Один из крупнейших в крае монастырь располагался в северо-западной части Оренбуржья, в селе Таллы (Ключегорье) нынешнего Грачёвского района. Основательницей его была вдова капитана артиллерии Анна Ивановна Путилова (в девичестве А.И. Христ, в монашестве – Агния). Попечениям, заботам и пожертвованиям этой благочестивой, благодетельной дворянки обязаны все первые обители Бузулукского и Бугурусланского уездов: Бузулукская и Бугурусланская женские общины, Бузулукский Спасо-Преображенский и Мойский Свято-Троицкий мужские монастыри. Поселившись в Ключегорье, Анна Ивановна в 1845 году организовала приход, а уже в 1847-м напротив барской усадьбы освятили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (покровительницы православных заволжских областей).
В 1854 году в Ключегорье произошло чудное, таинственно-непостижимое событие – в полуверсте восточнее села, в зарослях тальника, была обретена икона святителя Николая Чудотворца. На этом месте Путилова поставила деревянную часовню (впоследствии здесь был воздвигнут каменный храм во имя Николая, Мир Ликийских Чудотворца). В 1861 году, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, по неотступному ходатайству Путиловой состоялось официальное открытие Ключегорской Богородицкой общины. С этого дня обитель облеклась в свой иноческий вид. Для благоуспешного управления общиной Анна Ивановна использовала правила Спасо-Бородинского монастыря Московской губернии. Особое внимание и труды начальница общины направляла на «водворение порядка и благочиния в обители, на укрепление духа благочестия и на точное исполнение всех правил и требований иноческой жизни»: учреждена была общая трапеза, положено повседневное вычитывание утреннего монашеского правила, полунощницы, утрени с чтением двух акафистов Спасителю и Божией Матери, после небольшого отдохновения – обедня, в 4 часа вечера – вечерня с чтением канонов Спасителю, Богородице, Ангелу Хранителю и возношением молитв за живых и умерших. Во время трапезы, к которой сёстры сходились по удару колокола в 12-м часу, читались жития святых. В воскресные и праздничные дни часть времени, остававшаяся от церковного богослужения, посвящалась чтению Священного Писания, поучений свт. Иоанна Златоуста, житий святых и других духовных книг.
Хозяйственная часть обители тоже приняла правильный определённый вид. Пожертвованная Анной Ивановной земля обрабатывалась силами сестёр общины. Устроили скотный двор, приобрели лошадей, рогатый скот, положили начало пчельнику и фруктовому саду. Умерла основательница монастыря в канун Успения Божией Матери 15 (28) августа 1871 года. Похоронена щедрая благотворительница монашествующих Бузулукского уезда торжественно при большом стечении народа в Бузулукском Спасо-Преображенском мужском монастыре (впоследствии была перезахоронена в часовне у Никольского храма основанного ею Ключегорского монастыря).
После неё монастырём управляли игумении: Феофания (†1883), София († 1889), Ермиония (†1904), Ермиония II (†1923). При всех преемницах первоначальницы великими и неустанными трудами насельниц с помощью благотворителей монастырь из года в год возрастал, благоустраивался, украшался. Преосвященный Самарской епархии владыка Гурий помог привести обитель в цветущее состояние своими советами, указанием благотворителей и выдачей книг на сбор добровольных пожертвований. Щедротами благодетелей воздвигнуто три двухэтажных больших корпуса для помещения сестёр, монастырь обнесён каменной оградой. На источнике, где была обретена икона Николая Чудотворца, вместо деревянной часовни построена каменная церковь. Неизвестным благотворителем прислан колокол весом в 150 пудов. В 1888 году на средства московского купца Флора Яковлевича Ермакова воздвигнут каменный трёхпрестольный храм во имя Николая Чудотворца. В 1906 году была заложена каменная двухэтажная трапезная церковь во имя прп. Серафима Саровского. Построено просторное светлое здание для церковно-приходской школы. На месте сгоревшего странноприимного дома возведено двухэтажное здание. На средства астраханского купца И.С. Цветкова устроен абиссинский колодец. Открыты разные мастерские: иконописная, ковровая, белошвейная, пуховая. Построен скотный двор и помещения для молочного хозяйства, конюшни, кузница и сарай для земледельческих орудий и машин. Велика была отзывчивость обители на нужды окрестных жителей. Сельчанам выдавались семена для засева полей, особенно новопоселенцам; множество сирот и бедных поддерживал монастырь, особенно в голодные годы.
Разрастаясь, украшаясь внешне, монастырь возрастал и в своей внутренней жизни. Правила монашествующих – смирение, терпение, великодушие, послушание, молитва (келейная и церковная), пост и дела милосердия – нашли здесь полное осуществление. Уставное совершение богослужения и прекрасное пение привлекали в монастырь много богомольцев во дни Великого поста (для говения) и особенно 9 мая (память свт. Николая). В этот день массы страждущих духовно и телесно паломников, за сотни вёрст приходили и приезжали в монастырь для того, чтобы здесь, пред иконою чудотворца, излить все свои скорби, и нередко, по вере их, происходили исцеления или облегчения. Не одна тысяча народа прибывала к 9 мая в монастырь, который в эти дни напоминал улей. Сёстры обители давали приют паломникам, кормили, поили, покоили их. Сюда стекались богомольцы разных национальностей, связанных православной верой и великой любовью к святителю. Служение молебнов совершалось беспрерывно весь день, а иногда и два дня. Накануне праздника поздно кончалась всенощная, после неё начиналось чтение акафиста святителю самим народом. Ночью, под открытым небом, посреди монастыря грамотей из богомольцев читал акафист, а припев исполнялся общенародным хором. Сколько веры, надежды и любви выливалось в заключительных словах: «Радуйся, Николае, великий чудотворче»! Более полувека Ключегорский монастырь был светочем Православия и для жителей окрестных селений и для приходящих издалека богомольцев.
