Теряево. Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь.

Основан преподобным Иосифом Волоцким в 1479 на земле удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого во имя Успения Божия Матери. Первоначально состоял в юрисдикции Новгородского митрополита, позже вошел в Московскую митрополию. Деревянный Успенский храм возведен в августе 1479, первый каменный собор построен при жизни преподобного Иосифа в 1485. Игумен Иосиф ввел в монастыре общежительный Студийский Устав. Во время польско-литовской интервенции в 1611 монастырь подвергся разорению, хотя мощные крепостные стены обители выдержали многодневную осаду войск гетмана Рожинского. В 15-16 вв. при Успенском монастыре в Волоколамском уезде существовали так называемые малые монастырьки: богорадный Введенский Спировский (в селе Спирово), устроенный для погребения неизвестных странников, которых поминали в родительские субботы «Бога ради», и Никольский Черленковский (в селе Черленково). В 16-17 вв. Иосифов монастырь использовался как тюрьма для видных русских государственных деятелей и опальных иерархов Русской Православной Церкви. В начале 17 в. здесь содержался низложенный царь Василий IV Шуйский, преподобный Максим Грек и его сотрудники провели здесь в заточении 12 лет, сюда был заключен сведенный с престола московский митрополит Даниил, пребывали в заточении до казни Матвей Башкин и Василий Курицын. Во время военных действий в начале 17 в. здесь содержались польские военнопленные, в кампанию 1812 пленные французы. С 1777 по 1823 в монастыре существовала школа для детей духовного звания.
До 1762 Успенский Иосифов монастырь был одним из крупнейших землевладельцев Московского государства. Ему принадлежали многие села, деревни и пустоши. После секуляризации церковных владений в составе земельной собственности Иосифова монастыря числилось 210 десятин 1301 сажень в Волоколамском и Клинском уездах, а также земля под подворьями в Москве на Ильинской улице и Большой Дмитровке. В 1913 монастырь приобрел дополнительно 240 десятин лесной и луговой земли. В Успенском Иосифове монастыре по приглашению преподобного Иосифа работал иконописец Дионисий с сыновьями; в древних монастырских описях упоминались иконы Андрея Рублева. Большую известность в окрестностях Волоколамска имел крестный ход, совершаемый в 6-е воскресение по Пасхе из Волоколамска в Иосифов монастырь с чудотворной иконой святителя Николая на сретение с древним образом преподобного Иосифа (в память чудесного избавления Волоколамской земли от чумы в 1771 молитвами Иосифа Волоцкого). Монастырь обладал замечательной ризницей, библиотекой с древними рукописями, ценным поместно-вотчинным архивом 15-19 вв. Собрание документов монастырского архива хранится в Российском государственном архиве древних актов (ф.1192). По штату в монастыре состояли: архимандрит, 18 монахов, 32 послушника.
В 1920-22 монастырь был закрыт и преобразован в музей (Музейный отдел МОНО Главнауки), затем на его территории располагался детский дом. Передан Русской православной церкви в 1990, в обители возобновлен мужской монастырь, ведутся реставрационные работы, организован церковный музей Библии. Наместником обители до конца своих дней состоял известный православный богослов и церковный археолог архимандрит Иннокентий (Просвирнин).
Из святынь монастыря были особенно примечательны: Владимирская икона Божией Матери в местном ярусе главного иконостаса собора; Смоленская Одигитрия (моленный образ преподобного Иосифа Волоцкого) в нижнем Иосифовском храме; икона Черниговской Божией Матери в приделе Рождества Богородицы; напрестольные кресты с мощами второй половины 17 в.; драгоценная плащаница 1558, пожертвованная удельным князем Владимиром Андреевичем Старицким и его матерью княгиней Ефросиньей.
Основатель монастыря преподобный Иосиф, почивший в 1515, в 1578 был причислен к лику святых. Его мощи почивают под спудом в Успенском соборном храме; на южной стене нижней церкви во имя преподобного Иосифа над мощами святого была устроена специальная драгоценная рака с сенью. В нижней церкви собора находились белокаменные гробницы волоколамских князей, митрополита Московского Даниила, архиепископа Новгородского Феодосия, епископов постриженников Иосифова монастыря Иеремии, Лаврентия, Саввы и Нифонта. На территории Иосифова монастыря были похоронены Скурат Бельский и его сын, любимец царя Ивана Грозного, Малюта Скуратов. На монастырском кладбище покоились многие благотворители помещики Волоколамского уезда Московской губернии Шаховские, Безобразовы, Голицыны, Муравьевы, теща А. С. Пушкина помещица села Ярополец Наталья Ивановна Гончарова.
Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря является замечательным памятником древнерусского искусства 16-17 вв. Соборный храм во имя Успения Божией Матери, со стилистическими элементами московского барокко, при традиционном пространственном решении, построен в 1688-96 на месте первого каменного собора 15 в. Трапезная палата с церковью Богоявления Господня датируется 1504. В первом ярусе высокой 9-ярусной колокольни в 1495 на средства князя Б. В. Волоцкого устроен храм Смоленской Одигитрии (взорвана во время Великой отечественной войны вместе с колокольней). Над Святыми вратами в 1679 сооружена церковь Святых Апостолов Петра и Павла. В монастырской ограде состояли: настоятельские покои, казначейский корпус, двухэтажные и одноэтажные братские корпуса, хозяйственные постройки. Первоначальные укрепления монастыря были воздвигнуты в 16 веке, перестроены во второй половине 17 в. Семь высоких башен построены во второй половине 17 в. Мощные крепостные стены имели три яруса боя. Комплекс монастыря включает каменные стены с шатровыми башнями (1543-66, перестроены в 1676-88 Т. Игнатьевым и др.), украшенными сложными узорами из кирпича, Петропавловскую надвратную церковь (конец 17 в.), трапезную (площадь около 450 кв.м) с церковью Богоявления (конец 17 в.) и монументальный Успенский собор (1688-92) в «нарышкинском» стиле (изразцовый фриз — «павлинье око» — мастер С. И. Полубес; резной ажурный иконостас с витыми колоннами — мастер Е. Леонтьев; иконы — Г. Антонов, Ф. и В. Потаповы).
За монастырской оградой на месте колодца, вырытого, по преданию, преподобным Иосифом, находился скит с храмом Всех Святых (1856-60), при котором находились больница и богадельня. Для приезжающих паломников к юго-западу от монастыря в 1865 была выстроена двухэтажная каменная гостиница. Монастырь располагался на трех прудах: большом, среднем и малом.

Иосифов монастырь, 2 класса, в 18 верстах от города Волоколамска. Основан в 1479 году пр. Иосифом Волоколамским (см. 9 сентября). Над его почивающими здесь мощами устроена сребропозлащенная рака и при ней хранятся его предметы: мантия, четки, вериги, 2 посоха, шуба; здесь же находится его икона двунадесятых праздников, а в монастырской ризнице — икона Одигитрии, которой пр. Пафнутий благословил пр. Иосифа. В монастыре также хранится привезенная пр. Иосифом из Москвы икона Божией Матери — Волоколамская, прославившаяся 3 марта 1677 года. В монастыре был в заточении некоторое время Максим Грек. При монастыре школа с приютом и странноприимный дом. В 1 версте от монастыря находится скит с храмом во имя Всех Святых; здесь имеется колодец, вырытый пр. Иосифом, больница и богадельня.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) был пострижен в монахи прп. Пафнутием Боровским. Он стал его преемником по игуменству и попытался ввести в Пафнутиевом монастыре общежительный устав, но встретил противодействие братии. Тогда он ушел странствовать по монастырям вместе со старцем Герасимом, а в 1479 г. вернулся в родные волоколамские пределы, испросил и получил согласие волоколамского кн. Бориса Владимировича устроить мужской монастырь, в который сразу стали стекаться пожертвования.
На месте, указанном свыше, Иосиф поставил крест и часовню с образом Богоматери Одигитрии, подаренным прп. Пафнутием. Вскоре Иосиф и кн. Борис заложили здесь деревянный Успенский храм (освящен в 1479 г.). В 1486 г. в новом монастыре выстроили каменный собор, расписанный знаменитым Дионисием, а в 1490-м — каменную колокольню. При жизни основателя в монастыре был особый строжайший устав. Уже в те времена монастырь был значительным центром древнерусской культуры. В. О. Ключевский писал: «Ни один русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое находим в обители Иосифа». В Иосифовом монастыре иночествовали Гурий и Герман, будущие просветители Казани.
Иосиф Волоцкий участвовал в церковных соборах 1490, 1503, 1504 гг., осуждал ересь «жидовствующих», был главой партии «осифлян», отстаивав ших в спорах с «нестяжателями» право монастырей владеть землями и богатствами на том основании, что они необходимы инокам, чтобы служить бедным. Уже при жизни Иосиф прославился многими чудесами. Например, когда сын кн. Бориса Иоанн умер без покаяния, Иосиф своею молитвой оживил его, исповедал и причастил, чтобы тот отошел в мир иной как подобает христианину. Наследник и сын Бориса, похороненного в монастыре, кн. Феодор, притеснял монастырь в течение 10 лет. Потеряв терпение, Иосиф Волоцкий, нарушая феодальный суверенитет, «передался под руку» вел. кн. московского Иоанна Васильевича. Феодор пожаловался новгородскому архиеп. Серапиону в чьей юрисдикции находился Иосифов монастырь, и тот отлучил преподобного от церкви! Но Московский митр. Симон разрешил Иосифа от неправедного отлучения. Преподобный, которого в последние годы на руках носили в церковь, умер в 1515 г. В 1591-м его причислили к лику святых.
