Погост и церковь в Теребени упоминаются с конца 16 века. Существующая церковь построена во второй половине 18 века местным помещиком Карауловым. Погост располагался вблизи старой дороги Опочка – Новоржев (бывший Новоржевский военный тракт). Церковь деревянная, обшита тесом. Позднее пристроили колокольню по проекту И. Пузырева. В церкви похоронен отец полководца М.И. Кутузова. Действует.
Псковские власти в 2013 году приступят к реставрации уникального памятника деревянного зодчества XVIII века — храма Воскресения — усыпальницы родителей героя Отечественной войны 1812 года, фельдмаршала Михаила Кутузова. Храм Воскресения Словущего в деревне Теребени Опочецкого района — один из немногих сохранившихся памятников деревянного зодчества XVIII века. В его подвале находится склеп, где похоронены родители фельдмаршала Кутузова — генерал-поручик Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов и его жена Анна Илларионовна (урожденная Бедринская). Церковь является объектом культурного наследия регионального значения.
Источник: сайт «Историческая правда. Россия. Беларусь»
Храм Воскресения Словущего на погосте села Теребени — в сущности, последний источник жизни этого постепенно умирающего села. Ради него в псковскую глушь едут историки, любителей тайн и просто православные люди, которых привлекает личность настоятеля Воскресенской церкви, отца Георгия (Мицова).
Погост и церковь находятся на отшибе, дальше только овраг и лес. К воротам ведет узкая дорожка. Рассмотреть церковь издали можно разве что поздней осенью и ранней весной. В остальное время ее закрывают кроны буйно разросшихся деревьев, выглядывает лишь самый высокий купол да шпиль колокольни. Зато перезвон колоколов слышно по всей округе. В абсолютной тишине, которая здесь царит, этот звук пробирает до мурашек.
Деревянный храм, сохранившийся с XVIII века — огромная редкость для Псковской области. По поводу года его постройки у историков нет единого мнения: одни называют 1757-й, другие 1778-й, третьи 1889-й. Точность датировки важна даже не сама по себе — от нее зависит имя заказчика. Если церковь заложена в 1757 или 1778 году, то заказчиком был Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов, генерал-поручик, выдающийся военный инженер, сенатор. Ему принадлежали окрестные земли и имение Ступино, в километре от Теребеней. Если же Воскресенскую церковь возвели в 1789 году, через пять лет после смерти Иллариона Матвеевича, то храм построен по воле его сына — светлейшего князя Михаила Илларионовича, генерал-фельдмаршала, «спасителя Отечества».
Главная тайна Воскресенской церкви — не год постройки, а захоронение родителей великого полководца в подземной усыпальнице. Наверное, в XIX столетии о склепе еще знали, но постепенно позабыли, и вплоть до конца XX века местонахождение родовых кутузовских могил оставалось загадкой (сам Михаил Илларионович похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга). По многочисленным жизнеописаниям Кутузова известно, что его отец скончался в имении Ступино в 1784 году, и сын приезжал из Крыма на похороны. Однако на древнем погосте, где немало старинных надгробий, могил Голенищевых-Кутузовых не было. Обнаружили склеп случайно, и сенсацией это не стало — 21 августа 1991 года событий хватало. Все произошло как в кино: у священника в то лето гостили друзья, их младший сын полез в подвал церкви (незадолго до этого отцу Георгию пришлось убрать несколько досок обветшавшего пола, так что образовался лаз) и увидел там гробы. Жена отца Георгия матушка Валентина тут же спустилась в подвал сама, приподняла крышку одного гроба — и обнаружила хорошо сохранившееся тело мужчины в генеральском мундире. Даже орденская лента и венчик на лбу мертвеца были целы. Во втором гробу лежали истлевшие кости.
