Вознесенский женский монастырь по преданию был построен в 1690 году на северной окраине старого города при устье двух речек, Студенца и Гаврюшки. Монастырь жил своим трудом и скудными церковными доходами.
Деревянные монастырские постройки часто горели. Сильный пожар 1724 года превратил весь монастырь в пепелище, но уже к 1744 году монастырь возродился на прежнем месте. В 1764 году Вознесенская церковь была выстроена из соснового бруса и покрыта тесом. В распоряжении монахинь было 18 курных изб.
Заметной вехой в жизни небогатой обители была закладка в 1791 году каменной церкви во имя Вознесения Господня. Она строилась на средства местных благотворителей и жертвования прихожан. Архитектором называют бывшего послушника Саровского монастыря — Нафанаила, а также местного мастера Ивана Кругликова. К 1816 году в Вознесенском монастыре было 150 монахинь и послушниц.
Строительство второй монастырской церкви начато 29 мая 1816 года. В 1820 году церковь была расписана и освящена в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». К началу ХIХ века территория монастыря частично была обнесена каменной оградой.
Последние десятилетия ХIХ века отмечены строительством новых монастырских построек. Все они связаны с деятельностью игумении Антонии (в миру Анны Михайловны Аносовой). Свою деятельность в качестве игумении она начала со строительства двухэтажного дома — просфорни. Вместо ветхих деревянных сараев Антония в 1885 году выстроила каменный каретный сарай, каменную конюшню и деревянный рубленный амбар для ссыпки хлеба. По южной линии монастырской ограды она поставила деревянный дом на каменном основании со светлыми комнатами для бесплатных квартир монастырскому причту. В 1887 г.по ее решению построили новые каменные ворота с аркой. А в 1891 г. она заложила трехэтажный общежительный корпус и домовую церковь во имя преподобного Антония Киево-Печерского. В общежительный корпус на полное монастырское содержание принимались престарелые сестры, потерявшие способность к труду.
Конец ХIХ-начало ХХ века для Вознесенской обители стало временем расцвета. В эти годы в монастыре построен двухэтажный корпус, двухэтажный странноприимный дом, баня-прачечная, теплая водоразборная будка. Застройка монастырской территории практически заканчивается к 1912 году возведением двухэтажного здания трапезной по проекту архитектора В.И.Фреймана. Мотивы русского национального зодчества ярко проявились в декоративном оформлении трапезной: крыша коньком, узорчатое крыльцо с витыми колоннами.
Неусыпная молитва и нелегкий монастырский труд составляли жизнь насельниц. В Вознесенском монастыре ткали сермяжные ткани и чернили сукна для мантий и ряс,пряли холсты, изготовляли архиерейские митры, вышивали серебром и золотом иконы,эполеты, воротники, плели кружева, вышивали бисером кошельки, стегали одеяла, обрабатывали огород, ухаживали за фруктовым садом и пчельником. На храмовый праздник под стенами монастыря проходила пятидневная Вознесенская ярмарка.
Традиции христианского милосердия помогали решать некоторые социальные проблемы. В 1868 году при монастыре открывается приют для девочек-сирот духовного звания, который впоследствии становится образцовым Ольгинским приютом. К 900-летию Крещения Руси приют был преобразован в церковно-приходскую школу. Во время русско-японской войны в монастыре существовал лазарет для раненых воинов.
Монастырь заботливо оберегал свою историю. Во второй половине ХIХ века на монастырском кладбище были сооружены две памятные часовни: в память о первой игумении Екатерине, сестре святителя Питирима, и по заказу Вышенской обители на могиле монахини Миропии в благодарность за подаренную ею чудотворную икону Казанской Божией Матери. В преддверии 200-летнего юбилея обители, отмечавшегося 24 октября 1890 года, игумения Антония составила летопись Вознесенского монастыря. Она содержала историю создания, устроения и благоустройства монастыря в предшествующие юбилею годы.
Разрушение Вознесенского монастыря началось с декабря 1918 года. Разрушены храмы, достойные памятники отечественной архитектуры — Вознесенская церковь и колокольня, уничтожен монастырский некрополь; фруктовый сад погублен застройкой типовыми жилыми домами. Единственная сохранившаяся в старом монастыре церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» была передана РПЦ в год 1000-летия Крещения Руси. В течение короткого времени проведены крупные реставрационные работы: заменена кровля, перестелены полы, оштукатурены стены. Перед началом внутренних отделочных работ проведена фотофиксация остатков росписей на осыпавшейся штукатурке. Двухъярусный иконостас для церкви выполнен резчиками и позолотчиками из Санкт-Петербурга, петербургскими же иконописцами написаны иконы для иконостаса.
Заботамии и трудами архиепископа Тамбовского и Мичуринсколго Евгения, настоятеля храма протоиерея Николая Торопцева, церковной общины и верующих началось возрождение тамбовской святыни.