В XVI ст. в Иосифов монастырь часто приезжал Иван Грозный, делал сюда крупные вклады. Обитель была одной из богатейших на Руси: в 1570-е гг., например, она владела более 25 тыс. дес. земли. Все богатства она утратила в 1764-м при секуляризации. Служила обитель и боевой крепостью. Первые каменные стены появились здесь еще в 1543-1566 гг. В Смутное время монастырь осаждали поляки, его захватил на время сподвижник Лжедмитрия II кн. Рожинский, но был разбит отрядом воеводы Валуева. В память об этом событии в монастыре остались старинные пушки, из которых в XIX ст. стреляли во время водоосвящения.
Архитектурный ансамбль обители, напоминавший исследователям сказочный град Китеж на берегу озера, был завершен в XVII в. строительством большого собора и изумительной колокольни-«свечи». В украшении зданий изразцами участвовал знаменитый мастер Степан Полубес. Резной ажурный иконостас с витыми прорезными колоннами принадлежит мастеру Евсевию Леонтьеву, а живопись — Григорию Антонову, Фоме и Василию Потаповым.
В начале XX в. в монастыре было 5 храмов, неподалеку действовал скит Всех святых с «колодезем Иосифа Волоцкого». Жила обитель по древнему Студийскому уставу, управлял ею архимандрит. При монастыре действовали гостиница, странноприимный дом, богадельня, больница, церковно-приходская школа. Ежегодно совершалось 4 крестных хода.
В 1920-е гг. Иосифо-Волоколамский монастырь был закрыт. Книги монастырской библиотеки забрали в собрание ГБЛ, в 1929-1931 гг. были переплавлены все колокола. В монастыре разместился музей (филиал Волоколамского краеведческого, позднее — областного краеведческого). В 1941 г. была уничтожена монастырская колокольня, так до сих пор и не восстановленная.
Иосифо-Волоколамский мужской монастырь возрожден в мае 1989 г. В 1999 г. стал ставропигиальным.
Текст статьи из книги «МОНАСТЫРИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Справочник-путеводитель.» Выпуск 1. Изд. Моск. Патриархии. 2001 г.

Иосифо-Волоколамский монастырь — выдающийся памятник русского зодчества 16-17 веков. Монастырь основан в 1479 году видным церковным деятелем Иосифом Волоцким (Иван Санин) (1439-1515), главой «иосифлян», выступавшим против учения «нестяжателей», отрицавших права церкви на владение материальными ценностями. Он обосновал самодержавную власть московских государей и приобрёл поддержку со стороны Великого князя, оказавшего значительную помощь в монастырском строительстве. Монастырь был одним из крупнейших хранилищ древней иконописи, шитья, рукописей. С 1484 года и до начала 16 века здесь неоднократно работал известный московский иконописец Дионисий (1440-1502). С постройки каменного собора в 1484-1486 годах начался процесс постепенной замены прежних деревянных зданий кирпичными, завершённый возведением в 1543-1566 годах крепостных стен с боевыми башнями. Этот оборонительный пояс выдержал в начале 17 века польскую осаду, но получил при этом повреждения и к середине века обветшал. С 1670-х по 1690-е годы монастырский комплекс коренным образом перестраивался с сохранением старой планировки. Вновь созданный ансамбль, похожий на сказочный город, — один из красивейших в русском зодчестве.
В годы Великой Отечественной войны многие здания монастыря пострадали от варварства немцев. Взорвана многоярусная колокольня 15-17 веков, имевшая для ансамбля важное композиционное значение. Уцелело лишь основание восьмигранного столпа постройки 1490 года. Восстановление монастырских сооружений начато в 1956 году.
Успенский собор выстроен из кирпича на вклад дьяка Захария Богдана Силина и на царские пожертвования. Заложенный в 1688 году, как полагают некоторые исследователи, на месте собора 15 века, он вчерне был закончен в 1692 году. Внутренняя отделка затянулась до 1696 года. Собор строился при участии московских мастеров под наблюдением подмастерья каменных дел Кондратия Семёновича Мымрина (вт. пол. 17 в. — нач. 18 в.). Четырёхстолпный пятиглавый собор крестовокупольного типа с трёхчастным делением фасадов, завершённых закомарами, поставлен на высокий белокаменный подклет. С трёх сторон он имеет двухъярусные галереи со сводами. Над апсидами помещается ризничная и казённые полаты, куда ведут лестницы в толще алтарных стен. Зодчество собора носит переходный характер. При традиционной общей концепции детальная обработка выполнена в стиле московского барокко. Четверик под закомарами и восьмигранные барабаны опоясаны фризом полихромных ценинных изразцов «павлиное око», заказанных у известного московского мастера Степана Иванова (Полубеса). Очень хороши оконные решётки и прорезные золочёные кресты, купленные в Москве. В соборе стоит современный ему великолепный резной ажурный иконостас работы Евсевия Леонтьева. В его верхнем ярусе имеются иконы 1690-х годов, выполненные Фомой Потаповым и Василием Потаповыми. Возможно, в подклете собора сохранились настенные росписи 17 века.
