Тамбов. Казанский мужской монастырь.

На высоком гребне речной долины открывается ансамбль зданий Казанского Богородичного мужского монастыря, который располагается здесь с давних времен. Жалованные грамоты на эти земли были выданы строителю монастыря старцу Иосифу в 1677 году. Еще совсем недавно в Казанском соборе находилось учреждение: все внутреннее пространство собора было разделено бетонными плитами на этажи. Замечательная настенная живопись, выполненная в воздушных голубых тонах, к сожалению, пострадала. Когда перекрытия сняли, то дыры, пробитые в стенах, как раны, проступили на изображениях Христа, апостолов, воскрешенного Лазаря, напоминая о трагических страницах нашей истории. Проект и возведение Казанского собора осуществляли саровцы, которые воздвигли его по подобию Успенского храма Саровского монастыря, только уменьшенных размеров. По своим формам тот храм в Сарове, в свою очередь, напоминает овеянный вековыми преданиями Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Так сохранялась преемственность архитектурной традиции с древнейших времен. Вторая церковь монастыря — Предтеченская — тоже, по счастью, дожила до наших дней, хотя и в сильно покалеченном виде. Сейчас храм отремонтирован, и в нем идут богослужения. Но купола с основаниями полностью утрачены, и восстановить их не удалось, поэтому истинный силуэт здания искажен. Казанский Богородичный монастырь был центром религиозной и духовной жизни Тамбовской епархии.
«Золотые купола Тамбова» (заочное путешествие по православным храмам города) Л.А. Назарова, библиотекарь СШ № 22 г. Тамбова

«Царю и Государю и великому князю Алексию Михайловичу всея великия и малыя и белыя России самодержцу, бьет челом нищий твой богомолец Танбова города новой пустыни старец Иосиф» – так начиналась просительная челобитная, оставившая скудные свидетельства о начале Казанской обители. (далее из Патерика) Основанный на окраине города, в лесу, Казанский монастырь стал первой монашеской общиной в городе. Городские власти, как могли старались заботиться о благосостоянии новообразованного монастыря. В 1667 г. даны земля, покосы и выгон в Покровской слободе и в с. Татаново, в 1679 г. пожалована мельница на р. Студенец, а в 1692 г. тамбовский воевода А. А. Нестеров ниже плотины выделил усадебное место. Однако нормальная монашеская жизнь в монастыре так и не наладилась, а с закрытием епархии обитель пришла в совершенное запустение. Опасались, что даже некому будет служить в монастырских церквах, которых к 1734 г. было две и ещё 9 келий в которых жило 15 монахов. Все здания в крайне ветхом состоянии. В 1758 г. даже ограда монастыря упала во многих местах на землю.
С возрождением Тамбовской епархии в 1758 г. епископ Пахомий (Симанский) избрал Казанский монастырь местом своего пребывания. Для архиерея построили деревянные покои с двумя флигелями, здание духовной консистории, были отлиты новые колокола, на колокольне поставлены часы, церкви вновь выкрашены, посадили два фруктовых сада. С утверждением в 1764 г монастырских штатов монастырь фактически был упразднен. В документах с этого времени он стал обозначаться чаще как архиерейский дом и управлялся непосредственно епископом, хотя монашеская община по-прежнему существовала и обитель официально носила прежнее свое название. Подлинное возрождение обители произошло при епископах Феодосии (Голосницком) и Феофиле (Раеве). И в большей степени монастырь своим благоустройством обязан епископу Феофилу. При нем заново отстроен архиерейский дом с домовой церковью, корпус для келий, здание консистории, и два храма (Казанский и Предтеченский). Сам монастырь обнесен каменной стеной с 8 каменными башнями. Все постройки теперь были каменные, что придало обители совершенно иной вид, преобразив её и сделав украшением города. Последующие архиерей также весьма много сделали для внешнего устройства монастыря. При епископе Ионе был украшен живописью Предтеченский храм. Епископ Арсений в 1836 г изыскал средства для надстройки ещё на один ярус колокольни и замене часов на ней. При епископе Палладии надстроен третьим этажом архиерейский дом, а в 1876 г. Предтеченский храм также надстроен на целый этаж.
