Тамбич-Лахта. Часовня Рождества Пресвятой Богородицы.

Деревня Тамбич-Лахта находится в конце залива Тамбич-лахта в южной части Долгого озера. Южнее деревни – часовня Пресвятой Богородицы с «небом», 1804 г., cвященная роща. Деревня в XIX в. именовалась Тамецкая лахта. В 1843 г. в одиннадцати крестьянских хозяйствах числилось 96 чел. Сейчас в Тамбич-Лахте стоит несколько домов, часть из них полуразрушена. В целых избах живут только во время сенокоса.
Часовню построили местные крестьяне без разрешения духовных властей. Часовня находится в Священной роще, примерно в 1 км от деревни. Высокие сосны стоят близко к часовне. Звонница стремится ввысь вслед за соснами, ее столбы подчеркивают взлет часовни, а сама площадка звонницы еще приподнята над опорным четвериком.
«Небо» в часовне предположительно создано во время ремонта в 1883 г., о чем есть запись на косяке двери. Сохранилось полностью. Состоит из 15 граней и четырех парусов. На гранях — четыре архангела, евангелисты, распятие с престоящими и святые Андрей Критский и Федор Стратилат. На парусах — трубящие ангелы. В медальоне — Вседержитель. Специалисты предполагают, что Андрей Критский и Федор Стратилат были духовными покровителями крестьян деревни. Еще одно предположение специалистов: это «небо» расписывали те же иконописцы, что расписали «небо» в Немяте (а возможно и в Рыжково). И называют даже, что это артель Катиновых: отец и два сына. Сейчас часовня, особенно колокольня, требует хорошего ремонта.
Священная роща выделяется издалека и доминирует над заливом Тамбич-лахта. Тропа к ней начинается за деревней, уходит влево, в кустах переходит через ручей и затем направляется к роще. Дорога в деревню – по озеру.
Источник: сайт kenozerjelive.ru

Деревня Тамбич-Лахта расположена на мысе в южной части залива Тамбичлахта при озере Долгое, в семи километрах от деревни Вершинино. В 19 в. она именовалась Тамецкая Лахта.
В 1804 г. крестьяне деревни построили новую часовню Рождества Богородицы без разрешения духовных властей. Поставили её в полукилометре от деревни в священной роще, вблизи дороги, связывающей между собой окрестные селения. Существующий архитектурный облик Рождественская часовня получила после перестройки в 1883 г. (надпись о ремонте сохранилась над входной дверью в часовню). Обновленный вид значительно отличается от первоначального, в 1804 г. Компактная продольная композиция здания складывалась из клети и открытой паперти, объединенных двускатной крышей и поставленных на общий подклет. Обшивка фасадов отсутствовала. Молельное помещение освещалось двумя косящатыми окнами, а плоский потолок был ниже на два венца.
В настоящее время часовня представляет собой прямоугольный в плане объем на низком подклете, перекрытый двухскатной крышей. Продольно-осевая композиция здания включает квадратное в плане молельное помещение, притвор с колокольней наверху и каркасное крыльцо. Все части здания объединены профилированной тесовой обшивкой фасадов «в рустик». Крупная, обитая лемехом глава на широкой шее поставлена вплотную к колокольне. Западный фасад часовни решен в лучших традициях деревянной архитектуры Севера. Двухъярусный восьмерик колокольни поставлен на четверик и перекрыт низким плоским куполом по девяти круглым стойкам звонницы. В южной и северной стенах молитвенного помещения по два раздельных окна, обрамленных простыми наличниками. Фасады декорированы полихромной окраской голубого, зеленого и белого цветов и накладными «сухариками» на подшивке фронтонов.
Молитвенное помещение перекрыто каркасным граненым «небом» с сюжетными росписями. Стены внутри отесаны «в круглый угол» и окрашены в белый цвет. Восточная стена была скрыта каркасным иконостасом. Дверной проем в помещение оформлен тремя косяками, соединенными « в ус», вершник зафиксирован заплечиками. Притвор внутри обшит тесом, на северной стороне от входа лестница, ведущая на колокольню. Двери в притвор столярные, створчатые, с филенками. Крыльцо каркасное, обшито в виде тамбура.
