Тамбов. Кафедральный собор Спаса Преображения.

История главного храма Тамбова начинается со строительства Тамбовского кремля – 1636 году. В 1677 году главная церковь Тамбова была преобразована соборную. С открытием епархии в 1682 году Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. Возведение каменного собора было задумано и начато вторым епископом Тамбовским Питиримом. Постройка собора, несмотря на его массивность и трёхаршинную толщину стен, шла достаточно быстро. Каменная кладка проводилась из самых лучших материалов. По первоначальному плану предполагалось строительство одноэтажного храма. Но после выкладки стен епископ Питирим вдруг пожелал сделать храм двухэтажным. По его распоряжению в нижней части храма пробили окна, свели своды над алтарём и устроили лестницы в верхний этаж. Закончить начатое строительство епископ Питирим не успел – его похоронили в склепе у южной стены в приделе Николая Чудотворца. Через 18 лет надстройка и колокольня при соборе пришли в полную ветхость. И в 1783 году тамбовский купец Матвей Бородин взялся за достройку собора. Он намеревался полностью отделать верхнюю летнюю церковь и установить в ней трёхъярусный иконостас. Расстройство торговых дел изменило планы строителя. Ремонт и установку иконостаса в верхней церкви осуществил в 1801 году другой благотворитель – купец Матвей Малин.
К середине XIX столетия в храме стала ощущаться теснота, поэтому лестницы в верхнюю церковь, на четверть сокращавшие помещения собора, были разобраны в 1841–1842 годах, а с западной стороны по плану С.А. Березнеговского была пристроена двухэтажная паперть, в которой расположились новые лестничные пролёты. К этому времени весь Спасо-Преображенский собор требовал крупного капитального ремонта. Он был начат в 1843 году и продолжался вплоть до 1849 года. В верхнем храме были выровнены и оштукатурены стены и своды, у подкупольных столбов поставлены резные капители коринфского ордера, окрашены и расписаны стены по мотивам Нового и Ветхого Заветов. В процессе ремонта были заменены и выкрашены полы и установлены новые оконные рамы. Лучшими московскими мастерами был изготовлен новый иконостас для верхней церкви. Украшением иконостаса были шесть местных икон, написанных академическим учеником Мухановым. По свидетельству современников, эти иконы местного ряда были дороже всего иконостаса. В нижней церкви был установлен новый деревянный резной иконостас в стиле рококо. В том же стиле были выполнены резные украшения по карнизу и фризу. Иконостас и резьба карнизов были позолочены.
В 1811 году была заложена каменная колокольня. Освящение колокольни в трудный для России 1812 год было глубоко символичным. К 60 годам XIX столетия колокольня была оштукатурена, побелена известковым раствором, покрыта железом и украшена позолоченными звёздами. В 1879 году был утверждён план строительства двух флигелей при соборной церкви. Они располагались с южной и северной сторон от храма и завершали архитектурную композицию. Невысокие одноэтажные каменные постройки подчёркивали грандиозность Спасо-Преображенского собора. Кафедральный собор был хранителем и главных тамбовских святынь. Один из них – чудотворная икона Казанской Богоматери. Из богатейшей коллекции храмовых икон выделяется Распятье Спасителя с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Икона эта была написана Тамбовским епископом Питиримом. На иконе за распятием в дальней перспективе был изображён город с крепостными башнями, церковью и домами. Описание тамбовских крепостных построек XVII века, по заключению местных историографов, соответствовало панораме города, изображённого на иконе – караульная башня, проезжие ворота, за ними одноглавая церковь с шатровым верхом, высокая колокольня и дом с зелённой кровлей.
С 1918 года Преображенский собор находился в ведении одной из церковных общин. По решению местных властей он был закрыт в1930 году. В октябре 1931 года щебнем от разобранной колокольни были засыпаны ямы и выбоины в скверах. На месте одного из флигелей был построен типовой дом послевоенной архитектуры. Долгое время в здании бывшего кафедрального собора был расположен краеведческий музей. Ныне собор возвращён верующим.
