Татьянино. Церковь Рождества Христова.

Церковь Рождества Христова — один из самых выразительных памятников Нерехтского района, обладающий стройностью объёмной композиции и развитым фасадным декором. Храм типа восьмерик на четверике относится к лучшим культовым сооружениям барокко 1-ой пол. 18 столетия в области, сооружённым по проекту профессионального архитектора, вероятно, принадлежащего московской школе. Тяжеловатые пропорции и схематический характер ордерного декора колокольни, сооружённой в стиле классицизма, выдают руку местных мастеров. Церковь стоит в центре села на широкой площади, северным фасадом обращена к большому пруду, восточным — к подъездной дороге. Село Татьянино известно с 1535 года, когда оно было дано в поместье Ивашову — дьяку Посольского приказа. В конце 16 или нач.17 в., после смерти детей Ивашова, Татьянино с деревнями стало вотчиной И.И.Колобова, а от него перешло к сыну Н.И.Колобову, отличившемуся в литовских походах 1658 г. и служившему в Москве полковником Стрелецкого приказа. В 1702 г. Н.И.Колобов с.Татьянино отдал в приданое своей дочери — Парасковьи Никифоровне, вышедшей замуж за М.Г.Собакина. Тот и построил в 1733 г. в селе каменную Рождественскую церковь, видимо, сменившую старую деревянную. (Этот Собакин — потомок В.С.Собакина, новгородского купца, на дочери которого Марфе был женат Иван Грозный, и которая вскоре умерла столь неожиданно).
После смерти М.Г.Собакина село Татьянино опять было возвращено Ивашовым. В 1860 г. Татьянино с деревнями принадлежали уже В.А.Аладину. Относительно существующей церкви, то в дальнейшем, по какой-то причине,прежний её алтарь был разобран, но вскоре заменён новым (приложенным к четверику без перевязки), с воспроизведением первоначального декора. Колокольня же была сооружена в 1-й четв. 19 в., а трапезная с приделами Знамения и Николая Чудотворца появилась во 2-ой четв. 19 столетия. Композиция церкви складывается из высокого храма типа восьмерик на двусветном четверике с низкой гранёной апсидой, широкой трапезной, боковые приделы которой частично закрывают боковые фасады храма, и довольно массивной трёхъярусной колокольни, состоящей из четвериков с четырёхгранным трибуном в основании утраченного шпиля. К настоящему времени утрачена гуськовая кровля и шпиль колокольни, частично обрушен свод трапезной, не сохранились скатные кровли трапезной и алтаря. От клеевой живописи 1840-1850-х годов покрывавшей стены храма, уцелели лишь фрагменты псевдобарочных обрамлений сюжетных композиций на западной стене восьмерика и в простенках верхних окон на южной стене… Село, в данный момент, не заброшенное. Дважды в день туда ходит небольшой рейсовый автобус из Нерехты, проходя по близости от ряда интересных населённых пунктов Марьинской, Хомутовской и Татарской сельских администраций.
По материалам: Д.Ф.Белоруков «Деревни,сёла и города Костромского края», стр.260-261; «Памятники архитектуры Костромской области», 11 выпуск, стр.269-271.

