В 1910 году по заказу московского благотворителя и коллекционера Сергея Щукина художник Анри Матисс создал два декоративных панно «Танец» и «Музыка» — для украшения лестницы в щукинском особняке по Большому Знаменскому переулку. Перед отправкой полотен в Россию их выставили в Гран-Пале. Работы вызвали скандал. Российского заказчика за глаза называли сумасшедшим и собирателем декадентствующего хлама. А осенью 1911 года 42-летний Матисс отправляется в Москву с визитом вежливости — в том числе для того, чтобы лично руководить установкой этих гигантских полотен в усадьбе Щукина. Планировать эту трехнедельную поездку было доверено попечителю Третьяковской галереи Илье Остроухову.
Именно Остроухов познакомил Матисса с русской иконописью, в том числе показал «Троицу» Андрея Рублева. Оказалось, что иконы очень близки его собственным представлениям о живописи: плоская композиция без пространства и без тяжести. «Я видел вчера коллекцию старых икон. Вот большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. Я счастлив, что наконец попал в Россию. Я жду многое от русского искусства, потому что чувствую в душе русского народа хранятся несметные богатства; русский народ ещё молод. Он не успел ещё растратить жара своей души… Русские и не подозревают, какими сокровищами они владеют! Италия в этой области дает меньше, художники должны ездить в Россию учиться!», – с восторгом говорил Матисс журналистам.
После национализации панно «Музыка» и «Танец» попали в коллекцию Эрмитажа.
#МосковскиеЗаписки