Главный храм монастыря возводился трижды. Первая церковь Успения, деревянная одноглавая, была заложена преподобным Иосифом 6 июня 1479 года. В 1484 году уже возводится белокаменный собор. 18 декабря 1486 года храм был освящён. Росписи были выполнены “хитрыми живописци в русской земли: Дионисьем и его детми – Владимером и Феодосием, и Паисеею иноком, и два братаничя Иосифовы – инок Досифей да инок Васиян”. Храм был пятиглавый с деревянными крестами. Главы и кресты были обиты железом. Очень богат был интерьер соборной церкви: иконы работы Андрея Рублева и Дионисия, многие из которых имели драгоценные оклады, высокохудожественные шитые пелены, великолепные священнические одежды.
В 1688 году обветшавший собор был разобран, а на его месте возведён новый, гораздо более высокий и величественный, “коштом и усердием” московского дьяка Захария Богдана Силина “по своих родителях в вечное поминовение”. В 1692 году строительство было завершено, освящён собор после отделки в 1696 году.
Новый храм отличался от прежнего грандиозными размерами и величественными формами. Он сооружался при участии московских мастеров под “смотрением” архитектора Приказа каменных дел Кондратия Мымрина. Храм четырёхстолпный пятиглавый, на высоком белокаменном подклете, возвышается цельным монолитом. С трёх сторон его окружает аркада на массивных столпах с папертью. Собор украшен карнизами, полуколоннами, изразцами, рельефно выделенными тимпанами. Все эти украшения свойственны русской архитектуре второй половины XVII века, но их сочетание делает неповторимым общий силуэт храма, который отличает изысканная простота и продуманность пропорций, строгая симметрия. Композиционно выделены вертикали, восьмигранные барабаны уподоблялись столпу звонницы, стоявшей рядом с собором. Общая вертикальная устремлённость отчётливо просматривается и снаружи, и внутри храма. В это время зодчие стремятся увеличить вместимость и освещённость храма. В связи с этим появляется обилие окон большого размера. Они обрамлены наличниками с “разорванными” фронтонами. Многоцветные изразцовые пояса помещены на стенах храма в соответствии с его основными пропорциональными членениями. Эти пояса подчёркивают горизонтальные тяги, делящие фасад на ярусы. Во фризе, завершающем стены собора, расположен пояс “павлинье око”, а из отдельных изразцов этого фриза сложены пояса, размещённые посредине фасада, на барабанах и на крыльце западного входа. Крупные яркие ленты с растительным орнаментом придают храму нарядную декоративность. Высокие двухярусные галереи собора так же украшены многоцветными клеймами, каждое из которых сложено из четырёх изразцов. Эти клейма разделены изразцовыми колонками с тонким изящным орнаментальным рисунком по белому, жёлтому, зелёному фону. Изразцы галерей объёмны и выглядят как небольшие рельефные вставки.
Иконостас собора изменялся до второй половины XVIII века. Резьба местного ряда, сохранившаяся до наших дней, выполнена Евсевием Леонтьевым, мастером из Новомещанской слободы Москвы, в 1690-х годах. Такие ордерные иконостасы появились на Руси во второй половине XVII в. В отличие от прежних тябловых они имели вертикальную ориентацию, их стройные колонки украшались сквозной резьбой. Сложная пластическая резьба первого яруса принадлежит к лучшим образцам иконостасной резьбы. Верхние ярусы были обновлены в середине XVIII века. Авторы икон – Григорий Антонов и братья Потаповы. Иконы нижнего яруса иконостаса находятся в музее имени Андрея Рублева.Стены собора впервые были расписаны в конце XVII века, поновлялись в середине XVIII века, а в 1785–1787 годах стены расписаны в “италианской” манере.
В 1904 году в Успенском соборе были проведены большие работы. Интерьер был изменён по подобию Успенского собора в Московском Кремле. Храм был заново расписан в технике масляной живописи артелью живописцев под руководством Николая Михайловича Сафонова. Автор картонов для росписей – архитектор Иван Сергеевич Кузнецов. Темы росписей: южная стена – в основном двунадесятые праздники, северная стена – Акафист Богородице, западная стена – Страшный суд. В кругах на северной и южной стене – святые равноапостольные Константин и Елена, Владимир и Ольга, Кирилл и Мефодий, архиепископы Казанские Гурий и Герман. Обрамлением для циклов росписей стали растительные орнаменты очень крупного масштаба и геометрические фоны. Росписи маслом созданы в эстетике нововизантийского стиля, колорит держится на сочетании тёмно-синего и тёмно-красного цветов с активным использованием золотого фона. Живописцы придерживаются иконописных принципов, что делает более весомыми силуэты и узнаваемыми сюжеты. Таким образом, росписи не были рассчитаны на сложное богословское толкование, а были обращены к любому мирянину.