В Казанском монастыре была сосредоточено вся административная жизнь епархии. Здесь вершился духовный суд, здесь рукополагали в священный сан и отбывали наказание провинившиеся клирики. Именно здесь был рукоположен во иеродиаконы прп. Серафим Саровский. В XIX в. монастырь стал своеобразной «кузницей кадров»: отсюда в другие монастыри епархии посылались монашествующие в качестве казначеев и настоятелей. В 1875 г. при монастыре было открыто Казанское – Богородичное миссионерское братство (с 1903 г. Серафимовское). Взявшееся организовывать и координировать всю миссионерскую работу в епархии. Со временем братство очень широко развернуло свою деятельность, открыв отделения почти во всех городах епархии. Плодом этой деятельности стало явное сокращение количества сектантов и раскольников в епархии. Казанскому монастырю принадлежало две дачи или как их неофициально называли скита. Один в 2-ух верстах от Тамбова с церковью в честь Сошествия Св. Духа, другой в 25 – ти верстах с церковью во имя св вмц. Пантелеимона. Едва ли Святодуховская дача была скитом в подлинном смысле этого слова. Она скорее являлась тем для чего создавалась – загородной резиденцией правящего архиерея. А вот Пантелеимовская дача или иначе называемая «Хутором трёх лощин» с конца XIX века действительно была своеобразным скитом. Само место это пользовалось большим уважением и привлекало массу паломников. Причиной тому стала хранящаяся в скиту чудотворная икона св. вмц. Пантелеимона.
Ранее хутор принадлежал отставному майору Александру Николаевичу Колтынянскому. В 1819 г. он был разжалован «за употребление партикулярных чинов в партикулярные работы». Разжалован совершенно несправедливо и хотя правда, в конце концов, восторжествовала, и в чине Александр Николаевич был восстановлен, но он всё же в 1826 г. вышел в отставку и поселился на хуторе, где и проживал до самой своей смерти. Чувствуя особую нужду в храме, и желая чаще бывать на богослужениях Колтынянский решил на свои средства на собственном хуторе построить церковь. В 1867 г. он за разрешением на это обратился к епископу Феодосию, но тот почему-то отказал. Однако Александр Николаевич был настойчив и в следующем, 1868 г., просил снова разрешения открыть хотя бы молитвенный дом и при нем кладбище для странников. На это архиерей дал согласие. Вскоре деревянный молитвенный дом был построен, а при нем колокольня.
Примерно к этому времени относится и происшествие приведшее к появлению на хуторе иконы. С этим связано следующее чудо. Колтынянский два года страдал лихорадкой. Не видя никакой помощи от врачей, он отчаялся и впал в уныние. И вот однажды размышляя о том, как бы ему исцелиться он задремал и видит сон: как будто в выстроенном им молитвенном доме на аналое лежит икона св. Пантелеимона, и кто-то говорит: «Вот твой исцелитель». Александр Николаевич желает отслужить молебен целителю, но ту он просыпается. После этого сна он пишет письмо настоятелю Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря с просьбой прислать икону чудотворца. Просьбы его была исполнена. И вот когда он вынимал из ящика присланную ему икону произошло чудо – Александр Николаевич получил исцеление от своей болезни и больше уже лихорадка никогда не повторялась. К концу 1869 г. молитвенный дом был перестроен в храм во имя св. вмц. Пантелеимона. 27 января 1870 г. храм освящен и в него торжественно внесен чудотворный образ. Часть хутора (16 дес.), вместе с храмом Колтынянский завещал своей помощнице жительнице г. Тамбова Акилине Владимировне Чернявской. Она владела им в течении 10 лет. При Колтынянском и Чернявской богослужение в храме совершалось каждый воскресный и праздничный день. Для этого специально приглашалось духовенство. Другие 16 дес. были завещаны сыну Колтынянского, который продал его местным крестьянам и вскоре умер. В 1882 г. умерла и Чернявская (она и Колтынянский похоронены у алтаря церкви), завещав свою долю архиерейскому дому (т. е. Казанскому монастырю), а в 1885 г. и остальные 16 дес. (доля сына, проданная крестьянам) была приобретена архиереем и хутор становится собственностью церковной. В 1882 г. в скит назначен иеромонах Казанского монастыря Макарий, который и проживал здесь с двумя послушниками. Службы стали совершаться почти каждый день (кроме среды, четверга и пятницы), привлекая массу жителей из окрестных сел, которые с благоговением чтили чудотворный образ и часто брали его себе в дома, где скитским духовенством служились молебны. По молитвам к целителю происходило много исцелений больных. Иеромонах Макарий активно взялся за благоустройство скита. В 1886 г. был устроен странноприимный дом. Посетивший в 1889 г. скит священник Ф. Светозаров свидетельствовал, что в это время храм перестраивался. При хуторе существовало 4 сада и родник св. Пантелеимона. Единственное, что сохранилось от скита в наше время, вот этот родник св. мч. Пантелеимона, который чтится и сегодня.