Источник: http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp123/rabot/01/spas.htm

Строительство каменного собора Спаса Преображения начато в 1694 году епископом тамбовским Питиримом взамен деревянной Спасо-Преображенской церкви 1636-1660-х годов постройки. Собор был достроен лишь в 1783 году на средства местного купца Матвея Бородина, а в 1811-1817 годах на средства прихожан и благотворителей была сооружена новая каменная отдельно стоящая трехъярусная колокольня высотой 42,5 м. С приходом советской власти собор был закрыт и переоборудован в Краеведческий музей. В 1931-1932 годах величавая соборная колокольня была разобрана на щебень для засыпки ям и выбоин городских скверов. Верующим соборный храм возвращен в 1991 году, в нем начаты восстановительные работы.В настоящее время пятиглавый Кафедральный Собор Спаса Преображения с воссозданной колокольней действует, является духовным центром и главным украшением города, а также памятником истории и архитектуры Федерального значения.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/ihibm-iliym-ibiem-i-m-iu-mni-igi-m-i-i-ibmnib-i-m-ili-igm.html

Судьба тамбовского Спасо-Преображенского храма была неразрывно связана с судьбой самого города. Задача Тамбова, основанного на границе степей и леса, состояла в защите русской земли от кочевников, а храм являлся символом преображения необжитого дикого края… Церковь заложили одновременно с крепостью. Произошло это в 1636 году. Место было выбрано на высоком берегу, там, где сливаются две реки — Цна и Студенец. Двухэтажный храм срубили из брёвен достаточно быстро — всего за три месяца. В 1677 году статус Преображенской церкви изменился: она стала соборной, превратившись в место совместного служения священников нескольких храмов, а также в центр церковного округа. В штате собора числились протоирей, два священника, дьякон, дьячок и пономарь. Интересно, что все священнослужители Преображенского собора считались, как бы мы сейчас сказали, госслужащими. Они получали государево жалованье (46 рублей в год и дополнительно чуть больше рубля на воск), имели свою пашню и сенные покосы. Ещё через пять лет, когда была создана Тамбовская епархия, Преображенская церковь стала кафедральной. Эпохальные перемены в жизни Преображенского собора начались с назначением нового Тамбовского епископа Питирима. Собор к тому времени находился в плачевном состоянии и не соответствовал кафедральному. Решено было не ремонтировать старый храм, а возвести новый. Причём из камня. Такое решение владыки было обусловлено множеством факторов. Во-первых, Питирим был родом из Вязьмы, а там, в окрестностях Смоленска, испокон веку строили из камня — статус западного форпоста обязывал. Кроме того, в 1677 году в самом Смоленске началось строительство каменного Успенского собора. И епископ, вероятно, захотел, чтобы на южных рубежах страны тоже имелся бы храм, сопоставимый с тем, что возводился на западных границах. А тамбовский собор ничем не отличался внешне от обыкновенных деревянных храмов, даже утвари и облачений толком не было…
На первый взгляд, между двумя храмами не так много сходства. Уже «на второй взгляд» понимаешь, что общего гораздо больше, чем казалось. «На третий взгляд» — снова вопрос: почему же тогда они выглядят так по-разному? Самый простой и очевидный ответ — потому что тамбовский храм строили больше века, и его архитектурный замысел постоянно менялся — окажется… неправильным. Дело в том, что у собора Смоленска тоже была непростая судьба, его тоже строили долго и по разным проектам. Сходства действительно очень много: и тот и другой храмы двухэтажные, верхние этажи двухсветовые, причём окна второго света и в Смоленске, и в Тамбове круглые (в Смоленском Успенском соборе они побольше, но это не суть). Не говоря уже о цветовом решении и принципиальной схеме декора — фактически, до карниза второго этажа оба храма — это вариации на тему одного и того же здания! Так-то оно так, но… и вот тут начинается «третий взгляд». Посмотрим на членение северных и южных фасадов двух соборов. В Смоленске деление трёхчастное. А в Тамбове? Всё верно, простенков между лопатками четыре… Означает ли это, что тамбовский собор — в плане прямоугольник, а смоленский куб? Тоже нет, оба в плане прямоугольные… В чём же дело? Обратите внимание на апсиды: у Успенского собора они очень сильно развиты, прямо над ними поставлены боковые юго-восточная и северо-восточная главы. А что в Тамбове? Полукружия апсид едва-едва выступают за плоскость восточной стены храма. Так вот откуда взялось четырёхскатное членение! Просто тот объём, который в Смоленске был отдан под апсиды, в Тамбове «инкорпорирован» в прямоугольник основного тела храма и соответствующим образом зафиксирован внешне»лишней» лопаткой. Апсиды Преображенского собора трактованы по-другому. Алтарная часть «утоплена» в основном объёме. Над ней точно так же, как и в Смоленске, установлены боковые главы. Глядя на завершение собора, то мы видим, что низ — барочный, а верх — классический. Если это не «высокий классицизм» столиц, то по крайней мере его добротная провинциальная трактовка.
