Ташкент. Николаевский женский монастырь.

«Свято-Троицкий Никольский женский монастырь насчитывает столетнюю историю. В 1893 г. была учреждена женская обитель Преосвященнейшим Григорием (Полетаевым), но осуществиться смогла только после того, как полковник Ионов пожертвовал для этой цели три десятины земли. Спустя год было произведено освящение сестринского корпуса и домовой Церкви. Церковь имела престол во имя Святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Таким образом на пожертвования коллежского советника Сахарова и купца Смирнова, община с наименованием «Николаевской» была утверждена в 1894 году. Освящение нового здания совершил Преосвященнейший Григорий. Настоятельницей монастыря была назначена Игумения Лидия. Второй Игуменией монастыря стала Каллиста из Тихвинского монастыря. Не долго трудилась на пользу Обители, лишь пять месяцев, и умерла от паралича сердца, но в это короткое время сделала многое. Игумения Каллиста привезла с собой в дар монастыря икону (копию) Тихвинской Б.М. Чудотворный образ Богоматери. Третьей Игуменией была Евсевия, прибывшая из г. Троицка Казанского женского монастыря. Вместе с нею прибыли две инокини, из которых одна владела золотошвейным искусством, а другая прекрасно писала Святые Образа… К этому времени число сестер возросло до 50-ти вследствие чего явилась нужда в постройке второго корпуса для сестер Обители.
В 1897 г. по благословению Преосвященнейшего Никона (Богоявленского), произведена постройка сестринского корпуса, возведен жилой дом для священника, с трапезной. В 1900 году расширилась территория монастыря, в числе жертвователей была дворянка Н.А. Искандер (жена Великого князя Николая Конст. Романова), в дар монастырю отведено 2,5 десятин земли. В 1909 году к настоятельству была вновь призвана Игумения Лидия. При ней была налажена внутримонастырская жизнь и внешне монастырь преобразовался. Матушка Игумения была очень волевой настоятельницей и оставила после себя добрую память и заметный след в устроении обители. В 1918 году Игумения Лидия была репрессирована и после нескольких лет заключения выслана в г. Ашхабад. Некоторое время монастырь оставался без возглавления, а в 1920 году Свято-Никольский женский монастырь, как и другие Храмы города Ташкента был закрыт. Долгие десятилетия, предшествовавшие возрождению Обители были прерваны. В 1990 году по Милости Божией и ходатайству Его Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимира (Иким) перед священным синодом, Свято-Троицкий Никольский женский монастырь начал свое возрождение.
В 1992 году настоятельницей монастыря была назначена Игумения Любовь (Якушина). В 1996 году в монастырь состоялся исторический визит Первоиерарха Русской Православной Церкви Его Святейшества, Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси. В настоящее время монашеская жизнь в монастыре практически восстановлена. В Обители 27 сестёр (на 2006г.), построен монашеский корпус с трапезной и просфорней. Ежедневно совершаются уставные Богослужения, читается «Неусыпаемая Псалтирь», монашеское правило. Помимо чудотворной иконы «Скоропослушница», в обители имеется ковчежец преподобного мученика Евстратия, 900-летие которого отрпраздновано 10 апреля 1997г., а так же Крест с частицей Животворящего Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Господня. При монастыре существует Воскресная школа. Монастырь имеет земельный удел в 9 га и два Подворья в Киргизии».
По материалам напечатанного типографским способом цветного буклета, любезно предоставленного сёстрами при посещении сей обители
«Идея создания женской обители принадлежала Преосвященному Григорию (Полетаеву), но осуществилась она после того, как полковник Ионов пожертвовал для этой цели участок земли в размере 3 дес. 430 сажень. 21 апреля состоялся крестный ход от Спасо-Преображенского собора к месту основания женской обители, в котором приняли участие 3000 человек. 17 мая 1893г. Преосвященный Григорий освятил на месте иноческой общины закладку знаний, предназначенных под церковь и кельи. Первый монастырский корпус был построен в 1894 году, а 15 февраля 1894 года была освящена домовая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. 25 ноября 1894 года по Высочайшему соизволению обитель была утверждена с наименованием «Николаевская». Указом Священного Синода от 19 сентября 1901 года община была переименована в женский Свято-Николаевский общежительный монастырь.