Святые ворота с Петропавловской надвратной церковью сооружены зодчим Трофимом Игнатьевым (кон. 17 в. — нач. 18 в.) в 1679 году. Кирпичное двухъярусное здание в основании прорезано различными по величине проемами проездных ворот и калитки. Второй ярус занимает маленькая бесстолпная церковь, завершённая ярусами кокошников и пятью кирпичными главами, стоящими на сомкнутом своде. Храм с трёх сторон окружён сводчатой галереей на фигурных столбах. Внутрь помещения ведут резные белокаменные порталы. Сохранился пол из керамических плит. Замечательно декоративное убранство. Наряду с кирпичными богато профилированными карнизами и оконными наличниками в нём широко использована поливная керамика. Полихромные изразцы заполняют фризы и сплошь покрывают полуколонны, обрамляющие проездные арки ворот и калитки. На фасадах и порталах церкви имеются остатки многоцветной раскраски.
Трапезная палата с Богоявленской церковью — одна из старейших монастырских построек со сложной строительной историей. Кирпичное здание на подклете состоит из маленькой бесстолпной церкви, перекрытой коробовым сводом, и обширной палаты, крестовые вспарушенные своды который опираются на центральный столб. Одноглавый храм Богоявления был выстроен в 1504 году на средства князя Семёна Ивановича Бельского и Бориса Васильевича Кутузова (ум. 1501). Его скромная трапезная заново перестраивалась с частичным использованием стен прежнего здания в 1530 году на средства архиепископа Новгородского Феодосия (1491-1563). В конце 17 века при реконструкции монастырского ансамбля верх храма переделан в соответствии с формами завершения вновь выстроенной надвратной церкви. Древняя глава и закомары уступили место ярусам мелких кокошников, увенчанных декораивным пятиглавием. Работа производилась зодчим Трофимом Игнатьевым (кон. 17 в. — нач. 18 в.). Одновременно были расширены окна, обрамлённые богатыми наличниками. Они уничтожены при последующей растёске проёмов в 18 и 19 веках. В конце 19 века к трапезной с западной стороны примкнула трёхэтажная пристройка.
От настоятельского корпуса 17 века, помещавшегося справа от ворот, осталась лишь небольшая часть. В основном корпус капитально перестроен в конце 18 века.
Кирпичные стены и башни монастыря возведены во второй половине 17 века на месте разобранных укрплений 16 века. От последних сохранились лишь два северных прясла. План строительства, характер и констркукции сооружений разработал в 1645 году известный мастер Иван Неверов. Крепость предполагалось строить по образцу «города» московского Симонова монастыря. Создание крепостного ансамбля принадлежит талантливому подмастерью каменных дел Трофиму Игнатьеву, насытившему предложенную схему живым художественным содержанием. Его творчеству принадлежит шесть башен, выстроенных последовательно с 1677 по 1688 год: многоярусные Никольская, Воскресенская, Петровская, круглая Старицкая, квадратная проездная Германова и Кузнечная, а также прясла стен между ними. Две последние башнии сразу получили кирпичные шатровые завершения. Тесовые шатры остальных башен заменены каменными лишь к концу следующего столетия. Тогда же была перестроена от основания седьмая — Безымянная башня середины 17 века. Стены с тремя ярусами боя первоначально имели двускатное тесовое покрытие. Аркада по боевому ходу стен с металлической кровлей устроена в 18 веке. Мощные оборонительные сооружения обладают выразительным силуэтом и редкой красотой декоративной обработки. Тело башен украшают разнообразные узорные выкладки кирпичного «штучного набора» и многочисленные ширинки с цветными изразцами.
Источник: Подъяпольская Е.Н. «Памятники архитектуры Московской области». 1975

Иосифо-Волоцкий монастырь (Во­лоц­кий Ус­пен­ский Ио­си­фов став­ро­пи­ги­аль­ный муж­ской мо­на­стырь) — расположен на берегу озёр в селе Теряево, к северо-востоку от города Волоколамск Московской области.
