Тара. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Кирпичная, одноэтажная с приделом, в форме “корабля”. К высокой четырехсветной храмовой части с пятигранной апсидой примыкала трапезная, к ней притвор с двухъярусной восьмигранной шатровой колокольней. Церковь венчало пятиглавие на высоких световых барабанах, круглые главки также были над алтарем, трапезной и колокольней. Над храмом четырехгранный купол, над алтарем конха, над трапезной двухскатная кровля. Фонарь над куполом восьмигранный с арочными окнами. Восьмиконечные кресты позолоченные. В храме 4 яруса света: 54 окна — полуциркульных, из них 8 вертикально вытянутых люкарн. Колокольня: трехъярусная, средний ярус с прямоугольными окнами, ярус звона восьмигранный с арочными проемами, высокий шатер с круглой главкой и крестом.
Главной достопримечательностью Успенской церкви был старинный иконостас в 9 ярусов, окрашенный в темно-малиновый цвет кармином, декор в коринфском стиле позолоченный. Царские врата резные, позолоченные с овальными верхушками. Сохранилась фотография фрагмента иконостаса Успенского собора, сделанная в 1927-м году. На ней запечатлены Царские врата, выполненные в технике ажурной пропильной резьбы. В центре врат находится круглая икона Благовещения, по сторонам от нее 4 овальные иконы Евангелистов. Врата фланкируют пилястры коринфского ордера. Слева нет иконы, и видно арочное окно. Справа прямоугольная икона Спасителя и над ней квадратная икона с коленопреклоненным святым и ангелом. Завершение врат имеет форму резной “короны”. Выше икона “Тайная вечеря” сложной формы с резным картушем. Иконы третьего яруса прямоугольные. Иконы вписаны в тонкие рамы с пышной накладной резьбой в угловых частях, в нижнем ярусе, еще и по бокам. Перед иконостасом большое ярусное паникадило. В храме, размещенном в трапезной, иконостас двухъярусный в первоначальном виде. Колокольня, давшая трещину в 1826 г., была разобрана в 1832 году и восстановлена по проекту губернского архитектора в 1843 г. на средства купца Федора Ивановича Пяткова. На колокольне были устроены металлические часы. Прибор в них был железный с прутьями с молотками для отбития четвертей, получасов и часов. Национализация имущества: в 1921 г. В 1926 г. июнь, комиссия, осмотревшая здание, пришла к выводу, что оно не подлежит ремонту, и вынесла вердикт о сносе собора. Снесена.
До 1832 года была соборной, затем приписана к Никольскому собору. Придел во имя Сергия Радонежского Чудотворца.
Лебедева Н.И. Храмы г. Тары// Культурологические исследования в Сибири. – Вып. 2. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — С. 25 – 38.
http://newasp.omskreg.ru/hramy/Tara/Uspenskaya.htm

Успенская церковь, приписная к Николаевскому собору, двухпрестольная; главный престол – в честь Успения Божией Матери, а второй – во имя препод. Сергия, Радонежского чудотворца, каменная, построена в 1792 г. на собранную от благотворителей сумму; прочна, но невместительна. Утварью не достаточна.
Церковь до 1832 г. именовалась соборною, при ней состояли причт и прихожане, но, по оказавшимся повреждениям в колокольне, скудному содержанию причта и малочисленности прихожан, указом св. Синода от 2 июля 1832 г. упразднена и приписана к Николаевскому собору; причт и прихожане переведены в другие приходы. Колокольня перестроена в 1842 г. и в 1843 г. усердием прихожанина тарского купца Федора Пяткова.
Крестный ход с давнего времени совершается из сей церкви ежегодно 22 июля к часовне св. Модеста, в память избавления скота от повальной болезни; у часовни совершается молебствие с водоосвящением. Часовня деревянная, во имя св. Модеста, патриарха Иерусалимского, за речкой Аркаркой, в 1 версте от города.
Причтовых построек, земли и леса нет. Жалование причту не положено. Капиталов причта нет, капиталов церкви 1200 руб., процентов с которых причт получает 19 руб. в год. Особого причта при церкви не положено.
Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г.