В нижнем этаже Успенского собора находилась усыпальница, где были погребены волоцкие князья, митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий и многие подвижники Иосифовой обители. Здесь же под спудом находились мощи преподобного Иосифа. В 1775 году вместо усыпальницы устроен храм. Главный престол освящён в честь преподобного Иосифа Волоцкого, два придела – в честь Живоначальной Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы.
Возле северо-западного угла Успенского собора была построена каменная восьмигранная четырёхъярусная столпообразная звонница с шатровым куполом. В третьем ярусе колокольни иждивением волоцкого князя Бориса Васильевича и его детей был устроен храм в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии, где была поставлена икона, полученная преподобным Иосифом в благословение от его наставника Пафнутия Боровского. На верхнем ярусе под колоколами стояли часы с курантами. Вход в колокольню был устроен в стене в два оборота: первый начинался на юго-западной грани, другой – из церкви на северо-западной грани. В начале XIX века возник уклон колокольни от отвесной линии, достигший к 1848 году двух аршинов. Для укрепления колокольню обнесли квадратной пристройкой из кирпича, к которой позднее пристроили контрфорсы, но это лишь ухудшило положение. В 1847 году были заделаны лестничные проходы и отверстие для часовых гирь. Осадка более не наблюдалась. В 1849 году пристройка была разобрана (из кирпича устроена братская баня и каменная оградка внутри монастыря), а колокольня в нижней части укреплена железными связями. В начале Великой Отечественной войны, 19 ноября 1941 года, колокольня была взорвана отступавшими Советскими войсками.
По материалам сайта Иосифо-Волоцкого монастыря.
Успенский собор выстроен из кирпича на вклад дьяка Захария Богдана Силина и на царские пожертвования. Заложенный в 1688 году, как полагают некоторые исследователи, на месте собора 15 века., он вчерне был закончен в 1692 году. Внутренняя отделка затянулась до 1696 года. Собор строился при участии московских мастеров под наблюдением подмастерья каменных дел Кондратия Семёновича Мымрина (вт. пол. 17 в. — нач. 18 в.).
Четырёхстолпный пятиглавый собор крестовокупольного типа с трёхчастным делением фасадов, завершённых закомарами, поставлен на высокий белокаменный подклет. С трёх сторон он имеет двухъярусные галереи со сводами. Над апсидами помещается ризничная и казённые полаты, куда ведут лестницы в толще алтарных стен. Зодчество собора носит переходный характер. При традиционной общей концепции детальная обработка выполнена в стиле московского барокко. Четверик под закомарами и восьмигранные барабаны опоясаны фризом полихромных ценинных изразцов «павлиное око» , заказанных у известного московского мастера Степана Иванова (Полубеса). Очень хороши оконные решётки и прорезные золочёные кресты, купленные в Москве. В соборе стоит современный ему великолепный резной ажурный иконостас работы Евсевия Леонтьева. В его верхнем ярусе имеются иконы 1690-х годов, выполненные Фомой и Василием Потаповыми. Возможно, в подклете собора сохранились настенные росписи 17 века.
Источник: Подъяпольская Е.Н. «Памятники архитектуры Московской области». 1975
Процесс замены первоначальных деревянных сооружений начался с постройки каменного Успенского собора в 1484-1486 гг. (освящен в дек. 1485). В 1506-1510 гг. были возведены трапезная палата с ц. Богоявления, после 1506 г. колокольни с ц. в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», в 1543-1566 гг.- стены и башни. В 1589 г. ансамбль был завершен возведением надвратной ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Новый этап, когда И. В. м. приобрел сохраняемый и поныне облик, пришелся на посл. четв. ХVII в. В 1676-1688 гг. были заново возведены стены и башни, в т. ч. надвратная ц. апостолов Петра и Павла (1679). В 1682 г. было перестроено завершение Богоявленской ц., в 1688-1692 гг. возведен новый собор. В результате надстроек 1671-1672 и 1692-1694 гг. высота колокольни увеличилась почти в 3 раза. Последующие перестройки касались преимущественно жилых и хозяйственных корпусов и не внесли существенных изменений в художественный образ обители.