15-гранный комплекс каркасного «неба» в молельном помещении включает изображения архангелов, евангелистов, Распятия с предстоящими, преподобного Андрея Критского и мученика Феодора Стратилата. Время создания – последняя четверть 19 в. Роспись выполнена в традициях поздней академической живописи. Конструкция потолка сделана с очень высоким подъемом граней к центральному кругу. Комплекс сохранился в полном составе. Размер четверика «в свету»: 445х485 см.
Новый иконостас появился в часовне одновременно с сооружением «неба», т.е. около 1883 г. Иконостас двухъярусной конструкции с заворотами на северную и южную стены. Иконы первого яруса разделены круглыми колоннами на базах. В основании – подзоры с простыми филенками. Конструкция окрашена в желтый, синий и красный цвета.
Размеры в плане: 4,5 х 7,9 м, высота со звонницей до креста 11 м.
Заручевская Е., Шаповалова Л., Кольцова Т. // Небеса и окрестности Кенозерья : расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». — М., 2009. С. 312-339.

Деревня расположена на мысе в южной части залива Тамбич-Лахта при озере Долгое, в семи километрах от деревни Вершинино. В XIX веке она именовалась Тамецкая Лахта. В 1843 году в селении имелось одиннадцать дворов, в которых проживало девяносто шесть человек. (1).В 1804 году крестьяне Тамецкой Лахты построили новую часовню Рождества Богородицы без разрешения духовных властей. Привлечённый к ответу часовенный староста Осип Дмитриев объяснил в Кенозерском волостном правлении, что больному крестьянину Ивану Евдокимову во сне неоднократно велено было построить часовню Рождества Богородицы. Иван обещал «и сделался здрав». Часовню строили всем деревенским обществом. (2).Поставили её в полукилометре от деревни в священной роще, вблизи дороги, связывающей между собой окрестные селения. Часовня представляет собой прямоугольный в плане объём на низком подклете, перекрытый двухскатной крышей. Продольно-осевая композиция здания включает квадратное в плане молельное помещение, притвор с колокольней наверху и каркасное крыльцо. Все части здания объединены профилированной тесовой обшивкой фасадов «в рустик». Крупная, обитая лемехом глава на широкой шее поставлена вплотную к колокольне. Западный фасад часовни решён в лучших традициях деревянной архитектуры Севера. Ярусы скатных кровель крыльца и притвора уводят взгляд вверх, к колокольне и луковичной главе с крестом, венчающей всю часовню. Двухъярусный восьмерик колокольни поставлен на четверик и перекрыт низким плоским куполом по девяти круглым стойкам звонницы. В южной и северной стенах молитвенного помещения по два раздельных, а не сдвоенных окна, обрамлённых простыми наличниками. Фасады декорированы полихромной окраской голубого, зелёного и белого цветов и накладными «сухариками» на подшивке фронтонов.Молитвенное помещение перекрыто каркасным гранёным «небом» с сюжетными росписями. Стены внутри отёсаны «в круглый угол» и окрашены в белый цвет. Восточная стена скрыта каркасным иконостасом. Дверной проём в помещение оформлен тремя косяками, соединёнными «в ус», вершник зафиксирован заплечиками. Притвор внутри обшит тёсом, на северной стороне от входа лестница, ведущая на колокольню. Двери в притвор столярные, створчатые, с филёнками. Крыльцо каркасное, обшито в виде тамбура.Описанный архитектурный облик Рождественская часовня получила после перестройки в 1883 году (надпись о ремонте сохранилась над входной дверью в часовню). Обновлённый вид значительно отличается от первоначального – в 1804 году компактная продольная композиция здания складывалась из клети и открытой паперти, объединённых двухскатной крышей и поставленных на общий подклет. Обшивка фасадов отсутствовала. Молитвенное помещение освещалось двумя косящатыми окнами, а плоский потолок был ниже на два венца.Реставрационные работы на памятнике не проводились. 2014 году силами волонтеров проекта «Часовенный рай» на ней проведены противоаварийные работы. Размеры в плане: 4,5×7,9 м.