Ос­но­ван в уде­ле князя во­лоц­ко­го Бо­ри­са Ва­силь­е­ви­ча (у слия­ния рек Се­ст­ра и Стру­га) в 1479 году преподобным Ио­си­фом Во­лоц­ким и ино­ка­ми Паф­нуть­ев-Бо­ров­ско­го монастыря, от­ку­да бы­ли пе­ре­не­се­ны 3 ико­ны Ан­д­рея Руб­лё­ва. С 1507 года Иосифо-Волоцкий монастырь на­хо­дил­ся под по­кро­ви­тель­ст­вом великого князя мо­с­ков­ско­го Ва­си­лия III Ива­но­ви­ча, за­тем Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча. К концу XV века мо­на­стырь стал од­ним из круп­ней­ших, в нём под­ви­за­лось до 400 на­сель­ни­ков. Сре­ди по­стри­жен­ни­ков Иосифо-Волоцкого монастыря — митрополит Мо­с­ков­ский Да­ни­ил (умер в 1547 году), ка­зан­ские свя­ти­те­ли Гу­рий (Ру­го­тин) и Гер­ман (Са­ды­рев-По­лев), ар­хи­епископ Рос­тов­ский Вас­си­ан (Са­нин; умер в 1515 году), епископ Твер­ской Ака­кий (умер в 1567 году) и другие ар­хие­реи, а так­же крё­ст­ный отец ца­ря Ива­на IV — ста­рец Кас­си­ан Бо­сой. Иосифо-Волоцкий монастырь от­ли­чал­ся стро­гим ус­та­вом, вёл боль­шую про­све­ти­тель­скую и бла­го­тво­ри­тель­ную дея­тель­ность. Один из круп­ней­ших цен­тров русской книж­но­сти, из­вес­тен бо­га­тей­шей биб­лио­те­кой и ар­хи­вом (со­став­ле­ны Хро­но­граф 1512 года, Во­ло­ко­лам­ский па­те­рик, ле­то­пи­си и прочее). Книж­ное и ру­ко­пис­ное со­б­ра­ние Иосифо-Волоцкого монастыря хра­нит­ся в РГАДА (фонд 1192), ГИМе и РГБ.
Как центр ио­сиф­лян­ст­ва, Иосифо-Волоцкий монастырь иг­рал важ­ную роль в про­ти­во­стоя­нии не­стя­жа­те­лям, борь­бе с ере­ся­ми, был ме­стом ссыл­ки вид­ных государственных дея­те­лей и опаль­ных ие­рар­хов Русской церк­ви. Преподобный Мак­сим Грек и его со­труд­ни­ки по лож­но­му об­ви­не­нию про­ве­ли в за­то­че­нии в оби­те­ли 12 лет. В Иосифо-Волоцком монастыре бы­ли за­клю­че­ны низ­ло­жен­ный царь Ва­си­лий Ива­но­вич Шуй­ский, вы­слан­ный из Мо­ск­вы митрополит Да­ни­ил, М.С. Баш­кин, князь-инок Вас­си­ан Ко­сой (Пат­ри­ке­ев), поль­ские (1612 год) и фран­цуз­ские (1812 год) во­ен­но­плен­ные. В Иосифо-Волоцком монастыре по­хо­ро­не­ны митрополит Мо­сков­ский Да­ни­ил, ар­хи­епископ Нов­го­род­ский Фео­до­сий, ико­но­пи­сец и со­би­ра­тель книг Дио­ни­сий Зве­ни­го­род­ский (умер в 1538 году), Г.Л. Ску­ра­тов-Бель­ский, кня­зья Во­лоц­кие, Ша­хов­ские, а так­же Без­обра­зо­вы, Ржев­ские, Му­равь­ё­вы, Тют­че­вы, Ку­ту­зо­вы.
Имел важ­ное обо­ро­ни­тель­ное зна­че­ние на северных под­сту­пах к Мо­ск­ве. В 1606 году был оса­ж­дён в хо­де Бо­лот­ни­ко­ва вос­ста­ния 1606-1607 годов, в 1610 году захвачен и разграблен гет­ма­ном князем Ро­ма­ном Ру­жин­ским (1575-1610 годы), ос­во­бо­ж­дён русско-шведскими вой­ска­ми во гла­ве с вое­во­да­ми Г.Л. Ва­луе­вым и Э. Гор­ном. С середины XVII века вос­ста­нов­лен.
