Татищев Погост уже в первой половине XVII века, отвечая своему названию, принадлежал известному дворянскому роду Татищевых. Прах одного из видных представителей этой фамилии – российского дипломата первой половины XIX века Д.П.Татищева покоиться у алтаря Сергиевской церкви. Сергиевская церковь строилась как усадебный храм, предназначенный для узкого круга лиц. Она входила в состав большого усадебного комплекса, от которого ныне осталось лишь две-три, словно забытые липы.
Церковь Сергия Радонежского, освященная в 1810 году, — прекрасный образец русского классицизма. Стройная ротонда, перекрытая пологим куполом, имела четыре портика, расположенные по сторонам света, Удачно найденные пропорции, умеренное использование декоративных деталей придают зданию необычайную гармоничность и целостность архитектурного образа. Строгая симметрия фасада и плана, отсутствие привычного алтарного выступа и трапезной, которая была пристроена лишь в середине XIX века, делали Сергиевскую церковь похожей на языческие храмы Древнего Рима. Это с возмущением отметил ярославский епископ, осмотревший храм вскоре после его завершения. Такого рода сходство далеко не случайно. Архитектура Сергиевской церкви лежит в русле так называемого «русского палладинства». Это течение архитектурной мысли, получившее особое развитие во второй половине XVIII века, широко использовало опыт одного из крупнейших итальянский архитекторов эпохи Возрождения Андреа Палладио (1508-1580). Через творчество Палладио, а также путем непосредственного изучения древних образцов русские зодчие екатерининской эпохи приобщались к великому архитектурному наследию античности.
Внутри Сергиевская церковь богато украшена изящной «гипсовой уборкой»: розетками, гирляндами, тонкопрофилированными карнизами и фризом. Интерьер украшали так же колонны, полуколонны и пилястры, выполненные в духе строгого классицизма. Архитектурное совершенство Сергиевской церкви заставляет искать авторов ее проекта среди ведущих зодчих того времени. История постройки храма и его композиция позволяют высказать некоторые предположения на сей счет. Проект Сергиевской церкви, по-видимому, был готов уже в 1802 году, когда Д.П. Татищев, находившийся в это время на службе в коллегии иностранных дел в Петербурге, подал в Ярославскую консисторию прошение о разрешении на постройку в Татищевом Погосте каменной церкви. В 90-е годы XVIII века Татищев служил под началом известного дипломата графа А.А.Безбородко и пользовался его расположением и доверием. Если учесть знатность происхождения и большие родственные связи Татищева, то не остается сомнений в том, что он был частым гостем в доме графа Безбородко, славившегося своим хлебосольством и «открытым» образом жизни. Вполне вероятно, что в доме Безбородко Татищев, живо интересующийся искусством, познакомился с замечательным русским архитектором конца XVII века Николаем Александровичем Львовым (1751-1803), крупнейшим представителем «русского палладинства». Львов был близко знаком с графом Безбородко, как и Татищев, служил под его началом, проектировал по заказу графа здание Почтамта в Петербурге.
Сергиевская церковь очень напоминает храмы и мавзолеи, выстроенные по проектам Львова. Как и другие творения этого зодчего, она отличается гармонической ясностью и уравновешенностью композиции. Именно ротонда – излюбленная Львовым архитектурная форма – положена в основу замысла Сергиевской церкви. Эта форма более всего соответствовала и мемориальному характеру храма, предназначено стать местом захоронения Татищева.
По книге Н.С. Борисова «Окрестности Ярославля. Диево Городище — Красное — Некрасовское — Карабиха — «Великое Село» — Филиппово»
Погост Татищев, помещичье село, при реке Луге и колодцах, стоящее на склоне холма, в 18 верстах от Ростова и полуторах верстах от границы Ярославского уезда. В нем 81 двор и 235 душ при 236 наделах. В 1872 г. здесь открыто училище.
Сельская одноглавая каменная, круглая, с колокольнею, церковь во имя преп. Сергия Радонежского чудотворца выстроена в 1810 г. усердием Дм. Пав. Татищева по плану, высланному из Италии, а трапеза с двумя престолами: во имя Смоленской Божией Матери и во имя св. Николая пристроена в 1851 г. усердием прихожан.
Внутренность храма украшена колоннами и гипсовой лепной работой, иконы — частью живописные, частью греческого письма. Ранее этой церкви здесь находилась деревянная, которая и нарушена около 1802 г.
Храмозданная грамота 1802 г. декабря 13 дана преосвящ. архиепископом Ярославским и Ростовским Павлом и сохраняется в здешней церкви.
Все существующие в приходе крестные ходы установлены или по желанию и усердию прихожан или по случаю холеры, свирепствовавшей в окрестностях села. При здешней церкви числится 35 десятин земли и приход из 4 селений.
Название свое «Татищев» погост получил от фамилии гг. Татищевых, когда-то здесь проживающих, а фамилия Татищевых ведет свое начало от Василия по прозванию «Татища», сына Станислава, составлявшего 9-е колено потомства Рюрика.
