и противоиеархическое выступление».
30 июня 1924 года был лишен должности настоятеля Жировицкого монастыря «ввиду категорического требования о сем Министерства Исповеданий». В этом требовании говорилось, что отец Тихон «не упускает ни одного случая, чтобы выразить свою ненависть к польским властям, что он в начале мая допустил в храме публичные выступления светских лиц агитационного характера и что он деморализовал местное православное население против польской государственности». На смену отцу Тихону пришел игумен Исидор в качестве наместника, а настоятельство принял на себя сам епископ Гродненский Алексий (Громадский). Но народ не признал эту смену, сохраняя верность отцу Тихону и считая его по праву ставропигиальным патриаршим архимандритом.
В 1924 году отец Тихон стал служить в кладбищенской Георгиевской церкви в городе Жировицы (Польша). Видя, что «строптивый игумен» не унимается, игумен Исидор пытался закрыть своим замком двери этого храма. Но это не дало результатов. На следующий день (13 октября) отец Тихон, придя с народом к церкви и обнаружив замок, служил литургию и молебен перед храмом. Когда же люди узнали, откуда этот замок, они сломали его, так что на Покров литургия совершалась в храме.
15 октября 1924 года в восемь часов вечера в Жировицы внезапно приехал слонимский староста с отрядом пешей и конной полиции. Полиция заняла тогда весь город, окружила монастырь и сад, закрыла все выходы. Архимандриту Тихону, находившемуся в монастыре, сказали, что его вызывают в Варшаву. Сестры Красностокского монастыря пытались преградить полиции вход в келию отца Тихона, но их насильно удалили. Архимандрита взяли под руки и вывели за ворота, посадили в машину. Там собрались жители, которые хотели проститься с пастырем, но они были оскорбляемы и биты полицией.
17 октября 1924 года архимандрита Тихона выслали из Польши в Германию. 25 октября он был исключен из числа братии монастыря.
Три месяца проживал в Берлине при бывшей посольской церкви на Находштрассе, 10. Хотя из переписки с церковными деятелями знал, что делается в России, в письме патриарху Тихону выразил желание вернуться в СССР. После переговоров патриарха Тихона с наркомотделом было получено разрешение на возвращение архимандрита Тихона в СССР на постоянное жительство.
17 января 1925 года архимандрит Тихон прибыл в Москву.
22 марта 1925 года хиротонисан во епископа Гомельского, викария Могилевской епархии. Хиротонию в храме Сорока Севастийских мучеников у Новоспасского монастыря совершили патриарх Тихон, митрополит Крутицкий Петр (Полянский), архиепископ Николай (Добронравов), архиепископ Пахомий (Кедров).
30 марта 1925 года патриаршим указом ему поручено духовное попечение о членах Русской Церкви в Польше, сохранивших верность Московскому Патриаршему Престолу, которое он должен был совмещать с управлением Гомельским викариатством. По приезде во вверенную ему епархию, он повел активную борьбу с обновленцами.
В Москву от Гомельских органов в ОГПУ поступило следующее секретное донесение:
«…епископ Тихон своими действиями окончательно ликвидирует оставшиеся еще в Гомельской губернии обновленческие приходы, каковых еще имеется до 25-ти по губернии. Так как в каждом обновленческом приходе есть некоторая часть мирян, стоящая за тихоновщину и стоит еп. Тихону появиться, через часа 2-3 он уже повел за собой остальных мирян, которые заставляют попа повиноваться епископу Тихону, а в противном случае отлучают от Церкви. В случае замедления ответа будем принуждены прибегнуть к аресту его».
16 мая 1925 года он был арестован в Гомеле по обвинению в том, что он «присвоил административные права и делает административные распоряжения по церковной линии в Гомельской губернии без надлежащего на то разрешения власти». После ареста епископа Тихона Гомельскому губернскому прокурору было сделано заявление от представителей православно-верующих общин «с просьбой от имени всего православного населения губернии – освободить немедленно нашего Гомельского епископа Тихона».
Содержался в камере ГПУ в Могилеве, затем в тюрьме в Минске.
21 мая 1925 года было сделано заключение, что в соответствии с декретом ВЦИК от 20 июня 1923 года «дело с личностью гр-на Шарапова Тихона Ивановича, обвиняемого по ст. 123 УК… доставить в г. Москву в ОГПУ через ПП ОГПУ на дальнейшее рассмотрение», и владыка Тихон был административно выслан из Гомеля.
Проживал в Москве без права выезда. С сентября 1925 года пребывал в Московском Свято-Даниловом монастыре. Подписал составленный 12 апреля 1925 года акт о передаче последнему высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).
В ночь с 30 ноября на 1 декабря 1925 года был арестован в Данииловой обители вместе с владыками Парфением (Брянских), Амвросием (Полянским), Дамаскиным (Цедрик), Пахомием (Кедровым), Германом (Ряшенцевым), Николаем (Добронравовым).
Во время следствия содержался в Бутырской тюрьме.