До 1652 года управ­лял­ся игу­ме­на­ми, за­тем — ар­хи­ман­д­ри­та­ми. С 1764 года не­об­ще­жи­тель­ный вто­ро­класс­ный мо­на­стырь. До середины XVIII века был од­ним из круп­ней­ших зем­ле­вла­дель­цев Московского государства. Зе­мель­ные вла­де­ния в XVI-XVII веках рас­по­ла­га­лись бо­лее чем в 10 уез­дах. По­сле се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных вла­де­ний 1764 года в соб­ст­вен­но­сти Иосифо-Волоцкого монастыря чис­ли­лось 210 десятин, 1301 са­жень зем­ли в Во­ло­ко­лам­ском и Клин­ском уез­дах, а так­же зем­ля с по­дворь­я­ми в Мо­ск­ве, на Иль­ин­ской улице и Боль­шой Дмит­ров­ке. В 1913 году Иосифо-Волоцкий монастырь при­об­рёл до­пол­ни­тель­но 240 десятин лес­ной и лу­го­вой зем­ли.
Пер­вая де­ревянная церковь Ус­пе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри по­строе­на в 1479 году во­лоц­ки­ми мас­те­ра­ми. В 1484-1486 годах воз­ве­дён од­но­имённый ка­мен­ный храм, ико­ны и рос­пи­си для ко­то­ро­го вы­пол­нил Дио­ни­сий с сы­новь­я­ми Вла­ди­ми­ром и Фео­до­си­ем и др. В 1490-х годах (по другим дан­ным, в 1510-х годах) со­ору­же­на 8-гран­ная 3-ярус­ная ко­ло­коль­ня с церковью Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «иже под ко­ло­ко­лы» (пе­ре­строе­на в 1671-1672 годах, в 1692-1694 годах до­строе­на до 10 яру­сов, об­щая высота 76 м, зод­чий Ни­ки­та Ти­мо­фе­ев Дю­же­нок «со то­ва­ри­щи»; по­сле взры­ва в 1941 году со­хра­нил­ся под­клет). В 1504-1506 годы на сред­ст­ва князя С.И. Бель­ско­го и Б.В. Ку­ту­зова воз­ве­де­на тра­пез­ная па­ла­та (рас­ши­ре­на в 1530 году, западная па­перть — 1827 год) с од­но­столп­ным за­лом по об­раз­цу московской Гра­но­ви­той па­ла­ты (пол из чу­гун­ных плит — 1853 год, рос­пись — 1904 год) и од­но­гла­вой церкви Бо­го­яв­ле­ния (1506–-1510 годы; верх с до­бав­ле­ни­ем 5-гла­вия пе­ре­стро­ен в 1682 году; при­дел Святого Сер­гия Ра­до­неж­ско­го — 1806 год). В 1543-1566 годы де­ревянные сте­ны XV века за­ме­не­ны кир­пич­ны­ми с 9 баш­ня­ми (пе­ре­строе­ны по об­раз­цу ба­шен московского Си­мо­но­ва монастыря с до­пол­не­ни­ем ост­ро­вер­хих кир­пич­ных шат­ров у Гер­ма­но­вой и Куз­неч­ной ба­шен и де­ревянных шат­ров у ос­таль­ных; оформ­ле­ны му­рав­ле­ны­ми из­раз­ца­ми и де­ко­ра­тив­ной клад­кой кир­пи­ча, 1645-1688 годы, зод­чие Иван Не­ве­ров, Тро­фим Иг­нать­ев). От стен XVI века со­хра­ни­лись лишь фраг­мен­ты; в концце XVIII века от ос­но­ва­ния пе­ре­строе­на Ни­коль­ская баш­ня и ра­зо­бра­на Круг­лая.
