ТЭФФИ. Из рассказа «Ирочка». / Д. Бурлюк. Дорога к искусству.

ТЭФФИ

В детстве ее называли Ирочкой и учили танцевать.

Почти в каждой русской эмигрантской семье есть танцующая Ирочка.
Совсем маленькие Ирочки подают всегда очень большие надежды. С ростом Ирочек надежды слабеют. Редкая Ирочка дотягивает до конца балетной школы и выходит на сцену.

С той Ирочкой, о которой я хочу рассказать, произошла некая совсем неожиданная неприятность. Несмотря на усердное ляганье и прыжки, а, может быть, и благодаря им, у нее стали катастрофически развиваться бедра. В гостиной, в обычном длинном платье, она казалась даже тоненькой, но стоило ей надеть балетные пачки, как весь ее силуэт менялся. Доброжелатели смотрели на нее с добродушной улыбкой, и даже приговаривали:

— Какая, однако, здоровая девушка!

Слов врагов мы повторять не будем.
Балетная карьера Ирочки обещала трагическое завершение. Есть такие балетные «полезные силы», которых ставят в грустно-грациозных позах, обнявшись по две, по три, где-нибудь около колонн в то время, когда весь кордебалет отплясывает какие-нибудь танцы поселян или роскошные вакханалии. Это бывают, большею частью, рослые девицы с толстыми ногами и тяжелыми задами.

Вот к такой группе неумолимая судьба предназначила самолюбивую Ирочку.

— Я не желаю учиться танцам, —- сказала она испуганным родителям. — У меня слишком яркая индивидуальность. Я буду сама творить.

Ирочка держала родителей в респекте, и они, кроме удивления и испуга, никакие чувства выражать не смели. Они были бедные, они были неудачники, как могут они спорить с этим удивительным существом, с двенадцатилетнего возраста делающим им выговоры и замечания.
Дома она держалась принцессой, случайно попавшей в мещанскую семью.

— У тебя опять галстук свернулся жгутом, — цедила она сквозь зубы, презрительно глядя на отца. — Почему у тебя из ушей торчит какая-то шерсть? Это возмутительно и неприлично.

Матери она говорила:

— Я понимаю, что в кухне ты должна надевать передник. Но зачем же входить в этом ужасном виде в столовую, где я пью кофе? Меня тошнит от твоего вида.

Когда у матери бывала мигрень, она никогда не входила в ее комнату:

— Я могу заразиться.

Она никогда не заходила в кухню:

— Этот чад и пар могут испортить мою кожу.

Когда с балетной карьерой было покончено, она решила придумать какое-нибудь другое применение своим артистическим силам, и для этого, прежде всего, стала изобретать себе псевдоним. Кинематографические дивы, обладающие невероятно-собачьими кличками, ее вдохновляли.

Имена — Трида Тельда, или Грида Мельда, или Мильтрид Стриль, или Вента Болида. Каждый день являлось что-нибудь новое, небывало-звучное.

Кто-то сказал, что в мире искусства удачный псевдоним — это уже половина успеха. Как же не похлопотать о половине успеха?

Из рассказа «Ирочка» (1939).

Иллюстрация: Д. Бурлюк. Дорога к искусству.

Подготовка публикации: ©Зеленая лампа, 13.11.2023

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?