Собор Александра Невского построен в 1900 г. — по эстонскому преданию, на месте могилы национального героя Калевипоэга. По этой причине храм собирались взорвать в 1924 г., в период первой независимости Эстонии, но всё же одумались.
Сейчас — Кафедральный православный собор Таллина.
30 августа 1893 года состоялось торжественное освящение места для будущего храма, на церемонию из Пюхтицкого монастыря была доставлена чудотворная икона Успения Божией Матери.
Проект собора был заказан у специалиста по церковным постройкам академика архитектуры Михаила Тимофеевича Преображенского, члена Санкт-Петербургской Академии художеств.
20 августа 1895 года состоялась торжественная церемония освящения закладки храма, а 2 ноября 1897 года, благодаря стараниям главного подрядчика, купца 1-й гильдии, Ивана Дмитриевича Гордеева, на соборе были торжественно установлены железные позолоченные кресты. Позолота глав собора произведена в течение лета 1898 года позолотных дел мастером купцом 2-й гильдии Петром Семёновичем Абросимовым. Колокола для собора были изготовлены на колокольном заводе купца Василия Михайловича Орлова в Санкт-Петербурге.
Уникальный звон собора составляет 11 колоколов. Торжество освящения и поднятия колоколов состоялось 7 июня 1898 года. Первоначально проект собора предусматривал установку мраморного иконостаса, но в ходе строительства было решено заменить его золочёным деревянным. Работа была поручена П.С. Абросимову.
Иконы были написаны в мастерской академика живописи Александра Никандровича Новоскольцева. По его же эскизам петербургским мастером Эмилем Карловичем Штейнке сделаны витражи, установленные в алтарных окнах главного придела. Пятиглавый трёхпрестольный храм, вмещающий 1500 человек, был выполнен по образцу московских храмов XVII века. Фасады собора украшены мозаичными панно работы академика архитектуры А.Н. Фролова.
Торжественное освящение собора было совершено 30 апреля 1900 года епископом Рижским и Митавским Агафангелом. В освящении участвовали святой праведный Иоанн Кронштадтский, Ревельского собора Протоиерей С. И. Попов, Ревельского Собора Священник К.А. Тизик, который в этом же году по поручению Строительного Комитета написал брошюру «Ревельский Александро-Невский собор на Вышгороде».
Северный придел был освящён во имя великого князя равноапостольного Владимира, а южный — во имя преподобного Сергия Радонежского.
После революции 1917 года в начале 1920-х годов в обретшей независимость Эстонии был начат сбор средств на снос собора как «памятника русского насилия». В конце 1928 года в Государственное Собрание был внесён законопроект о сносе Александро-Невского собора. Однако с помощью мировой православной общественности храм удалось отстоять.
В период фашистской оккупации собор был закрыт, а на повестку дня вновь встал вопрос о его сносе.
В послевоенные годы, в составе СССР, собор вновь оказался под угрозой. В начале 1960-х годов от перестройки под планетарий его спас молодой епископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), будущий патриарх Московский и всея Руси.
В 1999 году в знак особого покровительства Таллинскому кафедральному собору был дан статус ставропигиального, т.е. храма, напрямую подчинённого патриарху Московскому и всея Руси.
Источник: газета «МИР ПРАВОСЛАВИЯ»
Таллиннский кафедральный собор представляет собой пятиглавый крестово-купольный храм. План храма очень интересен. Центральный купол собора возвышается на высоком барабане и открыт в интерьер, под малыми главами размещаются звонницы. Звонницы объединены обходной галереей, лестницы для подъема в них «спрятаны» в мощных столпах. Основания колоколен-звонниц декорированы двумя ярусами кокошников. Четыре ризалита основного объема завершаются трехчастыми фронтонами с мозаичными панно. Притвор собора решен в виде одноэтажной крытой паперти на всю ширину здания. Три входа (западный, южный и северный) оформлены одинаковыми монументальными лестницами-всходами на крытое крыльцо. Каждое крыльцо завершается фронтоном в виде кокошника, в центре которого находится мозаичное панно — икона. Главный западный вход акцентирован в интерьере перспективным порталом в русском стиле. В храме три престола, боковые приделы расположены по сторонам главного алтаря, за которым устроена обходная галерея. Апсиды алтарей возвышаются над низким объемом галереи.
Звон собора составляет 11 колоколов. На колоколах отлиты следующие изображения и надписи:
На 1-м колоколе — образы Спасителя и св. Александра Невского. Надпись: «И ины овцы имам, яже не суть от двора сего и тыя ми подобает привести и глас мой услышать, и будет едино стадо и един пастырь. Иоан. 10, 16».
«Колокол Ревельскаго Александро-Невскаго Собора, начатаго постройкою в 1894 году с соизволения ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III по почину и усердием Эстляндскаго Губернатора Князя Сергия Владимировича Шаховскаго и достроеннаго в царствование ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II стараниями Эстляндскаго Губернатора Евстафия Николаевича Скалона и членов председательствуемаго им комитета».
На 2-м колоколе — образы Благовещения Пресвятыя Богородицы и свт. Николая Чудотворца. Надпись: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу».
«Колокол Ревельскаго Александро-Невскаго Собора, закладка коего совершена Архиепископ. Рижск. и Митавск. Арсением. Колокол отлит при управлении епархиею Епископом Агафангелом».
