Тетюши. Собор Троицы Живоначальной.

Троицкий собор г. Тетюши – первое каменное здание города, построенное в 1773-1777 гг. на средства прихожан. В 1887 г. церковь перестраивалась на средства купца П.В. Серебрякова. В 1904-1907 гг. проводилась капитальная реконструкция. В 1930-х гг. храм был закрыт советской властью и подвергся разорению (полностью был уничтожен алтарь, разрушена колокольня и её фундамент, уничтожены купола и церковная ограда).
С 1950-х гг. здание храма занимала Тетюшская автошкола ДОСААФ, пространство храма было перекрыто в два этажа, уничтожена старинная роспись, здание приспосабливалось под нужды курсантов. В 1989 г. в Тетюшах образовалась православная община, которая стала отстаивать своё право на то, что осталось от храма. 30 сентября 1990 г. состоялось освящение Никольского придела собора, со служб в этом приделе началась регулярная церковная жизнь прихода. Освящение совершил епископ Казанский и Марийский Анастасий (ныне архиепископ Казанский и Татарстанский).
С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.

Крепость Тетюши (Тетюшская застава) была построена в 1574-1578 гг. (по другим сведениям — в 1555-1557 гг.) на правом берегу реки Волги. С самого начала здесь находилась приходская церковь. Каменный трехпрестольный храм в честь Пресвятой Троицы был построен в 1777 году на средства местного помещика А.В. Страхова. Правый придел храма был освящен во имя чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, левый — во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1780 году Тетюши стали уездным городом Казанской губернии, храм получил статус собора. Однако современный Троицкий собор мало напоминает храм XVIII века. Он перестраивался и расширялся несколько раз: в 1828-1832 гг. по проекту архитектора П.Г. Пятницкого на казенные средства, в 1877 году — на средства тетюшских купцов Павла Васильевича Серебрякова и Александра Михайловича Колсанова (приделы были выстроены заново). В 1896 году на средства самого собора была построена новая колокольня, к сожалению, не сохранившаяся. В результате довольно крупный храм XVIII века приобрел формы и декор, характерные для конца XIX века — в духе эклектики национально-романтического направления.
Закрытый в 1930-е гг. собор в 1989 году был возвращен верующим. В 1889-1990 гг. была проведена реконструкция, выстроена новая апсида и отдельно стоящая колокольня. Собор заново освящен архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием 30 сентября 1990 года. Главной святыней собора была древняя икона Святителя и Чудотворца Николая, которую местные жители, особенно чуваши и мордва, почитали как чудотворную. Она попала в монастырь из Никольского монастыря, основанного в середине XVI века недалеко от места, где позже возник город. Этот монастырь был уничтожен войском лжецаревича “Петра Федоровича” в 1606 году. Памятник архитектуры, отражающий наслоения стилей от барокко до псевдорусского направления эклектики.
Храм имеет традиционную симметрично-осевую композицию. Основной объем — высокий двусветный четверик, увенчанный луковычными главками с ажурными металлическими крестами. Центральная главка на высоком деревянном восьмигранном барабане. Главки по углам четверика меньше центральной и поднята на тонкие глухие восьмигранные каменные барабаны. С южной и северной сторон к храму примыкают два придела с окнами арочной формы. Верхняя часть фасадов завершается трехчастным аттиком с полуциркульным завершением. Фриз украшен карнизом, имитирующим щипец, опирающийся на импост спаренных боковых пилястр.
С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.

Трехпрестольный собор построен в 1777 г. В 1828-1832 гг. под руководством архитектора П.Т. Пятницкого собор реконструируется и расширяется. В 1887 г. храм перестраивается на средства купца П.В. Серебрякова. Разрушенная апсида была заново выстроена в 1990-1991 гг.
Храм имеет традиционную симметрично-осевую композицию. Основной объем – высокий двусветный четверик, увенчанный луковичными главками с ажурными металлическими крестами. Центральная главка на высоком деревянном восьмигранном барабане. Главки по углам четверика меньше центральной и поднята на тонкие глухие восьмигранные каменные барабаны. С южной и северной сторон к храму примыкают два придела с окнами арочной формы. Верхняя часть фасадов завершается трехчастным аттиком с полуциркульным завершением. Фриз украшен карнизом, имитирующим щипец, опирающийся на импост спаренных боковых пилястр. Памятник культовой архитектуры, отражающий наслоения стилей от барокко до псевдорусского направления эклектики.
С сайта «Объекты культурного наследия» Министерства культуры Республики Татарстан.