Успенский собор. 1688–1692, 1757 гг. Фотография. 2010 г.Первый каменный собор был построен в 1484-1486 гг. Фрагменты фундаментов этого 4-столпного 3-апсидного сооружения были раскрыты в ходе реставрационных работ 70-х гг. ХХ в. и археологических раскопок 2001 г. Описи 1545 и 1572 гг. указывают, что храм имел 3 главы и 3 придела без престолов. Один из них, «старый» придел, служил усыпальницей. Он был построен либо одновременно с собором, либо в 90-х гг. XV в. (не позже 1497, когда здесь был похоронен кн. Иван Голенин) и примыкал, видимо, к сев.-зап. углу собора. Судя по описи 1545 г., это была одностолпная палата, часть к-рой отгородили иконостасом. Второй, «новый» придел был пристроен к стене юж. апсиды собора и включил «палатку» над гробницей основателя обители. Строительство придела могло происходить в нач. 30-х гг. XVI в., когда митр. Даниил сделал крупный вклад в мон-рь «на ежегодный корм по старце Иосифе». В 1-й пол. ХVI в. придел описывался как одностолпная палата; в 1572 г. он еще не имел главы, к-рая впервые фиксируется в описи 1591 г. Третий, «малый» придел находился в диаконнике в юж. апсиде собора. По-видимому, он был устроен в 30-х гг. ХVI в. В 1588 г. на средства Малюты Скуратова и его родственников над «старым» приделом была надстроена церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери (первоначально Малютой Скуратовым задумывалось строительство надвратной ц. в честь Сретения Владимирской иконы для вложенной им в монастырь Владимирской Волоколамской иконы Божией Матери; сам чудотворный образ, очевидно со времени принесения в монастырь в 1572, находился в Успенском соборе).
Собор был выстроен из кирпича на вклад дьяка Захария Богдана Силина в 1688-1692 гг., к 1696 г. была завершена его внутренняя отделка, и 20 июля 1697 г. его освятил митр. Сарский и Подонский Тихон (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 1. Д. 86). Собор строился при участии московских мастеров под наблюдением подмастерья каменных дел Кондратия Мымрина и стал одной из наиболее крупных построек своего времени. Четырехстолпное здание собора стоит на высоком подклете, в к-ром был устроен теплый храм во имя прп. Иосифа Волоцкого c гробницей преподобного. С 3 сторон его окружает гульбище на аркадах, на к-рое ведут 3 лестницы. Юго-зап. угол гульбища превращен в открытую галерею после надстройки в 1757 г. (по др. сведениям, в 1775-1777) еще одним ярусом аркад. Все 3 входа в верхний храм оформлены рундуками, над зап. рундуком до 1904 г. помещались хоры, выходившие в интерьер деревянным балконом. Собор имеет 3 полуциркульные апсиды; в верхнем храме они 2-светные, т. к. над алтарным пространством находятся помещения ризничной и казенной палаток, куда ведут лестницы в толще стен. Столбы на квадратных постаментах первоначально были 8-гранными, в 1904 г. получили круглую форму. Фасады разбиты лопатками на 3 прясла, разделение на ярусы подчеркнуто карнизом. Четверик венчает ярус закомар под 4-скатной кровлей. Все барабаны световые, имеют 8-гранную форму, луковичные главы относятся к сер. XVIII в. Форма барабанов и обходная галерея с крыльцами-рундуками восходят к Иверскому собору Валдайского монастыря (1655-1656), построенному патриархом Никоном (Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов ХVII в. М., 2009. С. 144). К др. постройке патриарха Никона — Воскресенскому собору Новоиерусалимского монастыря (1658-1685) — восходят изразцовые фризы, до этого лишь единожды использовавшиеся в храме соборного типа — в Покровском соборе в Измайлове (1671-1679). В соборе И. В. м. широкие фризы из полихромных изразцов с рисунком «павлинье око» (изготовлены в мастерской Степана Полубеса) размещены над аркатурой барабанов и под ярусом закомар на четверике; узкие изразцовые ленты украшают разделяющий ярусы четверика карниз, продолженный над верхними окнами апсид, а также рундуки. Наличники нижнего храма имеют традиционную для XVII в. килевидную форму, а в верхнем храме все окна — как на четверике, так и на апсидах — украшены ордерными наличниками с разорванными фронтонами в завершении. Т. о., собор И. В. м. является первым храмом соборного типа, в котором использованы детали нарышкинского стиля.
