В 1921 году в Париже открылся уникальный модный Дом, хозяйками которого стали три уже немолодые московские аристократки – княгиня Мария Сергеевна Трубецкая, Мария Митрофановна Анненкова и Любовь Петровна Оболенская. И модное ателье тут же пришлось французской публике по нраву. Слаженный союз работал как швейцарские часы: Анненкова отвечала за работу с моделями и выполняла примерки, заказами занималась Оболенская, а всем швейным производством – Трубецкая, которая с детства мечтала и любила шить.
Предприимчивые и одаренные дамы знали секреты высокой моды, будучи в прошлом клиентами богатых парижских Домов. Русские аристократки и столбовые дворянки, представительницы древнейших родов Руси: Рюриковичи, Гедиминовичи, Романовы, получившие художественное образование в Петербурге или в Европе, обладательницы прирожденного хорошего вкуса, имевшие навыки рукоделия. Своей работой «ТАО» навсегда прославится как Дом моды, создающий одежду, олицетворяющую величие русского дворянства. Модели ателье до сих пор разглядывают представители новых поколений русских дизайнеров. «В их платьях был какой-то особый дух», — комментируют они.Это был первый русский Дом моды за границей, который ввел разделение труда. В нем работала знаменитая закройщица из Дома Мадлен Вионне. У него одевались примы оперных театров и те, кто любил горделивые наряды русских дворян. В нем всегда царила дружеская атмосфера, и все приветствовали гостя как единственного и желанного.
Родом из Тулы Мария Трубецкая всегда испытывала страсть к шитью. С младых ногтей она любила подолгу сидеть в кресле, шить и вышивать, создавать одежду для своих кукол. Позже ее возлюбленным стал брат Любови Оболенской, и девушки подружились. Много часов в родовом имении они проводили вместе, вели разговоры на разные темы, делились секретами и мечтами. Хотя тогда ни одна не могла даже подумать, что в будущем они будут работать в одном русском Доме мод.
Любовь Оболенская была на два года младше Трубецкой. Она была аристократкой до мозга костей, обладала изысканным вкусом и во всем любила аккуратность. Поговаривали, что Любовь не прощала даже самым красивым моделям небрежности и неуклюжести. После эмиграции семьи жили на деньги от продажи всех своих драгоценностей. Конечно же, этого не хватало надолго, поэтому нужно было что-то придумать.
Мария Анненкова и вовсе не мечтала о том, что когда-нибудь будет русским модельером. Она была близкой подругой двух других девушек, а еще очень любила рисовать. О создании модного Дома дамы договорились еще до эмиграции в Париж, в Константинополе. По приезду во Францию они тут же начали действовать: наводить связи, искать помещение для ателье и моделей. Оболенская даже закончила курсы шитья, чтобы лучше разбираться в деле, которым хотела заниматься. «ТАО» очень быстро завоевал доверие интернациональной клиентуры. Француженки, а за ними и англичанки мечтали выглядеть как русские дворянки – элегантные и хрупкие, но в то же время очень сильные.
Особого успеха модный Дом добился, когда в него пришла работать мадам Рестори, закройщица из Дома Мадлен Вионне. Долгие часы она и Анненкова проводили за созданием эскизов и обсуждением будущих нарядов. Они искали моделей, среди которых была Мария Белевская. Сначала «ТАО» не удавалось продавать платья. Да и само ателье было крошечным, в нем работало от силы десять человек. Зато атмосфера всегда была дружной – перед работой все пили чай, обсуждали планы, ставили цели и подбадривали друг друга. И успех, который сделал их одними из самых известных дизайнеров из России, скоро грянул, как гром.
К ним стали обращаться со всех уголков Европы. Заказы были небольшими, но интересными. Частыми гостями были различные музыкальные исполнители, друзья мужа Оболенской. Стиль «ТАО» был аристократичным, безупречным, сдержанным и рациональным. В нем не было удушливой рафинированности, в которой купалась вся Франция. Коллекции российских дизайнеров быстро раскупались. Анненкова, будучи человеком творческим и хорошо чувствующим цветовые композиции, работала день и ночь, чтобы творить во имя красоты.
В каждом наряде, будь это костюм для тенниса или вечернее платье, русские кутюрье пытались вложить частицу духа своей родины, Империи. Их линии были беззастенчиво просты и безыскусны, но в них чувствовалась мощь народа. Французы и сами не понимали, что именно их так притягивает в нарядах «ТАО», это было нечто неуловимое, но хорошо ощутимое с первого взгляда.
Как и большинство модных Домов того времени, «ТАО» постигла печальная участь. Финансирования не было. Во время кризиса люди стали равнодушными к моде, ведь нужно было утолить первичные потребности. Уехав в Нью-Йорк, Любовь Оболенская открыла там небольшой магазин нижнего белья, для которого стала создавать сама. Знания швеи и опыт работы с подругами помог ей начать свое новое дело как российский модельер.
Платья «ТАО» до сих пор можно найти за музейным стеклом – они хранят память тех лет, рассказывают историю трех сильных русских женщин, которые, потеряв все, смогли снова встать на ноги и даже прогреметь на весь мир.