Расписное «небо» в часовне во имя Рождества Богородицы деревни Тамбич-Лахта. Время создания: последняя четверть XIX века. 15-гранный комплекс включает изображение архангелов, евангелистов, Распятия с предстоящими, преподобного Андрея Критского и мученика Феодора Стратилата. Комплекс сохранился в полном составе. Дерево, холст, масло. Размер четверика «в свету»: 445Х485 см. При входе из притвора в часовню на дверном косяке можно увидеть дату «1883». Она, вероятно, соответствует времени последнего ремонта в интерьере храма, когда были расписаны «небеса», а также возведена и окрашена рама иконостаса.
Конструкция потолка сделана с очень высоким подъемом граней к центральному кругу. Композиция «неба» сложная, складывается из 15 радиальных граней, включающих изображения четырех архангелов, евангелистов и «Распятия с предстоящими святыми» (на пяти гранях). Только в этой часовне в программу росписи включены фигуры мученика Феодора Стратилата и преподобного Андрея Критского. Скорее всего, эти святые — покровители заказчиков и устроителей часовни, крестьян деревни Тамбич-Лахта. Их фигуры размещены на двух гранях, направленных к западной стене. Детально и тщательно проработана символика атрибутов святых: икона Спасителя — у преподобного Андрея Критского, мученический крест — у мученика Феодора Стратилата, символы страстей Христовых (петух на столбе, копье и трость) — у архангела Уриила, цветочная весть — у архангела Гавриила. Евангелисты изображены сидящими в небольших разворотах на стульях с высокими спинками. В руках — перья, книги, рядом на столе — чернильницы, раскрытые Евангелия с текстом.На угловых треугольных гранях изображены трубящие ангелы.
Цветовая композиция «неба», разнообразная и многоплановая, основана на единстве живописного построения граней: постепенного перехода от света в тень. От Вседержителя, изображенного в центральном круге, исходит яркий свет. Автор «неба» трактует его как солнечный. Это впечатление создается благодаря окраске верхней части всех радиальных граней в желтый цвет. Далее следует круг, образованный четырнадцатью херувимами и фигурой Саваофа, изображенными на серовато-стальных облаках. Еще ниже — широкая полоса голубого цвета с изображениями основных персонажей композиции. И, наконец, в основании каждой радиальной грани есть позем в виде гористого пейзажа, решенного в коричневато-охристых тонах. Роспись на потолке выполнена в традициях поздней академической живописи. Она является прямым аналогом «небу» в Немяте и создана теми же мастерами.
В музейном собрании Кенозерского национального парка хранятся две иконы из местного ряда иконостаса в Тамбич-Лахте, созданные северными мастерами в начале ХIХ века: «Зосима и Савватий Соловецкие с монастырем» и «Святитель Николай в житии». На этих иконах можно видеть формальные признаки, свойственные старообрядческой иконописной традиции: акцентирование восьмиконечных крестов, характерное написание имени Христа («IС ХС»), двуперстное благословение. На иконе Зосимы и Савватия прославленные соловецкие чудотворцы поддерживают обитель, которая изображена в «дореформенном» виде, с древней трехшатровой звонницей, измененной только в ХVIII веке. Имя «Савватий» написано лишь с одной буквой «в», что также было принято до ХVIII столетия. Время, когда создавались эти иконы, было благосклонно к старообрядцам. На рубеже XVIII и XIX веков последовал целый ряд распоряжений и указов, разрешавших им строить моленные и исполнять обряды. В Олонецкой губернии по заказам старообрядцев работало много иконописцев. Кенозерье находилось на пути между знаменитой Выговской старообрядческой пустынью и Чаженьгским скитом.
1. НАРК. Ф. 25, оп. 16, д. 52 / 20, л. 256 об., 1843 г.2. НАРК. Ф. 25, оп. 16, д. 14 / 15, л. 5 – 5 об.,1805 г.Из книги: Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М.: Программа «Первая публикация», 2009. С. 312.
http://www.kenozero.ru/o-parke/kulturnoe-nasledie/arkhitektura-kenozerya/kultovaya-arkhitektura/chasovnya-vo-imya-rozhdestva-bogoroditsy-1804-g/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?