Тара. Кафедральный собор Спаса Нерукотворного Образа.

Спасская церковь (1754-1776). Это единственное в Омской области каменное культовое сооружение в стиле сибирского барокко, памятник церковного зодчества 2-й половины 18 века. Строили её из крупноразмерного кирпича местного производства. В храме есть зимняя и летняя церкви.
Из книги А.В. Юдина «Вокруг света. Сибирь». 2006 г.

Спасская церковь г. Тары двухпрестольная, в нижнем этаже — во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя, а в верхнем — во имя пророка Илии. Каменная, построена в 1776 г. тщанием прихожан, прочна и вместительна. К церкви приписана дер. Лоскутова, в 10 верстах от города, летом в сообщении препятствуют болота; часовен и молитвенных домов нет. Причтовых построек, а равно земли нет.
Жалования от казны положено священнику 140 руб. и псаломщику 40 руб. в год. Капитал церковный в 5500 руб., с него получается процентов 192 руб. 17 коп. в год; капитал причта 4800 руб., процентов получается 180 руб. Братских кружечных доходов получается около 600 руб. Церковно-приходская школа устроена одна для всех приходов и содержится на средства всех городских церквей. На ее содержание от сей церкви выдается 35 руб. в год. Прихожан обоего пола 1262 человека, все православные. По штату причт положен из священника и псаломщика.
К.Ф. Скальский «Омская епархия» Омск. Типография А. К. Демидова. 1900 г.

Спаса Нерукотворного Образа церковь. Дата постройки: 1753-1776 гг.
Двухэтажная, состоит из храма с апсидой, трапезной и притвора с восьмигранной колокольней. Храм завершается восьмигранным барочным куполом, увенчанным световым фонариком с куполочком и луковичной главкой на высокой шее, угловые лопатки, полуколонки, перехваченные дыньками, “пламенеющие” очелья наличников первого этажа, ярусность венчающих элементов, на втором этаже храма находился балкон. Размеры: длина 15 сажень, высота — 16 сажень, ширина — 5 саж. 2 арш. Кресты были восьмиконечные позолоченные. Иконостас: В нижнем храме: был новый с колоннами, без резьбы, окрашенный белой краской, иконы были обведены позолоченными рамками; Царские врата — резные, вызолоченные, двухстворчатые с дугообразным завершением. В верхнем храме старинный деревянный иконостас, весь вызолоченный листовым золотом, с колоннами, капителями и карнизами, шестиярусный; Царские врата с резными вызолоченными решетками. Иконы древнего письма в греческом стиле. Хоры с западной стороны верхнего храма.
Ценности: серебряный чеканный крест длиной 9 вершков; Евангелие в полулист, напечатанное в 1694 году, с пятью украшениями из позолоченного серебра чеканной работы; дарохранительница; “риза и фелонь золото-серебряного дородора с разными шелковыми цветами, оплечье белой материи, вокруг и подле обложенное золотою сеткою, крест и звезды из белой парчи на подкладе, крашенном кирпичного цвета…” Почитаемый образ: Иверской Божией Матери, принесенный из Москвы, перед которым каждую пятницу читался акафист.
Колокола: 5, самый большой весил 30 пудов.
Приход: в 1900-м году в храме было 1262 прихожанина, к нему была приписана деревня Лоскутова, в 10 верстах от города.
Священник — протоиерей Павел Васильевич Никулин, 75 лет (1900), имевший набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест, ордена: Св. Анны 3-й степени и за 50-летнюю службу Св. Владимира 4 степени, наперсный крест в память войны 1853-1856 гг. и 2 медали в память императоров Николая I-го и Александра III-го. Псаломщик Дмитрий Алексеевич Пырьев, 42 лет, уроженец Тобольской губернии, окончивший Ишимское духовное училище.
Национализация имущества: в 1921 г. 100 икон, 6 колоколов и другие предметы.
В 1922 г. община заключила договор на аренду церкви. В 1935 г. – Григорианская община.
Священник: Павел Иеронимович Игнатьев (1864-1937), окончивший Тобольскую духовную семинарию, за период с 1920 по 1934 годы 8 раз привлекался за «контрреволюционную деятельность». В 1934 г. после окончания срока ссылки приехал в Тару. Расстрелян в Таре 1 ноября 1937 г. по делу о тарском братстве. Реабилитирован 29 ноября 1956 г. постановлением Президиума Омского облсуда.
В 1938 г. 24 июня передана на культурные нужды. В 1943-1944 гг. дважды обращались священники и прихожане с просьбой об открытии православной церкви. 1944 г. 14 октября уполномоченный по делам религии при Совмине СССР по Омской области ответил отказом. В 1940-е гг. размещались музей и архив, здание требовало ремонта. 1970-е гг. — спортшкола. В 1974 г. взят на государственную охрану как памятник республиканского значения постановлением Совета Министров РСФСР № Р 624. В 1979 г. в здании открыли краеведческий музей и картинную галерею. В 1988 г. поврежденная шаровой молнией колокольня была восстановлена в упрощенном виде. 1990 г. — храм передали верующим.
Проанализировав фотографии Спасского храма и обмерные чертежи, можно предположить, что церковь возводилась по образцу. Вероятно, жители Тары решили устроить свою первую каменную церковь наподобие тобольской Михаило-Архангельской церкви (1745-1754). Мы видим почти одинаковое объемно-планировочное решение. Тобольский храм отличают оригинальный архаичный элемент — всход — наружная лестница на аркаде с крышею на пилонах, а также более вычурные завершения храма и колокольни. Но основные декоративные элементы почти идентичны. Очень важным является тот факт, что на втором этаже храма находился балкон (этот элемент ранее в литературе остался незамеченным). Балкончики иногда встречаются в барочных церквях Урала и Сибири, например, в Михаило-Архангельской и Пятницкой церквях Тобольска, Петропавловской церкви Североуральска (Петропавловска). К сожалению, этот интереснейший архитектурный элемент был утрачен. Храм окружала ограда из фигурной металлической решетки на каменном основании и каменных столбах.
Лебедева Н.И. Храмы г. Тары // Культурологические исследования в Сибири. — Вып. 2. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — С. 25 — 38.
http://newasp.omskreg.ru/hramy/Tara/Spasskaya.htm