Всего к 1917 г. в Казанском монастыре проживало 11 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 10 монахов и 20 послушников. Как и другие монастыри епархии официальное решение о закрытии монастыря было принято в 1918 г. в соответствии с общим декретом. В 1920 г весь монастырский комплекс был передан губЧК. Одна из городских легенд утверждает, что в бывшем архиерейском доме происходили допросы. Людей пытали и мучили. Пока никаких документов подтверждающих или опровергающих эту информацию найти не удалось, но свидетельством недолгого владения монастырем ЧК стало разрушение в 1923 г. монастырского кладбища, на котором были погребены многие известные люди Тамбова (Воейковы, Вышеславцевы, Нарышкины, Бибиковы, Чичерины известный врач Э. Икавитц и многие другие). Судьба монахов Казанского монастыря была незавидна. Об одном из них иеромонахе Серафиме (Гагарине) сохранились сведения в Тамбовском облархиве. До 1917 г. он нес послушание на Хуторе трех лощин. Когда в 1917 г. хутор отобрали власти, о. Серафим вернулся в монастырь. Но и здесь прожил недолго, монастырь закрыли в 1918 г. Отец Серафим стал служить в Кафедральном соборе. Покидая монастырь, взял с собой самое дорогое для верующего человека: крест и Евангелие, которые принадлежали ему лично. Во время изъятия церковных ценностей в 1922 г. иеромонах Серафим не стал отдавать крест и евангелие врагам церкви, и за это был обвинен в краже, в 1923 г. привлечен к суду. Как истинный монах, он не стал оправдываться и признал возводимую на него вину.
В годы господства советской власти Казанский монастырь претерпел значительные внешние изменения. Исчезла каменная ограда, угловые башни. В 1927 г. президиум Тамбовского горисполкома на заседании 28 июня принял решение «изъять колокола из бывшего Казанского монастыря»ю. А вскоре была разрушена и сама колокольня, на протяжении двух веков являвшаяся украшением города. В 30-х годах на ее месте была построена железнодорожная школа (теперь №32). После войны 1941-45 гг. в Казанском храме было размещено одно из подразделений облархива. Внутренний интерьер храма был сильно испорчен бетонным потолком и двумя вертикальными кирпичными стенами. В бывшем архиерейском доме, вплоть до его передачи Православной Церкви, размещалось УПК, здание духовной консистории и келейный корпус были переданы под квартиры. Предтеченский храм, лишенный кровли постепенно разрушался. Сама территория монастыря, через которые были проложены бетонные дорожки, стало одним из мест отдыха. Горожане отдыхали на костях своих предков. В 1990 г. Тамбовской епархии был возращен Предтеченский храм. Достаточно быстро были проведены ремонтные работы, хотя их объем был велик (от храма фактически остались одни стены). В архиерейском доме были размещены духовно-пастырские курсы (в 1999 г. преобразованные в духовное училище, с 2005 г. семинария). Здесь же с 1994 по 1997 гг. размещался Центр Православной культуры г. Тамбова, а до 2001 г. отдел катехизации и образования. Реставрация Казанского храма затянулась. В 1998-99 гг. были разобраны вертикальные стены внутри церкви, началось возобновление уникальных фресок, однако и по сей день храм не приобрел своего прежнего великолепия. В 1993 г в центре монастыря был поставлен крест и камень в память новомучеников. В 1998 г. на этом месте построили часовню. В этом же году за Предтеченской церковью началось строительство двухэтажного административного корпуса с колокольней. Строительство завершилось к 2001 г.
