Татьяна Алексеевна родилась 20 декабря 1900 года в Нижнем Новгороде в семье учителя и литератора Алексея Ивановича Лебедева. Мать, Анастасия Петровна, происходила из дворянского рода Мавриных и тоже занималась преподавательской деятельностью. Младший брат Сергей — академик, основатель советской компьютерной промышленности. В 1920 году семья переезжает в Москву.
В 1921—1929 годах училась во Вхутемасе-Вхутеине (учителя — Н. В. Синезубов, Г. В. Фёдоров, Р. Р. Фальк). Была членом группы «Тринадцать». С 1930 года использовала в качестве псевдонима девичью фамилию матери — Маврина.
В послевоенные годы стала писать в яркой и открытой манере, близкой примитивизму, древнерусскому и народному искусству. Много работала не только в живописи, но и в книжной иллюстрации (оформила более 200 книг). Некоторые рисунки Мавриной послужили основой небольших рассказов, написанных Юрием Ковалём. Известны её работы для театра и кино. Татьяна Маврина умерла 19 августа 1996 года. Похоронена в Москве в колумбарии Новодевичьего кладбища.
Муж — художник Н. В. Кузьмин (1890—1987).
Не одно поколение детишек советской эпохи выросло на иллюстрированных книжках известной российской художницы Татьяны Мавриной, которую эксперты ставят в один ряд с Васнецовым, Билибиным и Поленовой. Ей единственной из русских художников-иллюстраторов детских книг была присуждена престижная международная премия Андерсена, которой с 1956 года награждаются лучшие иллюстраторы всего мира.
Уже в конце 1920-х 27-летняя Маврина стала участником объединения «Тринадцать», члены которого не выступали с громкими заявлениями и манифестами, а решали прямые художественные задачи посредством пластического искусства. «Рисовать быстро, рисовать в темпе натуры, без поправок, без ретуши, никакой готической изломанности и душевной неуравновешенности. » — таковы были основные принципы этой группы. Их-то художница пронесла через все свое творчество
В 1930-х Татьяна Маврина начинает работать над иллюстрациями к детским изданиям в лубочном народном стиле. Именно в то время она начала использовать в качестве псевдонима девичью фамилию матери — Маврина. Художница не побоялась взять дворянскую фамилию своих предков в лихие 30-е, тем самым, кинув вызов не только системе, но и выразив протест соцреализму своим неординарным творчеством.Невзирая на все передряги и гонения, Татьяна Алексеевна продолжала писать в свойственной ей манере — яркой и открытой, близкой примитивизму, древнерусскому и народному искусству. Ее графика всегда была сказочной, затейливо-узорной, фольклорной, насыщенной эйфорией. Окружающий мир вызывал у Мавриной неподдельный интерес, с которым она щедро делилась со своим зрителем. А вся народность, так знакомая ей по Нижегородскому детству: с прялками, сундуками и расписными коромыслами, воплотилась в ее рисунках.Создавая иллюстрации, Татьяна Маврина продолжала работать над городскими московскими пейзажами. Также она бесконечно путешествовала по маленьким провинциальным городам, привозя с поездок не только впечатления, но и свою незатейливую живопись: «География фантастическая от гор, рек, болот, оврагов, лесов до всяких легенд, старых городов вокруг: Суздаль, Владимир, Юрьев-Польский, Муром, Городец, а там живописные народные промыслы городецкие, семеновские, хохломские, палехские, мстерские. Город в окружении фольклора», — писала в воспоминаниях художница.Создавая целые альбомы в творческих поездках, Маврина запечатлевала не только архитектуру малых городов и старорусских сел, но и судьбы их обитателей — людей и животных. Измученных бытом женщин, пьянчуг, меняющих стеклотару на пиво, синих ворон и фиолетовых сорок, кричащих над всем этим провинциальным безобразием — одним словом безысходную жизнь простого люда. К слову сказать, рисунки, сделанные во время путешествий по русским городам, вызывали большой интерес и по праву считались частью отечественного искусства 70—80-х годов.Сейчас Маврину знают и ценят как художницу, воплотившую в своем творчестве множество принципов народного русского искусства, которое она так прекрасно знала и любила. Русская иконопись, лубок, вышивка, глиняные игрушки представляли для нее интерес не только как предметы коллекционирования, но и как образцы высокой художественной народной культуры, живого языка, к которому она обращалась в своем творчестве.Знаменитый стиль художницы — нарочито-простоватый, «под народ» — лишь в шестидесятые годы стал приемлем для советских книжных издательств. И её иллюстрации к детским книжкам и русским сказкам в таком стиле были допущены наконец-то в печать. А поскольку в семидесятые этнос и прочая народность прочно вошли в моду, чиновники и критики посмотрели, наконец, на рисунки Мавриной теми глазами, которыми смотрел десятилетиями её муж Николай Васильевич. Понравились и им, наконец, мавринские кони, сани, волки, птицы и обожаемые художницей кошечки и котики.Хотелось бы еще раз отметить, что именно за эту ее «инаковость» в творчестве и была присуждена Татьяне Алексеевне международная премия имени Г.-Х. Андерсена в 1976 году. Она очень длительное время оставалась единственной из отечественных художников детской книги, ставшей лауреатом этой престижной награды в области книжной графики.