Лихолетье 1917 года, затянувшееся на долгие десятки лет, нанесло православной России смертельные раны. Скорым и особенно неистовым гонениям подверглись монахи. В 1923 году через окно кельи была застрелена последняя хранительница святой обители игуменья Ермиония II (похоронена на общем кладбище; могилу пострадавшей Христа ради можно издали определить по большому белому кресту). Монастырь передали совхозу «Коминтерн». Снесли Казанскую и Смоленскую церковь, оба Никольских храма, часовню. Устояло лишь двухэтажное кирпичное здание трапезной Серафимовской церкви. Ещё три монастырских корпуса без кровли, полов, дверей, окон доныне демонстрируют крепость и красоту кладки добротного старинного красного кирпича. Сохранилась и часть игуменского корпуса, под ним большой подвал-овощехранилище с кирпичной дорожкой, ведущей к Никольскому собору. Фрагментарно сохранилась кирпичная ограда монастыря с домом у бывших восточных ворот. Ещё плодоносит огромный монастырский сад, заглушаемый клёном.
Под водительством иеромонаха Валентина (Коробова) монастырь ныне возрождается. Члены организованного местного Казанско-Богородицкого прихода расчищают территорию, обустраивают домовую церковь и монашеские кельи в одном из сохранившихся корпусов, установлены поклонные кресты. Возрождающаяся обитель ждёт первых насельников.
По материалам издания: Оренбуржье православное: история и современность. – Оренбург, 2014
От бывшего Ключегорского женского монастыря осталось всего несколько зданий, да и те пришли сегодня в такой упадок, что сердце сжимается от горечи. Годы безвременья и безбожия, а также люди не пощадили прежде красивую обитель. В пустых оконных проемах гуляет ветер, крыши на некоторых зданиях сорваны, прекрасная чугунная лестница, ведущая на второй этаж здания, сдана в металлолом, храмов нет и в помине – вместо одного в советское время устроили кафе, прямо в алтаре, а другие сровняли с землей. Каменную ограду, которая шла словно «китайская стена» вдоль всего монастыря, сельчане разобрали на хозяйственные нужды. На месте старого кладбища, где лежали священники и монахини, построили конюшню. А в раскопках находили даже частички риз…Первые сведения о селе Таллы Грачевского района относятся к началу 19 века. Село Таллы было основано майором Иваном Путиловым примерно в 1802 году, он также основал поселок Путилово Бузулукского района, Усаклу, Тростянку, Ягодное, Иртек и Озерье. В 1811 году село Таллы принадлежала капитану Павлу Путилову, внуку Ивана Путилова. В 1841 году в селе насчитывалось всего 13 дворов с населением 123 человека. После смерти Павла его жена в 1864 году учредила в Таллах Ключегорский Казанско-Богородицкий женский монастырь. Ещё в 1847 году здесь была построена Казанская церковь, и Таллы приобрели статус села, которое назвали Ключегорье. В 1900 году на территории села Таллы было 95 дворов. Монастырь в селе рос и богател за счет собственного большого хозяйства, а также сборов пожертвований. Здесь жило около 500 монахинь, в хозяйстве имелось около 1700 десятин земли, крупный фруктовый сад, водяная и ветряные мельницы, животноводство. Монастырь был огорожен каменной стеной, в которой было несколько ворот. Здесь жили монахини из крестьянских семей. В небольшом селе Таллы было 5 церквей, из них три находились в стенах монастыря. Казанская церковь была сельской. В ее стенах совершались обряды венчания и крестины. В 1875 году в монастыре была учреждена церковно-приходская школа для девочек. Школа для мальчиков организована только в 1894 году.
Зимой 1918 года в селе воцарилась Советская власть. Монастырь продолжал жить в других зданиях до осени 1928 года, после он был окончательно упразднен. В корпусах монастыря разместилась детская колония, которая осенью 1929 года была переведена в город Бузулук.В настоящее время Ключегорский Казанско-Богородицкий монастырь официально не существует. Деревянные корпуса полностью отсутствуют. Каменные корпуса частично сохранены. В двух из них расположены жилые помещения, но и они находятся в аварийном состоянии и подлежат капитальному ремонту. На месте сгоревшего игуменского корпуса, в уцелевшей от пожара части, находится больница-стационар. Частично сохранилась каменная ограда монастыря. Из всех храмов, когда-то украшавших женский монастырь, остался только храм в честь преподобного Серафима Саровского, да и он не используется по прямому назначению. Литургия в нем не совершается, роспись отсутствует. Храм постепенно приходит в упадок и находится в аварийном состоянии. Хорошо сохранившиеся хозяйственные постройки бывшего монастыря используются Таллинским СПК (Сельским Промышленным Кооперативом) для своих нужд. В них располагаются мастерские, складские помещения для сельхозинвентаря, овощехранилища и т.д. Таким образом, в настоящее время в бывшем Ключегорском Казанско-Богородицком женском монастыре существующие здания используются не по назначению.
http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=orenburg&page=6