Тала. Монастырь Неофита Затворника.

Монастырь был основан в середине 12 века монахом Неофитом, кипрским отшельником, автором религиозных произведений и исторических хроник. В небольшой пещере, которая вырублена самим Неофитом в скале, был сооружен храм, и в нем сохранились замечательные византийские настенные росписи, которые датируются 12 — 15 веками. На территории монастыря находится интересный церковный музей, а в монастырском храме хранятся несколько икон, написанных в 16 веке.

Источник информации: «Кипр. история и цивилизация «.

Преподобный Неофит, затворник Кипрский (1134 — не ранее 1220). Дни памяти: 24 января (5 февраля) (Греч.), 28 сентября (10 октября). Родился в 1134 году в деревне Левкара на Кипре. Желая избежать брака, к которому его понуждали родители, он в возрасте восемнадцати лет поступил послушником в монастырь святого Иоанна Златоуста в Куцувенди. Как признается сам Неофит в своем «Завещании» 1214 года, с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне его томило сильное желание безмолвной жизни. Приблизительно в конце 1158) года он прибыл паломником в Иерусалим, и в течение шести месяцев обходил палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Однако поиски не принесли результатов. Но однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что «его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла и что он преуспеет в другом месте». Получив откровение, он возвратился на родину, и нашел приют в горах близ источника реки в 9 километрах на северо-запад от Пафоса. 24 июня 1159 года, в день памяти святого Иоанна Крестителя, он вошел в пещеру Энклистра, которую избрал для своего подвижничества. Многими трудами он почти целый год расширял ее, закончив работу к 14 сентября 1160 года. Он полностью заложил восточный вход в пещеру и оставил только один вход с юга. Внутри разделил пещеру стеной, в глубине ее обустроил келью с приготовленной могилой, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол. Пещеру он посвятил Святому Кресту. Подвижник прожил в одиночестве, которого так желал, одиннадцать лет. Но Пафский архиерей настойчиво уговаривал его стать священником и взять ученика. В 1170 году епископом Пафским Василием Киннамом (1166–1205) преподобный отец был рукоположен в сан священника. Начиная с этого времени жилище отшельника постепенно стало превращаться в скит с небольшим числом братии, а затем — в общежительный монастырь, живущий идеалами отшельничества. Приблизительно в 1187 году Неофит написал первый устав монастыря. Более 60 лет подвижник неустанно читал и изучал книги, которые брал у епископов соседних епархий — Пафской и Арсинойской, занимаясь также составлением духовных сочинений. Но так как образование его не было законченным — в обители Куцувенди Неофит получил только начальное, — эти произведения были написаны не высоким церковным стилем той эпохи, а разговорным греческим языком. К тому же преподобный Неофит писал на кипрском его диалекте, первым обратившись к этому наречию в письменных трудах. Его обширное писательское наследие делает его величайшим греческим автором средневекового Кипра. Преподобный Неофит Затворник брал за образец «лаврские и общежительные училища философии», которые основывал преподобный Савва Освященный в тех местах, куда приходил. В своей Пафской обители подвижник заложил основы той культуры воспитания и систематического духовного образования, которая предполагает малое число иноков. Слава Неофита привлекла такое множество паломников, что в 1197–1199 годах он вырубил пещеру в скале над церковью Честного Креста — Верхний Затвор, или «Новый Сион», как он сам назвал ее, откуда наблюдал за строительством и росписью монастыря. Здесь, в своей новой келье, он продолжил аскетические подвиги, и лишь по воскресным дням выходил, чтобы наставлять своих учеников. Тут он написал и большую часть своих книг, вновь обрел столь возлюбленное им безмолвие. В 1214 году преподобный Неофит составил последнюю редакцию устава — «Завещание». После 1220 года о подвижнике уже не встречается никаких свидетельств. Энклистра святого Неофита была не только самым влиятельным монашеским центром Пафоса, но также и центром церковного искусства. После кончины преподобного Неофита Затворника в монастыре святого Затвора продолжалась традиционная монастырская жизнь, а насельники по преимуществу занимались сельским хозяйством. Святой Неофит почитается наиболее выдающейся фигурой кипрского монашества XII века.
Источник : http://coollib.com/b/298632

Святой Неофит оставил подробное описание основанного им скита, написанное в 1214 году :
«Немного спустя после скита мы построили ворота …. и затем пекарню, кухню, склад для урожая, различные кельи и еще две в саду; также кельи возле фонтана, нижние использовались как конюшня и амбар, а верхние для жилья; затем кладовая и веранда с пятью арками над ними, и в этих арках высечена трапезная; далее притвор и ризница над ними и выше Святилище, в котором я участвую в евхаристии и слушаю священные гимны, и выше Святилища – более новый скит «Новый Сион». Вся работа – это работа Промысла Божия. И другая келья, названная кельей Святого Иоанна Крестителя, высеченная в скале, а также Основное Сооружение над горным потоком со множеством арок, построенных более старательно».
Сохранились лишь немногие из упомянутых Святым зданий. Веранда с пятью арками, вероятнее всего сохранявшаяся до 1735 года, когда русский паломник Василий Барский посетил монастырь и сделал рисунок, позже исчезла и была замещена деревянным строением, которое уже разрушилось в конце 19 века. В 1963 году для того, чтобы подпереть скалу, в которой высечен скит, была сооружена новая аркада из пяти арок. «Святилище», большая часть «Нового Сиона» и келья Святого Иоанна Крестителя сохранились.
Святого Неофита сменил на должности настоятеля скита Исаия, которого он сам назначил своим преемником. Монастырь продолжал существовать и расти в 13-15 веках. Главная церковь монастыря и первый круг келий были, вероятно, построены в начале 16 века, на деньги, данные монахом Неофитом, которого называют «новым основателем». В 1570 году Кипр был завоеван турками, которые систематически грабили остров, в том числе и монастырь Святого Неофита. В 1585 году по приказу султана Мурата монастырь был закрыт , и монахов заставили разойтись. Главная церковь в то время потеряла большую часть стенных росписей. Возродился монастырь при настоятеле Леонтии, стараниями которого в 1611 году получил статус ставропигиального и получил независимость от епископов Пафоса. После смерти настоятеля Леонтия монастырь опять стал приходить в упадок. В 1735 году в нем было три монаха, десять келий.Место могилы Святого Неофита было забыто. В 1756 году, при настоятеле Афанасии, могила и мощи Святого Неофита были найдены и перенесены в главную церковь монастыря. Первое издание трудов Святого Неофита было осуществлено в 1779 году и продолжается до сих пор.
Источник: А. Папагеоргиу «Монастырь Святого Неофита. История и искусство (Краткий путеводитель), Никозия, Кипр, 1999, С. 11-16.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?