Трехпрестольный храм построен в 1777 г. (приход существовал с 50-х гг. XVI в.). Престол во имя Святителя и Чудотворца Николая, в честь чудотворной иконы Казанской Божьей Матери. Главный престол перестраи­вался в 1828 г., приделы в 1831-1832 гг. Последующие ремонты в храме производились в 1851-1852, 1863 гг. В 1895-1896 гг. вновь возводится колоколь­ня. В 1877 г. Троицкий собор был значительно расширен. Автор проекта-архитектор П.Г. Пятницкий. Апсида заново выстроена в 1989-1991 гг., коло­кольня построена временная, стоит отдельно от храма. Собор вновь освящен 30 сентября 1990 г. епископом Казанским и Марийским Анастасием.
В 1780 г. Троицкий храм стал называтся собором. Храм строился на средства, выделенные помещиком А.В. Страховым. Перестройка в 1877 г. велась на деньги тетюшских купцов Павла Васильевича Серебрякова и Александра Михайловича Колсанова. Собор был известен иконой Святите­ля и Чудотворца Николая, которую жители Буинского и Тетюшского уездов (особенно чуваши и мордва) почитали как чудотворную. Эта икона была принесена в Тетюшскую церковь из Никольского монастыря, основанного в середине XVI в. и разоренного в смутное время. На месте монастыря на берегу Волги была часовня, приписанная к Троицкому собору. Крупный храм, которому последняя перестройка придала формы и декор, характерные для периода эклектики и стилизаторства.
http://migroz.ru/safia/tetyushskij-rajon-tetyushi-288-troickij-sobor/main.html

Местоположение здания церкви с отступом от красной линии застройки; — объемно-пространственная и симметрично-осевая композиционная структура трехпрестольного храма, состоящего из: двухсветного кубовидного объема четверика храмовой части под четырехскатной шатровой крышей с пятиглавым завершением на прямоугольных возвышающихся основаниях с центральным деревянным более высоким восьмигранным барабаном и четырьмя глухими каменными барабанами по углам с завершающими луковичными главками с ажурными металлическими крестами, пятигранной апсиды под конхой (воссоздана), двухсветной прямоугольной трапезной под скатной крышей с примыкающими с южной и северной сторон одноэтажными прямоугольными в плане боковыми пределами под односкатными крышами, вход через дверные проемы северного и южного порталов храмовой части; — существующие габариты и общий абрис объемов церкви, архитектурный облик фасадов церкви; — конструктивная схема, подлинные кирпичные стены, сводчатые перекрытия, кирпичные перемычки, металлические связи; — подлинная историческая конфигурация, геометрия и конструктивное решение крыш объемов церкви, пять завершающих луковичных главок храмовой части на центральном деревянном и угловых каменных восьмигранных барабанах, исторические парапетные аттиковые завершения боковых пределов; — архитектурные детали фасадов: поверхности стен фасадов из красного кирпича без штукатурной отделки с белой известковой промазкой, пилястры в обрамлении углов объемов церкви, рустованные 1 яруса храмового четверика и с полочками и прямоугольными декоративными элементами пределов трапезной с выделением центральной части 2 яруса трапезной на каждом фасаде, оконные проемы полуциркульной формы 1 яруса храмового четверика и боковых пределов, соединенные между собой двумя полосами профильных филенок и карнизными профилированными тягами в обрамлении в виде порталов пилястрами с полочками и опирающимися треугольными завершающими сандриками с полукруглыми элементами в тимпане, полуциркульные дверные проемы северного и южного порталов храмовой части в обрамлении полуциркульных архивольтов с опиранием на пилястры со спаренными полуциркульными нишами в тимпане и с завершающими треугольными сандриками, профильные крестообразные элементы в простенках боковых пределов и апсиды, полуциркульные оконные проемы второго яруса объемов церкви в профильном фигурном обрамлении и с дугообразными сандриками над окнами храмового четверика, щипцеобразные профилированные ступенчатые карнизы во фризе всех стен храмового четверика с опиранием на импосты спаренных боковых пилястр и с круглой нишей в профильном обрамлении в тимпане, круглые ниши в профильном обрамлении на западном фасаде 2 яруса трапезной, подоконный пояс боковых пределов и 1 яруса храмового четверика с прямоугольными выступающими элементами и подоконные тяги окон 1 этажа по периметру всех объемов церкви, междуэтажные храмового четверика и венчающие раскрепованные карнизные профилированые ступенчатые тяги по периметру объемов церкви, трехчастные парапетные аттики с центральным полуциркульным завершением в обработке профильных выступающих фигурных элементов в завершении боковых пределов церкви; — местоположении, габариты и пропорции первоначальных оконных и дверных проемов, геометрия столярных заполнений оконных проемов – деревянные двойные рамы в раздельных коробках.
https://kartarf.ru/dostoprimechatelnosti/148474-troickiy-sobor-1777-g

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?