Ныне в монастыре постоянно действует Предтеченский храм, здесь ежедневно совершаются Богослужения. В Казанской церкви служат только в теплое время года. 
Информация с сайта Тамбовской епархии: http://www.eparhia-tmb.ru/monastery/history_kazanskij.php

Тамбовский Казанский монастырь находится под непосредственным управлением Тамбовских Епископов, которые в стенах его имеют и свое пребывание. Время и обстоятельства основания его с точностью неизвестно, несомненно только, что он уже существовал во второй половине XVII века. Сохранилась писцовая книга 1678 г., по которой Казанскому монастырю отведено было земли до 50 саженей и для гумна, амбаров и скотного двора по берегу реки до 400 сажень, в поперечнике в одном конце до 170 сажень, на которой прежде была Покровская Слобода, а ныне помещаются архиерейский двор и духовная семинария. Начало пребывания тамбовских преосвященных в Казанском монастыре было положено епископом Пахомием в 1758 г.
В это время Казанский монастырь был весьма не устроен: скудные деревянные здания его были ветхи, колокольня под тяжестью полутора тысячи пудов колоколов угрожала падением, полусгнившая тынная ограда по местам была разрушена, храмы ветхи. Епископу Пахомию удалось устроить только деревянный дом для своего жительства и при нем церковь.
Каменные здания в монастыре начал возводить преосвященный Феодосий (Голосницкий), а до полного благоустройства довел его преосвященный Феофил. В 1791 г. был уже готов архиерейский дом, двухэтажный, каменный, с крестовою церковью, в нижнем этаже которого помещались кельи и кладовые; позже дом был обставлен пятью каменными флигелями для помещения певчих и монашествующих. Чтобы на месте ветхих возвести новые здания, надо было делать большие ломки, но сильный пожар в 1749 г. заставил обойтись без ломок. Он истребил колокольню, растопил колокола, разрушил несколько деревянных зданий, в которых помещалась братия, и из которых одно служило тюрьмою для виновных священнослужителей. Феофил не потерял присутствия духа от таких потерь, немедленно все привел в порядок и работы закипели.
В 1795 г. перелиты были все колокола, застроен на другой стороне главных монастырских ворот для братии каменный флигель. В то же время вокруг монастыря протягивалась каменная ограда с железною решеткою, поддерживаемая красивыми каменными 8 башнями. Ограда не была еще окончена, а епископ Феофил воздвигал уже среди монастыря два храма Казанский и Предтеченский, и колокольню с главными вратами.
Преимущественно озабочивал его храм Казанский, построенный на месте обветшалого деревянного, по любимому Феофилом образцу собора Саровского. Материалы на этот храм преосвященный приготовлял с особой заботливостью и назначил его для соборного служения в торжественные дни. За городом издавна стояла бесприходная Успенская каменная церковь. Феофил в 1791 г. испросил у святейшего Синода дозволения разобрать ее и годный материал употребить вместе с новым на постройку Казанской церкви. Старого материала было слишком мало для возведения различных каменных зданий при архиерейском доме. Феофилу нужно было собирать пожертвования, и он занимался этим делом с неутомимой ревностью, а при недостатке благотворительных пособий, отдавал иногда на постройки последние монастырские деньги.
К устроению архиерейского дома и при нем Казанского монастыря преемниками преосвященного Феофила было сделано: заботливостью епископа Ионы в начале XIX столетия украшены живописью зимний Предтеченский храм, которая в стенах его сохранилась и доселе, в Казанской церкви устроена в Москве высокого достоинства серебряно-позлащенная риза на местную икону Спасителя; для Казанской колокольни вылиты были два больших колокола, один в 1000, другой в 500 пудов.
