Плотники и каменщики из Владимирской губернии, землекопы из Смоленской, официанты – из Ярославской, башмачники из Кимр, огородники из Ростова, извозчики из Калуги, торговый люд из Коломны. Вы наверняка натыкались в разных старых воспоминаниях или обзорах на то, что рабочие в городах группировались по региональному признаку. Не знаю, насколько такое было распространено в мире, но как наша специфика – это кажется интересным, ведь сегодня скорее такое можно говорить о иностранных разнорабочих, которые устраиваются курьерами или на стройку.
Почему это происходило? К моменту бурного развития городов, в конце XIX века, в регионах уже есть территориальная дифференциация по профессиям. Многие, уходившие на отхожие промыслы, так или иначе были готовыми мастерами. Например, внутри Владимирской губернии в различных уездах были свои доминирующие специальности: в Покровском уезде это плотники (~16 тыс. человек), в Суздальском — каменщики (~ 5 тыс. человек), в Юрьевском уезде было более 1 тыс. лудильщиков, около 3 тыс. человек в Ковровском уезде были портными, жители же Муромского уезда предпочитали хлебопекарный промысел (550 булочников в 1910 году) и работу на воде, нанимаясь, например, на рыбные промыслы в Каспийском море.
Во-вторых, уходя на заработки в новую для себя среду, где всё чужое, хочется хоть какой-то поддержки (это касается и детей (нанимавшихся в подмастерья) и уже взрослых. Уходить в никуда – очень непрактично, поэтому лучше пойти к знакомому по деревне, который уже давно устроился (он поможет), а там — глядишь – и группа земляков появится, и вы можете в артель объединиться, так жить легче. Ты получаешь профессию, понятное окружение, советы, вы скидываетесь деньгами и живете вместе (снимаете квартиру, нанимаете кухарку, вскладчину покупаете продукты). И выходит, что ты костромской мальчишка – едешь к знакомому родных в Москву, работаешь в его лавке, и именно это окружение дает тебе первоначальный капитал, который выводит тебя в люди (вспоминаем тут мемуары Ивана Слонова «Из жизни торговой Москвы» . Еще на эту тему есть шикарная книгу Льва Лурье «Соседский капитализм. Крестьянские землячества Петербурга». Всем рекомендую. Из любопытного там, например, можно узнать про разделение поляны общепита между «ярославцами, вологодцами с одной стороны и рязанцами и коломенцами с другой: первые содержали и обслуживали трактиры, вторые – ренсковые погреба и портерные лавки» или про продавцов винных лавок «Сначала в целовальники шли одни гнусные промышленники… потом в разных местностях сделалось обычаем вместо заработков ходить в города в целовальники, и, наконец, появились целые села, откуда на всю Россию выходили целовальники. Таковы богатые села Рязанской губернии: Белоомут, Ловцы, Дюбичи и знаменитое государственное село Дедново».