Строительство колокольни церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Тетеринском заокончено в 1820 году (архитектор Гауденцио Маричелли ди Бедиллора). Четырехъярусный столп высотой 60 м, с упрощенным барочным обликом. Нижние ярусы колокольни усложнены в плане, углы их усечены и выступают парами колонн. Среди особенностей звонницы — круглый в плане верхний ярус, утопленное обрамление арок этого яруса и наличие здесь же балюстрады.
Стоящая отдельно четырёхъярусная колокольня сооружалась по проекту итальянского архитектора из Турина Маричелло. Подрядчиком работ был сначала сам зодчий, а затем ярославские крестьяне Василий Семёнов и Иван Никитин. О личности И.И. Маричелли, работавшего в России в 1792-1822 гг., сведения скудны. Известно, что он был городским архитектором в Шуе, где по его проекту в 1810 г. начали постройку соборной колокольни. Но, возведённая на высоту трёх ярусов, она обвалилась и достраивалась уже под наблюдением архитектора Е.Я. Петрова. В первой трети XIX века Маричелли принимал участие в строительстве ограды Николо-Шартомского монастыря (12 км от г. Шуи, Ивановская обл.). В 1819 г. по его проекту велась пристройка тёплого Троицкого храма и Покровской церкви в селе Иванове (ныне г. Иваново), строились другие здания. К сожалению, все они не сохранились.
Тетеринская колокольня является, вероятно, единственной сохранившейся постройкой Маричелли. Она отличается стройностью и разнообразием форм. Так, первый, квадратный в плане, ярус прорезан по оси восток-запад сквозным арочным проёмом. Фасады этого яруса с трёх сторон (кроме восточной) оформлены четырёхколонными портиками дорического ордера с трёхугольными фронтами. Второй ярус, квадратный в плане, но со скошенными углами, оформлен уже ионическими колоннами. Третий ярус — восьмигранный, с четырьмя арками, расположенными по сторонам света, оформлен колоннами коринфского ордера (капители не сохранили пышного убранства). Круглый в плане четвёртый ярус окружён балюстрадой, украшенной металлическими вазами. Венчает колокольню прорезанный арками четырёхгранный барабан и красивого рисунка купол с высоким шпилем. Сейчас осталось только гадать, что побудило воздвигнуть этот колосс рядом с сельским храмом и кто был его заказчиком.
Из книги С.В. Демидов, Е.В. Кудряшов «Нерехта». Отчий дом, Москва, 1996.
Яркий пример ярусного сооружения в стиле классицизма, отличающегося пропорциональностью объемной композиции и тонкостью фасадного декора. Пять ярусов колокольни имеют разную конфигурацию: нижний – четырехгранный, второй – в форме четверика со срезанными углами, третий – восьмигранный, четвертый – цилиндрический, а небольшой пятый ярус-резонатор, поднятый на купольной кровле с люкарнами по странам света, – четырехгранный. Венчает сооружение граненая гуськовая кровля с высоким шпилем на вазообразном основании.
Столь же разнообразно и фасадное убранство ярусов. Стены нижнего четверика обработаны ленточным рустом с веерной расшивкой швов над полуциркульной перемычкой арок на западном и восточном фасаде (ныне они заложены) и арочных ниш на северном и южном. Четырехколонным тосканским портикам с треугольными фронтонами, украшающим ярус с трех сторон, на восточном фасаде отвечает такой же пилястровый портик. Колоны попарно объединены высокими постаментами, венчающий их антаблемент не имеет архитрава.Во втором ярусе горизонтальный руст покрывает стены до перемычек арок, гладкие архивольты которых опираются на трехчетвертные колонки с ионическими капителями. Более крупные ионические колоны поставлены по сторонам срезанных углов, создавая активные выносы трехчастного антаблемента с мелкими сухариками в карнизе. В третьем ярусе, завершенном пластичным трехчастным антаблементом со ступенчатыми консольками с карнизе, основные грани прорезаны сквозными арками, франкированными филенчатыми пилястрами с расположенными над ними лепными медальонами, а диагональные украшены двухколонными портиками (колонны трехчетвертные, без капителей).
Декор четвертого яруса очень скуп и ограничен вдавленными гладкими рамами по контуру арок звона и карнизом с мутулами, поддержанным гладким фризом и узким аттиком в основании фигурных обрамлений круглых люкарн. Тем более изящно на этом фоне выглядит ограждение обходной галереи металлической решеткой, укрепленной в кирпичных филенчатых тумбах с миниатюрными главками, которые ранее венчались крестами. Арки верхнего яруса-резонатора оформлены двухколонными портиками с полным антаблементом.Нижний ярус, ныне разделенный плоским перекрытием на два этажа, перекрыт крестовым сводом, лестница к звону расположена в массиве юго-восточного пилона.
http://svodokn.ru/object/101525607?open=true