Большая часть ан­самб­ля сло­жи­лась в 1670-1690-х годах. В 1679 году со­ору­же­ны рас­по­ло­жен­ные под уг­лом к другим по­строй­кам Свя­тые во­ро­та (стол­бы во­рот ук­ра­ше­ны це­нин­ны­ми из­раз­ца­ми с изо­бра­же­ни­ем трав и рай­ских птиц) с 5-гла­вой бес­столп­ной церковью Апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, так­же ук­ра­шен­ной из­раз­ца­ми и ок­ру­жён­ной кры­той га­ле­ре­ей с ко­лон­на­ми (зод­чий Тро­фим Иг­нать­ев; пол из ке­ра­мических плит), и с при­мы­каю­щим на­стоя­тель­ским кор­пу­сом (пе­ре­стро­ен в 1785-1787 годах). В 1688-1692 годы на день­ги ца­ря Фё­до­ра Алек­сее­ви­ча и дья­ка За­ха­рия Си­ли­на на мес­те ста­ро­го ка­мен­но­го хра­ма зод­чий Кон­д­ра­тий Мым­рин воз­вёл но­вый Ус­пен­ский со­бор с 2-ярус­ной кры­той га­ле­ре­ей с ар­ка­да­ми (2-й ярус — 1757 год), с ар­хитектурными де­та­ля­ми в сти­ле на­рыш­кин­ско­го ба­рок­ко, с ук­ра­ше­ни­ем це­нин­ны­ми из­раз­ца­ми ти­па «пав­ли­ний глаз» ра­бо­ты мас­тер­ской С.И. По­лу­бе­са. В вы­со­ком ин­терь­е­ре с круг­лы­ми стол­ба­ми — ажур­ный ико­но­стас (ниж­ний ярус — 1694 год, мас­тер Ев­се­вий Ле­он­ть­ев; верх­ние — 1740-1757 годы; большая часть икон конца 1740-х годов), рос­пись (1904 год, ар­тель Н.М. Са­фо­но­ва по ри­сун­кам И.С. Куз­не­цо­ва), по­крыв­шая фре­ски конца XVII века. В под­кле­те в 1777 году освя­ще­на цер­ковь-усы­паль­ни­ца преподобного Ио­си­фа Во­лоц­ко­го (с при­де­ла­ми Святой Трои­цы и Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы) с его мо­ща­ми (вновь об­ре­те­ны в 2001 году), за­хо­ро­не­ния­ми кня­зей Бо­ри­са Ва­силь­е­ви­ча и Фё­до­ра Бо­ри­со­ви­ча Во­лоц­ких. В церкви Ус­пе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри на­хо­ди­лась чти­мая Вла­ди­мир­ская (Во­ло­ко­лам­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри (1571-1572 годы; ны­не в Центральном му­зее древ­не­рус­ской куль­ту­ры и искусства им. А. Руб­лё­ва). В ан­самбль Иосифо-Волоцкого монастыря так­же вхо­дят: кор­пу­са — Боль­шой и Ма­лый пев­че­ские, ка­зна­чей­ский (все XIX века), Но­вый брат­ский кор­пус с гос­ти­ни­цей (1910 год, архитектор И.С. Куз­не­цов), де­ревянный Ме­до­вый ам­бар (начало XX века).
Близ Иосифо-Волоцкого монастыря — бывший скит (ос­но­ван в 1855 году на мес­те пер­во­на­чаль­но­го по­се­ле­ния преподобного Ио­си­фа; за­крыт в 1920-х годах) с кир­пич­ной церковью Всех Свя­тых (1856-1860 годы), де­ревенским зда­ни­ем бо­га­дель­ни (1903-1904 годы), кир­пич­ной боль­ни­цей (1900-е годы) и ко­лод­цем, вы­ры­тым преподобным Ио­си­фом; церковь Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в селе Спи­ро­во (1810-1825 годы, ко­ло­коль­ня за­вер­ше­на в 1849 году; де­ревянная фи­гу­ра Ни­ко­лы Мо­жай­ско­го XVI-XVII веков, с ко­то­рой с 1771 года уст­раи­вал­ся кре­ст­ный ход из Во­ло­ко­лам­ска в Иосифо-Волоцкий монастырь) на мес­те од­но­имённого мо­на­сты­ря, ос­но­ван­но­го Ио­си­фом.
Около 1920 года Иосифо-Волоцкий монастырь был за­крыт и пре­об­ра­зо­ван в Ио­си­фов­скую сельскохозяйственную тру­до­вую ком­му­ну (лик­ви­ди­ро­ва­на в 1922 году); на тер­ри­то­рии оби­те­ли ор­га­ни­зо­ва­ны шко­ла-ин­тер­нат, за­тем дет­ский дом (за­крыт в 1981 году), шко­ла. В 1920-х — 1989 годах в Иосифо-Волоцком монастыре рас­по­ла­гал­ся Ис­то­ри­ко-бы­то­вой и крае­ведческий му­зей. В 1929-1931 годах пе­ре­плав­ле­ны все ко­ло­ко­ла. Мо­на­стырь силь­но по­стра­дал во вре­мя бо­ёв в 1941 году. Рес­тав­ри­ру­ет­ся с 1956 года (Н.И. Ива­нов, Л.А. Бе­ло­ва). 15 мая 1989 Иосифо-Волоцкий монастырь пе­ре­дан РПЦ. С 29 декабря 1999 — став­ро­пи­ги­аль­ный муж­ской мо­на­стырь. В селе Яз­ви­ще (Во­ло­ко­лам­ский район, Московской области) Иосифо-Волоцкий монастырь име­ет под­во­рье с Свя­то-Тро­иц­кой церковью (1815-1820-е годы; тра­пез­ная — 1894 год).