На 3-м колоколе — образы прп. Сергия Радонежскаго и Вознесенья Господня. Надпись: «Кто взыдет на гору Господню или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем «. Пс. 23, 3 — 4.
«Колокол Ревельскаго Александро-Невскаго Собора.»
На 4-м колоколе — образ св. князя Владимира.
На всех остальных колоколах одинаковая надпись: «Колокол Ревельскаго Александро-Невскаго Собора».
Источник : http://www.tallinna-sobor.orthodoxy.ru/index_dbl.htm
Все три иконостаса и четыре киота изготовлены по рисункам самого М.Т.Преображенского; работу выполнил мастер С.Абросимов, золотивший купола. Главный придел собора освящен во имя св. благоверного князя Александра Невского, правый придел — во имя прп. Сергия Радонежского, а левый — во имя св. равноапостольного князя Владимира. Иконы для иконостаса и четырех киотов были написаны на цинковых и медных досках в санкт-петербургской мастерской академика А.Н.Новоскольцева. Иконы следующие:
В иконостасе главного придела в нижнем ярусе — иконы Спасителя, Богоматери, Архангела Михаила, Архангела Гавриила, Александра Невского и Гавриила Псковскаго. Пред правым клиросом — иконы Исидора Юрьевскаго и Сергия Радонежскаго. Пред левым клиросом — иконы св. княгини Ольги и св. князя Владимира. Над царскими вратами — Тайная вечеря. В верхнем ярусе — Спаситель на престоле, 6 икон 12-ти апостолов.
В иконостасе правого придела — иконы Спасителя, Богоматери, направо Архидиакона Филиппа, налево Архидиакона Никанора. Над царскими вратами -Тайная вечеря. В иконостасе левого придела — иконы Спасителя, Богоматери, направо Архидиакона Стефана, налево Архидиакона Лаврентия. Над царскими вратами — Тайная вечеря.
В киотах у правых колонн — иконы св. великомученицы Екатерины и свт. Николая Чудотворца. В киотах у левых колонн – Казанская икона Божией Матери и икона святых празднуемых 17-го октября. По старинной традиции все новые храмы, освещавшиеся именем небесного покровителя кого-либо из Российских императоров, получали в подарок от Царствующего дома икону. В Ревельский собор Александра Невского была пожертвована икона в честь пророка Осии, преподобного мученика Андрея Критского и других святых, память которых празднуется 17 октября. Выбор иконы не случаен, так как именно 17 октября 1888 года в железнодорожном крушении царского поезда у станции Борки чудесным образом не пострадали император Александр III и его семья. Иконы за клиросами : за правым — Вселенских святителей: Василия Великаго, Григория Богословаи, Иоанна Златоуста и за левым — угодников Павла, Димитрия и Иоанна.
Запрестольный образ главного придела — Таинство Евхаристии- был написан на линолеуме художником М.М.Васильевым по образцу мозаичного изображения 11 века, находящегося в главном алтаре киевского Софийского собора. Изображения четырех Евангелистов на парусах центрального купола созданы художником А.П. Блазновым. Внутренние стены храма расписал по эскизам М.Т. Преображенского Г.П. Прокофьев.
По эскизам А.Н. Новоскольцева в окнах алтарной апсиды установили витражи с изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Фасады собора украсили большими мозаичными панно работы архитектора-академика А.Н. Фролова. Над главным входом водружен образ Знамения Пресвятой Богородицы и выше — Нерукотворного Спаса, над южным входом помещено изображение св. благоверного князя Александра Невского и выше, в кокошнике – прп. Сергия Радонежского и св. равноапостольного князя Владимира, над северным входом возвышается образ свт. Николая Чудотворца и в кокошнике — лики св. князя Всеволода Псковского и смч. Исидора Юрьевского. Фасадные мозаики собора до сих пор остаются уникальными для всей архитектуры Эстонии как по своим масштабам, так и по мастерству исполнения.
Бронзовые позолоченные паникадила в боковых приделах собора устроены по образцу петровского паникадила придворной церкви Спаса на Бору в Московском Кремле.
По обеим сторонам от главного входа, на стенах были укреплены две мраморные памятные доски — одна о постройке храма и другая об его освящении. Позднее, там же появились таблички в память о воинах и моряках, погибших в разных сражениях и катастрофах.
Источник : http://www.tallinna-sobor.orthodoxy.ru/index_dbl.htm
В 1920-х гг. собор едва не был перестроен в «Пантеон Независимости». С такой идеей выступил «первый эстонский архитектор» К. К. Бурман (1882-1965). Его проект предусматривал перестройку здания в классическом стиле, с разборкой 5 золоченых куполов и сооружением вместо них высокой квадратной в плане башни. Осуществление проекта требовало больших затрат, и он остался на бумаге. Идею Бурмана заимствовали финны при реконструкции одноименной таллинскому собору православной церкви в Свеаборге в лютеранскую кирху. Построенная в русско-византийском стиле, она утратила всеь свой декор и вместо 5 куполов была увенчана башней-маяком.
В 1928 г. в Таллине вновь вернулись к обсуждению судьбы Александро-Невского собора. Был предложен наименее затратный вариант: его снос. Но такое радикальное решение вызвало многочисленные протесты, причем не только в самой Эстонии, но и далеко за ее пределами. В итоге варварские планы в отношении собора не были выполнены.
В СССР ни с помощью мировой православной, ни с помощью мировой культурной, ни с помощью мировой научной общественности не удалось отстоять ни одного храма. А в Таллине это оказалось возможным.