Спасская церковь двухпрестольная, в нижнем этаже — во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя, а в верхнем – во имя св. пророка Божия Илии; каменная, построена в 1776 г. усердием и средствами прихожан. Прочна и вместительна. К церкви приписана дер. Лоскутова в 10 верстах от города. Часовен и молитвенных домов нет.
При церкви имеется усадебная земля, по Спасскому переулку, 12 саж. по улице и 23 саж. вглубь, отказанная по духовному завещанию тарской мещанской девицей Анной Лоскутовой. Пахотной и сенокосной земли нет.
Священник получает квартирное пособие из остаточных церковных сумм 12 руб. в месяц. Диакон проживает в деревянном доме, купленном в 1894 г. священником Павлом Никулиным на собственные средства для квартиры псаломщика.
Жалования от казны положено: священнику – 140 руб., псаломщику – 40 руб.; церковный капитал 6 700 руб. Причт пользуется процентами с капитала в 6 200 руб., братских кружечных доходов получается около 800 руб. в год.
Церковно-приходская школа устроена одна для всех приходов и содержится на средства всех городских церквей, на содержание ее от сей церкви выдается 35 руб. в год. Кроме того, в приходе сей церкви имеются две министерских школы. Население прихода: 671 душа муж. пола и 689 душ жен. пола, население православное.
Причта по штату положено: священник и псаломщик.
Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г.