https://w.histrf.ru/articles/article/show/iosifo_volotskii_monastyr_volotskii_uspienskii_iosifov_stavropighialnyi_muzhskoi_monastyr

Монастырь основан в 1479 году преподобным Иосифом во имя Успения Божией Матери. Происходил Иосиф из дворянской семьи, мужчины в которой находились на службе у удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого, родного брата великого великого князя Московского Ивана III. Отец Ивана Санина владел селом Язвищи, что рядом с Волоком Ламским. Ещё будучи совсем юным, Иван Санин первым в семье принял постриг, но позднее перешли в монашество все три его брата и отец. С восьми лет он учился грамоте у старца Арсения в Волоцком Крестовоздвиженском монастыре. Около 1459 года в возрасте около 20 лет вместе с товарищем Борисом Кутузовым, из того же сословия, решили принять монашество. Иван Санин сначала отправился в Савватьеву пустынь, что под Тверью, но быстро покинул её и удалился в Боровск, в обитель Пафнутия Боровского, отличавшуюся своим богатством и знаменитостью, где и прожил 18 лет под присмотром самого прп. Пафнутия. В 1459 году прп. Пафнутий постригает Иоанна Санина в монахи с именем Иосиф. В 1477 году, умирая, Пафнутий назначает преемником именно своего любимого ученика Иосифа. Здесь Иосиф пытался ввести общежительный устав, но встретив сильный отпор со стороны иноков, оставил монастырь и два года странствовал по русским монастырям в сопровождении старца Герасима Чёрного. Недовольный жизнью и обустройству обителей, в которых побывал, Иосиф вернулся в Боровский Пафнутьев монастырь с целью совершенствования обители по примеру Кирилло-Белозёрского монастыря. Братия встретила его настороженно и просила у великого князя Московского Ивана III другого игумена, но тот инокам тогда отказал. Тогда Иосиф, видя не приветливых братьев по вере, уходит снова в Волоцкие земли, к себе, на малую родину. Волоцкий князь Борис Васильевич с радостью принял его и дал ему землю под монастырь в двадцати верстах от города, а позже обеспечил строящийся монастырь рабочей силой, стройматериалами и обещал поддерживать иноков запасами из собственной житницы.
Существует легенда, что в 1479 году, ища подходящее место для будущей обители, обозначенную волоцким князем, Иосиф зашёл в болотистую местность, где существовала лесная чаща. Пока стоял он в раздумьях посреди леса, как вдруг сгустились грозовые тучи и ударила молния. Иосиф решил, что это Перст Господень, указующий ему на то место, где должен быть построен монастырь. И стоило ему об этом подумать, как началась буря, повалившая все деревья вокруг. Вот так и было найдено то место, где и был выстроен заботливыми руками прп. Иосифа и примкнувших к нему неравнодушных последователей его учения иноков красавец монастырь прп. Иосифа Волоцкого. В самой чаще у родника преподобный поставил деревянную келью, а потом срубил и часовенку. Позже на этом месте был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (1479-1486). Но это уже совсем другая история…
Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №28, ООО «Де Агостини», 2009

Старицкая башня ансамбля Иосифо-Волоцкого монастыря
Юго-западная угловая Старицкая башня, построенная в 1681 г., отличается от других более строгим, аскетическим обликом, имеет 24-гранный цилиндрический нижний ярус. Каменный шатер Старицкой башни ниже, чем у других башен ограды, поэтому она кажется более приземистой. Башня меньше украшена, но её формы и пропорции, отдельные детали ее убранства исполнены особого благородства. Они выделяется контрастным сопоставлением тяжелой нижней части и легкого островерхого шатра. Из-за обилия граней основание башни кажется почти цилиндрическим. Вместе с тем кирпичные столбы, помещенные в нижнем ярусе, на ребрах, акцентируют её граненность.
Четыре тонких кирпичных пояса, три из которых оживлены муравлеными изразцами, охватывают основание. Круглые бойницы среднего боя обрамлены килевидными наличниками, что делает их похожими на теремные окна, лишая облик башни воинственной суровости. Имевшие ранее функциональное, фортификационное назначение, элементы превращаются в конце XVII в. в изящные орнаментальные детали декоративного убранства.
В 2013 г. проведены ремонтно-реставрационные работы – воссоздание оконных и дверных заполнений, сплошная обмазка стен и сводов специальным раствором, реставрация белокаменных поверхностей мастикой, путем устройства вставок, консервационные работы белокаменной поверхности, реставрация поверхности кирпичной кладки, реставрация методом ковки с последующей окраской декоративных решеток, монтаж балок перекрытия с их огнезащитной обработкой.
Также выполнено устройство дощатых покрытий с последующей отделкой, изоляция покрытий и перекрытий, подшивка потолков досками, устройство деревянных перегородок с утеплителем с последующей окраской, устройство винтовой лестницы с последующей отделкой, установка люков в перекрытиях.
Выполнены электромонтажные работы – установка электрооборудования, прокладывание проводов, установка розеток, ответвительных коробок, выключателей, установка светильников, конвектора, пуско-наладочные работы.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?