Татьяна СУХОТИНА-ТОЛСТАЯ
Это произошло в последние годы жизни отца [Л. Н. Толстого], когда он писал свой последний большой роман «Воскресение».
Раз я вошла в его кабинет и увидела, как он раскладывает на столе карты. Часто, желая отдохнуть или поразмыслить о написанном, отец прибегал к пасьянсу, но, раскладывая карты, все же думал о своем. Он загадывал: если пасьянс выйдет, он сделает так, а если нет, — поступит иначе.
Зная эту его привычку, я спросила его:
— Ты что-то задумал?
— Да.
— А что?
— А вот что. Если пасьянс выйдет, Нехлюдов женится на Катюше; если нет, я их не поженю.
Когда отец закончил пасьянс, я его спросила:
— Ну и что же?
— А вот что, — сказал он, — пасьянс вышел, но Катюша не может выйти за Нехлюдова…
И он мне рассказал забавный случай из жизни Пушкина, о котором ему поведала его друг княгиня Мещерская. «Однажды Пушкин поведал княгине: «Представьте себе, что сделала моя Татьяна? Она отказала Онегину. Этого я от нее никак не ожидал»».
— Так вот, — заметил отец, — когда персонаж создан писателем, он начинает жить своей собственной жизнью, независимой от воли автора. Автору остается только следовать его характеру. Вот почему моя Катюша и пушкинская Татьяна поступают согласно своей, а не авторской воле.
«Однако, — подумала я, — чтобы создавать живые персонажи, надо быть Пушкиным… или Толстым».
Из мемуаров «Зарницы памяти» (первая публикация на русском языке в 1976).
_____________________________________________________________________
Л. Пастернак. Студент Нехлюдов читает Катюше. Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Воскресение».
Подготовка публикации: ©Зеленая лампа, 11.02.2023