Высокая двухэтажная одноглавая каменная церковь с трапезной и колокольней построена в стиле сибирского барокко. Здание строилось с 1753 г., нижний теплый Спасский храм освящен в 1760 г., верхний холодный Ильинский — в 1776 г.
Церковь действовала до 1936 г., затем использовалась под склад, спортшколу, музей и архив. Возвращена верующим в 1990 г., позднее отреставрирована. В настоящее время имеет статус кафедрального собора.
В рамках реставрации в 2014-2016 г.г. были выполнены работы по реставрации конструкций крыши с заменой кровельного покрытия, инъектирование наружных стен фасадов, реставрация фасадов — кирпичной кладки, лепного декора, оконных и дверных блоков, укрепление грунтов, устройство организованного водостока.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Кафедральный собор Спаса Нерукотворного Образа г. Тара — памятник церковного зодчества 2-ой половины XVIII в. (1753-1776 г.г.), старейшее в Омской области каменное здание и единственный храм в стиле сибирского барокко с оригинальными элементами в декоре. Памятник архитектуры федерального значения.
В ходе нескольких реставраций, последняя из которых завершилась в 2019 году, здание церкви было полностью переделано и в настоящее время не имеет практически ничего общего с оригиналом: возведена новая, никогда не существовавшая пристройка — двухмаршевая наружная лестница с кирпичными стенами; появились непропорциональные балконы на южном и северном фасадах (фотодокументы свидетельствуют о существовании балкона только на северном фасаде, при этом не исключено, что ещё один балкон был и с южной стороны, но вид восстановленных балконов полностью не соответствует известному оригиналу); переделаны практически все декоративные элементы фасада, установлены непропорциональные купола и уничтожен исторический культурный слой вокруг храма.
Сибирские строители, как правило, переходя от объекта к объекту, переносили в очередную стройку черты предыдущей, но творчески используя традиции, они в каждое здание вносили новые элементы. Возведенная в Таре тобольскими мастерами Спасская церковь имеет в своем оформлении много общих черт с тобольскими храмами.
Как многие храмы Тобольска и Тюмени, она имеет трехчастную схему композиции «кораблем», состоящую из здания основного храма, трапезной и притвора, над которым возведена колокольня. Здание двухэтажное. Первый этаж — зимняя отапливаемая церковь — заканчивается сводчатым потолком. Основной объем церкви составляет кубический четырехугольник двухсветного второго этажа, являющийся летней церковью. С восточной стороны к храму примыкает алтарь, заканчивающийся полукруглой абсидой с небольшой главкой на уровне окон второго яруса основного объема. Широкие арочные проемы соединяют помещения храма. Храм завершается восьмигранным барочным куполом, увенчанным световым фонариком с куполочком и луковичной главной на высокой шее. Купольное завершение Спасской церкви покоится непосредственно на четверике основного объема.
Особую художественную архитектурную ценность Спасской церкви придает красочное украшение стен наличниками с напряженными дуговыми фронтонами. Наличники выложены лекальным кирпичом, что присуще стилю барокко. Они оформлены в виде профильных козырьков на колонках, перехваченных «дыньками», в чём угадываются черты древнерусского членения надоконных козырьков. Орнаментированы кирпичными выступами и стены. Сложена церковь из большемерного кирпича на известковом растворе. Толщина стен первого этажа 165 см, второго – 133 см. Общая высота более 40 метров. Церковь, находясь на высоком берегу Иртыша, возвышается над поймой реки и видна из самых отдаленных точек округи.
В церковных архивах год окончания строительства Спасской церкви указывается — 1776. В этих же архивах начало службы помечено 1760 годом. Вероятно, первый этаж был закончен и в нем начали службу. Окончание же колокольни, оштукатуривание и роспись иконостаса завершили в 1776 г.
В 1922 г., когда здания были национализированы, общины вынуждены были заключить договор на аренду своих церквей. По данным Омского архива, Спасская церковь прекратила действовать в 1936 г. Весной 1938 г. «Заготзерно» завезло туда хлеб на хранение, а потом в ней разместились музей и архив. В 1938 в июне Спасская церковь была передана на культурные нужды…
Здание требовало капитального ремонта. Но только в 1974 г. здание бывшей Спасской церкви было поставлено на государственную охрану как памятник архитектуры регонального значения. В 1978 г. Омское управление Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры выделило средства на капитальный ремонт церкви. Спортивная школа, размещавшаяся в ней, была переведена в другое здание, а в самой церкви после ремонта разместился краеведческий музей.
30 марта 1990 г. церковное здание было передано в ведение вновь образованной Омско-Тарской епархии. Храм получил статус кафедрального собора. В декабре 1991 г. тарчане вновь услышали колокольный звон. На колокольню были подняты восемь колоколов, изготовленных в Воронеже и Киеве. Самый большой Благовест весит 1050 кг.
Лебедева Н.И. «Спасская церковь г. Тары»; Лебедева Н.И. «Памятники культового зодчества Омского Прииртышья»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?