В 1903 году государь император Николай II пожертвовал монастырю участок в 524 десятины. На этой заимке в 1911 году с благословения Преосвященного Димитрия был построен молитвенный дом на частные пожертвования разных лиц. В 1912 году молитвенный дом был освящен в честь Преподобного Серафима Саровского.1 июня 1894г. исполняющей должность настоятельницы общины была назначена послушница Лидия».
По материалам сайта http://www.pravoslavie.uz
«Свято-Троицкий Никольский женский монастырь насчитывает столетнюю историю. В 1893 году была учреждена женская обитель. Спустя год было произведено освящение сестринского корпуса и домовой Церкви. Церковь имела престол во имя Святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Община с наименованием «Никольский» была утверждена в 1894 году. Но, как и многое в прошлом веке, в 1920 году Свято-Никольский женский монастырь, как и другие Храмы города Ташкента, бал закрыт. И только в 1990 году по Милости Божией и ходатайству Его Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимира (Иким) перед священным синодом, Свято-Троицкий Никольский женский монастырь начал свое возрождение, а в 1996 году его посетил Патриарх Русской Православной Церкви Его Святейшество Алексий-II, Патриарх Московский и всея Руси».
http://www.orexca.com/rus/uzbekistan_churches_nikolskiy.shtml 

Свято-Николаевский монастырь, общежительный, при селе Успенском, в 5 верстах от города Ташкента, в местности аула Карабат, Ниязбекской волости. Учрежден в 1901 году из женской общины, основанной в 1894 году.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Николаевская монашеская женская община основана в 1893 г. по инициативе епископа Григория (Полетаева) и военного губернатора Сырдарьинской области Н.И. Гродекова.
21 апреля 1893 года преосвященный Григорий возглавил крестный ход, в которым около 3 тысяч горожан двинулись с пением молитв от Спасо-Преображенского собора по Куйлюкскому тракту к реке Салар, где архипастырь совершил освящение воды. Затем крестный ход направился к селу Успенскому в местности аула Карабатай, Ниязбекской волости, где епископ Григорий освятил место основания будущей обители.
17 мая преосвященный Григорий заложил первые камни в основание зданий храма и келейного корпуса. Благотворителями явились полковник Е.И. Ионов и его супруга М.Ф. Ионова, пожертвовавшие для будущей обители участок земли в 3,5 гектара с хозяйственными постройками и садом. Супруги Ионовы, также жена коллежского советника Н.А. Сахарова и жена купца Е.М. Смирнова помогли в постройке храма и келейного корпуса для сестер.
К концу 1893 года число послушниц в общине достигло двадцати, было построено здание для келий сестер. Здание состоит из большого дома, по средине которого идёт широкий коридор с кельями по сторонам. В конце коридора находится дверь, ведущая в церковь во имя св. чудотворца Николая.
15 февраля 1894 года состоялось освящение храма во имя святителя Николая Мирликийского. К храму примыкала высокая колокольня из жженого кирпича, имевшая девять колоколов, самый большой из них весил 100 пудов.
Императорским указом от 25 ноября 1894 года женской иноческой общине близ Ташкента присвоили наименование «Николаевская»; при этом царь Александр III подарил обители для ее расширения еще 40 гектаров земли в том же селе Успенском.
В 1895 году на должность настоятельницы Ташкентской общины была назначена инокиня Каллиста, прежде подвизавшаяся в Тихвинском монастыре. С собой она привезла в дар ташкентским сестрам копию Тихвинского образа Божией Матери. В 1896 году настоятельницей стала инокиня Лидия. В 1896 году настоятельницей общины была назначена игумения Евсевия, прибывшая из Казанского монастыря города Троицка. К тому времени число сестер возросло до пятидесяти, в одном здании им становилось тесно, и по благословению епископа Никона в 1897 году был построен и освящен второй, более обширный келейный корпус.