Специалисты-кутузоведы из ленинградского Артиллерийского музея, приехавшие в Теребени по просьбе отца Георгия, констатировали: мужчина в мундире — Илларион Матвеевич Кутузов. Во втором гробу, с почти стопроцентной вероятностью, находятся останки его жены Анны Илларионовны. Несколько делегаций историков, побывавших в Теребенях в последующие годы, подтвердили вердикт. Правда, на экспертизу останки не возили, они и сегодня покоятся в склепе. Над тем местом, где стоят гробы, в центральном приделе слева от входа, установлена мраморная мемориальная доска. С тех пор в Теребени регулярно совершают паломничества исследователи биографии Кутузова и войны 1812 года. Среди прочего, их интересует достоверность легенды о том, что Кутузов приезжал в Теребени перед Бородинским сражением помолиться на могиле отца и получить благословение. Всех любопытствующих в подвал ветхой церкви, конечно, не пускают. Но любой может рассмотреть фотографии 1991 года, которые неизменно лежат на столике справа от алтаря: тело Иллариона Матвеевича в нескольких ракурсах и ленинградские кутузоведы.
Церковь остро нуждается в реставрации, за последние сто лет ее разве что красили и латали крышу. В январе 2012 года появилась информация, что областные власти наконец выделяют на ремонт значительные средства — к двухсотлетней годовщине войны 1812 года. Предполагалось, что реставрация займет два года и завершится в 2014-м. Но по состоянию на август 2014 года работы даже не начаты.
Храм Воскресения Словущего деревянный, рубленный. В XIX веке его обшили тесом, но рубленную структуру все же можно разглядеть: в купольной части церкви, если смотреть изнутри, заметно, как голубая краска покрывает полукруги бревен. Это похоже на нарисованные волны. Тип храма — «восьмерик на четверике», фундамент каменный. Центральный придел освящен во Имя Светлого Христова Воскресения, еще два — во имя великомученицы Варвары и во имя Божией Матери Знамение. Варвара, кстати, считается покровительницей оружейников и артиллеристов, что близко семейству Кутузовых.
Деревянное барокко — явление редкое и занимательное. Внутреннее убранство храма осталось почти таким же, как в XVIII веке, поменялся только цвет стен и иконостаса. Изначально иконостас был «селадонового» цвета (это оттенок зеленого, знакомый всем по цвету стен Эрмитажа) и расписан золотом. Золото, по неизвестным причинам, кто-то грубо замазал бронзовой краской. Отец Георгий, в прошлом профессиональный реставратор и искусствовед, с великим трудом пытается убрать эти наслоения. Пока получилось только на иконостасе одного из приделов.
Иконостас центрального придела — произведение удивительное, не похожее на традиционные образцы. Контурно он повторяет фасад Петропавловского собора вПетербурге. В некоторых местах обит парусиной, на которой изображены вазоны и колонны. Имеются даже деревянные фигурки ангелов, правда, с жутковатыми лицами (их тоже перекрашивали). Когда Святые врата во время службы открывают, в алтарной части можно увидеть невероятно красивое и неожиданное в деревянном храме витражное окно. Как удалось сохранить множество икон и уникальный иконостас в советское время, остается загадкой. Храм не закрывался, но церковные ценности часто изымали и из действующих церквей. Кроме того, во время оккупации Псковщины немцы не только стояли в Теребенях, но и имели приказ взорвать Воскресенскую церковь. Каким-то чудом ее не взорвали и даже не разграбили.
Храм соединяется с многоярусной деревянной шатровой колокольней, откуда открывается прекрасный вид на «псковские дали». Отец Георгий пускает на колокольню всех желающих — наверх ведет хлипкая деревянная лесенка. Колокола, по словам звонаря Юрия, повешены неправильно — они должны увеличиваться в размерах по направлению на восток, от маленького к самому большому, а сейчас наоборот. Тем не менее, звонят они исправно, а звонарь рассказывает о многочисленных надписях на стенах колокольни.
http://mitsov.ru/tserkov-voskreseniya-slovushhego/