Один из самых выразительных памятников Нерехтского района, обладающий стройностью объемной композиции и развитым фасадным декором. Храм типа восьмерик на четверике относится к лучшим культовым сооружениям барокко 1-й пол. 18 столетия в области, сооруженным по проекту профессионального архитектора, вероятно принадлежавшего к московской школе. Тяжеловатые пропорции и схематический характер ордерного декора колокольни, сооруженной в стиле классицизма, выдают руку местных мастеров.
Церковь стоит в центре села на широкой площади, северным фасадом обращена к большому пруду, восточным – к подъездной дороге. Село Татьянино известно с 1535 г., когда было дано в поместье дьяку Посольского приказа Ивашову. В кон. 16 или нач. 17 в. оно перешло в вотчину И.И. Колобова, полковника Стрелецкого приказа и оставалось во владении его потомков. В 1734 г. попечением Парасковьи Никифоровны Колобовой была возведена существующая каменная церковь, видимо, сменившая старую деревянную (по другим сведениям, заказчиком храма являлся М.Г. Собакин, муж Колобовой, получившей село в приданое от своего отца Н.И. Колобова). По какой-то причине алтарь храма был разобран, но вскоре заменен новым (приложенным к четверику без перевязки), с воспроизведением первоначального декора. Колокольня была сооружена в 1-й четв. 19 в., а трапезная с приделами Знамения и Николая Чудотворца появилась во 2-й четв. 19 столетия. К настоящему времени утрачена гуськовая кровля и шпиль колокольни, частично обрушен свод трапезной, не сохранились скатные кровли трапезной и алтаря, от настенных росписей уцелели небольшие фрагменты, позволяющие датировать ее 2-й четв. – сер. 19 в. Стены здания сложены из кирпича, фасады колокольни оштукатурены.Композиция церкви симметричная относительно продольной оси, складывается из высокого храма типа восьмерик на двусветном четверике с низкой граненой апсидой, широкой трапезной, боковые приделы которой частично закрывают боковые фасады храма, и довольно массивной трехъярусной колокольни, состоящей из четвериков с четырехгранным трибуном в основании утраченного шпиля.Стройный двусветный четверик храма с полуглавиями по центрам фасадов имеет двухосевую композицию боковых фасадов. Углы объема оформлены огибающими лопатками, в верхней части украшенными рустом вперебежку, карниз, раскрепованный на углах, состоит из ряда полочек и каблучков. Окна с пологими лучковыми перемычками помещены в прямоугольные перспективные нишки и украшены рамочными наличниками, различными в первом и втором ярусах. Над двухступенчатой полочкой, завершающей рамку нижнего окна помещена профилированная лучковая бровка. Наличники верхних проемов, с узкими ушками на углах, развиты вниз лежачей подоконной филенкой с пло-скими балясинами и завершены профилированными щипцами, увенчанными маленькими фигурными пинаклями над центром и краями. В подвышении полуглавия расположена круглая филенка-киот, плоское обрамление которой образует по бокам небольшие свесы с кистями, а в вершине акцентировано миниатюрным замком. Ребра восьмерика подчеркнуты диагонально поставленными пилястрами, наложенными на огибающие лопатки. Над ними раскрепован трехчастный антаблемент с прямоугольными лежачими филенками во фризе и невысокий аттик, украшенный профилированными круглыми филенками. Арочные окна, световые на диагональных гранях и ложные на основных заключены в перспективные наличники, полувалик по внешнему обводу которых перебит бусинами и опирается на профилированные подоконники. Композиция наличника дополнена двумя треугольными накладками и миниатюрной круглой нишкой над верхней частью и лежачим щитом с уширенными углами под проемом. Кирпичная главка храма опирается на восьмигранный глухой барабан, декорированный тонкими полуколонками и арочными нишками. Изломы стен пятигранной апсиды подчеркнуты лопатками, крепующими профилированный карниз, окна, световое в восточной грани и ложные в диагональных, оформлены аналогично нижним окнам четверика.Плоскостный и сухой декор трапезной ограничен несложным трехчастным антаблементом и профилированными сандриками-полочками, поднятыми над прямоугольными окнами. Углы объема, чуть заглубленные относительно плоскостей стен, скруглены. Все яруса колокольни прорезаны высокими арочными проемами. Фасады нижнего четверика украшены четырехколонными портиками с чуть расширенным средним интерколумнием. Трехчетвертные тосканские колонны без энтазиса, поднятые на высоких постаментах, несут трехчастные антаблементы и пологие треугольные фронтоны. Такие же портики второго яруса состоят из полуколонн, поддерживающих неканонический двухчастный карниз, а в верхнем ярусе полуколонны поставлены у углов четверика.Внутри высокое и светлое пространство храма перекрыто восьмидольным сводом, переход от восьмерика к четверику осуществлен с помощью плоских двухступенчатых тромпов. Окна, сохранившие старые кубоватые решетки, помещены в глубоких амбразурах с большими отливами. В алтарь, имеющий изнутри полуциркульную форму и перекрытый коробовым сводом с конхой, ведут три арочных прохода. Широкая арка связывает храм с двухстолпной трапезной, своды которой, поперечные коробовые в центральной части и крестовые в боковых, опираются на подпружные арки. Прямоугольные в плане алтари приделов имеют полулотковые своды. Крестообразное пространство нижнего яруса колокольни завершено восьмидольным сводом с узкими диагональными лотками, идущими от срезанных углов.От клеевой живописи 1840—1850-х гг., покрывавшей стены храма уцелели фрагменты псевдобарочных обрамлений сюжетных композиций на западной стене восьмерика и в простенках верхних окон на южной стене.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 30; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 112 № 67; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 32; Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края. Кострома, 2000. С. 260-261; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 11: Нерехта и Нерехтский район. Кострома, 2009. С. 269-271.

Христорождественская церковь села Татьянина каменная, с такою же колокольнею; построена в 1734 г. тщанием прихожанки прихода Параскевы Никифоровны Колобовой. Ограда вокруг церкви каменная, покрыта железом. Кладбище вне церковной ограды за селом, в полуверсте от церкви, обнесено деревянною оградою, без особой церкви. Престолов три: в холодной – во славу Рождества Христова, в теплой правый – в честь иконы Знамения Божией Матери и левый – во имя святит. и чуд. Николая.
Причт состоит из священника и псаломщика; казенного жалования священнику 105 руб. 84 коп., псаломщику 35 руб. 28 коп. Причтовый капитал 723 руб. 50 коп,; кружечного дохода на долю священника 600 руб. и псаломщика 200 руб. Дома у членов дома свои. Церковной земли, состоящей в пользовании причта: усадебной 2 дес. 466 кв. саж. и пахотной удобной 33 дес. План и межевая книга на пахотную землю имеются.
Прихожан муж. пола 809 душ, жен. пола 913. Приход по характеру занятий – сельскохозяйственный, с отхожими промыслами плотников и пилильщиков. В приходе 12 селений на расстоянии 3 верст от церкви. В приходе имеется одна земская одноклассная школа.
«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, том 1. Кострома. Губернская типография, 1911 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?