Из межевой книги, хранящейся в конторе общества крестьян Татищева – погоста, видно, что в то время в селе было 35 дворов и 105 душ и близ этого села находились две деревни Козлякова и Семенцева, которые в настоящее время уже не существуют.
А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г.
25 сентября 2023 года исполнится 213 лет храму Сергия Радонежского в селе Татищев Погост Ростовского района. Первые сведения о селе Татищев Погост приведены в грамоте царя Михаила Романова от 16 мая 1619 года боярину Юрию Игнатьевичу Татищеву: «Пожаловано за Московское сидение из его поместья Ростовского уезда Сотемского стана село Погост на реке Луте». Из этой же грамоты следует, что Погост уже тогда был большим селом с двумя церквями, с крестьянскими избами возле них и боярскими хоромами. С того времени село стало называться по имени новых владельцев — Татищев Погост. Родоначальником рода Татищевых считают князя Василия Юрьевича по прозвищу «Татищ», полученному за то, что будучи воеводой в Новгороде он открыл заговор против великого московского князя и как «тать», ночью, схватил главного зачинщика. Михаил Юрьевич Татищев — сын первого владельца села — был окольничим и ростовским воеводой, он значительно расширил и благоустроил Татищев Погост. Однако наибольшего расцвета село достигло при Дмитрии Павловиче Татищеве.
В 1802 году Д. П. Татищев, находившийся в это время на службе в коллегии иностранных дел в Петербурге, подал в ярославскую консисторию прошение о разрешении на постройку в Татищевом Погосте каменной церкви. В 1810 году в центре села на средства Д.П. Татищева была выстроена Сергиевская церковь, во имя преподобного Сергия Радонежского, прекрасный образец русского классицизма. Сергиевская церковь очень напоминает храмы, выстроенные по проектам замечательного русского архитектора конца ХУIII века Н.А. Львова. Как и другие творения этого зодчего, она отличается гармонической ясностью и уравновешенностью композиции. Стройная ротонда, перекрытая пологим куполом, имеет четыре портика, расположенные по странам света. Эта форма более всего соответствовала и мемориальному характеру храма, предназначенного стать местом захоронения Татищева. Удачно найденные пропорции, умеренное использование декоративных деталей придают зданию необычайную гармоничность и целостность архитектурного образа. В 1851 году на средства прихожан были пристроены трапезная с колокольней.
Внутри Сергиевская церковь была богато украшена. Чудесные росписи храма, его убранство, иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы и святых произведут на вас большое впечатление. В годы гонений на православную веру при советской власти храму повезло: здесь не было ни склада, ни клуба, ни тракторной станции — и поэтому многое сохранилось. Конечно, того великолепия, какое было 200 лет назад, нет. Но забота прихожан храма дает ему дальнейшую жизнь. Батюшка вместе с немногочисленными прихожанами выполняет посильные косметические работы, но этого недостаточно. Сергиевскому храму нужна полноценная реставрация.
В заключении стоит упомянуть об исторической страничке самого села. Роковым для Татищева Погоста стало 1 апреля 1832 года, когда пожар уничтожил почти все село вместе с барской усадьбой. В одну ночь усадьба сгорела дотла, подожженная крестьянином, насильно перевезенным сюда из Костромской губернии. В то время владелец усадьбы находился в Вене, откуда пришло от него распоряжение восстановить усадьбу заново, барский дом выстроить каменным, употребляя на расходы весь крестьянский оброк. Тогда же граф принял это необычное решение — возвести из кирпича и все крестьянские дома. Для этой цели рядом с селом были выстроены два кирпичных завода. Однако лишь к середине 40-х годов было заготовлено достаточное количество кирпича. Но проект так и не осуществился — помешала тому смерть графа, последовавшая 16 сентября 1845 года. Из далекой Вены гроб его был перевезен в Татищев Погост и похоронен возле Сергиевской церкви. Часть припасенных материалов пошла на устройство склепа, остальное, в том числе и то, что осталось от старого дома, — на постройку трапезной при Сергиевской церкви.
В 1910 году по восстановленному по памяти эскизу в селе выстроили сохранившийся доныне так называемый образцовый дом в три окна, с фигурным фронтоном и башенками — как бы воплощенная в камне мечта Д.П.Татищева, которой так и не суждено было осуществиться полностью. Стоит упомянуть то, что богатство той ветви рода Татищевых во многом объяснялось их родственными связями: отец Д. П. Татищева был троюродным братом императрицы Анны Иоанновны, а бабка – родной сестрой канцлера графа М. И. Воронцова.
Сергиевская церковь в Татищевом Погосте, бесспорно является одним из лучших архитектурных памятников эпохи классицизма на территории Ярославской области.
Из статьи А. В. Гусаровой «Вдали от суеты». Семибратовская библиотека. # Час православия.