Завершение сооружено на доброе столетие позже основания — во времена Питирима такие колонны (пусть даже только с намёком на ордер) и ротонды под купол ещё не делали. С западной стороны к собору пристроена двухэтажная паперть — одно из последних «приобретений» Преображенского собора — построена была в 1839-1840 годах усилиями соборного протоирея Павла Булгакова. Уже современники констатировали — пристройка неудачна. И правда, паперть — чистый функционал, по объёму едва ли не превосходящий храм, — выглядит несколько чужеродно. Зато размеры пристройки позволили разместить в ней лестницу на второй этаж. Но в 1905 году стала тесной и эта паперть, её пришлось ещё раз перестраивать. Рядом с собором возвышается стройная колокольня. Если сравнить со старинными фотографиями, то бросается в глаза, что колокольню собору не «восстановили», а на самом деле «выстроили заново». Была она четырёхъярусной, стала пятиярусной, причём каждый ярус ещё и как-то «постройнел», стал более развит по вертикали. И сама колокольня, естественно стала выше. Можно долго спорить о том, следовало ли восстановить сооружение «как было» и исказил ли новодел облик храма, но с точки зрения пропорций новая колокольня выглядит более соразмерной собору. В соборный комплекс входит часовня, поставленная к югу от храма. Возведена она уже в наше время и в отсутствие колокольни исполняла её функции: нижний ярус звона ХIХ века, то, что выше, надстроено в последние годы. Обширный шестистолпный храм с тем лишь отличием, что в нижнем этаже Преображенского собора столпы всё-таки остаются столпами, а в верхнем — дань новой моде! — превращены в могучие колонны. Алтарная преграда выдвинута резко вперёд, к центральной части сооружения, она скрывает за собой восточную пару столпов и даже несколько отступает от них; соответственно, алтарная часть собора на самом деле куда больше, чем это кажется при взгляде снаружи.
Верхний храм оформлен торжественно и с большим вкусом. После низких потолков паперти, восхищающих росписями плафонов (центральное изображение — Отрок Иисус во храме), основной объём кажется невероятно просторным, сильно развитым вверх. На самом деле потолки здесь выше не намного — метра на три-четыре, но общая организация внутрихрамового пространства, декоративное оформление интерьеров и, наконец, большая световая ротонда создают ощущение, что «воздуха» в помещении гораздо больше. Светло-охристый колер, доминирующий в окраске интерьеров, и интенсивное естественное освещение делают всё вокруг каким-то невесомым; даже мощные колонны выглядят гораздо легче, чем они есть на самом деле. Иконостас «западного» типа: вместо традиционных для России нескольких рядов икон во всю стену — невысокая алтарная преграда; причём второй, верхний его ярус располагается на уровне второго ряда окон, таким образом визуально стены чётко делятся надвое. Этот эффект поддерживает и стенопись, тоже организованная в два яруса; расписаны и потолки. Нижний храм, напротив, тесен и компактен. Здесь нет росписей, стены и потолок просто побелены, в простенках располагаются иконы; центральный придел представляет собой подобие узкого «коридора», визуально ограниченного опорными столпами и завершённого одноярусным иконостасом. Севернее и южнее рядов опорных столпов примыкают два придела, никак специально от центрального не отделённые. Они оформлены в том же вкусе — лаконично и просто, но богаче освещены естественным светом благодаря рядам окон. В нижнем храме покоятся мощи святителя Питирима. Если сосчитать все многочисленные переделки с момента закладки собора, то окажется, что его облик формировался на протяжении ни много ни мало 211 лет, с 1694 года, когда в землю лёг первый камень, по 1905-й, когда в последний раз была перестроена трапезная. И это ещё не считая ремонта 1913-1914 годов, когда собор был впервые в своей истории оштукатурен!
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №185, 2016 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?