Церковь Рождества Богородицы (1796) – интересный памятник конца XVIII века. Существует предположение, что построил ее крепостной архитектор Орловых Бабакин по чертежам Е.С. Назарова. Четыре фасада храма украшены четырехколонными тосканскими портиками с фронтонами. Храм – центрический по типу. Скругленные углы его покрыты рустом. Высокий световой барабан оформлен скромными пилястрами и прорезан полукруглыми окнами, чередующимися со сходными по размерам и конфигурации нишами.
Интересен храм своим интерьером. Входя в него, ожидаешь увидеть большое пространство: часто в подобных случаях стены светового барабана опираются на систему подпружных арок, что дает возможность создавать значительные внутренние пространства, не загроможденные колоннами или столбами. В талежском же храме стены барабана «беспрепятственно» опускаются до самого пола, образуя сравнительно небольшое, круглое в плане помещение, собственно церковь. Наружные стены здания являются, таким образом, стенами галереи, окружающей это внутреннее помещение. В восточной части галереи располагался алтарь. Церковь соединяется с галереей арочными проемами. Нижняя часть невысокой двухъярусной колокольни, стоящей поодаль от церкви, похожа на небольшую триумфальную арку. Оба яруса колокольни украшены белокаменными колоннами, сходными по форме с колоннами церковных портиков. Она воспринимается как ворота церковного двора, но стоящие сами по себе, без примыкающей ограды. Прежде металлическая ажурная ограда у талежского храма все же была. В настоящее время она утрачена.
Источник: М.М. Дунаев. «К югу от Москвы», М., 1978
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с отдельно стоящей колокольней была построена в 1794-1796 гг. по заказу гр.В.Г. Орлова вместо прежней деревянной, известной с 1628 г. Автором проекта считается Е.С. Назаров, строительство велось крепостным архитектором И.И. Бабакиным. Центрический однокупольный храм в стиле зрелого классицизма интересен организацией интерьера: стены ротонды опускаются до уровня земли, образуя небольшое храмовове пространство, окруженное галереей, соединяющейся с основным объемом арочными проемами. В галерее устроены приделы Архангела Михаила и равноапостольного Князя Владимира. В советское время церковь была закрыта и разорена, в последние годы заброшена. С 2005 г. храм реставрируется по проекту И.Ю. Коровина. Здесь устроено подворье Давидовой пустыни.
Комплекс церкви Рождества Пресвятой Богородицы по адресу: Чеховский район, с.Талеж, является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. № 624). Он включает в себя: колокольню, ограду, церковь.
Кирилл Аминов, 17 мая 2015 г.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Талеж (1792-1939 гг.)
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Талеж построена в 1792 г. владельцем села графом Владимиром Григорьевичем Орловым. Владимир Григорьевич – младший из пяти знаменитых братьев Орловых, директор Академии наук в 1766-74 гг. Ушедши в отставку, граф занялся обустройством своих имений, в состав которых входило и село Талеж.
Строил Талежскую церковь крепостной архитектор графа Иван Бабакин, скорее всего, по проекту московского архитектора Е. С. Назарова. В 1793 г. церковь была освящена во имя Рождества Богородицы в память о разобранной одноименной церкви в соседней деревне Горках. После этого, в 1794 г., была разобрана старая деревянная церковь села – во имя святого благоверного князя Владимира, а материал был употреблен на обжиг кирпичей для церковной ограды. Иконы для новой церкви были написаны живописцем Красовским. Кроме написанных образов были перенесены иконы, а также и церковная утварь из упомянутых разобранных церквей. Граф не только оплатил все работы, но и принимал активное участие как в самой постройке, так и в приобретении для церкви дополнительной утвари. По преданию, именно граф подарил церкви крест с мощами св. блгв. князя Владимира, ставший с тех пор основной святыней храма и собиравший ко дню памяти крестителя Руси большое число паломников.
В 1806–42 гг. настоятелем церкви служил священник Иларион Иродионов Голосов. При нем в 1810 г. справа от центрального алтаря был устроен придел во имя св. блгв. князя Владимира. В 1812 г., надо думать, храм не пострадал. В 1819 г. в церковь Рождества Богородицы дворовым графа Орлова А.Г. Шершневым был пожертвован колокол весом 187 пудов 10 фунтов, отлитый в Москве на заводе Богданова. В 1823-32 гг. в церкви был устроен левый придел – во имя Архистратига Михаила в память разобранной Архангельской церкви в соседней деревне Ананьино.
В 1842 г. о. Илариона сменил его зять – священник Павел Яковлев Смирнов, прослуживший в Талеже 38 лет. При о. Павле в 1846 г. было перестроено завершение Талежской церкви – вместо пяти шпилей был сооружен один большой купол. С этого времени церковь уже не перестраивалась. В период настоятельства о. Павла продолжались благодеяния церкви со стороны потомков храмоздателя – помещиков Орловых-Давыдовых. Селом в это время владели супруги Владимир Петрович и Ольга Ивановна Орловы-Давыдовы. Ольга Ивановна славилась своим благочестием и благотворительностью. К 1855 г. относится сделанный ею вклад в Талежскую церковь – напрестольный крест с надписью: «Яко Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный. Крест хранитель вселенныя, крест красота церкви, Крест Царей Держава, Крест верных утверждение, Крест Ангелов слава и демонов язва».