Вскоре после постройки собор расписали. В 1785 г. по благословению еп. Переславль-Залесского и Дмитровского Феофилакта (Горского) роспись была обновлена: «…внутренность храма украшена по розовому фону превосходной орнаментурой в стиле «рококо» и расписана на сюжеты из ветхозаветной и евангельской истории» (Геронтий (Кургановский). 1903. С. 50). К тому же времени относится живопись на фасадах собора — «вверху во фронтонах и главах», где были изображены сцены (не сохр.) из Жития прп. Иосифа Волоцкого. Подробно программа выполненной маслом росписи представлена в записке архим. Агапия, отражающей состояние декора на 1843 г. (см.: Виноградов. 1898. С. 30). Основу росписи в наосе составили евангельские сцены, посвященные чудесам Иисуса Христа и событиям по воскресении Христовом, на западной стене — выборочные сюжеты с Богородичной тематикой, представленные парами в медальонах друг над другом: «Величит душа Моя Господа» и «Благовещение»; «Встреча Марии и Елисаветы» и «Бегство в Египет»; «Рождество Богородицы» и «Успение». На столбах «изображены 32 лица пророков и апостолов, по 8 лиц на каждом». В алтарном пространстве — сюжеты ВЗ, связанные с темой жертвоприношения. Ко времени реставрационно-восстановительных работ в Успенском соборе, начатых в 1905 г., отмечалось плохое состояние стенной росписи, к-рую было решено заменить, выполнив по новой штукатурке. 12 апр. 1907 г. худож.-архит. И. С. Кузнецов представил к рассмотрению проект декорации собора. Роспись по эскизам Кузнецова, стилизованным под «древнее письмо», поручено было исполнить артели Н. М. Софонова. Живопись выполнена маслом с обильным использованием золота в фонах на плоскостях сводов и колонн, а также в орнаментах. Система росписи, как и ее стилистика, ориентирована на традиц. храмовую живопись, характерную для восточнохрист. искусства. На юж. стене наоса — двунадесятые праздники, на северной — Акафист Пресв. Богородице, на западной — «Страшный Суд» (значительная часть композиции пострадала при обрушении штукатурки после взрыва колокольни). В медальонах на сев. и юж. стенах — св. равноапостольные Константин и Елена, Владимир и Ольга, Кирилл и Мефодий, архиепископы Казанские Гурий и Герман. На откосах окон — преподобные: на юж. стене — Пафнутий Боровский и Даниил Переяславский, Иосиф Волоцкий и Сергий Радонежский, Ферапонт Можайский и Кирилл Белозерский; на западной — Макарий Египетский и Пахомий Великий, Антоний Великий и Феодосий Великий, Ефрем Сирин и Иоанн Лествичник; на сев. стене от алтаря ко входу — Серафим Саровский и Нил Сорский, Мефодий Пешношский и Савва Сторожевский, Антоний Печерский и Феодосий Печерский. На столбах — ростовые фигуры воинов и мучеников.
Иконы для 3-рядного иконостаса 1-го деревянного Успенского храма мон-ря, возможно, были созданы иконописцем Дионисием в Москве по заданным размерам (реконструкцию иконостаса см.: Архит. ансамбль. 1989. С. 59-60). К освящению в 1485 г. второго, уже каменного собора Дионисий с мастерами возглавляемой им артели написал иконостас. В описи мон-ря 1545 г., приводящей сведения о составе и виде иконостаса каменного храма, неоднократно указано «письмо Дионисьево». Согласно этой описи, иконостас составляли 9 икон поясного Деисуса, над ними 19 икон праздничного ряда и фланкирующие образ Божией Матери «Воплощение» (по описи 1572 г.) 6 икон пророческого ряда, на каждой из которых было представлено по 2 пророка. «В заворот» от икон деисусного ряда, соответственно у юж. и сев. стен, были помещены «на уских иконах» образы столпников. Кисти Дионисия принадлежали также иконы местного ряда («Богоматерь Одигитрия», 2 иконы «Успение Пресв. Богородицы» т. н. облачного и краткого изводов, ростовые образы ап. Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца) и царские врата с изображением Благовещения и евангелистов, а также надвратная сень с образом Св. Троицы (ЦМиАР) (Голубцов А. П. Мат-лы для истории древнерус. иконографии // Он же. Сб. статей по литургике и церк. археологии. Серг. Посад, 1911. С. 119-121).
В 1740-1748 гг. взамен первоначального иконостаса (90-е гг. XVII в., работа московского резчика Евсевия Леонтьева), к к-рому «потребовалось прибавить новые иконы пророческие и праотеческие», был сооружен новый позолоченный каркас иконостаса (Виноградов. 1898. С. 24). В создании иконостаса принимал участие иконописец Оружейной палаты И. Алексеев (РГАДА. Оп. 3. Ч. 3. Ед. хр. 42). О виде прежнего иконостаса можно судить по сохранившемуся нижнему ярусу, который богато декорирован «флемской» резьбой (от нем. flämisch — фламандский) с прорезными колонками и картушами, включающими элементы растительного орнамента (основной мотив — виноградная лоза). Иконостас сер. XVIII в. с чертами барокко более лаконичен по стилистике, его оформление дополняла круглая скульптура (не сохр.), снятая в 1847 г., в период обновления иконостаса. Пять рядов традиционного по составу высокого иконостаса с иконами сер. XVIII в. завершал нетипичный, 6-й ряд — святительский чин с оплечными образами в медальонах, написанными в 1698 г. иконописцами из Осташковской слободы братьями Фомой и Василием Потаповыми.