В 1900 году дворянкой Надеждой Искандер (жена великого князя Н.К. Романова) пожертвован участок земли мерою 4804 квадратных сажень, находящийся в Ташкентском уезде, Ниязбекской волости, в даче Карабашского сельского общества, в местности Тарлагач-Тепе.
19 сентября 1901 года указом Святейшего Синода общине был присвоен статус общежительного женского монастыря с наименованием «Ташкентский Свято-Николаевский».
В 1903 году император Николай II подарил обители участок земли в 524 гектара в 25 километрах от Ташкента, за селом Черняевским. Там было организовано монастырское подворье и построен храм, в 1911 году освященный во имя преподобного Серафима Саровского, по благословению епископа Димитрия (Абашидзе).
С 31 июня 1906 г. по 1 мая 1910 г. священником церкви Николаевского женского монастыря являлся Борисоглебский Иоанн Иоаннович. Состоял законоучителем монастырской церковно-приходской школы. Скончался 29 ноября 1910 года. Был похоронен в ограде Николаевского монастыря. С 1907 года настоятельницей Ташкентской Свято-Николаевской обители была назначена монахиня Лидия (Нагорнова).
Свято-Николаевский монастырский храм был рассчитан на 60-70 молящихся и уже становился тесен как для самих сестер, так и для все более многочисленных паломников и прихожан села Успенского. Тут же школа и деревянные дома для причта. Школа была открыта по благословению епископа Аркадия, в которой воспитываются и обучаются маленькие девочки, преимущественно сиротки, а также в монастырь на перевоспитание принимались малолетние правонарушительницы. Здесь учат Закону Божию, русскому языку, истории, географии, чистописанию, арифметике и рукоделию. Школа привлекает немало детей и из соседних хуторов.
В 1911 году преосвященный Димитрий (Абашидзе) освятил закладку монастырского собора во имя Успения Божией Матери. Храм проектировался пятиглавый, трехпрестольный, с боковыми приделами во имя святителя и чудотворца Николая и святителя Василия Великого. Автором проекта являлся выдающийся архитектор А. Щусев. Строительство было начато, но приостановлено из-за начавшейся Первой мировой войны.
К.К. Романов посетил монастырь лично, сделав пожертвование монастырю, в том числе в виде земель. Часть полученных земель использовалась и как монастырское место последнего упокоения. В 1916 году здесь подвизалось более ста сестер.
В 1922 году Ташкентский Свято-Николаевский женский монастырь был закрыт советской властью. В 1925 году в помещениях бывшего монастыря располагался реформариум — учреждение для перевоспитания малолетних правонарушителей.
Монастырская Николаевская церковь сохранилась в качестве приходской и после закрытия обители. Во второй половине 1920-1930 гг. церковь была известна под именем Успенской Куйлюкской церкви. В 1929 году протоиерей Андреев Михаил Михайлович служил в Куйлюкской Успенской церкви.
Источник: «К истории христианства в Средней Азии». 1998 г.; «По стопам Апостола Фомы»

Воспоминания псаломщика М. Гаврилова о посещении Николаевского женского монастыря (Ташкент). 22 января 1912 г.
К 1902 году 52 гектара монастырской земли распределялись так: 30 гектаров — под хлебом, 14 гектаров — под клевером, по 4 гектара — под садом и огородами. Имелись 10 лошадей, 12 рабочих волов, 30 коров, а также косилка, жнейка, молотилка, веялка, плуги и конные грабли.
В период обустройства Свято-Николаевский монастырь существовал в основном на доходы от выпечки просфор для всех храмов Ташкента, чтения Псалтири над усопшими, шитья риз для священнослужителей, иконописи, а также на доброхотные даяния благотворителей. Хозяйство было малоприбыльным, никакой помощи от казны не поступало.
….И не успели мы еще надышаться свежим, здоровым воздухом, не успели налюбоваться стройными, высоко-высоко вытянувшимися тополями, как впереди влево от дороги приветливо выглянул перед нами купол монастырской церкви и сквозь зелень показался целый ряд слабоосвещенных окон.