В 1871 г. церковь была наконец внутри расписана. Также заново были написаны иконы в иконостас Богородицерождественского придела. Известно, что при о. Павле велась церковно-приходская летопись, рекомендованная для всех епархий в 1866 г. Святейшим Синодом. В 1878 г. совсем недолго вместе с о. Павлом Смирновым служил диакон Ф. К. Смирнов – отец священноисповедника Павла Федоровича Смирнова (+ 1938; память 16 февраля/1 марта).
В 1879 – (предположительно) 1920 гг. настоятелем церкви был священник Павел Васильевич Величкин. Отец Павел Величкин вместе со своим причтом написал в 1892 г. неопубликованную до сих пор рукопись «Статистические сведения о первоначальном устроении храма и переменах впоследствии произведенных села Талеж Серпуховского уезда Московской епархии». Именно на время настоятельства о. Павла пришелся мелиховский период жизни и творчества Антона Павловича Чехова. О. Павел был знаком с писателем по школе с. Талеж, где первый состоял законоучителем, а второй – попечителем. Поэтому в школе с. Мелихово экспонируется похвальный лист ученику талежской школы Ивану Стопкину с подписями обоих. Отец Павел был в гостях у А.П. Чехова в Мелихове, был также корреспондентом писателя.
При о. Павле Величкине в 1885 г. деревянные решетки в ограде были заменены металлическими. В 1899 г. в церкви было сделано духовое отопление. А в 1901 г., как свидетельствует настенная надпись, расположенная в юго-западном углу храма, церковь была украшена. За свои заслуги отец Павел в 1918 г. был награжден камилавкой.
В 1920 г., видимо, в связи с кончиной о. Павла Величкина, в причте храма произошло перемещение. Диакон храма о. Михаил Алексеев Смирнов был рукоположен в священники, а псаломщик Владимир Васильев Подобедов – во диакона. Несмотря на наступившее после октября 1917 г. неспокойное время, церковь в 1927 г. собирались отреставрировать.
Во второй половине 1920-х гг., после закрытия соседней женской общины «Отрада и Утешение» в Добрынихе, в селе Талеж поселились пять монахинь из этого монастыря: Агафья (Шехорданова), Евдокия (Анцупова), Мария (Короткова), Параскева (Шехорданова) и Хиония (Сопова). Монахини Агафья и Евдокия числились в церкви уборщицами, монахиня Мария служила псаломщицей, а остальные две – монахини Параскева и Хиония сторожили церковь.
В 1929 г. о. Михаила сменил священник Сергий Павлович Смирнов. По свидетельству современников, о. Сергий активно отстаивал церковь от закрытия: служил молебны, призывал прихожан, количество которых он увеличил до 749, к отстаиванию храма, собирал деньги для уплаты налога за церковь. После закрытия соседних церквей, О. Сергий окормлял их осиротевших прихожан. В 1930 г. священник Сергий Смирнов организовал в селе по случаю престольного праздника торжество. Был приглашен епископ Иоасаф Серпуховской, который служил два дня подряд.
В 1931 г. прежний священник о. Михаил Смирнов и две монахини Агафья и Евдокия были высланы в Казахстан. А о. Сергий Смирнов с тремя другими монахинями: Марией, Параскевой и Хионией были заключены в Исправительно-трудовой лагерь. Однако о. Михаил Смирнов вскоре был освобожден и вернулся в село. Храм действовал до 1939 г.
Очерк М. Денисова. Источник — сайт подворья: http://talezh1.ru/podvore/istoriya-hrama/
Возрождение храма было долгожданным событием. Оно началось с момента причисления храма Рождества Пресвятой Богородицы в Талеже к Вознесенской Давидовой пустыни в 2006 г. Началось восстановление порушенной святыни и духовной жизни. Внешние работы были выполнены уже в 2007-2008 г.г. Тогда стены храма оштукатурили, установили медную кровлю, подняли купола. С 2011 г. начали совершаться регулярные богослужения по субботним, воскресным и праздничным дням.
Следующим этапом стала роспись храма. Перед началом росписи храма и изготовления иконостаса был отслужен молебен. Это было 15 февраля 2013 г. в праздник Сретения Господня. Освятили и установили главный колокол на колокольню храма Рождества Пресвятой Богородицы в Талеже 28 марта 2013 г. На колоколе, который весит 165 пудов (2700 кг), изображены четыре иконы: Преп. Давида — основателя и покровителя обители Вознесенской Давидовой пустыни, Благоверного князя Владимира – небесного покровителя правого придела храма, Архангела Михаила – небесного покровителя левого придела храма, Святителя Николая.
Великое освящение храма и Божественную литургию в новоосвященном храме возглавил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Торжество состоялось 9 сентября 2014 г. Храм воссоздан в былом великолепии. Купол сияет золотыми звездами. Стены храма украшают росписи, повествующие о евангельских событиях, а также о преподобном Давиде Серпуховском – основателе Вознесенской Давидовой пустыни.
Недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы в Талеже есть святой источник преподобного Давида Серпуховского. Здесь, по преданию, он молился. На святом источнике устроена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», рядом стоит часовня во имя преподобного Давида Серпуховского, звонница и купальни – мужская и женская. Источник преподобного Давида Серпуховского чудотворца является подворьем Вознесенской Давидовой пустыни.
http://talezh.ru/page/22/