К кон. XVII в. были оформлены пристолпные иконостасы с иконами, написанными также в 1698 г. братьями Потаповыми. В неизменном виде этот целостный комплекс икон, объединенный не только местоположением, но и иконографическим замыслом, находился в соборе вплоть до 1954 г., когда из-за аварийного состояния собора иконы были вывезены в Музей им. Андрея Рублёва в Москве (ЦМиАР), где хранятся в настоящее время. Из состава ансамбля сохранились иконы праздничного цикла («Благовещение», «Рождество Христово», «Преображение», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Воскресение», «Сошествие Св. Духа», «Вознесение Господне»), «Спас на престоле», «Достойно есть», «Св. Троица (т. н. новозаветная)» и «Собор архангелов». С письмом братьев Потаповых по стилистическим и технологическим признакам связывают еще одну икону — «Царь Царем», не входящую в состав пристолпных икон. В 1697 г. были оформлены 2 чтимые иконы мон-ря, заключенные в иконописные рамы работы кормового иконописца Григория Антонова. Для образа прп. Иосифа Волоцкого (ок. 1578) была создана рама с 14 клеймами жития основателя обители, для иконы «Успение Пресв. Богородицы» (1591) — с 18 сценами из акафиста Успению. Весь комплекс икон XVII в. неоднократно поновлялся: в 1846 г., при архим. Агапите, «иконостас весь разобран, положено новое основание и потом опять собран и укреплен железными крючьями» (Нектарий, иером. Ист. описание Иосифова… мон-ря. 1887. С. 28); в 1-м десятилетии XX в. в период масштабных восстановительных работ; в настоящее время иконы отреставрированы.
Ок. 1645 г. стал формироваться иконостас еще не освященного придела ц. прп. Иосифа Волоцкого (престол освятили в 1-й пол. XVII в.); интерьер церкви был изменен в 1826 г.; в 1846 и 1884 гг. проводились работы по возобновлению 3-ярусного иконостаса.
http://www.pravenc.ru/text/673721.html#part_17
Собор Успения Иосифо-Волоколамского, или Иосифо-Волоцкого монастыря был заложен в 1688 г. на месте прежнего собора XV в. Строительство завершилось в 1692 г., внутренняя отделка в 1696 г.
Главный храм Иосифо-Волоколамского монастыря возводился трижды. В 1688 г. обветшавший Собор был разобран, а на его месте возведен новый, более высокий и величественный, чем его предшественник. Храм четырехстопный, на высоком белокаменном подклете возвышается цельным монолитом. С трех сторон его окружает аркада на массивных столпах с папертью. Собор украшен карнизами, полуколоннами, изразцами, рельефно выделенными тимпанами. Эти украшения свойственны русской архитектуре второй половины XVII в.
Композиционно выделены вертикали, восьмигранные барабаны, уподоблялись столпу звонницы, стоявшей рядом с собором. В то время зодчие стремились увеличить вместимость и освещенность храма. В связи с этим появляется обилие окон большого размера. Они обрамлены наличниками с «разорванными» фронтонами. Многоцветные изразцовые пояса помещены на стенах храма в соответствии с его основными пропорциональными членениями. Эти пояса подчеркивают горизонтальные тяги, делящие фасад на ярусы.
Во фризе, завершающем стены собора, расположен пояс «павлинье око», а из отдельных изразцов этого фриза сложены пояса, размещенные посредине фасада, на барабанах и на крыльце западного входа. Высокие двухъярусные галереи собора так же украшены многоцветными клеймами. Эти клейма разделены изразцовыми колонками с тонким орнаментным рисунком.
Реставрация в Успенском соборе ансамбля Иосифо-Волоколамского монастыря проводилась в 2010-2017 г.г. Выполнены работы по укреплению арок, сводов, стен, проведен ремонт каркаса галерей, проведена реставрация кирпичной кладки, устройство крыши и кровли, устройство покрытий полов и лестниц, воссоздание резного деревянного свеса кровли, проведена консервация монументальной живописи.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru