ТАЙНА ЯРОСЛАВСКИХ ИЗРАЗЦОВ

Друзья, сегодня я хочу поделиться с вами удивительной историей возрождения ярославской архитектурной керамики – многоцветных поливных изразцов, производство которых существовало в городе до конца XVII века. Потом секретная рецептура была забыта, ведь Петр приказал «переиначить» русский изразец на манер голландских кафлей, для чего выписал мастеров из-за границы. И лишь три столетия спустя советский керамист Алексей Егоров сумел воскресить давно забытое искусство. Как же ему это удалось?

Алексей Алексеевич перевидал множество старинных фолиантов с рецептами изразцов, только вот после их прочтения загадок становилось только больше: «Взять хотя бы меры — все в фунтах, лотах, золотниках, гранах, по старинке. Казалось бы, ясней ясного — переводи в граммы да отвешивай. Ан нет! Фунт-то, он разный бывает — русский, английский, немецкий, и все они по весу разные. Попробуй узнай, какой имел в виду автор?» Но самое-то главное, про что молчали книги — это техника обжига, ведь каждый дополнительный градус и минута в печи напрямую влияют на финальный результат.

Так как же Егоров смог разгадать загадку? На этот счет он говорил следующее:

«Мой главный секрет в том, что состав поливы я ищу не тем путем, что шел к нему художник XVII века, а наоборот, обратным, что ли. Ведь он тогда чистых веществ не имел, а добывал их из природных материалов, обрабатывая которые, стремился к чистоте компонентов, но до конца ее не достигал. В этом-то весь и фокус, ведь сумей тогда керамист получить чисто-белую эмаль, у него бы кафельная плитка для ванной вышла. А ты глянь на единорога — вроде белый, а не белый, с сероватой патиной, а вон и красно-бурые прожилки! У меня же все вещества химически чистые, и моя задача… загрязнить их! Вот я в белую эмаль, чтобы сероватый оттенок получить, и добавляю одну сотую процента хромистого железняка. А теперь отличи старый изразец от новодела?»

Мастер признавался, что как-то раз в одном московском музее увидел печи, которые лично реставрировал, и так и не смог понять, «какие изразцы мои, а какие от боярина остались».

P.S. А на фото Церковь Богоявления в Ярославле, керамическое убранство которой возродил Алексей Егоров.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?