С особою отличительною иноческой приветливостью и ласковостью встретила нас настоятельница монастыря матушка Лидия. Охотно рассказала нам об устройстве обители, образе жизни монахинь и их занятиях. Каких только отраслей хозяйства в монастыре нет: хлебопашество, скотоводство, садоводство, пчеловодство, живопись, ткачество, рукоделие. Исполняется много работ золотом и шелком. День в монастыре строго распределен, в полпятого утра все уже на ногах и после утренней трапезы каждая занята работой (заутрени в будние дни, обыкновенно отправляемой в больших монастырях, здесь не бывает) и после утренней трапезы чая каждая занята «послушанием» — работой. На трапезу подаются квас с огурцами или щи с капустой и с постным маслом, — вообще, пища очень суровая и скудная. В праздничные дни трапеза после обедни в 11 часов, причем обычный скудный монастырский стол разнообразится некоторыми прибавками, кроме щей подается каша с постным маслом; в монастырском обеде получается, таким образом, вместо двух — три блюда, а в двунадесятые праздники бывает и четыре, прибавляется картофельный суп или холодная рыба. Ужин обыкновенно бывает по кельям; дают то, что останется от дневной трапезы.
В монастыре есть школа, в которой воспитываются и обучаются маленькие девочки. Окончив школу, девочки выбирают себе деятельность по желанию и способностям. Если потом у них не будет влечения к монашеской жизни, их отпускают уже вполне подготовленными к занятиям в миру. “Но случаи ухода из монастыря в мир бывают очень редко, — тихо говорила нам мать игумения, — ибо кто здесь побыл и привык к монашескому порядку, тот никогда не уйдет”.
Рано утром мы отправились осматривать обитель. Она не поражает грандиозностью своих корпусов, зданий, церкви, но все красиво, уютно и все носит следы исполненной вкуса, упорной и неутомимой работы монахинь. Тут же школа и деревянные дома для причта, а кругом, точно темно-зеленая рама, — сады и сады… Сады и огороды — это, кажется, любимое детище монастыря. Из садов и огородов мы отправились на скотный двор, рядом с ним построены: погреб, людская, просфирня, кузница и проч.
Источник: «К истории христианства в Средней Азии». 1998 г. «По стопам Апостола Фомы»

Упоминание Св. П. Остроумова 1911 г., во время посещения Ташкента Епископом Ташкентским и Туркестанским Дмитрием. После Литургии в 11 часов дня начался крестный ход в Ташкентский Николаевский женский монастырь для перенесения Св. мощей (частиц) в иконах Св. Василия великого и Успения Пресвятой Богородицы, дар и благословение Его Преосвященства. Икона Успения Пресвятой Богородицы небольшая, копия Чудотворной Киево-Печерской, в течении 50 лет была аналойною в Киево-Печерской Лавре; в ней есть металлический, вызолоченный ковчежец с частицами Св. мощей. Недалеко от монастыря Владыку встречал другой Крестный ход и духовенство, вышедшее из Монастыря. Но вот наконец и самый Монастырь. Вот множество богомольцев, монахини, матушка Игуменья Лидия с золотым наперсным крестом на груди, Начальник Края Самсонов с супругою, военный Губернатор Галкин, помощник Начальника Края Покотило, Уездный Начальник Н.П. Караульщиков и прочие чины торжественно ждут и встречают на том месте, которое предназначено для будущего Монастырского Собора. Епископ Дмитрий освятил место и благословил коленопреклонённую Игуменью Лидию иконою Успения Пресвятой Богородицы, предварительно благословив иконою на все четыре стороны и сказав монахиням краткое назидательное слово. После многолетий Крестный ход отправился в Монастырскую церковь. На другой день 28-го Ноября Преосвященный совершил в монастырской церкви чин погребения умершего в селении Троицком бывшего монастырского священника старца о. Иоанна Борисоглебского. О. Иоанн погребён в Монастырской ограде.
Туркестанские Епархиальные Ведомости, 1912 г. № 1

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?