21 мая 1926 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР был осужден по статье 62 УК РСФСР по групповому «делу митрополита Петра (Полянского) и др., Москва, 1926 г.» за то, что «сносясь с заграницей, он служил постоянным информатором митрополита Петра о движении заграничных монархистов» с приговором к трём годам заключения в концлагере. Но в виду болезни заключение в концлагерь заменить высылкой в Казахстан на тот же срок.
С июня 1926 года находился в ссылке в городе Чимбае Каракалпакской области.
20 июня 1927 года был арестован в ссылке по обвинению в том, что, «находясь в ссылке в Казахстане, распространял среди верующих как Гомельской епархии, так и Казахстана, воззвания к/р характера, в которых указывает на устраиваемые, якобы, соввластью гонения на церковников и веру православную».
В деле приводится послание епископа Тихона из Чимбая от 13/26 октября 1926 года, «по вопросам канонического значения, архипастырского окормления, церковно-богослужебным, духовническим и миссионерским». Послание было ярко антиобновленческого характера. В деле приводится также справка из Гомельского ОГПУ о привлечении к ответственности активных распространителей послания.
8 августа 1927 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР владыка был осужден по статье 58-17 УК РСФСР с приговором к трём годам заключения в концлагере. Был направлен в Соловецкий лагерь через Бутырскую тюрьму в Москве.
С декабря 1927 года содержался в Соловецком лагере особого назначения. В лагере исполнял обязанности ночного сторожа при местном краеведческом музее, а затем (при эпидемиях сыпного тифа) был лекпомом.
В 1930 году арестован и осужден по статье 58-10 УК РСФСР с приговором к трём годам ссылки в Северный край.
С июля 1930 года – в ссылке в Архангельске.
В 1931 году арестован по делу архиепископа Архангельского Антония (Быстрова). В обвинительном заключении говорилось:
«Достаточно начитанный, не лишенный дара слова, носящий сан епископа, Шарапов, связавшись с большинством местного и административного ссыльного духовенства, быстро завоевывает авторитет и в дальнейшем вместе с архиепископом Быстровым является идейным руководителем и главой сгруппировавшихся вокруг них родственных по своим убеждениям (далее фамилии)».
2 декабря 1931 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР осужден по статье 58-10 УК РСФСР по обвинению в «участии в контрреволюционной группировке местного и ссыльного духовенства в г. Архангельске» с приговором к 3 годам заключения в концлагере с последующей ссылкой в Северный край.
В 1931-1934 годах содержался в концентрационном лагере.
17 марта 1934 года был назначен епископом Череповецким, но в управление епархией не вступил, а проживал на покое в Самарканде.
В 1934 году назначен епископом Рязанским.
В 1934 году вновь арестован с приговором к ссылке в Казахстан.
В 1934-1936 годах — в ссылке в поселке Самаркандском (с 1 октября 1945 года – город Темиртау) Карагандинской области Казахской ССР.
17 июля 1936 года назначен епископом Алма-Атинским. В управление епархией вступил только в 1937 году.
В Алма-Ату приехал с архимандритом Аркадием (Никандром Архиповичем Перепечко, своим бывшим келейником), также недавно освободившимся из лагерей. Служил в Введенской церкви горда Алма-Аты вместе с архимандритом Аркадием и протоиереем Киприаном Соловьевым.
Был возведен в сан архиепископа.
В ночь на 19 августа 1937 года арестован по обвинению в «шпионской деятельности в пользу иностранной разведки». Вместе с ним были арестованы архимандрит Аркадий (Перепечко), протоиерей Киприан Соловьев, иподиакон Николай Нигородов, другой иподиакон Николай и староста Введенской церкви.
Был заключен в алма-атинскую тюрьму.
Обвинялся в том, что
«…в 1925 г. завербован разведкой одного из кап. государств и переброшен на территорию СССР с заданиями шпионского характера. Собирал материал шпионского характера о развитии текстильной промышленности в Средней Азии и положении колхозов. В Алма-Ате организовал и возглавил антисоветскую монархическую повстанческую организацию церковников».
17 октября 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Алма-Атинской области был приговорен к расстрелу по групповому «делу антисоветской монархической повстанческой организации церковников в Алма-Ате». Признан виновным в «шпионской деятельности в пользу иностранной разведки, а/с агитацию, направленную на дискредитацию руководителей ВКП(б) и советского правительства, подготовке террористических актов против руководителей ВКП(б), монархизм».
Расстрелян 10 ноября 1937 года в городе Алма-Ате в Казахстане.
Использованные материалы
1. Крест на Красном обрыве. М.: Изд-во им.Святителя Игнатия Ставропольского, 2002. С. 129-131.
2. Королева В. И стоять храму, и звонить колоколам// Простор. 1995. № 6. С. 92-93.
3. Марченко В. И., Архиепископ Тихон (Шарапов) Алма-Атинский // сайт Проза.ру
https://proza.ru/2018/07/23/1606
4. Страница сайта «Русское Православие»: http://ortho-rus.tk/articles/arhierei-185.html