Из книги Кученковой В.А. «Святыни Тамбовской Епархии». — Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 г.
Вознесенский монастырь, 3 класса, общежительный, в Тамбове. Основан в 1690 году. Здесь находится чудотворная икона Всех скорбящих Радость. В день Вознесения в монастырь совершается крестный ход из собора. При монастыре двухклассная школа с общежитием, больница, странноприимный дом и приют.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
В период с 1917 по 1927 годы, несмотря на трудности и меры, предпринимаемые властями, община Вознесенского монастыря продолжала существовать вопреки всему. Уже в сентябре 1918 года монастырь принимал имущество закрытой церкви Тамбовского Епархиального Женского Училища занятого отрядом чекистов. А 17 октября 1918 года Тамбовский горисполком, обращаясь к «бывшей игуменьи Вознесенского женского монастыря», требовал освободить Антониев корпус, так как там хотели открыть городскую советскую школу 2-й ступени. В дальнейшем советская власть уже не признавала игуменью законной монастырской властью. Для распоряжения имуществом монастыря был назначен некий товарищ Кривоносов, должность его звучала следующим образом: «заведующий женским монастырем».
В течение 1918 года имущество обители постепенно растаскивалось, здания занимали различные учреждения. Постановлением горисполкома от 29 октября 1918 года в одном из корпусов было размещено 50 человек кавалеристов. Первый Московский социалистический полк 1 октября взял из монастырских запасов 10 пудов керосина, а с 1 ноября 1918 года городскому продовольственному отделу были переданы все монастырские коровы, запасы сена, дров, овса.
Монастырским имуществом пользовались новые учреждения власти. Обстановка в помещении продотдела была практически вся взята из монастыря. Тогда же, в 1918 году, было положено начало варварскому уничтожению монастырского кладбища: 13 декабря 1918 года в автоброневые мастерские вывезена партия мраморных досок с надгробий. Но, несмотря на притеснения и грабеж, монастырь продолжал существовать. Власти вынуждено мирились с тем, что престарелым сестрам было просто некуда идти. Вплоть до 1925 года совершались богослужения в Вознесенской церкви, обитель продолжали посещать паломники .
В 1920-х годах Антониев корпус отдан под квартиры рабочим. В июле 1927 году было собрано 107 подписей под заявлением о ликвидации монастырского кладбища, и в августе 1927 году городской совет принял решение «о сносе памятников на территории бывшего Вознесенского монастыря». Одновременно с ликвидацией кладбища снесли и Вознесенскую церковь.
Через два года после уничтожения кладбища началась компания против еще существующей монашеской общины. Существовала она под именем рабочей артели «Пробуждение». Возглавляла ее Пелагея Ивановна Скопинцева. В артели состояли не только монашествующие, но и простые работницы. На них и сделали свою ставку враги веры, искусственно возбудив их недовольство руководством артели. В результате после проведенной ревизии, артель была закрыта.
После того как монастырь был окончательно ликвидирован, часть монахинь проживало в городе Тамбове, на окраинных улицах в небольших частных домиках, где жили по двое и по трое. Пока в городе действовали храмы, посещали их, пели и читали на клиросе, помогали в уборке храма. В 1937 году те из монахинь, которые еще оставались в городе, были арестованы в один день (23 сентября), осуждены и приговорены к разным срокам заключения. Из ссылок и лагерей никто из них уже не вернулся.
В 1988 году сохранившийся Скорбященский храм был передан верующим. Уже в 1992 году архиепископом Евгением (Жданом) был освящен главный Скорбященский престол, а 29 марта придел во имя святого Алексия.
В 1997 году построен крестильный храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, в 1996-1997 годах водосвятная часовня, двухэтажный корпус для воскресной школы, с актовым залом и гаражом, собрана богатая библиотека, проводятся катехизаторские беседы, организуются регулярные паломнические поездки в Дивеево, Санаксары, Задонск, Москву. С 1995 по 2003 год силами прихода издавался журнал «Вестник православия», а также приходской листок «Приход». Летом 2002 года Вознесенскую обитель, в ходе своего визита в Тамбовскую епархию, посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Летом 1997 года на территории монастыря проводились археологические раскопки. Был обнаружен фундамент Вознесенского храма, склеп схимонахини Миропии, а также останки людей, которые во времена гонений были извлечены из склепов и разбросаны по территории монастыря. Место, где находился Вознесенский храм, было занято под детскую площадку, после раскопок оно огорожено железным забором и приведено в надлежащий вид. Над склепом схимонахини Миропии поставлена часовня, а останки людей перезахоронены.
Указом епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия в 2003 году Скорбященский приход закрыт и зарегистрирован Вознесенский женский монастырь. В трехэтажном корпусе, построенном в 2002 году, разместилось общежитие учащихся регентского отделения, а в здании воскресной школы само отделение. В настоящее время полным ходом идут работы по возрождению монашеской жизни в древней Тамбовской обители.
Иоанновская семья