Заботливостью преосвященного Арсения, впоследствии митрополита Киевского, колокольня, не имевшая соответственной храмам высоты, в 1836 г. надстроена одним ярусом. Ее часы, громко указывающие время целому городу, пришедшие в прежнее время в расстройство, были исправлены.
В 1847 г. попечением епископа Николая перелит главный колокол Казанской колокольни, с прибавкою нового материала. Колокол этот весом более 1000 пудов, переливка его и подъем обязаны благотворительным пожертвованиям тамбовских прихожан. Предтеченская теплая церковь монастыря преосвященным Николаем распространена была приделкою паперти, на церкви Казанской позолочены главы.
За недостаточностью помещения и за неимением существенно необходимых комнат для архиерейского дома как то: приемных для просителей, для помещения канцелярии и проч., попечением преосвященного Палладия, впоследствии митрополита С.-Петербурга, возведен над подвальным и вторым этажами архиерейского дома еще третий этаж.
Предтеченская, находящаяся в Казанском монастыре, церковь также за крайнею теснотою, в 1876 году распространена и возвышена на целый этаж.
В настоящее время в Казанском монастыре два храма: летний, Казанский, с приделом во имя св. Николая и Предтеченский, зимний, с отоплением, с приделом св. Тихона Задонского и при архиерейских покоях «Крестовая» церковь во имя Всех святых.
В 2 верстах от Тамбова Казанскому монастырю принадлежит хутор с загородным архиерейским домом (дача) и церковью при нем в честь Сошествия св. Духа, а в 25-ти верстах другой хутор Три Лощины с храмом во имя св. Пантелеймона, придел в честь Иверской иконы Божией Матери. В храме местно-чтимая икона св. Пантелеймона, известная множеством чудотворений.
Всего во владении Казанского монастыря и архиерейского дома земли 744 десятины. Земля находится: под самим монастырем около 8 десятин; при загородном архиерейском хуторе, в 5 верстах от г. Тамбова, два участка, из них первый в 70 десятин 67 кв. сажень и второй в 315 десятин 1300 кв. сажень; при хуторе Три Лощины 110 десятин; при селе Троицком Карауле Кирсановского уезда 178 десятин 1536 кв. сажень; при сельце Афанасьевке Борисоглебского уезда, в пустыне Утиной 60 десятин; при селе Троицкой Дуброве Тамбовского уезда 2 десятины 1320 кв. сажень.
Братии в монастыре состоит: 11 иеромонахов, один из них в должности эконома архиерейского дома, другой — казначея и третий – духовника монастыря, 5 иеродиаконов, 10 монахов и 20 послушников.
Казанский монастырь имеет капитала 97285 руб., в том числе братского поминовения 84201 руб. и экономического 13084 руб.
А. Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. стр. 798.

Казанский мужской монастырь г. Тамбова основан во второй половине XVII столетия. В настоящее время в комплекс зданий Казанского мужского монастыря входят: 3 храма, колокольня, 2 часовни, Тамбовская духовная семинария, административное здание, хозяйственные постройки.
Зимний каменный храм, построенный в 1821 г., освящен в честь святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этом храме богослужения совершаются в течение всего года, т.к. он отапливаемый.
Летний каменный храм, построенный в 1796 г., освящен в честь Казанской иконы Божией Матери.
Колокольня, построенная в 2014 году и освященная Святейшим Патриархом Кириллом во время своего первосвятительского визита на Тамбовскую землю 29 августа 2014 года.
Семинарский домовый храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Освящен в 2005 году епископом Феодосием.
Одна часовня была построена по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в первый приезд на Тамбовщину в 1993 году и находилась до лета 2017 года на месте монастырского некрополя между храмами, в память о всех погребенных на монастырской территории. В настоящее время, в связи с постройкой нового здания семинарии, демонтирована. Вторая часовня построена по благословению епископа Феодосия в 2003 году над могилой архиепископа Евгения (Ждана).
Казанский мужской монастырь имеет скит в селе Воронцовка Токаревского района Тамбовской области. На территории скита расположен храм в честь святителя Николая Чудотворца, а также небольшое подсобное хозяйство.
http://kazanskiy-tmb.pravorg.ru/sovremennoe-sostoyanie/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?