Церковь в честь Успения Божией Матери построена в 1774–1792 г.г. на средства казны и частично на пожертвования в нагорной части города, на Базарной площади, близко к спуску к рекам Аркарке и Иртышу. До 1832 года была соборной, затем приписана к Никольскому собору. Придел во имя Сергия Радонежского Чудотворца. В 1875 году к колокольне пристроили сторожку.
Стены гладкие, фланкированы рустованными пилястрами, сложный карниз. Окна полуциркульные оформлены сложными наличниками, в 4 света, на фронтонах люкарны, над куполами восьмигранные фонарики с арочными окнами, завершенные сложным восьмидольными куполочками. На окнах I этажа металлические фигурные решетки. Аттики в форме картушей.
Иконы: старинного греческого письма, написанные через мещанина Калинина на средства купцов Ивана и Михаила Нерпиных. Эти иконы в 1875 году переписаны в итальянском стиле ишимским мещанином Сергеем Багашевым на средства коммерции советника Якова Андреевича Немчинова. Одиннадцать икон помещены в позолоченные рамы, другие имеют серебряные и медные ризы, венцы и гривны. В придельном храме старинные иконы.
В церкви находились Евангелия, напечатанные в 1703 и 1748 годах.
Колокола: 6, из них 4 имеют надписи: «лит сей колокол в городе Тобольску в град Тару Собор Успения Матери Божией 1793 году мастером Захаровым весу в нём 66 пуд. 30 ф.»; «лит сей колокол в городе Тобольску Дмитрием Захаровым 1801 году весу в нём 21 пуд. 9 фун.»; на 3 и 4-м: «лит сей колокол… покойного Господина дворянина Григория Акинфеевича Демидова Завода».
Приход: К церкви приписана часовня во имя Святого Модеста патриарха Иерусалимского за речкой Аркаркой, в одной версте от города.
Священник: В 1887 г. протоиерей Семён (Симеон) Михайлович Софонов, окончивший Тобольскую духовную семинарию, 57 лет, священник 32 г. и 7 мес., в церкви с 12 февраля 1875 г. Родился около 1833 года в селе Викуловском Тарского округа Тобольской губернии. Окончил Тобольскую духовную семинарию по I разряду. В 1854 году был рукоположен во священника. С 12 февраля 1875 года – также настоятель и Никольского собора города Тары, где служил и в 1900 году. В 1888 году был утверждён председателем уездного отделения епархиального училищного совета города Тары. Действительный член Тобольского губернского статистического комитета. Сын – Алексей Семёнович Софонов – начальник почтово-телеграфного отделения в с. Голышмановском (по свед. 1906 года). Дьякон: В.В. Буров, 40 лет, окончил Омскую военную прогимназию, в церкви с 1893 г. Псаломщик: В.И. Вознесенский, 22 лет (1900), С-Петербургской духовной семинарии.
В советское время Успенская церковь стала первой жертвой борьбы новой власти с религией. В 1921 г. имущество церкви национализировали. 1 июля 1921 г. местными органами власти было принято решение передать храм общине из 106 человек. Но решение не вступило в силу, так как с прихожан потребовали собрать 8469 рублей на ремонт церкви, которые они не смогли внести.
12 марта 1926 г. благочинный Тарских общин организовал собрание общин для ходатайства об аренде храма. В июне 1926 г. (по данным тарского краеведа Веры Носковой – в 1927 году) комиссия, осмотревшая здание, пришла к выводу, что оно не подлежит ремонту (дало осадку, в стенах трещины) и вынесла вердикт о сносе собора. Через год здание было разобрано.
В настоящее время на месте храма находятся частично здания районной Администрации и почты России на современной пл. Ленина.
Лебедева Н.И. «Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья». — Омск: ООО «Издатель-Полиграфист», 2004 г.; С.А. Алфёров, О.Ю. Алфёрова, Е.И. Кудряшова, С.Ф. Татауров «Храмы в крепостных стенах: конфессиональная история города Тары: монография». — Омск: Издательский дом «Наука», 2014 г.; Носкова В.Н. Тара. «Уличная история». — Омск, изд. «Амфора, 2019 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?